СБ, 20 июля 2019 | В Нижнем Тагиле:+22.5°C

Выйско-Никольская церковь

Нижний Тагил славился не только своими заводами и их продукцией, талантливыми крепостными механиками и их изобретениями, но и своим архитектурным образом. Здания заводоуправления и заводской больницы, купеческие особняки и дачи, величественные церкви с богатым убранством – всё это делало заводской посёлок похожим на маленький город. И практически все, кто побывал в Нижнетагильске в дореволюционный период, неизменно отмечали это в своих путевых дневниках или письмах.

Церкви Нижнетагильского посёлка – а их на момент вступления в силу декрета Советской власти «Об отделении церкви от государства» от 23 января 1918 г. было десять – вызывали восхищение у всех гостей Нижнего Тагила, от заезжих купцов до крупных государственных чиновников.

Например, вот, что писал в своём дневнике известный уральский географ, этнограф, краевед, один из основателей и почётный член «Уральского Общества Любителей Естествознания» (У.О.Л.Е.) Наркиз Константинович Чупин:

«…По совету любезного Ивана Дмитриевича Б. провёл два дня минувшей недели в Нижнетагильске за подробным осмотром здешних церквей и часовен. До сих пор нахожусь в приятном изумлении. Особые впечатления остались от посещения церкви Святых Николая, Павла и Анатолия…»

ТИ_103_01

Церковь Святых угодников Николая, Павла и Анатолия, или как её чаще называли у нас Выйско-Николаевская (или Выйско-Никольская), была заложена в 1835 году на Выйском поле. Автором проекта был талантливый петербургский архитектор Александр Христофорович Крих.

Однако через год после начала строительства А. Х. Крих умер, и по просьбе Демидовых проект доработал и курировал другой известный российский архитектор, родоначальник так называемого «русско-византийского стиля», Константин Андреевич Тон.

ТИ_103_02

Константин Андреевич Тон (худ. К. П. Брюллов, 1820-е гг.)

К. А. Тон внёс значительные изменения в проект храма с учётом новых пожеланий заказчиков. По их замыслу новая церковь должна была стать родовой усыпальницей акинфиевой ветви Демидовых, начиная с Николая Никитича. Строительство продолжалось десять лет и завершилось в 1845 году. Современники отмечали, что новая тагильская церковь представляет собой «…здание обликом внушительное, о пяти красномедных куполах, с высоким мощным цоколем, походящее  на московский храм Христа Спасителя…»

ТИ_103_03

Церковь Святых угодников Николая, Павла и Анатолия (Выйско-Никольская) (фото конца XIX в.)

Фасад церкви делился пилястрами на пять частей, которые завершались лучковыми фронтонами. Крышу храма покрывали листы кованой красной меди, высокий цоколь был облицован толстыми чугунными плитами. Чугунными плитами был выложен и пол церкви. Внутри храма было светло и просторно. Все отмечали и превосходную акустику помещения.

ТИ_103_04

Поперечный разрез церкви Святых угодников Николая, Павла и Анатолия (репродукция)

Территория храма была огорожена ажурной решёткой, выполненной мастерами знаменитого в те годы Механического заведения при Выйском заводе. Особое внимание уделялось качеству кладки и самого строительного материала. Церковь была построена настолько крепко, что, когда в 1963-м на её месте решили строить ДК «Юбилейный», то полностью снести остатки храма не смогли – их засыпали сверху грунтом, после чего долго выравнивали местность для устройства площади перед ДК…

ТИ_103_05

Выйско-Никольская церковь (фотографическая открытка)

ТИ_103_06

Выйско-Никольская церковь (фото неизв. авт.)

ТИ_103_07

Остатки Выйско-Никольской церкви (фото нач. 60-х гг.)

Практически во всех дореволюционных справочниках отмечалось богатое убранство и красота интерьера Выйско-Никольской церкви. К сожалению, почти все фотографические изображения, сделанные внутри храма, в годы советской власти были утрачены. Однако и по тем снимкам, что удалось отыскать тагильским краеведам, можно судить о том, что находилось внутри церкви.

ТИ_103_08

Амвон и царские врата алтаря Выйско-Никольской церкви (фото 20-х гг. ХХ в.)

ТИ_103_09

Царские врата Выйско-Никольской церкви (фото 20-х гг. ХХ в.)

Царские врата были выполнены резьбой по дереву, в виде орнамента из виноградных лоз и голов ангелов. На вратах находились шесть икон: две центральные — «Благовещенье», а четыре в нижнем и верхнем рядах несли изображения евангелистов – Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

По обе стороны от царских врат располагались различные иконы в богатых ризах, в том числе и одна из самых почитаемых реликвий демидовского рода – икона Корсунской Божьей Матери, что была написана митрополитом Дмитрием Московским, и преподнесённая им в напутствие Никите Демидовичу перед его отъездом на Урал в 1702 году.

ТИ_103_10

Иконы Казанской Богоматери и Пантелеймона (фото 20-х гг. ХХ в.)

В цоколе Выйско-Никольской церкви располагалась родовая усыпальница Демидовых.

Первыми, в фамильный склеп были помещены останки Николая Никитича Демидова, умершего во Флоренции 22 апреля 1828 года. «По силе завещания» и по желанию его сыновей в 1829 году его прах был перевезен из Италии в Нижний Тагил, «туда, где всегда был духом при жизни своей», и захоронен во Входо-Иерусалимском соборе. Перезахоронение состоялось в сентябре 1862 года.

В 1874 году родовая усыпальница Демидовых приняла прах Никиты Павловича Демидова – сына Павла Павловича и Елены Трубецкой, который умер в возрасте двух лет. А через год по желанию Павла Павловича в склеп были перенесены останки его первой жены Марии Мещерской, которую первоначально похоронили в 1868 году на кладбище Пер-Лашез в Париже.

ТИ_103_11

Усыпальница Демидовых в Выйско-Никольской церкви (фото 20-х гг. ХХ в.)

Позднее сюда же с Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге были перевезены останки Павла Николаевича Демидова. Правда, спустя некоторое время прах Павла (а по утверждению некоторых источников, не только его) был перевезён в Финляндию. Последним в склепе под Выйско-Никольской церковью в 1885 году был похоронен Павел Павлович Демидов.

ТИ_103_12

Похороны Павла Павовича Демидова (фото 1885 г.)

На месте захоронения супруга Павла Елена Демидова-Трубецкая воздвигла надгробие из мрамора и бронзы в виде женщины, скорбящей над телом. Историю, связанную с частью этого надгробного памятника мы уже приводили  в одном из первых выпусков нашей рубрики.

ТИ_103_13

Надгробие на месте захоронения П. П. Демидова (фото 20-х гг. ХХ в.)

Долгое время фигура скорбящей женщины находилась в запасниках Нижнетагильского музея. Но с открытием филиала музея в «Демидовской даче», «тагильскую Андромаху» могут увидеть все, кто интересуется историей родного города.

ТИ_103_14

«Тагильская Андромаха» (фото 2015 г.)

ТИ_103_16 ТИ_103_17 ТИ_103_18

Об истории и судьбе Выйско-Никольской церкви в послереволюционный период будет уместнее рассказать отдельно. Потому что это уже совсем другая история.

 (продолжение  следует)

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

47 комментариев

  1. Азарич

    Великолепно

    Ответить
  2. великолепно-то великолепно, только вы помните, что вся эта красота создавалась потом и кровью рабов, принадлежащих Демидовым, а именно ваших предков. и сколько лет жили эти рабы и в каких условиях, работая на заводах и домнах, никто не говорит.

    Ответить
    • Азарич

      Да рабы. Крепостной Ушков построил канал, работающий до сих пор. У него была лесопилка прииск, мукомольная.. Это что я помню.

      Ответить
    • Красота всегда связана с этими условиями

      Ответить
      • Азарич

        Неправда. Утром на берегу речки выползешь из палатки. На востоке небо розовое, речка по камушкм журчит, листва шепчет. И заметьте, при создании красоты не погиб ни один раб.

        Ответить
        • ну так и живите на бережку реки. только зимой веточки с сосенок не обламывайте для сугреву, лучше поприседайте. не портите красоту, природой созданную.

          Ответить
          • Аноним, читайте литературу по истории искусств — всегда все шедевры создавались ремесленниками (т.е. мастерами своего дела) для наслаждения аристократии, и только потом, в 20-м веке, стали достоянием мира. Так что ваши выпады насчет рабов — блажь какая-то, по-детски («потом и кровью») несерьёзная и … не несите чушь.

            Ответить
    • Судя по комментарию аноним (14.04.2015, 20:24) американские информационные войска уже здесь …

      Ответить
    • Все крепостные рабочие жили в индивидуальных жилых домах, жёны, как правило, не работали в отличии от современной рабочей семьи живущей в бетонном бараке, купленном в ипотеку.

      Ответить
  3. Очень интересно. Жду продолжения.

    Ответить
    • Продолжение будет грустным.

      Ответить
  4. Предлагаю данное историческое повествование поместить на граните набережной.

    Ответить
  5. Азарич

    Все думаю о прочитанном. Знал, что церкви взрывали. Знал, что они были красивы и величавы. Знал, что в Тагиле тоже это происходило. Но вот так вот все в одном материале, да ещё это фото. Чувство как после первого поцелуя. И хорошо и знаю что может быть ещё лучше. :drink:

    Ответить
  6. Реально интересно . Фото красивые интересно узнать об истории нашего города :good: Буда ждать продолжения ….. Автору спасибо …… :good:

    Ответить
  7. Спс!
    А история о призраке женщины которая появлялась на развалинах в 40-50-х будет в продолжении?

    Ответить
    • Tagilstories

      Будет. Хотя, там никакой особенной истории нет. :-)

      Ответить
  8. О призраке, и самое главное расскажите о нелегком труде послевоенных трудоармецев! Эта страница истории стыдливо замалчивается! Увз ,коксохим, Вжр строили пленные и з.к. а никакие не комсомольцы!

    Ответить
    • Задрал ты уже своими трудоармейцами. :devil:

      Ответить
  9. Невозможно смотреть в сторону так называемого ДК Юбилейный .По сути веселятся на останках предков. Вот ОНО Наше покаяние.

    Ответить
  10. Дворцы культуры тоже нужны. Другое дело — на каком месте.

    Ответить
  11. может поэтому и Дворец не прижился,и воинская часть накрывается,а на том месте где сейчас Монетка,в 90-х погибло трое
    пожарных ,молодых парней………

    Ответить
  12. Уважаемый автор. В продолжении хотелось бы узнать куда дели останки Демидовых из церкви. Ведь, надеюсь, не закатали кости в фундамент Юбилейного? За фото внутреннего вида — спасибо, увидел впервые.

    Ответить
    • Tagilstories

      С останками история тёмная. Официально, из перезахоронили. Кроме официальной версии существуют ещё несколько непризнанных наукой.

      Ответить
      • А можно поинтересоваться из каких источников Вы узнали, что Демидовых , якобы, официально перезахоронили. Я разговаривал с сотрудницей нашего музея С.А.Клат, она еще книгу написала про Выйско-Никольскую церковь, так она мне рассказывала, что фундамент церкви был разрушен локальными взрывами и естественно от останков Демидовых ничего не осталось. Конечно, если останки к 1963г. еще были в церкви. Хотя возникает много вопросов, а куда делись большие кости скелетов, так как находили только фрагменты скелетов. И в версию перезахоронения не укладывается наличие в музея зубного протеза одного из Демидовых. Еще я слышал, что над могилами надругались, черепами в футбол играли.Но это могут быть только слухи. И можно озвучить «версии, непризнанные наукой».

        Ответить
        • >>Хотя возникает много вопросов..<<
          А что отвечает на ваши вопросы С. А. Клат? Книгу же человек написал. :-) О чём книга, если самые главные вопросы остались без ответов?

          Ответить
  13. То, что в нашем городе нет соборного православного храма — очевидно. Храм, такой, как Исакий в Петербурге или Христа-Спасителя в Москве, выполняет очень многие функции, не только чисто культовые, но и культурные, архитектурные, символические, градообразующие. Таким храмом когда то был Входо-Иерусалимский собор, сейчас этого нет, в определенной степени эту роль выполняет Драматический театр, хотя в понятии Храм, конечно заключена куда большая мощь. Было бы логично воссоздать Выйско-Никольскую церковь в центре города, самое хорошее место — площадь, где сейчас расположен кт «Современник». Памятник Комсомольцам нашел бы себе достойное место в Комсомольском сквере — по диагонали через дорогу, там прекрасная площадка есть для этого, логичная связь — Комсомольский сквер с памятником Комсомолу. Храм в центре, тем более такой великолепный, истинно Тагильский, воссоздал бы связь поколений, без вариантов стал бы одной из главных визитных карточек города, а если перед ним еще поставить памятник Тагилу, концептуальный, исторический от Акинфия до Росселя, то просто…. а ведь сделают развлекательный центр или большой новый торговый ларек…

    Ответить
    • Азарич

      1. А потянуть ли прихожане такой храм. Я не говорю про строительство. Задумывались во сколько обходится содержание храма.
      2. Место под храм нельзя выбрать с точки зрения архитектуры. Это особое место.
      3. Вам бы , блин, все сносить . сначала храм на Вые, потом драмтеатр.

      Ответить
  14. Спросите меня, атеиста, нужен ли мне храм в центре города. Я вам отвечу — даром не нужен. Площадь перед современником мне нужнее. Мое мнение учитываться будет или у нас только чувства верующих оберегаются? На мои чувства всем плевать?

    Ответить
    • Азарич

      Атеизм тоже вера в отсутствие бога. Ихрамов атеистических было тьма. Один из них стоит на месте православного храма на Выше.

      Ответить
  15. )))) Драмтеатр сносить не надо)), а вот Современник нужно снести объективно, при любом раскладе, эту типовую сгнившую внутри холобуду, проще сравнять с землей, чем восстанавливать и второй вопрос — что будет построено на этом месте? Новый Концертно-развлекательный комплекс? Согласен сто раз — да, он тоже нужен, но от исторической части города хочется получить больше — именно ее — историю города, пусть даже в новоделе, как заботу нынешнего поколения и дань уважения Тагилу историческому. Никто стереотипно не воспринимает старые города по концертным комплексам или стадионам, это в первую голову Храм — Исакий, София, Собор святого Петра, Кремлевские соборы Москвы и Казани, да и порушенную красоту воссоздать, дорогого стоит. А площадь, куда денется площадь то….))) Будет гораздо просторнее чем сейчас.

    Ответить
    • Tagilstories

      Где взять денег на реализацию Ваших предложений? :-)

      Ответить
  16. Азарич

    Предлагаю вместо Современника парковку в виде огромной домны. Снаружи домна внутри паркинг етажей так в 9

    Ответить
  17. Мы возвращаемся к тому же.
    И так был замкнут круг, наверно.
    Когда-то храм нам был не нужен,
    Теперь не нужен зал концертный.

    По исторической спирали
    Несемся, как на карусели.
    Снести одно… вернуть другое..
    А может, хватит, в самом деле?!

    Ответить
  18. Незнайка

    Доброго здоровья уважаемый автор Тагильских историй. Очень приятно читать Ваши материалы..многое раньше не знал…А сколько еще не знаем мы все вместе.. Хотел поинтересоваться лично , но думаю и всем это будет интересно. Я имею в ввиду создать рубрику о наших Тагильских деревнях. ..То есть брать отдельную деревню или село , выложить всю информацию которая доступна и опубликовать отдельными выпусками. Пожилые люди вспомнят…молодежь узнает. Как Вам эта задумка ?

    Ответить
    • Tagilstories

      Задумка хорошая, но есть технические сложности.

      Ответить
    • Азарич

      Поддерживаю предыдущего оратора. Чем можно помочь?

      Ответить
      • Tagilstories

        Добавить к суткам ещё 12 … 24 часа. :-)

        Ответить
      • Азарич

        Это зависит от Него
        Мы всё прекрасно знаем
        Но ждём и толику того
        Что прочитать желаем.

        Ответить
  19. Tagilstories Все зависит не от денег, а от неравнодушных людей. Сумасшествие создавать галерею и театр кукол во время войны, мечтать о возвращении Модонны дель Пополо в Тагил, во время жесточайшего финансового кризиса реконструировать набережную и комплекс на Лисьей горе на частные инвестиции и деньги Ростуризма…. да кто в это поверит и на это даст денег? ))) -а все это есть)) и честь и хвала неравнодушным, потому что не в деньгах дело. Все должно быть возвращено Тагилу и Выйско-Никольская церковь, в том числе.

    Ответить
    • Энтузиазм неравнодушных это всё правильно. Но задарма ничего не делается. Вы покопайтесь в ЦДООСО, чтобы быть в курсе во сколько обошлись создание театра кукол и галереи.

      Ответить
  20. Раскажите о послевоенном Тагиле, о востановлении города ,о трудоармейцах.

    Ответить
    • О каком восстановлении? Тагил тащемта не бомбили.

      Ответить
  21. И еще, Эльвире Меркушевой, наказ от простого народа — добейся возврата писем Карамзиных в Тагил, как Элеонора Дистергефт сделала когда-то с Мадонной, письма вывезенные, по сути, украденные у города Андронниковым, должны быть возвращены музею города, возвращены без денег, без «условий и контрибуций» — это достояние Нижнего Тагила, это его богатство и его история, должны быть возвращены, если надо, через суд.

    Ответить
    • Tagilstories

      На письма Карамзиных претендуют ещё музей в Хакасалми и потомки Карагеоргиевичей.

      Ответить
  22. Нижнетагильск)))))))

    Ответить
    • Но,сразу видно со знанием дела пишет))))))))))))

      Ответить
      • Что не так, школота?
        Ни разу такого названия своего города не слышал? Развивайся.

        Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: