СБ, 20 июля 2019 | В Нижнем Тагиле:+25.5°C

Тагильские истории. Тагильские памятники (часть 2)

…Прошлый выпуск «Тагильских историй» вызвал неоднозначную реакцию некоторых наших Читателей, которые почему-то поголовно захотели остаться анонимными. Некоторые из них, видимо, восприняли отдельные моменты, связанные с памятниками нашего города, как личное оскорбление, о чём незамедлительно заявили в комментариях. Это нормально. Эпоха всеобщего «одобрямса» прошла, и информационные ресурсы открыты для дискуссий. Особенно порадовал тот факт, что среди наших Читателей есть профессиональные филологи и корректоры.

…Но прежде, чем продолжить рассказ о памятниках нашего города, коротко о ближайших планах этой рубрики.

В следующий вторник, 6 августа, появится третья часть рассказов о тагильских памятниках, после чего мы планируем на время оставить эту тему в покое, и обратиться к другим страницам истории нашего города.

Мы познакомимся с настоящим основателем Нижнетагильского завода, и попробуем разобраться в тайнах острова Сосновый; расскажем о том, чем клеймили продукцию на демидовских заводах и
обратимся к легендам и фактам, связанным с подземными ходами Нижнего Тагила. А, кроме того, Читатель узнает реальную историю появления Демидовых на Урале, и познакомится с биографией и делами выдающегося тагильского механика, геолога, изобретателя Фотия Ильича Швецова. Так же Читатель сможет узнать об истории появления металлургических заводов на Урале в XVII – XVIII веках, и о том где впервые появились тагильские пароходы.

А пока, продолжим…

*** *** ***

…Самым известным памятником, имеющим отношение к Нижнему Тагилу, безусловно, является Статуя Свободы — Liberty Enlightening the World или, как её чаще называют жители Соединённых Штатов, «Леди Свобода», установленная на острове Бедлоу, что расположен в трёх километрах от Манхэттена (Нью-Йорк). Среди тагильчан с незапамятных времён ходит легенда, что «Статуя Свободы» сделана из тагильской меди. Так ли это?

…Забавно, но сами американцы точно не знают о происхождении материалов, из которых состоит памятник. По официальной версии, саму «Свободу» изготовили во Франции из меди, закупленной в Норвегии, а основание монумента изготовили в США из цемента, купленного в Германии. Мало кто знает, что установка этого памятника была совместным франко-американским проектом. Причём, проектом вовсе не государственным.
Но некоторые американские историки утверждают, что изготовлением медного листа, из которого собрали «Леди Свободу», занимался «мистер Демидофф».

Французские источники также не баловали обилием информации: до недавнего времени было известно лишь, что детали памятника были изготовлены на судоремонтном заводе «Martini», на Чёрном море. На этот счёт имеются документальные свидетельства.

001_Открытие памятника Свободы_худ. Э. Моран
Открытие памятника Свободы (худ. Э. Моран)

Поисками истины несколько лет назад занялись тагильские краеведы-любители.
Довольно быстро выяснилось, что французский завод «Мартини» находился в городе Николаев, и в 1895 г. был приобретён бельгийским «Анонимным обществом корабельных верфей, мастерских и плавилен в г. Николаеве» и назывался «Общество судостроительных, механических и литейных заводов». В 1911 г. он перешел французскому «Обществу Николаевских Заводов и Верфей» и стал называться «Наваль». Ныне, это Черноморский судостроительный завод. Правда, на самом заводе о причастности к рождению Статуи Свободы знали тоже на уровне слухов.

Параллельно, преимущественно по частным каналам, шли поиски во Франции и Соединённых Штатах.

И вскоре стали известны некоторые интересные факты. Например, что автор Статуи Свободы — французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди ещё в 1860 году обращался к Анатолию Николаевичу Демидову за помощью «в приобретении сорока тонн меди для реализации проекта «Свет Азии» в Египте», и «встретил полное понимание с его стороны». Те, кто интересовался историей создания этого памятника, знают, что изначально эта исполинская дама планировалась к установке в Порт-Саиде, и должна была называться «The Light Of Asia» — «Свет Азии». Но тогда у египтян не было средств на доставку и установку памятника, и Бартольди отказали.

Обнаружились и таможенные документы на 214 маркированных ящиков с частями памятника, где пунктом отправления значился город Николаев. Возникал вопрос: если «Леди Свобода» была изготовлена в России, зачем было везти для неё медь из Норвегии? Не слишком ли накладно?

Разгадка нашлась в воспоминаниях Марии Павловны Демидовой-Абамелик-Лазаревой и письмах Елима Павловича Демидова, найденные в архивах Софии Илларионовны Воронцовой-Дашковой.

Дело в том, что инициаторами проекта выступили французские и американские масоны. Они организовали сбор средств на памятник по обе стороны океана, и они же финансировали все расходы по реализации проекта. Кстати, и сам отец «Леди Свобода» — Фредерик Бартольди – с 1875 года являлся членом Эльзасско-Лотарингской масонской ложи. Но в России масонское движение было запрещено ещё в 1822 году высочайшим рескриптом Александра I. Демидовы же в те годы тайно поддерживали тесные связи с масонами Франции и Германии, и обращение к ним напрямую могло бы скомпрометировать уральских заводчиков в глазах царя. Вот тогда то и была придумана «норвежская схема», которая давала возможность Демидову поставить медный лист для памятника, не вызывая подозрений у властей.

Однако, медь на Статуе Свободы не тагильская. Точнее, тагильская наполовину.
Медную руду Демидовы купили у заводчиков Пашковых, которые тогда владели знаменитыми Верхоторскими рудниками и Воскресенским заводом под Уфой. Пашковы бились за сохранение своего производства, и отчаянно демпинговали на рынке, прося за руду самую низкую в России цену. Купленную руду перевезли в Нижний Тагил, где из неё изготовили медный лист. А уже из Тагила медь поехала в Николаев.

Но оказалось, что медные «одежды» Свободы не единственный вклад Демидовых в этот памятник.
Не так давно выяснилось, что в основании постамента «символа свободы и демократии» наряду с прочими были использованы стальные рельсы фирмы «Гловер», которая занималась постройкой паровозов и прокатом рельсов. А железо для своих изделий «Гловер» закупал у Демидовых.

Такова вкратце история тагильского вклада в создание одного из самых известных памятников в мире…

…Но перенесёмся из Нью-Йорка домой, в Нижний Тагил.

Есть в нашем городе ряд памятников, существование которых вызывает у последнего поколения недоумение и даже непонимание. Отчасти, просто потому, что юные тагильчане не знают, кому и за что установлен монумент. Например, памятник Григорию Быкову, что стоит на улице его же имени.

Признаться, даже те, кто родился в Тагиле в начале 60-х, знали о Быкове крайне немного.
А между тем, Григорий Семёнович Быков в официальных источниках значится, как первый рабочий корреспондент Нижнего Тагила и «великан рабселькоровской армии». Известно было так же, что в апреле 1935 года он был злодейски убит бывшими белогвардейцами и кулаками, которые гуляли бандой в пригородных лесах.

114.97 КБ

О нём писали только, как о гениальном рабочем писателе и журналисте, «положившим жизнь на алтарь строительства светлого будущего трудового народа». Но история Григория Быкова не так проста и однозначна.

Рано лишившись отца, в 1918 году 12-летний Гриша был вынужден пойти зарабатывать, чтобы кормить семью —  больную мать, престарелую бабушку и двух малолетних братьев. Работать Грише не понравилось и он, даже не сказавшись родным, отправился бродяжничать.

Пока будущий гений пролетарского пера шатался по городам и весям, мать, братья и бабушка умерли от голода и тифа. Вернувшись в Тагил в возрасте 17-и лет, Быков поступает на работу на рудник, где сразу же, если верить официальной версии, и открывается его писательский талант.

На деле же, всё обстояло не так гладко.
В 19-ть лет Гриша женился, и его избранница с удивлением обнаружила, что суженный совсем не умеет ни читать, ни писать. Но, так или иначе, в 1930 году в газете «Рабочий» впервые была опубликована его статья. А дальше – больше.

Большинство современных тагильчан понятия не имеют, о чём писал рабочий Быков.
Слабо представляло себе это и предыдущее поколение. Оказывается, ничего особо выдающегося его творчество собой не представляло. Григорий Быков подвизался на благодатной в ту пору теме — вскрывал недостатки и разоблачал вредителей. Причём, зачастую под «острое революционное перо» рабкора попадали и совсем невиновные люди. Вплоть до середины 70-х ходили по старой Вые мрачные слухи о нелицеприятной деятельности Гришки Быкова.

В 1934-м Быков уже депутат городского совета, заместитель начальника финсекции горсовета, член редколлегии. Вместе с другими менее именитыми рабочими корреспондентами он создаёт группу по содействию прокуратуре, которая выявляла всевозможных спекулянтов, торговцев, бывших белогвардейцев, добиваясь конфискации их имущества и лишения избирательных прав.

В конце концов, 12 апреля 1935 года Быкова нашли зарезанным близ того места, где ныне стоит памятник ему. По делу об убийстве рабкора арестовали немало так называемых «бывших». Непосредственными убийцами были признаны сын бывшего белобандита Яков Мокров и сын кулака Иван Сеченов. Их и расстреляли. Остальные 13 человек, проходящих по делу, отделались различными сроками заключения. Никто из 15 арестованных своей вины не признал.

Спустя много лет выяснилось, что в 15 апреля 1935 года Быков должен был отправиться на учёбу в Свердловск. В день убийства он получил очень приличные командировочные и по пути домой завернул в пивную. Известно было и имя того, с кем он выходил из пивной. Но тогда, в 1935-м, версия банального ограбления даже не рассматривалась следствием…

…Памятник пролетарскому писателю Алексею Петровичу Бондину — в прежние годы весьма известной в Нижнем Тагиле личности — установлен, как и полагается, на его могиле. Вот только могила писателя располагается не на погосте, а в главном городском Парке Культуры и Отдыха. Так получилось.

122.41 КБ
Памятник А. П. Бондину

В отличии от Быкова, Алексей Петрович Бондин был настоящим писателем и журналистом.
Его статьи, очерки, рассказы и повести публиковались в различных журналах и газетах, выходили отдельными книгами. Его творчество высоко ценили Максим Горький и бригадный комиссар Булыга, известный нам больше, как писатель Александр Фадеев, а в 1934 году Алексей Петрович стал членом Союза писателей СССР.

Некоторые историки полагают, что своей известностью в литературных кругах Бондин был обязан дружбе с Павлом Петровичем Бажовым, который был известен в ту пору не столько как писатель, сколько как выдающийся чекист и ЧОНовец… Впрочем, это уже другая история.

…Одно время Нижний Тагил испытывал острый недостаток в памятниках и, видимо, поэтому тагильчане в какой-то момент своевольно приравняли садово-парковую скульптуру к разряду памятников.

Так произошло со скульптурной композицией московского художника М. Г. Манизера, названной автором «Юность. В стране радости и счастья».

121.26 КБ

Скульптура была подарена городу московскими и ленинградскими деятелями культуры, жившими в городе в эвакуации, в знак благодарности за оказанное гостеприимство.

Когда «Юность…» появилась в маленьком садике возле Музея изобразительных искусств, в среде местной интеллигенции её тут же окрестили «Памятником освобождённому сексу», по аналогии с «Памятником освобождённому труду» (оригинальное название «Давид освобождённый»), который украшал главную площадь Свердловска в период с 1920 по 1926 гг.

002_Ванька-голый 2
«Памятник освобождённому труду», он же «Давид освобождённый», он же «Ванька голый»

Свердловчане, давшие памятнику прозвище «Ванька голый», пять лет настойчиво требовали от местного Совета надеть на шестиметрового мужика хотя бы фартук. В конце концов, колосса с площади убрали. Во время демонтажа, «Освобождённый труд» нечаянно упал, расколовшись на несколько частей. Горожане с энтузиазмом собрали Ванькины останки и торжественно утопили в пруду.

Жители Нижнего Тагила оказались более терпимыми к обнажённой натуре, и даже с гордостью показывали её гостям города. Более того: ни у кого, даже у партийных деятелей города, никогда не возникало мысли надеть на молодых людей нижнее бельё.
Кстати, никаких поверий, связанных с гениталиями парочки, среди тагильчан не существует…

…Не так давно, к «Юности…» подселили ещё одну скульптуру, которая в кругах, близких к автору произведения, носит название «Лесная нимфа».

004_Лесная нимфа
Лесная нимфа

Первоначально, «Нимфа» была установлена на Вагонке, в скверике между бывшими магазинами «Галантерея» и «Парфюмерия», на пр. Вагоностроителей. Но аборигены почему-то с первых дней невзлюбили сидящую, декольтированную молодую женщину с копытами вместо ног. Бедняжку не раз обливали краской, постоянно устраивали у постамента свалки мусора, а злобные старухи без конца писали районным властям жалобы с требованием снести «дьяволицу». И, в конце концов, чтобы спасти «Нимфу» от линчевания, скульптуру перевезли в более цивилизованный район города…

…Было бы странно, если бы в Нижнем — родине первого российского паровоза — не стояло бы памятника этому самому паровозу. И таких памятников стоит аж два. Но всё же первый памятник тагильскому паровозу появился в Свердловске в 1978 году у здания ДК железнодорожников.

106.43 КБ
Памятник паровозу Черепановых в Свердловске (фото 1978 г.)

А в Тагиле памятники черепановским паровозам взошли на постаменты уже в «перестроечный» период, когда в полный голос заговорили о создании «города-музея» и «Демидов-парка».

Почему «паровозам»? Потому, что паровозов было два. А точнее — три.
Здесь надо сделать небольшое отступление в историю…

…Свою первую паровую машину крепостной плотинный Ефим Алексеев Черепанов построил в 1820 году. Машина приводила в движение токарный станок и заменяла труд двух рабочих. Изобретение продвинуло его автора по карьерной лестнице из плотинного в старшие механики. После чего при заводах и рудниках появились другие паровые машины — рудоподъемные, водоотливные, винторезные, строгальные. В 1824 году Ефим был поставлен во главе «Механическаго заведения» при Выйском медном заводе и повышен до главного механика. Формально «заведение» предназначалось для прохождения практики недорослями, обучающихся в Выйском училище (говоря современным языком, это был своего рода учебно-производственный комбинат). В основном же во дворах этого УПК разрабатывались и создавались различные ноу-хау для демидовских шахт и заводов. В 1830-м Ефим сотоварищи предложили хозяевам целый пакет проектов, связанных с использованием силы пара. Часть этих проектов была отвергнута, часть принята. В числе принятых к производству был и «пароходный дилижанец для перевозки руды, угля и дров». Ефиму и его старшему сыну Мирону были даны «вольные», десять тысяч рублей серебром для реализации проекта и обещание отпустить на волю весь род механиков, если «пароход сей будет построен и проедет хошь версту». Так что к постройке паровоза Черепанов-отец и Черепанов-сын приступили уже вольными людьми.

Официальной датой пуска первого паровоза считается 1834-й.
Однако есть все основания полагать, что ходовые испытания произошли двумя годами раньше: в 1833 году Ефим Черепанов получил от царя серебряную медаль «за создание уникальной паровой машины», а в перечне всех черепановских изобретений на звание уникальной подходит только паровоз…

Первый паровоз сделал несколько показательных рейсов, и вскоре был поставлен на прикол. По другим данным, он был вывезен Анатолием Демидовым во Флоренцию. Второй паровоз, который построили знаменитые тагильчане в 1835 году, был в два раза мощнее первого и уже реально работал на Меднорудянском (Швецовском) руднике в течении пяти лет.

В 1839-м Черепановы построили третий паровоз. Он стал действующим учебным пособием при Выйском училище, а в 1903 году был передан в Музей железнодорожного транспорта Петербурга.

…Что касается памятников первому паровозу в Нижнем Тагиле, то один из них стоит у входа в городской краеведческий музей, а второй во дворе дома-музея Черепановых:

104.90 КБ 165.36 КБ

Сами паровозы не настоящие. Это макеты: паровоз, стоящий у краеведческого музея был изготовлен в 1948 году, а его брат создан на полвека позже…

*** *** ***

В третьей части нашего рассказа Читатель узнает о забытых памятниках, памятниках, которые ставить было необязательно, и памятниках, чья история была искажена или приведена к общему знаменателю.


• При подготовке использовались документы ГАСО, письма из архива М. П. Демидовой-Абамелик-Лазаревой (Флоренция), частного архива Воронцовых, архивы автора.
• Все фотографии заимствованы из открытых источников

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

59 комментариев

  1. скульптуру перевезли в более цивилизованный район города…-автору за такое сибаритство щелчок по лбу :angry:

    Ответить
    • Оставьте этот местно-патриотический задор. :biggrin: Автор родился и 32 года прожил на Вагонке.

      Ответить
      • поэтому знает о чем говорит;)
        кстати, живу на Вагонке

        Ответить
        • ну всё,сдаюсь :biggrin:

          Ответить
          • Вагонка — замечательный район. Был. К сожалению, последние 20 лет району хронически не везёт ни с царём, ни с боярами. Да, и менталитет местных сильно пострадал в связи с переменами.

            Ответить
    • Вот с языка снял.

      Ответить
  2. Значит правда — значит приложили тагильчане руку к статуе Свободы :cool:
    На счет Быкова тоже было очень интересно почитать. Ничего про него не знал, хоть живу от памятника в 5-ти минутах ходьбы.
    Спасибо за материал — интересно узнать историю своего города.

    Ответить
  3. а станция узкоколейки Кедун-Быково к Быкову не имеет отношения? если нет, тогда какого «Быкова» «кедун» и почему?

    Ответить
    • Имеет, и самое прямое.
      Станция «Узловая» переименована в «Кедун-Быкова» в честь Г. Быкова и сотрудника его «группы содействия прокуратуре» Д. Кедуна. Последнего убили за месяц до Быкова — 13 февраля 1935-го.

      Ответить
      • Хорошее замечание вам сделали. Можно было бы включить эти сведения в повествование.

        Ответить
        • Сгинь, чума!
          Не хватало ещё, чтобы ты обвинял автора в собственном невежестве.
          И вообще: не тебе решать, что включать, что не включать.

          Ответить
        • Где вы увидели замечание?

          Ответить
      • спасибо за ответ!

        Ответить
      • Ув, Тагильские истории! Замечательный проект. Особо как Вы корректны в отношении «критиков» ну типа Шалфея всезнайки. Вся Ваша инфа подкреплена фактами. А Этот клоун только свои «3 копейки» может засунуть. Спасибо Вам!

        Ответить
        • Спасибо!

          А «критики типа Ш.» неизбежны. Не стоит обращать на них внимания. :-)

          Ответить
        • Чем нормальный коммент отличается от «трёх копеек»?! Я всего лишь внёс коррективу, высказал пожелание, как и некоторые другие читатели!! Поменьше внимания ко мне!

          Ответить
  4. Очень интересно! Первый раз читаю данную тему, полезла читать предыдущие две ) Про Быкова вопрос возникал каждый раз когда мимо проходили))))

    Ответить
  5. фотографии взяты с фототерры?

    Ответить
    • Откровенно говоря, не помню.
      А что такое «фототерра»?

      Ответить
      • Просто название сайта. Там много разных фоток, особенно пейзажей.

        Ответить
  6. Что ж, статья интересная, познавательная. Особенно мне понравилась та часть, где рассказывалось про обнажённые скульптуры — про то, как в Свердловске события складывались… Всегда недоумение возникало, когда мимо сада музея искусств проходил. Кстати вы не упомянули ещё об одной обнажённой паре — в ПКиО «Железнодорожников», на М.Кушве. Она-то поизвестнее будет. И жаль, что старуя «Свободы» не целиком покрыта тагильской медью, а лишь частично… И паровозы не настоящие, а лишь макеты!.. Что ж, надеюсь, в следующей части будет меньше разочарований.

    Ответить
    • Эта пара?
      [img]http://vsenovostint.ru/wp-content/uploads/comment_images/post-31890/2013/7/54d5d1f77b10110fa9c95e3acc101a05.jpg[/img][float=center]

      Она ничего особенного из себя не представляет. Всё, что ней можно сказать, это то, что её изготовили из некачественных материалов и с нарушением технологии. :-)

      Ответить
      • Шалфей… Я понимаю, что это обычная парковая галатея. Однако скульптура эта более известна, чем та, которая стоит в саду музея искусств.

        Ответить
        • Тебя кто из бана выпустил?

          Ответить
          • Сам вышел. Надоело мне в бане сидеть!.. Что?!! Я уже 3 суток в бане отсидел!! Слушай, Кристобаль, я ведь просто пытаюсь тут нормально общаться! У меня нет цели засрать хорошую тему. Так что не надо больше меня банить!.. Я не знаю, что у тебя за отношения с редакцией, но похоже ты их новый фаворит — кого скажешь, того они и банят!.. И непонятный симбиоз с Tagilstories тоже вызывает мои подозрения…

            Ответить
          • Шалфей, у тебя уже шарики за ролики закатились с твоей бредовой теорией всемирного заговора против тебя :)))))))))))))

            Ответить
          • Фаварит в редакции — это ты. Причём, вечный фаворит. :biggrin:

            Ответить
          • :getlost:

            Ответить
            • Я гляжу у вас междусосбойчик интимный, сборище словестных маструбаторов :-)

              Ответить
  7. Д.Г., вот еще полезная ссыль http://vk.com/roomple — ребята снимают клёвые проекты об истории екатеринбурга. вам бы с ними задружить, о Тагиле б нечто похожее снять!

    Ответить
    • Спасибо!

      Ответить
    • эти проекты, кстати, на Тагил-ТВ с весны показывают в рамках сотрудничества

      Ответить
    • С удовольствием бы приняла участие в таком проекте для Тагила! Люблю наш город, увлекаюсь видеосъемкой и есть огромное желание сделать подобный проект про Тагил, тем более, что «Тагильские истории» — это кладезь ценнейшей и интереснейшей информации! Но конечно, чтоб все это было на уровне нужна команда!

      Ответить
      • Очень хорошо!
        Сейчас потихоньку подбираются люди, заинтересованные в развитии проекта.
        Напишите свои предложения и соображения на tagil.stories@mail.ru

        Ответить
        • Интересно все! Проект года! Респект Вам!

          Ответить
  8. Это вам спасибо за позитиффф!!!!!! //ваша читательница Коршун)

    Ответить
  9. БАРБУДОС.
    Хотелось бы узнать о памятнике белочехам на территории Детского городка, и всё что связано с этой историей. Ну хоть не всё, но что-нибудь.

    Ответить
    • Почему «хоть не всё»? Можно и всё. :-)
      В следущем выпуске как раз планировалось.

      Ответить
  10. БАРБУДОС.
    Кстати, рекомендую почитать рассказы А.П. Бондина о собаках.

    Ответить
    • В частности,рассказы «Лапко» и «Любочка».

      Ответить
  11. БАРБУДОС.
    Уважаемый Tagilstories! Cейчас наша любимая городская власть готовится, извиняюсь за выражение, расхерачить Площадь Славы. Сегодня видел, как там начинают мародёрничать жители — выкапывать цветы. Собираются, говорят, вырубить 200 деревьев. Вы ведь зафиксируете как многострадальная Площадь Славы выглядит в настоящее время, на память? У меня, к сожалению, нет технической возможности.
    И в связи со всем этим было бы интересно узнать ис торию Площади Славы.

    Ответить
    • Про Площадь Славы не слышал. Собирались реконструировать сквер от ул. Коминтерна до к/т «Россия».
      А то, что цветочки воруют, так это на Тельмана, 40 надо. Кстати, с Театральной площади тоже бабки выкапывают.

      Ответить
      • Спасибо за интересные рассказы. Было бы еще интересно почитать об истории храмов. У них ведь тоже такие непростые судьбы. )))) хотя может быть уже и было что-то… я могла пропустить. …

        Ответить
        • Честно говоря, в ближайших планах такого нет.
          Но, думаю, о тех, о которых стоит рассказать, мы расскажем.

          Ответить
  12. а еще на ГГМ в районе пр. Уральский, 64 есть (была) могила неизвестному солдату времен Гражданской войны. на ней небольшой памятник — звезда в венке. мы в детстве (в 80-х годах) октябрятами ее красили каждый год. говорили, что это могила летчика, которого сбили… долгие годы она стояла заброшенная, но никто этот памятник не трогал. начали строить «Ленту » и памятник на могиле разрушили… есть ли какие-либо сведения об этом летчике и т.п.?…спасибо.

    Ответить
    • Вряд ли это была могила лётчика.
      С 12 августа по 21 сентября 1918 г. в Нижнем действительно базировался Пятый социалистический авиаотряд из 3 истребителей и 10 бомбардировщиков. Но потерь среди личного состава тогда не было. Один самолёт был сбит в р-не оз. Таватуй, но оба пилота остались живы и выбрались к своим.
      Один самолёт из этого соединения разбился в Кушве, во время передислокации в 20-х числах октября. Но лётчика похоронили там же. В дальнейшем отряд был передан в состав 25-й дивизии, которым командовал В. И. Чапаев.

      Чья это была могила, так, с ходу, сказать не могу.
      Будем искать.

      Ответить
    • Возможно, Вам будет интересен этот материал. Тут как раз о могиле неизвестному солдату времен Гражданской войны и о многом другом.
      http://egor-bychkov.livejournal.com/204965.html

      Ответить
      • Какие-то некрофилы писали.

        Ответить
  13. РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА сообщает:
    В Нижнем Тагиле же некоторое время существовала и своя статуя Свободы. Как ни странно, «двойник» символа США был создан под влиянием установления советской власти: «монумент Павшим за Свободу», включавший гипсовую копию статуи, в 1918 году создали на месте памятника Александру II.
    Источник: rg.ru/2013/08/05/statuya-svobody-site-anons.html
    какой-то неизвестный факт

    Ответить
  14. А может остров называется остров Либерти? Ранее это был Бэдлоу, но сейчас это Либерти.

    Ответить
  15. Ищите в архивах старых гальянских школ. На старой Гальянке, на Голом камне. Насколько я знаю, возле этой могилы учеников школ принимали в пионеры. Возможно, сохранились записи или фото, а также воспоминания. Это самый реальный путь.

    Ответить
  16. Прошу прощения, мне кажется, что в подписи к фото макетов паровозов вкралась неточность.Стоящий возле музея (на снимке слева) — «новодел». А макет 48-го года, я помню, когда-то стоял в музее, и тетенька говорила, что чисто внешне он изготовлен по подлинным чертежам. Подтверждение тому — гляньте на левое фото. Дверка с переднего торца локомотива не может открываться, а должна, имхо.

    Ответить
  17. А зачем сюда пустили шалпея, или шарпея, короче, этого халдея?

    Ответить
  18. Пятый Соц. авиаотряд прибыл из Петербурга в Екатеринбург 10.07.1918 в составе девять «Фарман-30» и три «Ньюпор-23» Командир отряда бывш. прапорщик Муратов. 25.07.18 красные оставили Екбург и отряд перебазировался в Пермь. 12.08.1918 на ст. Нижний Тагил прибыло 1-е отделение этого отряда, командир тот же Муратов, пилоты Пятницкий, Степанов, с ними комиссар отряда Крузе, на трех машинах — один «Фарман», два «Ньюпора». 21.08.18 Муратов на «Ньюпоре» перелетел к белым(!). 23.08.18 Степанов и, в качестве бомбардира, Крузе бомбили ст. Таватуй. Аэроплан был сбит, экипаж пешком вышел к своим. К этому времени остатки 1-го звена перебрались обратно в Пермь. Потом Пятый соцавиаотряд был придан 25-й дивизии (чапаевской).

    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: