ЧТ, 14 декабря 2017 | В Нижнем Тагиле:-4.1°C

Ещё раз об истории народного образования в Нижнем Тагиле

В 2009 году преподаватели высших учебных заведений, учителя школ, коллективы детских дошкольных учреждений и общественность города широко отмечали 300-летие тагильского народного образования. Тот факт, что самому Нижнему Тагилу в ту пору исполнилось всего 287 лет, общественность не смущал.

Образовавшуюся «недоимку» в 13 лет некоторые краеведы и представители администрации Нижнего Тагила объясняли тем, что ещё в 1709 году Никита Демидов, руководствуясь указом царя Петра «О цифирных школах», открыл такую в Невьянске, а позднее эта школа переехала на Нижнетагильский завод.

Правда, некоторые тагильские историки, в частности Т. К. Гуськова и А. Х. Фахретденова, пытались указать организаторам юбилейных мероприятий на недопустимость переписывания истории родного города, на что тогдашний начальник управления образования Нижнего Тагила ответил следующее: «Мы говорим о неком событии, близком нам, нашему городу, которое возникло в Невьянске. Там 300 лет назад открылась «цифирная школа», которая впоследствии была переведена в Нижний Тагил. Сейчас это горно-металлургический колледж… Сегодня в Горнозаводском округе нет представителя, который бы организовал празднование 300-летия системы образования на демидовских заводах. И мы взяли на себя такую миссию, сделав эту дату городским событием… А, кроме того, у нас есть архивные данные столетней давности, свидетельствующие о том, что наш город отмечал 200-летие тагильского образования в начале XX века. Такие косвенные доказательства ведут к выводу, что мы можем отдать дань памяти возникновению «цифирной школы» три века назад…»*

Тогда, в 2009, широкой дискуссии на эту тему не дали развернуться. Празднования в городе прошли, событие отметили в местных, областных и центральных СМИ, а коллекция городских легенд пополнилась ещё одной «загадочной» страницей.

Здесь необходимо сделать паузу и кое-что разъяснить. Во-первых, Никита Демидович Антюфеев (Демидов) в 1709 году не мог принять к исполнению указ Петра Алексеевича «О цифирных школах» просто потому, что данный указ вышел только в конце 1714 года, а реализовываться на практике начал лишь с весны 1715.
000_школа

История возникновения так называемых «цифирных школ» в петровской России берёт начало в 1701 году, когда Пётр I подписал указ «Об образовании школ математических и навигацких наук», которые более знакомы нам, как «навигаторские школы». Начальный класс этих школ, где учеников обучали основам грамоты и счёта, именовался «цифирным». Сразу заметим, что Никита Демидов не мог открыть в Невьянском заводе «навигатскую» школу, так как, согласно положению, в такие школы ученики набирались исключительно из числа детей дворян, дьячих, подъячих. По сути, «навигаторские» школы были своего рода военными ПТУ, где, прежде чем начинать обучение военному делу, слушателей учили элементарной грамоте. Так, одной из самых известных «навигатских» школ того периода была школа в Воронеже, созданная весной 1703 года. Устройством воронежской школы руководил адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин. Уже в июле 1703-го он докладывал царю о том, что к обучению приступили около ста драгун из первого набора.

001_Fyodor Matveyevich Apraksin, ca. 1710-28, by Johann Gottfried Tannauer Ф. М. Апраксин (протрет Джонатана Таннауэра, 1710)

Вскоре царю стало ясно, что начальное образование необходимо вводить не только на флоте и в армии, но и повсеместно на гражданской службе.

Изначально указ 1714 года «О цифирных школах» гласил: «…в помощь духовным школам при архиерейских домах и знатнейших монастырях завести цифирные школы, где дети обучались бы арифметике и началам геометрии». В «цифирные школы» предписано было набирать «детей духовенства, солдатских, драгунских, казачьих и пушкарских детей, приказных и посадских, да дворян и детей боярских» в возрасте от 10 до 15 лет. Для детей духовенства обучение в этих школах было обязательно: тем из них, кто не желал учиться, грозила военная служба. Ученикам, не окончившим цифирной школы, указом предлагалось не давать разрешения на вступление в брак.

Практическое создание «цифирных школ» началось с 1715 года, когда Пётр приказал послать по два выпускника петербургской «Школы математических и навигацких наук» по губерниям. Кроме математики и геометрии, им было предписано обучать детей географии. Уже в 1716 году было открыто 12 школ в разных городах России, а через три года их число увеличилось до трёх десятков. В 1719 году в «цифирные школы» стали принимать детей из семей «всякого чина», то есть, они стали доступны людям из любого сословия.

Поэтому упоминать зарождение народного образования на Урале в связке с петровским указом о создании цифирных школ видится неуместным.

Существует вторая версия появления школы в Невьянске. Она гласит следующее: отправляя на Урал Никиту Демидовича, Пётр Алексеевич снабдил его письмом за своей подписью, в котором предписывал «…скорейшее заведение на заводах школ, где бы деток учили счёту и письму, и в этом деле есть тебе моя полная поддержка». В таком виде, версия выглядит, в лучшем случае, красивой легендой. В 1701-02 годах государь и тулянин не были даже знакомы, а подбором будущего арендатора Невьянского завода ведал исключительно глава Сибирского приказа Андрей Андреевич Виниус.

Вот здесь стоит вспомнить, что во время поездки на Урал в 1702 году думный дьяк Виниус передал Никите Демидову составленные им «указные статьи», где перечислил пожелания свои и царя Петра по организации заводов «на Камне». Вот в этих «статьях» действительно имеется упоминание о необходимости подготовки местных квалифицированных кадров. На это были свои, весомые причины. Дело в том, что в самом начале освоения казной Урала, заводы здесь строились и запускались приезжими специалистами, из которых мало кто оставался на Урале насовсем. Выход был один: готовить специалистов из местных жителей. Но прежде чем начать обучение премудростям плотинного или доменного дела, людей надо было научить элементарным чтению, письму и счёту.

Эта версия появления школ на демидовских заводах представляется более убедительной.

Была ли изначально невьянская школа просто школой, или же там преподавались какие-либо специальные предметы, доподлинно неизвестно. Перечень книг, закупленных в 1720 году для этого учебного заведения, содержит в себе несколько экземпляров азбуки, буквари, псалтырь и арифметику Леонтия Магницкого.
002_арифметика магницкого Арифметика Магницкого

003_букварь Страница букваря XVIII в.

Вторая часть легенды о 300-летии тагильского образования также требует более внимательного рассмотрения.

По официальной версии невьянская (уже, как мы выяснили, не «цифирная») школа в 1758 году была переведена на Нижнетагильский завод, где за 50 лет трансформировалась в известное нам Выйское высшее заводское училище. Однако, существуют по крайней мере два документа, в которых подтверждается существование в Невьянске заводской школы уже после этой даты. Один из них датируется 1759 годом и представляет собой доклад управляющего невьянским заводом Никифора Клеопина о состоянии заводского хозяйства. Второй раз невьянская школа упоминается в письме С. Я. Собакина (Яковлева) своему сыну Петру в 1769 году, написанном вскоре после покупки демидовских заводов.**

Скорее всего, речь надо вести не о переводе невьянской школы в Нижний Тагил, а об открытии на Нижнетагильских заводах филиала этой школы. Произошло это между 1746 и 1750 годами, в период совместного управления демидовскими заводами братьями Акинфиевичами.

Что же касается 1758 года, было бы правильнее считать эту дату началом развития тагильской школы и её преобразования в техническое учебное заведение с профильными направлениями. Хотя при жизни Никиты Акинфиевича это развитие шло медленно и, в основном, сводилось к покупке учебников и книг.

Расцвет тагильской школы связан со вступлением в права наследования Николая Никитича Демидова. Уже в 1806 году школа была преобразована в учебное заведение с четырёхгодичным циклом обучения. В ней могло обучаться до 110 человек, имелась библиотека, насчитывающая 190 томов, географические карты, лабораторные приборы. Кроме чтения, письма и арифметики, учащиеся изучали геометрию, географию, черчение, основы механики, а позднее горное дело и химию.

Кроме этого, Николай Никитич открыл в Нижнетагильском округе ещё ряд училищ: Висимо-Уткинское (в 1834 г.), Нижне-Салдинское и Черно-Источинское (в 1836 г.), Верхне-Салдинское (в 1837-м), Висимо-Шайтанское и Воскресенское (в 1839 г.), Входоиерусалимское (женское) в 1847 г.

Последующие поколения Демидовых также уделяли большое внимание развитию образования, как в своих владениях, так и в других российских городах.

Впрочем, это уже другая история, к которой мы ещё вернёмся…

——————————————————————

* — опубликовано в городской газете «Тагильский рабочий» за 9 сентября 2009 г. (прим. авт.)
** — Пётр Саввич Яковлев являлся управляющим, а затем и владельцем Невьянского завода

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

10 комментариев

  1. да, бабаваля наэтом липовом юбилее хорошо пропиарилась

    Ответить
  2. архивы в студию!

    Ответить
    • чё, школота, в гуголе забанен?

      Ответить
  3. Перекидывая мостик к современности, можно было бы обсудить некоторые дискуссионные темы.
    1. К примеру, критику современного образования одним из идеологов капитализма — Робертом Кийосаки.

    Ответить
  4. 2. Или же тезисы философа из Н.Новгорода Александры Кутыревой:

    «Компьютеризация, введение ЕГЭ в образование ускорили процесс нарастания невежества. Ведь думать уже совсем не надо. Обучение с помощью тыка и без педагогов. Неприемлемая, понижающая уровень мышления учащихся суть ЕГЭ в том, что общий стандарт проверки знаний обезличивается введением системы тестирования, получения стандартных ответов на кем-то заготовленные вопросы. Ученики больше не строят сами познавательную ситуацию, не обо­сновывают и не развертывают свои мысли. Они просто вспоминают нужные ответы. То, что это деградация познания, формирование рубрикаторского, механического, принципиально нетворческого мышления, уже вполне очевидно людям даже без педагогического образования. Однако систему упорно насаждают.

    В чем же дело? Неужели только в непонимании министра образования, начальства, в их зловредности? На этом часто сосредотачивают критику. Не всё так просто. Это мировой процесс. Насаждение тестов идет повсеместно, ибо тестирование является условием компьютеризации и электронизации образования, к которым как раз подошел технический прогресс. А компьютеры, даже самые совершенные, понимают только однозначные решения. В этом их сила. И если оспаривать ЕГЭ и тестирование, то надо оспаривать необходимость всеобщей, повальной машинизации – компьютеризации образования, которое в пределе стремится быть автоматическим, исключающим из образования живого человека вообще, что уже и происходит. ПЕДАГОГ — ВЫМИРАЮЩАЯ ПРОФЕССИЯ!

    Вот о чем надо говорить, что надо оспаривать. Но на это решается уже гораздо меньше людей, чем критикующих ЕГЭ. Это оспаривать трудно уже потому, что машинное мышление эффективнее «кустарного», человеческого. В вычислениях – очевидно, но и в объеме и быстроте обрабатывания словесной информации тоже. При этом самому человеку надо не столько иметь знания, сколько знать, откуда их взять. Быть компетентным – знать, куда надо кликнуть и что скачать. И тогда найти можно почти всё. Хотя сам по себе, без компьютера, человек становится примитивным, перестает понимать, что читает, неслучайно распространяется так называемая функциональная безграмотность. Именно в передовых странах. Новые невежды.

    Вытеснение из образования педагогов – новое наступление на человека. В Древней Греции педагогами называли престарелых рабов, которые должны были присматривать за детьми и водить их в школу; одно это говорит, что такие люди не пользовались почетом. Лишь со временем, с ростом науки и просвещения, с развитием понимания задач воспитания звание педагога делается более уважаемым. И высшего почета педагоги достигли в Советской стране. Знаменитые, очень популярные фильмы «Сельская учительница» с В. Марецкой, «Учитель» с Б. Чирковым, «Доживем до понедельника» с В. Тихоновым – подтверждение этому. Как сегодня относятся к учителю, мы видим. Его зарплата все еще недотягивает до зарплаты уборщицы в Газпроме, на всю страну показали избиение учительницы учеником, и, наконец, дело дошло до стрельбы в школе. Вот и сподобились приобщиться на радость нашим либералам к американскому образу жизни по одному из его важнейших и привычных показателей. Меры принимают те же самые: усилить охрану, больше следить, контролировать оружие. Чисто внешние, технические. Думать о духовных и социальных причинах никто не хочет. Истинное знание у капиталистов не в моде. Оно же одно! А ложь и обман многолики и многоцветны, их и предпочитают.

    Человек деградирует в потребительском обществе, где за внешним, вещным благополучием и обильным образованием теряет человечность, активность, энергию поиска, свою основу – созидательный труд и высокие душевные качества, превращаясь в зомби. Да! Внешне человек потребляющий стал красивее, но прекрасным он не будет никогда!

    Александра КУТЫРЁВА, кандидат философских наук

    г. Нижний Новгород.»

    Ответить
    • Tagilstories

      Во многом согласен.

      Ответить
  5. Односложные ответы, не позволяющие судить о действительном понимании, находят место в теории «функциональной неграмотности».

    Ответить
  6. А.П. В Нижнем Тагиле издано несколько книг по истории образования Нижнетагильского горного округа и города.

    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: