ПТ, 29 марта 2024 | В Нижнем Тагиле:-6.2°C

Учитель в Стране чудес

Современные школьники деятельные, избирательные люди – в этом уверена педагог русского языка и литературы МБОУ «Лицей» Нижнего Тагила Лариса Булыгина. После её возвращения с регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» мы поговорили о том, как работать с современными детьми, как привить ребёнку любовь к чтению и многом другом.

DSC_1101

– Лариса Николаевна, вы являетесь лауреатом губернаторской премии, неоднократным призёром национальной премии «Элита российского образования». Почему вам до сих пор интересно принимать участие в профессиональных конкурсах?

– Прежде всего, конкурсы – это очень хороший стимул для оценки того, что ты делаешь, направления твоей педагогической деятельности. Это позволяет понять, где ты находишься в общем движении российского образования. Конкурсы вещь совершенно удивительная, потому что самое ужасное в нашей профессии – это остановится и сказать, что ты всё знаешь, всё умеешь и ты гуру. Чтобы остаться в этой профессии, нужно быть Алисой в Стране чудес – всё время двигаться и удивляться.

– Мы сейчас разговариваем в вашем кабинете, а этажом ниже идёт посвящение в учителя. В этом году в МБОУ «Лицей» пришли 4 молодых педагога. Как вам кажется, молодые люди идут в школу с какой-то целью или это романтики, мечтающие изменить мир? 

–  Из четырёх молодых специалистов, которые к нам пришли – двое выпускники лицея. То есть они из дома вышли – в дом вернулись, в среду, которая их воспитала, сформировала, как личностей. Конечно, это профессионалы иного уровня, это новые мысли, новые современные взгляды на детей. У молодых специалистов хватает сил и желания видеть глаза детей и завитушки на головах своих учениц. Пересекаешься с ними не переменке, они говорят – у вашей ученицы такая удивительная причёска сегодня. А ты, человек со стажем, не успел рассмотреть эту причёску, потому что был озабочен чем-то другим. В этот момент понимаешь, что нужно остановиться и этим новым, молодым взглядом посмотреть на то поколение, которое ты учишь сегодня. Здорово, что молодёжь идёт в школу, но её должно быть больше. Средний возраст учителя в России сегодня 56 лет. Особо не рвутся в эту специальность, и передать знания, которые у тебя есть, пока некому.

– А почему не рвутся?  

– Дело в том, что физически, эмоционально, нравственно работать в школе тяжело. Здесь я придерживаюсь очень чёткого правила – Бог даёт три профессии. Это учитель, врач и актёр. Все остальное – ремесло, при всём уважении  к вашей профессии и ко всем остальным. Если сегодня у тебя есть определённая позиция, есть с чем идти к людям, то эти три профессии всё покажут.

– Выпускники тагильских школ идут в пединститут, потому что, по сути, в нашем городе гуманитарию больше некуда податься. Студенты выходят из стен вуза с понимаем того, что никогда не пойдут работать в школу. Это вообще проблема?

– Готовит ли пединститут педагогов? Невозможно понять педагог ты или нет, если ты не прошёл практику в школе. Если бы много лет назад, уже больше 30 лет назад, не было такой системы, как обязательность отработки для подтверждения диплома по распределению, то я не знаю, сидел бы сейчас перед вами учитель. Классическое образование, которое даёт наш институт, это дело хорошее. Даже, если сегодня выпускник филфака, придя в рекламу, делает какие-то ошибки, то люди, которые рядом с ним, его поправят. И ему стыдно будет делать ошибки, потому что он филолог. Я считаю, что тот запас культуры, который вкладывают на филфаке в студентов, с ними останется на всю жизнь.

DSC_1108

– Реформа образования у многих педагогов вызывает пессимистические настроения. Каким вы видите будущее российской школы?

– Я смотрю в будущее с абсолютным оптимизмом. Этот оптимизм не шальной, а совершенно трезвый и продуманный. Может быть, кто-то чего-то пугается, но разве не замечательно, что сегодня можешь применять те технологии, которые несколько лет назад были недопустимы. Ну, вот если совсем из древнего. Я помню первые годы своей работы, когда нельзя было прийти в красном платье, даже если у тебя день рождения. Тебя разбирали бы на педсовете. И моё красное платье с белой хризантемой тех времён до сих пор висит у меня в шкафу, как напоминание. В те годы учитель под страхом смерти запускал какую-то групповую или личностную работу ребят. А как же это так – шум на уроке? Сегодня я смело запускаю лего-технологии на уроке литературы.

– Очень интересно… Расскажите об этом.

– Тот урок, который я давала на конкурсе «Учитель года», назывался «Обустрой свою планету». Он давался на основе произведения «Маленький принц» Сент-Экзюпери. Когда сегодня ребёнок, прочитав текст, создаёт мир планеты Маленького принца с помощью лего-конструктора, он находит в тексте то, что значимо лично для него. Когда сегодня ребёнок-интроверт, которому трудно выразить себя и в устной, и в письменной форме, отстаивает свою позицию через маленькую лего-фигурку, это же замечательно. Сегодня можно и нужно использовать в учебном процессе технологии, которые интересны детям. На это невозможно смотреть не с оптимизмом. Потому что в школе создаются условия для развития ребёнка, формирования личности, гражданина с позицией.

– Лариса Николаевна, а давайте поговорим о ЕГЭ. Как вы к нему относитесь?

– Изначально, как всё новое, педагоги принимали это с ужасом. Сейчас технология отработана, ничего страшного в этом экзамене я не вижу. Что меня напрягало, так это метод тыка – блок А, которого сейчас в экзамене нет. С появлением ЕГЭ у детей есть возможность поступать в вузы, никуда не выезжая. Это экономия средств, когда ребёнок может приехать только на зачисление. Не надо жить месяцами в Москве или Петербурге. Меня радуют и видеокамеры. При всём уважении к представителям моей профессии, такое огромное количество 100-бальников, который дал позапрошлый год, когда камер не было, настораживало.

– Современные дети сильно отличаются от своих предшественников предыдущего поколения?  

– Это совершенно другие, удивительные дети. За каждым ребёнком, который сидит за партой, будущее России. Сегодня к учителю приходит будущее – граждане 21 века. Если ты ничего не сделаешь, чтобы это будущее обеспечить стране, тогда на что рассчитывать и на кого обижаться? Только с оптимизмом нужно смотреть на это будущее, иначе, зачем идти к детям.

– С этими гражданами 21 века работать сложнее?

– Сложнее, всенепременно сложнее. Это деятельные, избирательные люди. Они по-иному ориентируются в информационном пространстве. В связи с этим в голове абсолютная каша. Упорядочить эту кашу можно только в том случае, когда они сами поймут, что им этот порядок нужен. Нужно убедить их в том, что мы им интересны. Они тянутся к высоким, добрым вещам –  любви, дружбе, красоте. Для них это первостепенные вещи. Когда сегодняшние подростки на первое место ставят семью, это дорого стоит. За этим идёт в последующем желание построить семью, отвечать за поступки, которые ты совершаешь.

DSC_1113

– Нет ощущения, что сегодняшние тинэйджеры это такие маленькие нигилисты, ставящие всё под сомнение?

– Объективный нигилизм – нормальное свойство юношеского организма. Ничего не брать на веру, всё подвергать сомнению, провести через эксперимент, даже ценой собственной жизни. Другое дело, что истинный нигилизм должен основываться на какой-то вере. Даже тот же Базаров из «Отцов и детей» Тургенева имел чёткую задачу расчистить место для последующего строительства. Нигилизм – это некая позиция отрицания чего-то во имя цели. У сегодняшних детей этого стержня нет, нет позиции.

– Сегодня часы русского языка и литературы в старших классах значительно сокращены – 1 и 3 урока соответственно. Эта нерадостная тенденция уже приносит негативные плоды?

– Конечно, любой учитель русского языка относится к этому плохо. Но дело в том, что так было всегда, потому что образование в старших классах ориентировано на получение профессии. Дети решают, чем будут заниматься в жизни. Я вижу из этой ситуации один универсальный выход. В школе №50, в тот момент я там работала, на протяжении 8 лет его апробировали – это мультипрофильное образование. Тогда мы были первыми в области, нашему примеру затем последовали Верхняя Салда, Качканар, Екатеринбург. Суть мультипрофильного образования заключается в том, что ученик сам набирает себе количество профильных предметов. Мой ребёнок прошёл через это, поэтому с уверенностью могу сказать, что это был совершенно положительный опыт. Дети, которые прошли мультипрофиль, легко учатся в высших образовательных учреждениях и продолжают учёбу дальше. Они закончили второй вуз, хотят получить третье образование. Это замечательно, потому что даёт человеку возможность смены деятельности. Наше поколение чётко привязано к профессии, мне страшно уходить из школы. А этим ребятам не страшно, потому что они уверены в своих силах, им интересно жить. Им не нужны гарантии пенсионного обеспечения, сберкнижки. Это потрясающее явление, и в этом перспектива нашей российской жизни.

– На ваш взгляд, нужно ли водить такое ноу-хау 50-ой школы повсеместно?

– Всё упирается в финансирование. Учителю нужно платить в полном объеме не за весь класс, а за небольшую группу. В этом основания загвоздка. Те школы, которые пошли подобным путём, столкнулись точно с такой же проблемой.

– От многих учителей  и родителей слышу жалобы на то, что дети не хотят читать.  С чем связан такой тревожный звоночек времени?

– Это не то что звоночек, это набат времени. У моего поколения были образцы хорошей речи с экрана телевизора, в семье. Взрослые никогда не позволяли себе материться, это считалось позорным в обществе.

– Культура была…

– Не могу так сказать. Как же она была, если так быстро она развеялась. Во всяком случае, её пытались поддерживать через фильмы, книги, нравственные идеалы, пусть они часто и насаждались. Дети стали меньше читать, но они читают ту литературу, которая непонятна нам. Конечно, Гарри Поттер побеждает в 7 классе. Другое дело, что ребята не любят книги. Я уже разрешаю своим ученикам приносить на уроки электронные книги, мобильные телефоны.

– Есть секрет, как привлечь ребёнка к чтению?

– Я не знаю, можно ли это назвать секретом. Все мои ученики с 5 класса ведут читательские дневники. Он состоит из двух частей. Первая часть для оценки учителя – это рецензия, отзыв, сочинение по литературному произведению. А другая часть – личные размышления ребёнка для себя. Ребёнок может закрыть эту часть и написать: «Не смотреть», или «Пока не смотреть», или «Посмотрите, пожалуйста». Читательские дневники позволяют научить ребёнка думать над тем, что они прочитали. Ребята их ведут с удовольствием, многие начинают вести личные дневники для себя.

– Хотелось бы ещё поговорить о цензурировании искусства, в том числе литературы. Как вы относитесь к запрету мата, кадров с курящими людьми в кино, например?  Это давление на художника или нормальное желание властей защитить неокрепшие умы от лишней информации?

– Цензуре подвергнуть произведение искусства невозможно. Другое дело, что сегодня является произведением искусства. Хороший вопрос – что считать качественным произведением, а что нет? Подвергать что-то цензуре бесполезно, если человек захочет, он любую информацию добудет. Но каждый должен иметь прививку от пошлости. А прививка от пошлости – это культура.  Цензура должна быть внутри создателя произведения и зрителя. Что говорит тот факт, что на концерт Светланы Крючковой в Нижнем Тагиле невозможно было прорваться?  Наверное, о том, что у нашей тагильской публики есть такая культурная прививка. Тагил вообще потрясающий город. Он, как настоящий мужик, имени никогда не менял. Сколько тут колоний, сколько тут поселенцев, а Тагил это всё перемалывает и опять какой-то культурный феномен рождает. Этот город необходимо открывать детям, особенно вагонским, которые нечасто бывают в исторической части города. Поэтому мы с ребятами садимся в трамвай, едем, щупаем, изучаем. Они должны понять, что этот город – это их Родина, что они сюда всё равно вернутся, даже получив самое высокое образование.

Беседовала Екатерина Баранова.

 

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

18 комментариев

  1. Хороший материал, но надо сажать за стол двух учителей, с диаметральными или несовпадающими взглядами, а так вышел монолог “Я в профессии”, разбитый псевдовопросами.

    • Жанр интервью, если мне память не изменяет, подразумевает одного героя. Как в интервью может быть дискуссия, вы о чем вообще?

      • Не героя, а участника. Вам где-то 3 с минусом за трактовку интервью. Обязанности журналиста в этом жанре тоже освежите до степени понимания. Монолог в 21 веке – а он кому-то интересен?
        Вот и не впадайте.

    • Фото аватара

      Лёля, по вашему я никогда не прочитаю интервью с группой Deep Purple, потому что там пять человек. Как жить дальше?

      • Дорогой Азарич, я в вас верю, у вас все получится! Правда, сильно сомневаюсь, что пять человек из Deep Purple будут спорить, высказывать противоположные точки зрения

        • Фото аватара

          Оставим purpлов с их разборками. Я конечно уважаю педагогов, хоть с филфака, хоть с химдыма и иняза, но называть ремесленниками музыкантов или писателей всем чохом , как то грубо. Вы не находите?

      • Фото аватара

        Уважаемая Леля, а вы почитайте, особенно за 1974 год. У ребят был кризис и они расстались.

  2. Нужна ли учебному заведению, для которого главное – успех в жизни, русская литература? Для русских писателей успех в жизни всегда был антиценностью.

  3. Фото аватара

    Нельзя подвергнуть цензуре
    Что за словесные трюки
    За что же мраморной дуре
    Оторвали аж обе руки.

  4. Лариса Николаевна, так интересно читать ваши мысли. Спасибо! Столько оптимизма :good:

  5. очень интересно. пойду пивка хлебну холодного из холодильника

  6. ЛЕВ ТОЛСТОЙ:
    “Всё, что я могу сделать для человечества, это рассказать бедным, как их дурачат богатые.”

Оставить комментарий или два