СБ, 20 июля 2019 | В Нижнем Тагиле:+15.6°C

Тагильские истории. Кресты Камня Писаного

Река Чусовая – одно из красивейших мест на Среднем Урале, тесно связанное с историей развития промышленности в нашем крае. Издавна была она известна своим непростым нравом, а ещё более своими «бойцами», у которых нашли свой последний приют многие лодки, струги и коломенки. В XVIII – XIX столетиях Чусовая являлась главной транспортной артерией Горнозаводского округа. По реке ходили «железные караваны», гружённые продукцией многих уральских заводов. В наше время Чусовая является одним из тех мест, где можно не только насладиться красотами природы, но и потрогать историю руками.

DSC_0662

Безусловно, главными достопримечательностями Чусовой являются «камни» — высокие, от 10 до 115 метров, скалы, возвышающиеся по берегам реки. В среднем течении их около двухсот. Почти все «камни» носят названия (а то и не одно): Боярин, Часовой, Шайтан, Собачьи Рёбра, Столбы, Дыроватый, Печка и другие. Но одним из самых знаменитых «камней» безусловно, является Писаный.

Знаменит Писаный тем, что напротив него появился на свет один из самых известных людей на Среднем Урале — Никита Акинфиевич Демидов…

Nikita_A._Demidoff
Никита Акинфиевич Демидов

…О Никите-внуке много и хорошо писал Евгений Фёдоров в своей трилогии «Каменный Пояс», где Никита Акинфиевич представлен этаким положительным антиподом своим старшим братьям — Прокофию и Григорию Акинфиевичам. Они показаны в книге бездельниками и лоботрясами, совсем не ценящими фамильное дело и недолюбливающими младшего брата. Однако, в действительности картина с братьями была иная. Все трое прекрасно знали рудное дело и металлургию, разбирались в тонкостях производственных процессов, дружили семьями и поддерживали друг друга во всём…

Вообще, с образами Демидовых в нашей истории непросто.
Особенно нелегко тем, кто учил историю ещё в советские времена. В ту пору, начиная со средней школы, преподаватели впечатляли учеников и студентов рассказами о том, как царь Пётр I ковал подковы вместе с простым тульским кузнецом Никитой Антуфьевым, как он же отдал Демидовым половину Урала, как местные воеводы беспробудно пьянствовали и казнокрадничали. Начало этой исторической ахинее положил ещё «красный граф» Алексей Николаевич Толстой в своём романе «Пётр Первый».

Кое-что в тогдашнюю «официальную» биографию Демидовых было взято из «Каменного Пояса» Евгения Фёдорова. В частности, легенда о том, как Акинфий Демидов завещал всё своё состояние, заводы и недвижимость одному лишь сыну – Никите, в связи с чем двум другим Акинфиевичам ничего не оставалось, как бить челом императрице с просьбой отменить отцовское завещание.

В действительности, никакого завещания дискриминирующего Прокофия и Григория не было. Перед смертью, Акинфий Никитич разделил всё имущество между всеми своими детьми от обеих браков более или менее поровну. Конечно, невьянские заводы, доставшиеся Прокофию, во многом проигрывали тагильским заводам, которые отошли Никите, но жалобы якобы обделённых братьев императрице на отца-самодура – это художественный вымысел, продиктованный, скорее всего, идеологическими соображениями…

Тем не менее, Никита рос окружённый особым вниманием родителей. Причины этого изложены в двух версиях – официальной, и не очень официальной.

Версия не очень официальная гласит следующее.
Акинфий был женат дважды. Первая жена — Евдокия Тарасовна Коробкова, дочь тульского купца и заводчика Тараса Коробкова (того самого, который стал основателем знаменитых Каслинских заводов) родила мужу двоих дочерей – Марию (по другим источникам Евдокию) и Анну, и двоих сыновей — Прокофия и Григория. Акинфий же постоянно находился в разъездах между Тулой и Уралом, а потому домой появлялся редко, и воспитанием детей занимался дистанционно.

Не мудрено, что в народе поползли слухи, мол, Евдокия, скучая по мужу, похаживала «налево», а потому Прокопка и Гришка могут быть и не Акинфиевы вовсе. Верил Акинфий сплетням или нет — неизвестно, однако старался в Тулу наезжать как можно реже. В одну из поездок по Уралу, Акинфий встретил старую ведьму-вогулку, которая не только в подробностях рассказала Акинфию обо всех его сомнениях, но и открыла ему тайну рода: мол, все подлинные Демидовы должны рождаться и умирать в дороге. И Акинфий поверил…

…Здесь надо сказать, что доля правды в этой версии есть. Акинфий действительно имел странную склонность к обязательному посещению разных гадалок и ворожей и по поводу, и просто так. Ещё одно совпадение, которым любят оперировать приверженцы неофициальной версии: сам Акинфий упокоился так же в дороге, на пути с Урала в Тулу, отдав Богу душу 5 августа 1745 года на берегу реки Камы…

…Когда в 1720 году Евдокия Тарасовна приказала долго жить, Акинфий почти сразу же, как только стало можно (то есть через три года), женился вторично на купеческой дочке Ефимии Ивановне Пальцевой. Ранней осенью 1724 года, когда Акинфий вёз молодую жену на Урал, на берегу реки Чусовой, и родился Никита. Счастливый отец, вспомнив пророчества старой вогулки, расчувствовался и, как следствие, убедил сам себя в справедливости предсказания…

Официальная версия не столь красива и загадочна, но более правдоподобна.
Одна из дочерей Акинфия и Евдокии – Анна – в младенчестве умерла «по недогляду матери». Но Акинфий видел в гибели дочери и свою вину. Очевидно, женившись вторично, он старался всегда быть рядом с супругой, а после рождения детей уделять им как можно больше внимания. Вполне возможно, что в особом отношении к Никите свою роль сыграли и непростые поначалу отношения между Ефимией Ивановной и пасынками…

Но вернёмся на Чусовую.

Место рождения Никиты Акинфиевича отмечено сразу двумя памятными знаками. Один из них — менее известный — на самом «камне», представляет собою высеченный на скале крест двух метров в высоту и около полутора в ширину, с надписью. Надпись на кресте просто обращает внимание на другой берег реки: «Против сего креста на другой стороне реки, на лугу, где поставлен каменный крест с надписью: 1724 года сентября 8 дня на сем месте родился у статского действительного советника Акинфия Никитича Демидова, что тогда был дворянином, сын Никита, статский советник и кавалер святаго Станислава, поставлен тот крест по желанию его 1779 года мая 31 числа».

pisaniy-kamen-3
Крест, высеченный на «камне» Писаном

Надписи можно безоговорочно верить. Действительно, на противоположном берегу установлен единственный на Чусовой памятный крест, выполненный из цельного камня.

pisaniy-kamen-4
Крест на противоположном берегу реки
 

112.22 КБ

Высота этого креста 165 см., ширина 93 см., Общая высота памятника, вместе с постаментом из плиты и двух необработанных камней, достигает 2 м. 60 см. На стороне, обращенной к реке, крест имеет почти такую же надпись, что и на, камне: «1724 года сентября 8 дня на сём месте родился у статского действительного советника Акинфия Никитича Демидова, что тогда был дворянином, сын Никита статской советник и кавалер Святого Станислава поставлен оной крест на сём месте по желанию его 1779 года мая 31 числа»

110.91 КБ

Оба креста – и на «камне» Писаном, и напротив него — сооружены тщеславным Никитой уже через тридцать лет после смерти родителя и за десять лет до собственной кончины.

Как оба объекта сохранились практически в первозданном виде во время революции, гражданской войны и последующих лет советской власти, остаётся загадкой.

***** ***** *****
N.B.: Сегодня мы предлагаем Читателю аудиоверсию второй книги трилогии Евгения Фёдорова «Каменный Пояс». Загрузить её можно здесь.

Краевед по зову сердца – Георгич

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

35 комментариев

  1. если интересно, вот есть эпизод работы с этим крестом каменотесов из книги Алексея Иванова «Золото бунта, или Вниз по реке теснин»
    «… Длинная поляна была пуста, если не считать каких-то мужиков, чего-то делавших на дальнем краю. Осташа подумал и направился к ним по бурой прошлогодней стерне. Может, там водка найдется?..
    За гнилым раздерганным стогом у мужиков обнаружилась пара легких балаганчиков. Над курящимся кострищем на козле висели два котелка. В тальнике днищем кверху лежала лодка. На берегу высилась подъемная тренога из крепких сосновых елег, с ее поворины свисали веревки. Под треногой, раскинув лапы, на земле навзничь распластался здоровенный толстый крест, вытесанный из белого камня. Вокруг валялись такие же белые каменные плиты. Ровняя их грани, четверо или пятеро мужиков били деревянными колотами по долотам. На Осташу они поглядели хмуро и своего дела не прервали.
    Осташа молча остановился над крестом. На груди креста была выбита длинная надпись. Опустив голову и шевеля губами, Осташа с трудом прочел: «1724 года сентября 8 дня на семь месте родилсiя у статскаго действителнаго советника Акинфiя Никитича Демидова, что тогда былъ дворяниномъ, сынъ Никита, статской советникъ и кавалеръ святаго Станислава. Поставленъ оный крестъ на семь месте по желанию ево 1779 года маiя… числа».
    — А я и не знал, что Никита Демид тут родился, — удивленно сказал Осташа ближайшему мужику.
    Мужик опустил молоток.
    — Больно важно, на котором месте Демид родился, — пробурчал он. — Важно, чтоб после смерти мимо своего места не проскочил…
    — Какого места? — глупо спросил Осташа.
    — Пекла.
    Осташа поскреб затылок.
    — А чего число не проставили? — спросил он. Мужик вдруг разозлился, плюнул и с остервенением заколотил молотком по долоту.
    — Что ни дурак подойдет — всяк о том спросит! — в сердцах сказал он. — Сам-то подумай! Будем крест подымать — так и проставим!
    — А чего не подымаете?
    — Видишь — подошву рубим. Вырубим — подымем.
    — Н-ну, это на пару дней вам еще работы, — обнадеживающе сказал Осташа всем каменотесам, чтобы смягчить их перед просьбой о водке.
    — Язык брехуна послаще блина… — опять пробурчал мужик. — Дай бог к лету управиться… Нам еще вокруг креста все плитами замостить надо и на той вон скале такой же крест и надпись выбить…
    Осташа посмотрел на темную скалу на другом берегу. Она сплошь заросла тонкими березками и сосенками. Из трещин ее вытекали широкие щебневые осыпи-шорохи. Скала уже была в тени — словно отвернулась, словно не желала демидовского тавра на лоб.
    Скала не прятала своего нежелания прислуживать Демидам, и Осташе противно стало подмазываться к чужим людям. Что, он для себя, что ли, водки хотел? Для пьянки, что ли?
    — Православные, а водки у вас не найдется? — напрямик спросил он. — У меня на барке подгубщику снастью кожу с руки сняло — мается старик.
    — У приказчика нашего спроси, — каменотес кивнул на балаганчик. — Ежели его сиятельство все само не выжрало…
    Осташа хмыкнул и пошагал к балаганчику.
    Пока он будил приказчика и торговался, к каменотесам причалила косная лодка. Хмельной косный молодец выбрался на берег и тоже застыл над крестом, внаклон читая надпись и водя пальцем по строкам.
    — А число-то чего не проставили? — распрямляясь, спросил он.
    Каменотес так ударил колотом, что срубил угол у плиты.

    Ответить
    • Я слышал, что «Золото бунта…» собирались экранизировать. Интересно, уже начали или дальше намерений дело не пошло?

      Ответить
  2. Во времена студенчества я копала на Дыроватом вместе с Сериковым Юрием Борисовичем.Потом мы сплавлялись до Чусового,и проплывая мимо этих мест он показал эти кресты.Туристы облюбовали крест на берегу,а смельчаки пытаются покорить Писаный.

    Ответить
  3. К стыду своему ни разу не была на Чусовой. Срочно надо это исправлять :biggrin: например следующим летом :biggrin:

    Ответить
  4. права на экранизацию вроде выкупили, но сейчас дело вроде стоит.

    Ответить
  5. вроде читал где то, что изначально крест был развернут надписью к лесу

    Ответить
  6. Как всегда, Георгич, Вам респект за очередной рассказ. Но. жду не дождусь, рассказа про горнометаллургический
    техникум, ведь он тоже детище Демидовых?!

    Ответить
    • После того, как в 2009 году в городе широко отметили 300т-летие тагильского образования, рассказывать что-либо о наших учебных заведениях стало не интересно. :-))

      Но рассказ будет. Правда, не в сентябре.

      Ответить
      • а про то, как отметили 300-летие тагильского образования, рассказ будет? :biggrin: очееень интересно!)))

        Ответить
  7. БАРБУДОС.
    Уважаемый Tagilstories немного отвлеку Вас.
    В настоящее время Вы или Ваши коллеги, историки, краеведы не собирают материал по теме «Как ломали НТГСПА»? Потомки ведь спросят.
    Вот здесь упоминался Юрий Борисович Сериков. Насколько я знаю, уже сейчас с археологией и археологической практикой, мягко говоря, не всё так благополучно, как это было в наше счастливое советское прошлое.

    Ответить
    • Не знаю.
      Среди краеведов есть преподаватели НТГСПА. Возможно, они такой материал собирают. Хотя, что тут собирать? Всё есть в газетах.

      Ответить
      • А Вы кого-нибудь из преподавателей НТГСПА-краеведов в своё время заметили на открытии памятника белочехам? Там, кстати, минут 5 ходьбы.

        Ответить
  8. БАРБУДОС.
    Всё есть в газетах? Вы так считаете?
    А с какой стати учёный совет НТГСПА переменил своё решение? В прошлом учебном году он ясно высказался о присоединении к УрГПУ или Пермскому университету.

    Ответить
    • Наверное, надо спросить об этом членов учёного совета.

      Ответить
  9. Это разве не дело историков7

    Ответить
  10. каменный пояс фёдорова читал и не раз,офигенная книга :biggrin:

    Ответить
    • Теперь можно ещё и послушать. :)

      Ответить
    • :blink:

      Ответить
      • шалфей, харэ рожицы рисовать. Скачай уже себе, забрось на телефон и слушай

        Ответить
        • У меня комп не читает USB-провод. Не могу отформатировать, т.к. ещё и дисковод не работает. :(

          Ответить
  11. ЗЛОЙ ЛЮБИТЕЛЬ ПРАВДЫ
    Стоит тут еще добавить, что камень Писаный именуется так не оттого, что на нем демидовский крест с надписью высечен — он и до того так прозывался. Связано это название с наличием на камне древних писаниц — рисунков-петроглифов, оставленных манси и их предками. Это было одно из их сакральных мест. Так что легенда о «вогулке-прорицательнице» имеет под собою некоторую основу ;) Самое же удивительное, это конечно тот факт что кресты каким-то чудом сохранились в советское время. А ведь запросто могли уничтожить — в 30-е годы для обеспечения лесосплава по реке, часть «бойцов» была взорвана, за одним могли бы и кресты взорвать…

    Ответить
    • В 88-89 годах я слышал от одного жителя Усть-Утки, что в 20х крест, что на берегу, жители Ёквы спрятали, уронив парой лошадей на кучу валежника, и валежником же прикрыв. За несколько лет куча обросла кустарником, и не бросалась в глаза. Потом, когда крест ставили на место, его по ошибке повернули текстом к реке (первоначально он стоял текстом к лесу).

      Ответить
    • ви неможете написати просто історію або легенду писаного каменя

      :-(

      :-( :-( :-( :-)

      Ответить
  12. А я думала, что Писаный — это красивый, как например выражение: «писаная красавица». На самом деле камень очень краскивый, особенно на фотографиях получается в лучах восхода или заката. Я удивляюсь, как все-таки женщина оказалась на берегу реки при родах, ни деревни поблизости, ни дорог. И не понятно они против течения реки путешествовали?

    Ответить
    • А что, если бы по течению ей легче было бы рожать?

      Ответить
    • По реке Акинфий с Ефимией плыли только в художественной литературе. :-)
      Дороги и населённые пункты вдоль реки были ещё задолго до Демидовых. Например, деревня Камасино основана в 1623 году, Сулём и Пермякова — в 1670-м, Ёква — в 1700-м. Баронская (Усть-Утка) так и вообще в 1579 году. В общем-то район был достаточно обжитой.

      Ответить
      • ЗЛОЙ ЛЮБИТЕЛЬ ПРАВДЫ
        Уважаемый Tagilstories! Все хорошо и все замечательно Вы сказали по поводу дат основания деревень по Чусовой, но объясните пожалуйста, как так, Ермак Тимофеевич в 1582 годе (по Скрынникову) плыл по Чусовой и Баронской не заметил? Более того, дойдя до устья Утки, повернул назад и спустился до Серебрянки, мотивируя тем что Утка оказалась не проходима для его судов. Неужели строгановские проводники не знали о существовании там вот уже как два года деревни, не знали рек и их водного режима? :cool:

        Ответить
        • Баронская находится выше устья Утки, и если, согласно Скрынникову, от устья Утки Ерамк повернул назад, то до Баронской он просто не дошёл.
          И потом: согласитесь, что Баронской деревня могла именоваться только после 1722 года. До этого, название могло быть иным. Каким?
          Согласно тому же Скрынникову, подлинные документы об экспедиции Ермака были безвозвратно утеряны, а сведения о походе записывались со слов Ивана «Черкаса» Александрова «с товарищи», и представляют собой обобщённые данные, составленные на основе этих опросов. Возможно, что какие-то не ключевые географические названия были либо просто не озвучены, либо исключены теми, кто записывал рассказы казаков.

          Насчёт поведения строгановских проводников.
          Не исключено, что они имели инструкцию обходить владения хозяина стороной.
          Согласно Карамзину и Соловьёву, Строганов присоединил к отряду Ермака около 300 своих боевиков. Если это так, СБО Ермака составлял 850-900 человек, если нет, то более 500. Вести такую ораву злых и голодных мужиков в деревеньку из 5-6 дворов разорительно. А Семён Аникеевич своё бдил шибче, чем государево.

          Ответить
          • Баронская располагалась не более, чем в полутора километрах от впадения Межевой Утки в Чусовую. (Смотрите в Викимапии, или даже на Яндекс-карте, не нужно лезть в архивы). Сейчас она не существует. Но находиться в полутора километрах от деревни, пусть небольшой, и не заметить признаков жилья, следов деятельности человека — большой минус войску из 900 человек. Кстати, по Строгановской летописи, у Ермила Тимофеича было 54о человек под ружьем, и Строганов действительно выделил 300 чел., плюс припасы и оружие Конечной целью ермакова похода был Кашлык, столица Кучумского ханства. Выступив из Чусовского городка 1 сентября, Ермак не имел времени гулять по Чусовой вверх-вниз, до ледостава он успел подняться по Серебрянке, потом волоком в Баранчу , спуститься в Тагил и обустроить городок, в котором перезимовал. А раз его суда смогли спуститься по Баранче, они вполне могли ходить по Межевой Утке. Только не был там Ермил Тимофеич, выполнял другое задание.

            Ответить
            • СЕРЫЙ WOLF
              Вы так уверенно рассказываете об этом, словно сами принимали участие в походе. :-)

              Ответить
    • ЗЛОЙ ЛЮБИТЕЛЬ ПРАВДЫ
      Эх, девушка! Красивые то вы все от чего? Только от того что косметикой штукатуритесь. А «писаный» — это как раз от «писАть» (художник пишет картину) — раскрашивать, украшать, рисовать :biggrin: Понимаю, что в школе этимологии слов не учат, но все ж… К стати, во времена происхождения выражения «писаная красавица» , косметика была очень дорога. Позволить ее могли себе только весьма богатые женщины, так сказать элита общества. Простолюдинки вполне могли себе подрумятить щечки, например, свеклой. Причем второе было много полезней первого. Т.к. элитная косметика средневековой Руси предствляла из себя аццкую смесь веществ на основе свинца, ртути, мышьяка, сурьмы и тому подобных «прелестных» элементов периодической системы. Тем не менее это дам в погоне за красотой не останавливало, но зачастую сводило много раньше времени в могилу. :cool:

      Ответить
      • Слово «Писаный» может иметь значение очень красивый, словно нарисованный. А как вы объясните выражение: «писаный красавец»? За красоту камня я придерживаюсь своего мнения.

        Ответить
  13. Не знал, что Никита Демидов родился в пути на Чусовой. Если буду проплывать мимо когда-нибудь, обязательно там остановлюсь. Краеведения у нас в школе не было вообще. Один раз только нас на экскурсию сводили по Н.Тагилу. Как всегда автору респект за интересную статью.

    Ответить
  14. =)))

    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: