ВС, 17 декабря 2017 | В Нижнем Тагиле:-7.7°C

Тагильские истории. Париж — Франция — Тагил

Последнее время среди краеведческой общественности Нижнего Тагила всё чаще и чаще обсуждается возможность установки в городе памятника Булату Окуджаве. Аргументы в пользу установки такого памятника высказываются самые разные, но сторонники данного проекта не могут ответить на один простой вопрос: а что же сделал для Нижнего Тагила Булат Шалвович? Выясняется, что ничего.

А между тем, в истории Нижнего Тагила есть другие известные люди, которые не просто жили какое-то время в нашем городе, но и внесли свою лепту в его развитие. Сегодня наш рассказ об одном таком человеке – педагоге и выдающейся пианистке прошлого столетия, волею судьбы посвятившей нашему городу несколько лет своей жизни. Поклонником её таланта был Ромен Ролан, о её жизни и творчестве написано немало статей и создано несколько радио- и телепрограмм. Сегодня наш короткий рассказ о Вере Августовне Лотар-Шевченко.

001_Вера Лотар-Шевченко
Вера Августовна Лотар-Шевченко
Вера Лотар (полное имя Вера-Аделаида-Кармен) родилась 10 марта 1901 года в Турине. Её отец – Огюст Лотар — был выходцем из Лотарингии, а вскоре после рождения дочери получил место профессора Сорбонны, и семья переехала в Париж. Мать Веры, испанка из аристократической семьи, была прекрасной пианисткой, но свою карьеру также сделала на преподавательском поприще. Детство Веры проходило бурно. Огюст Лотар часто брал дочь в научные экспедиции в Азию, Африку, и даже в Австралию. Кроме того, у девочки рано обнаружили музыкальное дарование, и родители позаботились о том, чтобы Вера получила достойное музыкальное образование. В 12 лет она уже солировала с оркестром под управлением известного дирижёра Артуро Тосканини.

Окончив с отличием Парижскую консерваторию, Вера уехала на стажировку в Австрию, где обратила на себя внимание многих известных дирижёров. Будучи ещё совсем молодой девушкой, она объездила с гастролями все крупные города Европы и Северной Америки. Карьера пианистки складывалась очень удачно. Вера даже была приглашена на торжества в Букингемский дворец, где играла для королевской семьи.

В начале 30х годов, Вера Лотар знакомится с сыном русских эмигрантов «первой волны», известным тогда в Европе инженером-акустиком и скрипичным мастером Владимиром Яковлевичем Шевченко (который, кстати, приходился родственником известной русской исполнительнице романса и исследовательнице цыганской культуры Евгении Павловне Шевченко). Помимо изготовления музыкальных инструментов, Владимир Шевченко работал консультантом в советском торгпредстве. Ещё до знакомства с Верой он подавал заявление в советское консульство с просьбой позволить ему вернуться на Родину. Но, как это часто бывало в те годы, подобные просьбы от «бывших» рассматривались с неохотой, и положительное решение Владимир Яковлевич получил только в 1936 году.

Семья Лотар-Шевченко переехала в Ленинград и вскоре попала под каток «ежовщины». Владимир был обвинён в шпионаже в пользу Франции. Вера принялась, было, хлопотать за мужа, и… тоже была арестована.

Отбывать срок Веру Августовну Лотар-Шевченко отправили в Тавдинский лагерь, где в те годы, наряду с уголовниками, сидели многие артисты, музыканты и художники. Чтобы не потерять навыки игры, Вера Августовна вырезала на нарах клавиатуру фортепиано и в свободные от работы часы «играла» на ней…
Позднее, в начале 80-х журналист радио «Свобода» Юрий Данилин, хорошо знавший Веру Августовну в новосибирский период её жизни, рассказал, что ему удалось разыскать этот «рояль на нарах»…

…В январе 1950-го закончился лагерный срок, и Вера Августовна отправилась в Нижний Тагил, где ей предписано было жить ещё несколько лет после заключения. В незнакомом городе, без друзей и знакомых, положение её осложнялось ещё и тем, что она очень плохо говорила по-русски. «С таким чудовищным акцентом меня нигде не хотели брать на работу…», — вспоминала позднее пианистка, — «Мне это говорили, не стесняясь, но я понимала, что дело не только в акценте…»

Устроиться на работу помог случай. На второй или третий день пребывания в Тагиле на Веру Августовну напали грабители. Из ценных вещей у неё оказалась лишь справка об освобождении. Оказалось, что оба грабителя тоже отбывали срок в Тавде. Разговорились, вспомнили общих знакомых. Затем один из налётчиков показал Вере Августовне дорогу к музыкальной школе.

Директором нижнетагильской музыкальной школы № 1 тогда была Мария Николаевна Машкова. На свой страх и риск она устроила Веру Лотар на полставки иллюстратором музыки, поскольку официально преподавать бывшей заключённой было запрещено. Она же помогла Вере Августовне вещами и нашла ей скромное жильё.

Так как заработок иллюстратора был ничтожно мал, Вера Лотар начала давать частные уроки музыки. Очень быстро слух о строгой, но внимательной и талантливой учительнице музыки и знаменитой некогда пианистке распространился по городу. Вот как вспоминала своё знакомство с Верой Августовной Лотар-Шевченко тагильчанка Наталия Позднякова:
«…Однажды по дому пронёсся слух, что в городе появилась какая-то необыкновенная учительница музыки. Многие матери семейств поспешили заполучить её для обучения своих детей. И наша соседка тоже пригласила эту учительницу для подготовки дочери к поступлению в консерваторию. В нашей семье пианино не было, но мама, поддавшись общему ажиотажу, тоже захотела обучать меня музыке. Она договорилась с соседкой, и вскоре меня привели в большую гостиную, где стоял огромный чёрный инструмент с латунными подсвечниками по бокам. Необыкновенной учительницей оказалась пожилая, полноватая женщина с «нездешним» лицом. Она говорила по-русски с таким сильным акцентом, что я с трудом понимала её речь… …Учительница поставила на пюпитр ноты «Школы Бейера», и предложила разбирать эти, может быть и полезные, но невообразимо скучные пассажи. Особенно строго следила она за правильной постановкой рук. У меня это как раз плохо получалось…»

Позднее, в одном из интервью, Вера Августовна признается, что учить музыке других она никогда не любила: её стихией была игра. Тем не менее, число желающих учиться музыке у Веры Лотар не уменьшалось. Почти все её ученики впоследствии отмечали, что уроки у Веры Августовны давали им гораздо больше, чем занятия в музыкальной школе и даже в консерватории.

Любимыми ученицами Веры Августовны в Нижнем Тагиле были сёстры Ангелина и Таня Гуськовы. Впрочем, в будущем никто из сестёр так и не связал свою жизнь с музыкой. Ангелина Константиновна стала известным в стране врачом-радиологом, руководителем московской клиники, а Татьяна Константиновна стала преподавать историю в НТГПИ…

Шло время, и кто-то из новых знакомых Веры Августовны посоветовал ей предложить свои услуги Нижнетагильскому театру драмы.

В одной из радиопередач Вера Лотар-Шевченко так рассказывала об этом эпизоде своей жизни: «…Я пришла на прослушивание, села за рояль и стала играть всё подряд – Баха, Шопена, Равеля. Инструмент был хорош, и я скоро забыла, зачем я здесь. Потом, ко мне подошёл молодой мужчина, и сказал, что я принята в штат концертмейстером…»
Кроме того, театр выделил Вере Августовне изолированную комнату в квартире одного из актёров театра.

В театре Вера Августовна ближе всех сдружилась с молодым режиссёром Владимиром Яковлевичем Мотылём. Позднее, Мотыль снимет самую кассовую картину советского проката — «Белое солнце пустыни». А в 1975-м – фильм «Звезда пленительного счастья».
Во время одной из творческих встреч со зрителями, Владимир Яковлевич признается, что образ и характер одной из героинь этого фильма — Полины Геббль-Анненковой – он писал с Веры Августовны Лотар-Шевченко.

002_Владимир Яковлевич Мотыль
Владимир Мотыль на съёмках фильма «Звезда пленительного счастья»

Кстати, в 1989 году был снят художественный фильм «Руфь», где известная актриса Анни Жирардо создала образ этой талантливой женщины…

В 1956-м Вера Августовна уезжает в Свердловск, где становится солисткой филармонии, но отношения со свердловской музыкальной элитой у неё не складываются, и пианистка переезжает в Барнаул. Почти девять лет Вера Августовна гастролирует в провинциальных городах Советского Союза.
А в конце 1965 года в Барнаул приезжает известный тогда журналист Симон Соловейчик, работавший в «Комсомольской правде». Он познакомился с Верой Августовной и вскоре, в конце декабря 1965-го, в «Комсомолке» выходит статья «Пианистка», рассказывающая историю Веры Лотар-Шевченко.

После выхода этой статьи жизнь Веры Августовны кардинально изменилась.
Исполнительницей заинтересовались сразу две престижные консерватории – Московская и Ленинградская. Её стали приглашать на лучшие концертные площадки станы – в Минск, Киев, Ленинград и конечно же в Москву. А вскоре пианистке приходит приглашение из Новосибирского Академгородка, подписанное академиками Лаврентьевым, Воеводским, Будкером, Ляпуновым, и профессорами Новосибирского университета. Лучшие учёные мужи Советского Союза приглашали Веру Августовну переехать в Академгородок. И она приняла это приглашение. Ей выделили хорошую квартиру, назначили оклад и пенсию.

003_Вера Лотар-Шевченко
За роялем Вера Лотар-Шевченко (фото 70х г.)
Последние 16 лет своей жизни Вера Августовна много гастролировала как по Советскому Союзу, так и за рубежом. В программе её выступлений всегда были редкие и сложные произведения — Сезар Франк и Равель, Шопен и Бах, двадцать четыре прелюдии Клода Дебюсси…

004_программка
…О своём периоде жизни в Нижнем Тагиле Вера Августовна вспоминала не часто, но всегда с особой теплотой. Когда записывали её интервью для радиостанции «Свобода», кто-то из редакции недоумённо воскликнул: «Нижний Тагил? Но ведь это закрытый город!» На что Вера Августовна ответила: «Город закрытый, но сердца его жителей открыты…»

Вера Августовна Лотар-Шевченко умерла 10 декабря 1982 года.
Похоронили её на Южном кладбище Новосибирского Академгородка.

005_памятник
Уже после её смерти в архивах Уральской консерватории им. Мусоргского обнаружилась запись её выступления, сделанная в 1956 году. На этой записи Вера Лотар играла этюды Шопена. Находка стала сенсацией, и в 2012 году эти уникальные записи были изданы на компакт-диске.

006_CD
CD Вера Лотар-Шевченко. «Ф. Шопен. 24 этюда»
Тогда же, в Москве вышла книга «Умри или Будь!», содержащая воспоминания об этой выдающейся пианистке. Не забывают о Вере Августовне и в Нижнем Тагиле: в городской газете «Тагильский рабочий» в разные годы были опубликованы воспоминания Татьяны Константиновны Гуськовой о своей учительнице, а также очерк «Странная француженка» Натальи Дузенко…

…И всё же, статья в местной газете – это одно, а памятник человеку, работавшему в нашем городе, отдавшему несколько лет культурному воспитанию юных тагильчан – это совсем другое. Память о таких людях нужна нашему городу.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

38 комментариев

  1. ЗЛОЙ ЛЮБИТЕЛЬ ПРАВДЫ
    На все 100% соглашусь с автором. Памятники необходимо ставить именно таким людям!

    Ответить
  2. статья как всегда замечательна! Спасибо! Только не поняла ее муж не вернулся из лагеря?

    Ответить
    • Судьба В. Я. Шевченко не совсем ясна. По одним данным он умер в Соловецком лагере, по другим — в Александровск-Сахалинском. По третьим — он числился в списках маки, найденных в архивах петеновской милиции. Последняя версия сейчас проверяется.

      Сразу о детях.
      Один из сыновей В. Я. Шевченко и их совместная с В. А. Лотар дочь погибли в блокадном Ленинграде. Другой сын — Денис — был вывезен из Ленинграда по «Дороге жизни», выжил, и стал скрипичным мастером. Половина парка скрипок ансамбля В. Спивакова «Виртуозы Москвы» сделаны именно Денисом Владимировичем.

      Ответить
      • Что за списки маки?

        Ответить
        • Маки (maquis) — участники французского движения сопротивления

          Ответить
  3. а вывод знаете какой? Валить надо из Рашки, пока здесь опять не начался каток «ежовщины», то есть путинщины

    Ответить
    • Вали быстрее и не оглядывайся. Такие моральные уроды здесь точно не нужны! Страна эта называется Россия!!! Запомни,[ЦЕНЗУРА]

      Ответить
    • Вали. Кто держит то?..
      Чище будет.

      Ответить
    • Попутного ветра в сутулую спину lol

      Ответить
  4. Да, мыслей мнго в голове появилось и одна из них такая, а может город старше, чем мы привыкли отмечать в августе!? ))

    Ответить
    • Старше. На 25 лет, как минимум.

      Ответить
  5. А.П. Продолжая тему установки памятников в городе, скульптурные композиции приводят к развитию культуры, сохраняют память о прошлом. Но вопрос кому устанавливать памятники, является темой широкого обсуждения. Обращаясь к французскому следу на тагильской земле, то представители Франции оставили для Тагила огромное культурное и научное наследие. Например французские топографы-инженеры Эдуард Бержье и Август Аллори работали в середине XIX века на Нижнетагильском заводе и горнозаводском округе в течении 15 лет. В 1839 году в Париже Анатолий Николаевич и Павел Николаевич Демидовы подписали договор с французскими топографами Бержье и Аллори, ко-торые обязались составить географические, лесные, геологические, топографические кар-ты и планы Нижнетагильского горнозаводского округа с различными масштабами исполнения. За время их работы были составлены подробные географические карты заводов, деревень, гор, рек, лесных дач, дорог, приисков и рудников Нижнетагильского округа. В 1840 году топографы занимались нивелировкой улиц Нижнетагильского завода и составлением плана Высокогорского рудника. В Санкт-Петербурге, в Военно-топографическом депо, особенно был одобрен план Высокогорского рудника. В 1842 году генерал К.В. Чевкин весьма одобрительно отозвался о работе французских топографов Э. Бержье. и А. Аллори. С 1854 года по 1861 год французские топографы составляли топографические карты на казенных Уральских горных заводах и округах. Французские топографы наносили на карты топонимические названия в окрестностях Тагила, но некоторые названия мы современники просто забыли. В настоящее время часть карт сохранились в письменных источ-никах Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» и в Государственном архиве Свердловской области. Французские топографы Бержье и Аллори так же достойны памятника в Тагиле, как и Вера Августовна.

    Ответить
    • Можно, конечно, и Бержье с Аллори. Вот, только по итогам их работ были серьёзные вопросы, как со стороны Анатолия Николаевича, так и со стороны главного горного начальника В.А. Глинки. Последний, так вообще назвал их работу халтурой и с треском выгнал обоих французов из Екатерибурга в 1862 году.

      Ответить
      • ЗЛП
        Согласен с Tagilstories. А.П., видно, никого более из «тагильских французов» и не знает. А я бы вот рискнул предложить кандидатуру милейшего Анатолия Октавовича Жонеса-Спонвиля…

        Ответить
  6. А памятник Мамину-Сибиряку уже передумали ставить?

    Ответить
  7. А.П. Да, по точности составления карт у французов были большие проблемы. Главный лесничий Уральских горных заводов И. Н. Шульц утверждал, что географические карты, составленные французскими топографами, нельзя признавать достоверными по определению сгораемой массы лесов, но при этом нивелировка произведена очень точ-но и аккуратно. Управляющий Нижнетагильскими заводами Д.В. Белов представил в 1851 году лесную топографическую карту Нижнетагильских заводов Главному начальнику горных заводов В. А. Глинке. Да Глинка требовал повторной проверки карт. Приемную комиссию по составленным картам возглавлял Л.А. Вейер, но многие карты так и не были сделаны. На то время это были самые лучшие географические карты Нижнетагильского округа. Причем у Демидовых таких специалистов не было, помощники из мастеровых Демидова помогали производить измерения и носить измерительный инструмент. Но самое главное карты французских топографов сохранились до настоящего времени. А Мамину-Сибиряку, говорят поставят памятник к его 170-летию!

    Ответить
    • Мамину-то-Сибиряку за что в Тагиле? За то же, за что и Окуджаве? Может им с Окуджавой один на двоих поставить?

      Ответить
      • А.П. Можно и обоим поставить памятник и Окуджаве и Мамину-Сибиряку, город только от этого выиграет. Но только дальше друг от друга, они творили в разные эпохи и по эстетическим соображениям. что конкретно сделал Мамин-Сибиряк для Тагила, очень много. О первый так подробно описал горнозаводской быт Урала, в том числе упоминал в своих произведениях бывший Нижнетагильский горнозаводской округ. для нас он самый первый и главный писатель, потому что он писал про наш Урал, в том числе Тагил, Екатеринбург, Висим, Черноисточинск… и т.д.

        Ответить
        • ЗЛП
          Ну я понял, что А.П. предлагает поставить памятник Бержье и Аллори за то, что их карты «сохранились до настоящего времени». Это хоть какое-то основание :)))) Товарищ Мамин достоин памятника — это вообще без вопросов: и жил в Тагиле и писал про него. А вот Окуджаве то за что? Объясните, пожалуйста, уважаемый А.П.!

          Ответить
    • …самое главное карты французских топографов сохранились до настоящего времени.

      Понятно, что сохранились. Их, как негодные, положили в архив и больше не доставали. :-)

      Ответить
      • А.П. Конечно не доставали из архивов, до тех пор, пока КГБ посчитало карты секретными и изъяло их. Но оставшиеся карты в архивах хранят очень полезную информацию, которую мы напрочь забыли!

        Ответить
        • Да, ну нафиг. КГБ то они зачем? КГБ картами снабжала военно-топографическая служба генштаба

          Ответить
          • А.П. КГБ прятало карты от народа, что бы мы не знали родной край.

            Ответить
            • Что за бред?

              Ответить
              • А.П. Карты изъяли из архивов для сохранения секретности! Хотел бы послушать вашу версию?

                Ответить
                • СЕРЫЙ WOLF.
                  Андрей Леонидович, включите логику. Какую секретность для КГБ могли представлять карты середины 19-го в., если вся территория СССР уже к 1934 г. была переведена на карты специалистами ВТО(У) ГУ РККА?

                  Или вы принадлежите к той категории историков, у которых во всех бедах нашей страны виноваты КГБ и КПСС?
                  Это глупо.

  8. Как знать, что правда, а что нет. Та часть истории навсегда осталась той правдой, которую е узнает никто и никогда…

    Ответить
  9. Очень много материала о Вере Лотар есть у бывшего главного инженера Института прикладной физики Минмаша, преподавателя НЭТИ, профессора — Михаила Качана.

    Ответить
  10. А.П. Серый WOLF вы видели карты французских топографов? Эти карты несли достаточно секретной информации рудники. прииски, географические высоты, названия, и т.д. Архивисты сказали, что часть карт в 50-х годах изъяло КГБ. по причине секретности. Посетите архив, там есть карты и для служебного пользования, если у вас нет допуска вам их не выдадут. Километровку только рассекретили в 90-х, которая и появилась в магазинах, а что мы видели в СССР, только 5-7 километровку.

    Ответить
    • СЕРЫЙ WOLF.
      Да, не было там никакой секретной информации. Карты Аллори-Бержье морально устарели ещё в первой четверти 20в.

      Кстати, карты-километровки никогда секретными не были, за исключением периода ВОВ. Их просто не продавали на каждом углу, как в 90х. Но в магазинах учебных и наглядных пособий их можно было купить.

      Ответить
      • А.П. Хорошо, видели ли вы карты Аллори и Бержье в ГАСО? что бы ответить на вопрос, какую информацию эти карты представляют!

        Ответить
        • СЕРЫЙ WOLF.
          Я с ними работал. Дальше что?..
          Как объект исторического исследования они безусловно представляют интерес. Не более.
          Для КГБ они никакого интереса не представляли. Меня заинтересовала другая Ваша реплика, а именно: «КГБ прятало карты от народа, что бы мы не знали родной край.» Где Вы, уважаемый А.П., почерпнули такую ахинею? И что Вы имели ввиду?

          Ответить
      • Товарищи А.П. и СЕРЫЙ WOLF! По-моему, вы оба что-то путаете. Карты военно-топографического управления ГШ ВС, включая т.н. «километровку», не могли продаваться в магазинах учебно-наглядных пособий. Т.к. на них были нанесены военные объекты и объекты ГО. Для школ и ВУЗов были доступны карты Главупра геодезии и картографии СМ СССР, в т.ч. и в масштабе 1:500000, 1:100000 и 1:25000.

        Что касается карт Бержье и Аллори, то вряд ли на них были нанесены военные объекты и объекты гражданской обороны. :-) Причины по которым они могли быть переданы в спецхран КГБ могли быть различными. Например, отсутствие в ГАСО особых условий хранения.

        Ответить
        • А.П. Мы говорим, о обычной туристической километровке, которая появилась в продаже только после 90-х годов!

          Ответить
      • ЗЛП
        Часть карт действительно ГэБисты могли изъять, но не попричине того, что там чего-то такое супер-мупер-пупер, а просто из-за общего дебелизма и паранойи, связанных с тотальным засекречиванием всего и вся в Советском Союзе. Реально для врагов СССР никаких проблем с картами не было: сейчас в И-нет выложены американские карты Урала 50-х годов, так там даже могилы старцев на Веселых горах отмечены. Так же подробны немецкие топокарты Урала середины 30-х годов. Их потом адаптировали для пользования Люфтваффе. Эти карты так же можно найти в сети. В общем, карты Аллори и Бержье, кроме общеисторического и художественно-графического интереса ничего такого из себя не представляют. Сейчас накладывая их в Ozi или просто в Фотошопе на генштабовки видно, насколько они корявы, не точны и убоги! А ведь даже в советские времена особожаждующие могли договориться и снять копии с карт 500м и 250м, которые под грифом ДСП (на самом деле его серьезно никто за гриф и не считал никогда) были в Администрации Пригородного района (или как оно тогда еще называлось) — вот там действительно подписано и прописано все! Вы, А.П., незнакомы с элементарной источниковой базой, а пытаетесь писать чего-то. Не мудрено, что потом люди, прочитавшие Ваши опусы плюются. Еще раз говорю — хватит дискридитировать тагильских краеведов своими писульками!

        Ответить
        • «сейчас в И-нет выложены американские карты Урала 50-х годов, так там даже могилы старцев на Веселых горах отмечены. Так же подробны немецкие топокарты Урала середины 30-х годов. Их потом адаптировали для пользования Люфтваффе. Эти карты так же можно найти в сети.»

          Уважаемый ЗЛП, не могли бы Вы поделится ссылками на эти карты? Давно искал…

          Ответить
  11. Я читала о Вере Лотар-Шевченко в тагильской Книге Памяти, которая о репрессированных советских немцах и не только немцах..

    Ответить
  12. Heccrbt nj jcnfkbcm? Где табл на ВМЗ «Пятигорский Александр М.» Он и его Отец более сделали… Доживайте…
    Н.И.

    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: