ВТ, 23 июля 2019 | В Нижнем Тагиле:+15.6°C

Немного об истории Анатольского Женского училища. И не только…

История этого учебного заведения началась задолго до того, как оно получило свой собственный статус, устав и штат.

Своим возникновением в Нижнем Тагиле оно обязано Авроре Карловне Шернваль-фон Валлен-Демидовой-Карамзиной.

После смерти мужа – Павла Николаевича Демидова, Аврора отдавала всю себя воспитанию сына и, до его совершеннолетия, управлением оставшихся от мужа заводов. Уже после первого своего приезда на Нижнетагильские заводы Аврора Карловна обратила внимание на невысокий уровень образованности заводских служащих и их детей. Особенно несправедливым «госпожа владелица» считала то, что «девочки в семьях заводских служителей получают куда меньший объём знаний, нежели мальчики». Аврора высказала свои замечания управляющим заводами, которые согласно покивали головами, но так ничего и не сделали.

Но вскоре, в управленческой цепочке демидовских заводов появилась новая должность — главного уполномоченного всеми демидовскими заводами округа. На эту должность Анатолий Николаевич Демидов взял некоего Антона Ивановича Кожуховского (в демидовской истории личность пока ещё малоизученная и даже где-то загадочная). Аврора Карловна и Анатолий Демидов составили для Кожуховского перечень «поручений первостепенной важности», одним из которых являлся вопрос об организации специального обучения для дочерей заводских служащих…

В 1847 году Антон Иванович Кожуховский прибыл в Нижнетагильский горнозаводской округ, и принялся претворять в жизнь поручения господ владельцев. Решив организационные, технические и управленческие вопросы, Кожуховский не забыл и о школе для девочек. Денег для организации полноценного учебного заведения в заводской кассе не было, и тогда «высшие классы для дочерей заводских служащих» были открыты при частном Входо-Иерусалимском женском училище. Такое половинчатое решение не понравилось Авроре, о чём она не преминула сообщить Анатолию. Дело в том, что занятия проводились на съёмных квартирах, которые часто менялись, а с сентября 1851 года занятия вообще пришлось прекратить из-за отсутствия помещения. Кожуховскому было дано распоряжение незамедлительно исправить ситуацию.

Деятельный Антон Иванович, уже успевший ближе ознакомиться с заводскими делами, и завести деловые и даже приятельские отношения со многими людьми, живущими «в Нижнем Тагильске», принялся за организацию «учреждения для воспитания дочерей служащих». В феврале 1853 года Кожуховский собрал членов заводоуправления и ознакомил их со следующим приказом:

Входо-Иерусалимское училище преобразовать в особое учреждение для воспитания дочерей служащих, присвоив оному звание Анатольского.

Предписываю заводскому управлению:

 

1. Как 1-е женское училище в Нижнем Тагиле открыто было стараниями протоиерея Карпинского. Анатольское женское училище во внутреннем управлении должно быть также оставлено под ближайшим надзором и руководством Карпинского.

 

2. Для расположения училища на первый раз нанять дом надзирателя Морозова, соседственный с домом протоиерея Карпинского.

 

3. Располагая училище в доме Морозова, распространить классы в соседнем флигеле при доме Карпинского, проведя при этом переделки по проекту, составленному Карпинским вместе с архитектором Комаровым и мною одобренным.

 

4. Распорядиться немедленно обзаведением для училища мебели, посуды, белья и прочего.

Прилагаю устав и штат училища, утвержденного мною 18.02.1853 г.

 

Подлинно подписал Главноуполномоченный
А. Кожуховский

Анатольское женское училище (фото конца XIX в.)

Анатольское женское училище (фото конца XIX в.)

Сохранился и устав новообразованного учебного заведения:

Устав Анатольского Женского училища

 

1. Анатольское женское училище предназначено для воспитания дочерей служащих Нижнетагильских заводов господ Демидовых. Оно преобразовано из прежнего Входо-Иерусалимского училища и подчиняется епархиальному начальству. В хозяйственном и административном отношениях училище еще находится под главным распоряжением управляющих заводами.

 

2. Цель этого учреждения состоит в том, чтобы образование жен служащих соответствовало понятиям и положению их мужей.

 

3. В Анатольском женском училище назначены следующие предметы:
а) Закон Божий, чтение церковных книг с указанием значения всех слов, изучение молитв и церковного пения;
б) русский язык с изучением грамматических правил для правильного правописания и изложения всех мыслей;
в) арифметика — до тройного правила, исчисление на счетах, исчисление всех задач для заводской жизни;
г) общее начало географии и в особенности географии России;
д) история России в сокращенном виде;
е) поучительные беседы в отношениях человека к Богу и ближнему, о главнейших предметах естественных наук, замечательных исторических событиях;
ж) чистописание с приучением к скорописи.

 

4. При такой постановке умственного образования преподаватели и училищное начальство должны прилагать все заботы, чтобы утвердить воспитанниц в правилах веры и доброй нравственности, отстраняя от всякой наклонности к праздности и роскоши, направить их к добросовестному исправлению обязанности жены и матери и к содержанию на своих руках домашнего хозяйства.

 

5. Для практического приучения воспитанниц к хозяйству и полезному труду они должны при училище заниматься следующими работами:
а) рукоделие, кройка и шитье гладью, строчение, вязание;
б) стирка и глажение белья;
в) занятия огородничеством.

 

6. Воспитанницы должны сами содержать в исправности постель и все свои вещи, и убирать комнаты.

 

7. Для обучения воспитанницы разделяются по классам, дням и числам на основании особой программы, составленной управляющим заводами и утвержденной епархиальным начальством.

 

8. Курс учения 4 года и распределяется на 3 класса, полагая 1-й и 2-е классы по одному году и на 3-й, старший, — по 2 года.

 

9. В Анатольском училище полагается содержать 20 воспитанниц штатных на полном иждивении, прочие посещают классы на праве вольноприходящих.

 

10. В штатные воспитанницы принимаются круглые сироты из штата служащих, а за неимением таких будут приниматься и те, кто имеет родителей, по особому вниманию и заслугам их… и только дети служащих заводских.

 

11. Вольноприходящими могут быть дети всех служащих, как заводских, так и посторонних; дети священно-церковно-служителей Нижнетагильского округа; дочери постороннего купечества и проживающих здесь чиновников.

 

12. Прием воспитанниц зависит от управляющего заводами.

 

13. Прием в училище от 9 до 12 лет. Круглые сироты могут быть приняты и раньше.

 

14. Для постоянного надзора за воспитанницами полагается надзиратель и, в помощь ей, три пепиньерки из воспитанниц, выпущенных ранее и живущих вместе с воспитанницами.

 

 

15. Прислуга при училище самая ограниченная, так как основную работу будут выполнять сами воспитанницы.

 

16. Анатольское женское училище содержится за счет заводов.

 

17. Внутреннее управление хозяйственной частью поручается надзирательнице, коя предоставляет отчет заводскому управлению.

 

Главноуполномоченный г-д Демидовых
А. Кожуховский

Согласно расписанию уроков, воспитанницы Анатольского училища должны были посетить в неделю уроков Закона Божия, арифметики, русского языка и грамматики – по 11, географии и истории – по 8, рисования, чистописания и рукоделия – по 12.

Оценка знаний осуществлялась по следующей системе: «не добропорядочно», «нехорошо», «худо», «посредственно», «порядочно», «изрядно», «очень хорошо» и «хорошо».

Занятия начинались в 8 часов утра и длились до 16 часов с перерывами на отдых. Интересно, что распорядок проживания воспитанниц предусматривал время для «приготовления уроков», то есть домашнего задания, не только вечером, но и утром, за час до начала занятий. Первым директором училища стала Дарья Ивановна Даммер.

В 1858 году Анатольское училище было передано Министерству просвещения.
Сменилось руководство училища (его директором стала Маргарита Петровна Григорьева). Теперь
полный курс изучаемых наук был рассчитан на шесть лет. Кроме того, при училище находилось 4-х годичное подготовительное училище (т.н. «Павлушенское») с пансионом по улице Нижней Ерзовке на 35 учениц. В Павлушенском подготовительном училище могли обучаться не только дети заводских служащих, но и дочери простых рабочих…

В дальнейшем, в связи с увеличением количества желающих получить образование, а так же в связи с организационными преобразованиями, Анатольское женское училище и Павлушенское подготовительное училище неоднократно трансформировались. Так, в 1894 году, на базе этих двух училищ была открыта Павло-Анатольская прогимназия, которая через девять лет была реорганизована в женскую гимназию на 500 мест.

Павло-Анатольская женская гимназия (фото начала XX в.)

Павло-Анатольская женская гимназия (фото начала XX в.)

Во многом, это стало возможным благодаря деятельности Николая Ивановича Кларка, который с 1891 года и до 1905 года являлся начальником обоих училищ, а так же преподавал математику и физику. Кроме того, Николая Ивановича был членом Попечительского Совета и председателем Педагогического Совета при учебных заведениях Нижнетагильского округа с 1891 по 1911 гг.

Надо сказать, что Николай Иванович происходил из древнего английского рода Кларков, который в XVIII столетии изрядной своей частью пошёл на службу русским царям. Так, Василий Егорович Кларк (1770–1842), с 1787 г. находился на службе при Александровском пушечном заводе в Олонецком округе смотрителем, а затем – управляющим завода, а его брат Матвей Кларк (1776–1846) работал мастером на Кронштадтском заводе, а затем на Ижорских Адмиралтейских заводах, где дослужился до смотрителя. Прямой же предок Николая Ивановича – тоже Василий (Вильям) Кларк — с 1798 года служил в Горном ведомстве на Урале, имел чин маркшейдера IX класса.

В 1906 году в Павлово-Анатольской гимназии было введено 8-летнее обучение.
И хотя, курс наук был облегченным по сравнению с программой мужских гимназий, выпускницы 8-го класса имели право преподавать в начальной школе. В гимназии поддерживались образцовая дисциплина и строгий порядок, а денежное обеспечение преподавателей позволяло им ездить на отдых за границу. Преподавательницы гимназии, как и ученицы, в обязательном порядке носили единую форму. В большую перемену родительский комитет организовывал горячие завтраки.

С 1905 года начальницей гимназии стала учитель географии Людмила Михайловна Кларк. Великолепный педагог и организатор, она так же сделала многое для развития этого учебного заведения. В частности, она добилась выделения дополнительных средств на завершение строительства нового, каменного пристроя к зданию гимназии.

Людмила Михайловна Кларк, начальница гимназии 1905-19 гг.

Людмила Михайловна Кларк, начальница гимназии 1905-19 гг.

На посту начальницы женской гимназии Людмила Михайловна пробыла вплоть до 1919 года. За свои заслуги была награждена серебряной и золотой медалями от Министерства просвещения…

В 1920 году на базе Павлово-Анатольской гимназии была открыта школа II ступени, которой через три года было присвоено имя Н. К. Крупской. В дальнейшем школа ещё не раз меняла профиль: на её базе открывались и закрывались ФЗУ, полная средняя школа, женская восьмилетняя школа, и снова средняя школа совместного обучения. В годы Великой Отечественной войны в школе № 1 был развёрнут военный госпиталь № 5967. А трое выпускников школы — Н. М. Епимахов, Е. В. Протасов и Ю. Н. Дерябин стали Героями Советского Союза.

женская гимназия

Женская гимназия

005_женская гимназия

Женская гимназия

В 1978 году школа переехала в новое здание на улице Оплетина, а старое здание было признано непригодным для обучения детей…

женская гимназия

Женская гимназия

…Так получилось, что материал об Анатольском женском училище был готов почти год назад, и благополучно лежал в редакционном портфеле в качестве резерва. Действительно, «горячим» этот материал не назовёшь: сведения об истории школы №1 им. Н. К. Крупской имеются на сайте этого учебного заведения, а о выпускниках школы неоднократно писали тагильские краеведы.
«Тагильские истории» тоже не спешили выпускать материал в свет, ожидая подходящего случая, и не подозревая, каким будет этот подходящий случай…

Удостоверение

Удостоверение

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

7 комментариев

  1. А что имелось в виду в конце этой истории?

    Ответить
  2. Здание бывшей школы выставлено на продажу Администрацией города Нижний Тагил.

    Ответить
    • ??? кому нужны эти руины? хачикам тока — коньяк бодяжить

      Ответить
  3. Спасибо, многоуважаемый господин Краевед, за истории,живущие рядом!!!!!!

    Ответить
  4. Предлагаю в противовес статье сделать репортаж из современного женского общежития..

    Ответить
  5. Добрый день. Моя бабушка Елена Никитична Лебедева (Губина)рожд1887года работала учителем в Нижнем Тагиле в гимназии. Однако информации об этом в семье мало.Известно,что ее наградили орденом за многолетнюю службу.Была строга, по Английски педантична. Хотелось бы узнать где работала и какую награду получила?

    Ответить
  6. Более подробно о истории Павло-Анатольской гимназии можно узнать здесь http://tagilfoto.ru/

    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: