ВТ, 16 июля 2019 | В Нижнем Тагиле:+12.7°C

«Железная империя» Демидовых в XVIII веке (часть 4)

Нижний Лайский молотовой завод

…Первым в наших краях демидовским «нахалстроем» стал Нижний Лайский молотовой завод. Место под него облюбовал ещё Никита Демидович в 1719 году. Неподалёку от будущего завода находились несколько дворов старообрядцев, бежавших от преследования из Нижегородской губернии. Среди кержаков нашлось немало таких, кто знал толк в железном деле. С ними Никита договорился о взаимовыгодном сотрудничестве: заводчик и «государев камисар» не выдаёт их поселение властям, а староверы работают на его заводе, который он намерен здесь поставить.

Реализовывать планы по постройке завода Демидов-старший доверил сыну Акинфию. Заявка на строительство передельного завода на речке Лае была подана в Берг-коллегию в 1721 году. Но её рассмотрение было приостановлено из-за конфликта между Демидовым и Татищевым. При всех своих положительных качествах Василий Никитич ничуть не стеснялся пользоваться служебным положением. Правда, делал это, по его собственному признанию, лишь «для пользы Отечества». Но отсутствие разрешения не смутило Акинфия. Известно, что в 1722 году Лайский завод уже во всю строился. На запрос Берг-коллегии Акинфий ответил, что действовал на основании царского указа от 8 марта 1702 года, позволявшего Демидовым строить на Урале новые заводы. И пока в Берг-коллегии решали, что это – наглость или юридическая неграмотность, – Акинфий Никитич уже запустил завод. Произошло это событие 23 ноября 1723 года. А год спустя, в 1724 году, Берг-коллегия задним числом оформила разрешение на постройку завода: государь частично простил Никиту Демидовича, и тулянин снова получили большой заказ от казны.

001_Нижнелайский завод Нижний Лайский завод (фото 1884 г..)

После пуска Нижнетагильского завода Нижний Лайский включился в переработку его продукции. В Лаю продолжали прибывать переселенцы-староверы (Акинфий, после смерти отца, продолжил политику лояльности в отношении старообрядцев), которые стали развивать в Лае различные ремёсла. Развитие ремесленничества во многом обуславливалось нехваткой свободных земель для выращивания сельскохозяйственных культур – земли и леса вокруг завода были отписаны в собственность Демидовых.

Нижний Лайский завод поначалу имел молотовую фабрику с тремя молотами и двумя сдвоенными горнами, кузницу и строения для складирования. Позднее была построена ещё одна молотовая, аналогичная первой.

К концу столетия Лайский молотовой завод стал испытывать недостаток рабочей силы, который Демидовым пришлось восполнять за счёт покупки крепостных и переселения их на завод. В 1742 году, в полутора километрах от Нижнего Лайского Акинфий Демидов выстроил ещё один завод – Верхний Лайский (о нём мы рассказывали в в одном из недавних выпусков «Тагильских историй»). Очень скоро, поселение вокруг нового завода разрослось и слилось с поселением вокруг Нижнего Лайского завода, образовав село Большая Лая. В 1827 году на Лайских заводах была произведена частичная реконструкция, как оборудования, так и плотинного хозяйства.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAОдна из плит, заложенная в плотину Лайского завода во время реконструкции 1827 г.

Объединённые Лайские заводы просуществовали до начала XX века, а их продукция неоднократно выставлялась на российских ярмарках и международных выставках, правда, вместе с продукцией других заводов тагильского округа…

003_клеймо лайского завода Клеймо Лайского завода (XIX в.)

К слову, об участии продукции заводов господ Демидовых в различных выставках. Заводчики уделяли большое внимание рекламе своей продукции, и поэтому старались принимать участие во всех выставочных мероприятиях, проходящих, как в России, так и за рубежом. Так, на Первой Российской выставке в Санкт-Петербурге в 1829 году изделия тагильских заводов были отмечены золотой медалью. На Первой Всемирной выставке в Лондоне (1851 г.) тагильские медь, железо и сталь получили сразу три бронзовых медали. На Второй Всемирной выставке в Лондоне, (1862 г.) демидовская продкуция получила золотую медаль. Ещё одно золото «за руды, железо и медь заводов П. П. Демидова» было вручено на Парижской выставке в 1867 году. Затем были награды Всероссийской мануфактурной выставки (1870 г.), Венской выставки 1873 года, выставки в Лондоне в 1873 году, Всемирной выставки в Филадельфии (1876 г.) и Всемирной выставки в Париже (1878 г.)…

…Заводы в Лае были остановлены в разгар экономического кризиса, который разразился в стране в начале ХХ столетия. Оборудование было перераспределено на другие заводы округа, а заводские помещения отданы в аренду…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

005_карта

…После смерти Акинфия Никитича Демидова, его огромное горнозаводское хозяйство осталось в ведении наследников – сыновей Прокофия, Григория и Никиты, и дочери Ефимии.

Тагильская часть «железной империи», состоящая из шести заводов, досталась младшему сыну – Никите. В этот период до 52% тагильского металла шло на внешний рынок. Не переставал расти и госзаказ. В таких условиях Никите Акинфиевичу необходимо было наращивать производство, но имеющиеся мощности на его заводах были ограничены. Особо остро ощущалась нехватка воды на молотовых производствах. Понимая это, Никита подаёт в Берг-коллегию заявку на строительство передельного завода на реке Салде. «Угожее место» под завод было обследовано и описано ещё братом Никиты – Григорием Акинфиевичем, в пору, когда наследники управляли всем хозяйством совместно.

 Салдинские заводы

…В 1760 году на реке Салда был построен передельный завод, который занимался переработкой чугуна, поставляемого с Нижнетагильского завода. Первоначально на Салдинском заводе была одна фабрика с четырьмя молотами и двумя горнами. Предприятие сразу включилось в работу, и уже за первый год произвело 22189,5 пудов железа…

…Вскоре после пуска Салдинского завода, стало ясно, что один лишь Нижнетагильский завод не в состоянии обеспечить производство в Салде своим чугуном. Для того, чтобы увеличить выплавку чугуна, необходимо было либо реконструировать завод на Тагил-реке, либо построить ещё один доменный завод, который работал бы только на нужды передельного производства в Салде. А так как первый вариант требовал частичной, а возможно и полной остановки доменного производства, Никита Акинфиевич принял решение о постройке нового чугунолитейного завода, который смог бы полностью загрузить передельное производство в Салде. В 1773 году он подаёт заявку в Берг-коллегию о выделении места под доменный завод «в десяти верстах от Салдинского заводу, вверх по течению Салды-реки, на государственных порозжих и кортомленных у вогулич землях». Так же Никита ходатайствовал о прибавке к его заводам обширных лесных угодий, необходимых для производства угля. В 1775 году направленный Берг-коллегией «для очного освидетельствования пригодности места к заведению завода и рудников», унтершихтмейстер Рязанов подтвердил, что место для строительство завода «способно» и будущий завод «может действовать с одной домной и четырьмя молотами, и, кроме того, имеет железной руды три надежных рудных приимка».

007_Верхнесалдинский_карта

К строительству завода Демидов приступил в 1775 году. По решению Берг-коллегии от 9 октября 1777 г. к заводу отошли леса по левую сторону реки Тагила, на которые претендовал ранее Савва Яковлев. На строительство завода было переведено 80 семей крепостных крестьян из Вятских и Нижегородских, а так же частично из Костромских и вотчин Демидовых, и добровольно переехало 25 семей из Нижнетагильского завода. Позднее рабочие кадры завода пополнены за счет присылки крепостных крестьян из центральной России и Черниговской губернии и переведенных с других заводов Демидова. Так, в «железной империи» появился новый завод, который получил название Верхнесалдинский. «Старый» Салдинский завод стали именовать Нижнесалдинским.

 Нижнесалдинский завод

Как мы уже отмечали, изначально, на Нижнесалдинском заводе действовали всего два горна и 4 молота. Но Никита Демидов постоянно расширял производство, внедряя и передовые на то время технологии, и увеличивая число молотов. В1798 году завод имел 24 горна, 15 молотов, 11 водяных колес. Производительность предприятия достигла 95 000 пудов железа в год. Однако, наибольшее развитие произошло на заводе в XIX веке. В частности, он стал вторым предприятием в хозяйстве Демидовых, где стали применяться паровые машины, строившиеся в Нижнем Тагиле механиками Черепановыми и Фотием Швецовым.

В 1840 году на заводе внедрен способ выделки железа методом пудлингования. Немного позже на Нижнесалдинском были установлены катальные машины. В 1851-1855 гг. управителем завода Я. С. Колногоровым впервые на Урале было освоено производство железнодорожных рельсов из пудлингового железа. А 15 лет спустя рельсы Нижнесалдинского завода были признаны лучшими в России. Первая железная дорога из Москвы через Санкт-Петербург в Варшаву была проложена из нижнесалдинских рельсов. Кстати сказать, Санкт-Петербург стал постоянным потребителем продукции Нижнесалдинского завода: рельсы и сортовое железо использовались в строительстве домов и на железной дороге, а в 1903 году при постройке трамвайного пути в Санкт-Петербурге предпочтение так же отдали рельсам из Нижней Салды.

С 1870 года на Нижнесалдинском заводе строятся и доменные печи. Впервые в России здесь внедрили подачу горячего воздуха с температурой 500 °С в доменную печь при помощи воздухонагревателя «Каупер». В результате производство чугуна увеличилось почти вдвое. В1875 году на заводе был осуществлён пуск первого крупного бессемеровского цеха. Здесь же зародился и развивался прогрессивный в ту пору метод «Русского способа бессемерования».

Первая бессемеровская фабрика представляла собой здание с массивными стенами из дикого камня размером 15×30 метров, высотой 12 метров. В здании помещались два конвертора по 5 тонн каждый. Всё оборудование фабрики — конвертор, ковш, подъемные краны, воздуходувные машины приводились в действие гидравлическими двигателями. Чугун перегревался в 4-х отражательных печах вместимостью до 6 тонн каждая. Перегрев чугуна продолжался от двух до трех часов до t = 1250 °С. Отражательные печи отапливались от дровяных генераторов. Позднее, в начале XX века,
отражательные печи были переведены на доменный газ. В конвекторах готовилась, главным образом, рельсовая и снарядная сталь. Производительность бессемеровской фабрики равнялась 42 тысячам тонн стали в год. В 1914-1916 годах на заводе построены более мощные доменные печи и был реконструирован бессемеровский цех. В результате чего, производительность выросла до 65 тысяч тонн стали в год.

008_Нижне-Салдинский 2 Нижнесалдинский завод (фото конца XIX в.)

В 1896-1901 годах, под руководством К. П. Поленова и В. Е. Грум-Гржимайло, на предприятии строится новый прокатный цех — один из крупнейших в России. Стан с диаметром прокатных валков 800 мм приводился в действие паровой машиной мощностью 6000 лошадиных сил. Стальные рельсы на новом стане прокатывались за 7 пропусков, тогда как на других Уральских заводах и заводах центральной России за 9-11 пропусков. На начало XX века Нижнесалдинский завод считался одним из передовых заводов Среднего Урала, и уступал только Надеждинскому заводу…

008-1_клеймо НСЗ Клеймо Нижнесалдинского завода

…В 1918 году декретом Советской власти все демидовские заводы были национализированы. Год спустя Нижнесалдинский завод был остановлен. С 1922 по 1923 год предприятие находилось на консервации из-за отсутствия сырья и топлива. Работали только некоторые ремонтные службы. И лишь в июне 1924 года на Нижнесалдинском заводе начинаются первые пробные плавки…

Верхнесалдинский чугуноплавильный и железоделательный завод

…Верхнесалдинский завод изначально задумывался и строился как доменный, поэтому в первые годы своего существования был типичным «чугуноплавильным» заводом, имея в своём составе доменную и молотовую фабрики, кузницу, лесопилку, заводскую контору и дома для служащих и работных людей. Плотина Верхнесалдинского завода имела длину в 175 саженей (более 373 м.), ширину — 30 саженей (64 м.), и хотя пруд разливался на пять верст, но напор воды у плотины был невелик. Оборудование завода составили две большие, мощные по тем временам, доменные печи высотой в 16 аршин (11,4 м.); два кричных молота и пять верхнебойных водяных колес. Завод был пущен и выдал первый чугун 6 декабря 1778 года.

Доменные печи завода могли выплавлять каждая в сутки до 450 пудов чугуна. Главной задачей завода было снабжение чугуном железоделательных производств Нижнесалдинского завода, с чем новый завод успешно справлялся. А вот собственное железоделательное производство в первые годы работало слабо, выпуская железо в основном для собственных нужд. Так, в 1779 году было выковано только 2,4 тысячи пудов железа.

Обширный заводской пруд снабжал завод достаточным количеством гидроэнергии. Приписанная к заводу лесная дача, по данным межевания 1840-50-х гг., имевшая площадь в 109 тысяч десятин, из которых 98,6 тысяч десятин находились под лесом, позволяла в достатке получать древесный уголь и дрова. Руда — высококачественный магнитный железняк с содержанием железа в 62-65% — привозилась с Высокогорского рудника, а кроме того, частично использовалась руда с местного Журавлевского рудника, богатого бурым железняком.

Хорошо обеспеченный топливно-сырьевыми и гидроэнергическими ресурсами и рабочей силой, завод в 80-90-х годы XVIII века стабильно выплавлял ежегодно от 155 до 198 тысяч пудов чугуна, что в то время было большой редкостью. По Генеральному описанию 1797 г., на заводе имелись 1 доменная и 3 молотовые фабрики, оборудование состояло из 2 доменных печей, 6 кричных горнов и 3 кричных молотов, 1 колотушечного горна и 1 колотушечного молота. При заводе находилось 313 крепостных мастеровых и работных людей и 20 казенных лиц. Приписных крестьян завод не имел. За заводом числились три железных местных рудника.

В конце XVIII столетия доменное производство завода было реконструировано, что позволило сразу же увеличить выплавку чугуна: уже в 1798 году она поднялась до 221,1 тысяч пудов, а в 1802 году составила 277,6 тысяч пудов. Среднегодовая выплавка чугуна на заводе в 1801–1806 годах доведена до 231,9 тысяч пудов, тогда как за предыдущие 10 лет равнялась только 161,5 тысяч пудов, то есть увеличилась на 30%.

009_Верхнесалдинский завод_дом управляющего Верхнесалдинский завод. Дом управляющего (фото конца XIX в.)

В первой половине XIX века, с сокращением, а затем и почти полным прекращением российского экспорта железа, с вытеснением российского металла с мирового рынка, на который тагильские заводы отправляли значительную часть своей продукции, и необходимостью переориентации на внутренний рынок, завод замедлил свое развитие, но внедрение технических нововведений и усовершенствований на нем продолжалось, а в 30-50-х годах XIX века весь завод, по сути, был заново перестроен.

В 30-е годы по проекту архитектора А. П. Чеботарева была построена новая кирпичная доменная фабрика. Доменные печи были перестроены, их высота и объем увеличены, при них установлены две воздуходувные машины с чугунными цилиндрами. Тогда же, на заводе развёрнули литейное производство, где отливались чугунные части для машин и механизмов. В 1856 году установлена воздуходувная машина, купленная во Франции, которая приводилась в действие паровой машиной и давала более сильное и равномерное дутье. Выплавка чугуна составила: в 1837 году — 325,2 тысяч пудов, в 1851 году — 290 тысяч пудов, в 1860 году — 780,9 тысяч пудов.

В 40-е годы XIX века на Верхнесалдинском заводе было организовано прокатное производство, а через десять лет внедрено пудлинговое производство, выявившее свои явные преимущества перед кричным способом. В 1852 году пущены две пудлинговые печи, к 1859 году их число увеличено до восьми. Пудлинговая болванка отправлялась на Нижнесалдинский завод, где прокатывалась на сортовое железо или железные рельсы…

С Верхнесалдинским заводом связан интересный факт. Управляющий Салдинских заводов Яков
Колногоров предоставил «господам владельцам» расчёты, согласно которым доставка кричной и пудлинговой болванки на Нижнесалдинский завод гужевым транспортом выходила затратной и ненадёжной, особенно в период распутицы. Колногоров предлагал доставлять полуфабрикаты по реке Салде и Нижнесалдинскому пруду, и для реализации этих планов запросил из библиотеки Выйского училища чертежи «речного парохода господина Швецова», а так же разрешение на постройку трёх барж. Проект был одобрен Нижнетагильской конторой, и с 1858 года снабжение полуфабрикатами производилось водным путём вплоть до1881 года .

В 1859 году оборудование завода составляли 2 доменные печи, 1 вагранка, 9 кричных горнов, 8 пудлинговых печей, 16 водяных колес общей мощностью в 340 лошадиных сил и 3 паровые машины. В этот период на заводе «употреблялось в работы» более 1100 человек.

До середины 70-х годов выплавка чугуна при действии трех доменных печей поддерживалась на уровне от 750 000 до 1 миллиона пудов в год. Совершенствовалось доменное производство: при домнах были установлены новые воздуходувные машины, улавливаемые доменные газы стали использоваться для обогрева котлов. В пудлинговом цехе были установлены 5 сварочных печей. С 1879 года началось применение луньевского каменного угля, доставляемого по Горнозаводской железной дороге.

Так же увеличивалось собственное производство сортового и листового железа. Так, в 1882 году завод изготовил 200,3 тысяч пудов готового железа, в том числе: сортового — 106,З тысяч пудов, листового и кровельного — 93,4 тысяч пудов.

Пудлингово-сварочный корпус в 1892 году был основательно перестроен: число сварочных печей увеличено до трех. В 1900 году цех имел четыре пудлинговых и четыре сварочных печи. В 1891 г. был построен корпус листоотделочной фабрики, а через год корпус листокатальной фабрики. Уже в 1896 году завод изготовил 444,5 тысяч пудов готового железа, в том числе сортового — 320 тысяч пудов, мостового и кессонного — 72,1 тысяч пудов, лопастного — 26,6 тысяч пудов, листового и кровельного — 25,1 тысяч пудов.

В 1893 году построена мартеновская печь ёмкостью в 12 тонн, которая в марте 1894 года выдала первую литую сталь. Печь работала на дровяном газе, а загрузка шихтой и передвижение ковшей для разливки стали производились вручную.

010_Верхнесалдинский завод. Здание нового мартена_3 Верхнесалдинский завод. Здание нового мартена (фото конца XIX в.)

Было выплавлено мартеновской стали: в 1895 году — 485,4 тысяч пудов, в 1900 году — 549,8 тысяч пудов. С 1897-го по 1902 год заводом управлял выдающийся русский металлург и ученый В. Е. Грум-Гржимайло. В этот период на заводе было занято 1724 рабочих (649 — на основных производствах, в том числе 175 — при доменном производстве, 170 — при мартеновском, 304 — при железоделательном, и 1011 — на вспомогательных работах), в 1900 году — 2002 человека (на заводских работах — 821, на вспомогательных — 1181).

010-1__клеймо ВСЗ Клеймо Верхнесалдинского завода

В годы экономического кризиса 1900-1903 года и последующей промышленной депрессии завод сохранил на прежнем уровне выплавку чугуна. Мартеновское производство было расширено, а в 1902 году начала строиться, а затем и пущена в ход вторая мартеновская печь емкостью в 20 тонн. В 1903 году в мартеновском цехе установлен новый паровой кран, к цеху проложены рельсовые пути. Выплавка стали в 1903 году достигла 748,8 тысяч пудов, в 1904 году — 870,5 тысяч пудов, в 1911 году — 1728 тысяч пудов. С развитием мартеновского производства пудлингование стало сокращаться, а затем совсем остановлено.

Кризис и депрессия заставили заводовладельцев разработать проект технической реорганизации хозяйства округа предусматривавший закрытие мелких нерентабельных заводов и концентрацию производства на нескольких главных заводах. Согласно этого проекта, доменное производство на Верхнесалдинском заводе закрывалось, и теперь он должен был заниматься прокаткой сортового железа в объеме до 3 миллионов пудов в год. В 1911 году завод выплавил 817 тысяч пудов чугуна, в 1912 году — 188,3 тысяч пудов, после чего выплавка чугуна на заводе больше не производилась, а обе доменные печи были демонтированы.

011_830986_original Верхнесалдинский завод. Елим Павлович Демидов с супругой среди представителей администрации завода (фото 1911 г.)

С 1912 года завод стал получать электроэнергию от гидроэлектростанции мощностью в 150 кВт, в это же время была пущена Алапаевская ветка железной дороги, соединившая Верхнесалдинский завод с Нижней Салдой и Алапаевском. В 1913 году завод произвел прокатных продуктов 1000,5 тысяч пудов, в том числе сортового железа — 467 тысяч пудов, железнодорожных креплений почти 417 тысяч пудов, рельсов — 75,7 тысяч пудов, балок — 40 тысяч пудов. В 1914 году выплавлено мартеновских слитков 1560 тысяч пудов, но со следующего года завод перешёл на выполнение военных заказов…

(продолжение следует)

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

5 комментариев

  1. Спс!

    Ответить
  2. Хорошо, как всегда! Но хотелось бы узнать: был ли построен подъздной путь к Нижнелайскому заводу после пуска горнозаводской ж/д, и если да, то как он проходил?

    Ответить
    • Tagilstories

      Точно известно, что была ветка к ГЗЖД в виде рельсовой дороги на конной тяге.
      А, вот, где точно она проходила, увы, не знаю.

      Ответить
    • Салдинская железнодорожная ветка была конечным пунктом Салдинской заводской железной дороги, устроеной в 1896 году.
      В 1910 — 11 г. Салдинская ветвь была продлена до Алапаевска.
      Ссылка: салдинская-история.рф

      Ответить
  3. Рельсы заводов Демидова стандарта р-33 по качеству изготовления примерно равны рельсам р-50 современного изготовления! Имею пару фрагментов рельсов р-33 со штампом » Демидова Н.Т.З. мца 1898 года . Стал; » История!

    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: