ВС, 17 декабря 2017 | В Нижнем Тагиле:-7.4°C

Анатольская и Анатольская

Своим появлением эти два населённых пункта на карте Горнозаводского округа обязаны сразу нескольким людям. Крестьянину Ерофею Маркову, который 21 мая 1745 года близ Пышминской дороги нашёл несколько крупинок золота, посрамив скептиков, не веривших в уральское золото. Императрице Екатерине, издавшей в 1782 году указ, разрешавший «золотой промысел» дворянам и владельцам «дач». Императору Александру, который в 1812 году разрешил искать и добывать драгоценные металлы всем желающим независимо от их статуса и положения. Николаю Никитичу Демидову, который в 20-х годах XIX века решил построить на границе своих уральских владений посёлок для старателей и «проезжих людей». Пермскому купцу Ивану Любимову – вдохновителю проекта строительства Уральской горнозаводской железной дороги.

ТИ_111_001

Начало истории деревни Анатольской следовало бы вести с указа царя Александра I Павловича, который разрешал производить разведку и добычу драгоценных металлов в Российской Империи каждому, кто «знает толк и имеет желание» вне зависимости от его социального положения.

ТИ_111_002
Александр I (худ. Франц Крюгер, 1837 г.)

И хотя указ содержал оговорку о том, что он вступит в полную силу лишь через 12 лет после его оглашения, в стране началась «золотая лихорадка». Те, кто имел средства, организовывали целые поисковые экспедиции для разведки золотоносных мест и месторождений платины и описи их. Те же, кто имел право добывать драгметаллы ещё по екатерининскому указу, старались застолбить за собой новые, перспективные территории.

Официально монополия казны на добычу золота и платины сохранялась до 1826 года, однако, уже в 1820-м в донесениях горных чиновников фиксировались факты добычи этих металлов частными лицами. Лишь в конце 1826 года разрешение на добычу серебра, золота и платины «на землях, не являющихся частной или арендуемой собственностью» начали получать частные лица. Первыми на Урале такие разрешения получили купцы Рязанцевы, Попов, Баландин и некоторые другие. Что касается Демидовых, то из ряда документов Главной конторы в Петербурге можно сделать вывод, что достаточно масштабной добычей золота они занялись ещё раньше. В частности, распоряжение о назначении приказчика Петра Соловьёва ревизором над всеми золотыми приисками округа было отправлено Николаем Никитичем Демидовым в 1823 году. А донесения «господину владельцу» об обнаружении золота и платины по берегам рек Нейва, Тагил, Шайтанка, Каменка и других начали поступать в Главную контору с 1819 года. В 1822 году на территории Нижнетагильского округа было обустроено 10 золотых и платиновых приисков, в 1824 – уже 12, ещё через два года – 14.

В 1824 году Николай Никитич Демидов отдаёт распоряжение построить на границе тагильской дачи небольшой посёлок: «…и чтоб от дорог был не далеко, и чтоб имел гостиный двор да ямскую [станцию]… а земли окрест распахать, сеять хлеб, и запасы его и иного провианта держать». Место для посёлка выбирал «золотой камисар» Н.Н. Демидова – Пётр Семёнович Соловьёв.

Выбор места был не случаен: рядом проходил Екатеринбургский тракт, поблизости располагались не только перспективные прииски, но и месторождения «горнового камня». Тут же велась добыча формовочных песков и заготовка леса.

В переписке со своими приказчиками Николай Никитич не скрывал планов: новая деревня должна была быть не только перевалочной базой демидовских старателей, но и стать «выселками для ленивых да нерадивых работных, при заводах бестолковых, но мочных иначе пользу нести…»

По замыслу Демидова, часть отселённых работных должна была пополнить старательские артели, другую часть предполагалось занять на сельхозработах, лесозаготовках, добыче огнеупоров.

ТИ_111_003

Распоряжение заводовладельца было выполнено. На начало 1828 года новое поселение имело 10 изб, два барака для рабочих, почтовую станцию и складские помещения. В поселении проживало более ста человек «разного полу», в основном крепостных из Вятской, Тульской и Черниговской губерний. Приказчики Соловьёвы и администрация Горнозаводского округа предлагали хозяину назвать село именем одного из его сыновей. Именем старшего сына – Павла — уже была названа находящаяся неподалёку деревня (Шайтанка), и новый населённый пункт получил имя младшего сына – Анатолия. Правда, пока решался вопрос об официальном наименовании деревеньки, народ уже дал ей своё название – Грань.

Происхождение этого названия доподлинно неизвестно. По одной версии, деревня была построена как раз на границе демидовских владений, практически на их меже, а в старорусском языке межу называли «гранью». По другой версии, название к деревне перешло от заимки углежогов – черниговских крепостных, а по-украински «грань» это – жар, огнище или горение угля.

В 1828-м Николай Никитич почил в бозе, но его распоряжение о высылке «нерадивых работных» на дальнее поселение было в силе ещё 20 лет, и было отменено лишь Андреем Карамзиным в 1848 году. За это время на демидовских заводах округа даже появилось выражение — «выслать за грань». Правда, «высылали за грань» не насовсем – эта мера была в чём-то сродни современному переводу на нижеоплачиваемую работу.

В 1849 году управляющий заводами Андрей Николаевич Карамзин провёл инспекцию далёких и малых деревень и заимок «посмотреть быт крестьян и нет ли из них таких, которые имеют нужды, не пользуются вспоможением от управления и таких, которых просьбы не доходят до управления и местных контор…[…] …и войти в рассмотрение причин бедности…» Побывавший в Анатольской помощник секретаря Яков Горелов в своём отчёте отмечал «удручающую бедность» жителей села:

«В деревнях Павлушино и Анатольская я нашёл бедных больше, чем в других прочих… У многих жильё не ухожено, внутренность изб производит неприятное впечатление своей запущенностью, окна выбиты и заклеены бумагой, печные трубы так худы, что опасно топить. Жители более всего нуждаются в угодьях и покосов у них мало, можно сказать, нет вовсе…»

Плохие условия для ведения сельского хозяйства и низкие заработки стали главными причинами того, что население Анатольской – Грани в течение последующих двадцати лет почти не росло, и оставалось на уровне 120 – 150 человек. Положение ухудшалось и в связи с сокращением объёмов работ на приисках и в карьерах. К 1868 году в Грани оставалось немногим более 80 жителей…

ТИ_111_004

…Вторую жизнь в Анатольскую вдохнуло строительство Горнозаводской железной дороги.
По плану устройства участка дороги между Нижним Тагилом и Невьянском было оборудовано две станции: на 346 и на 360 версте. Железнодорожное полотно должно было пройти в 3-4 верстах от деревень Николо-Павловское и Анатольская, и Демидовы достаточно упорно пытались убедить совет акционеров строительства изменить план и провести дорогу через эти деревни. Но в конце концов план остался прежним, и Демидовым пришлось раскошеливаться на постройку станций «с нуля». Станция на 346 версте получила название «Шайтанка» (по названию речки и народному названию Николо-Павловского), а станция на 360 версте была названа «Анатольская».

ТИ_111_005

ТИ_111_006
Участок Горнозаводской железной дороги (фото 1879 г.)

Надо сказать, что строительство Горнозаводской железной дороги, начавшееся в 1874 году, дало местным жителям новые рабочие места. Да, и с пуском дороги в 1878 работы меньше не стало, а заработки на «железке» были существенно выше, чем на многих подготовительных производствах демидовских заводов. Перевозки из года в год росли, дорога процветала, росло и население Грани (Анатольской). А вскоре, на месте станции «Анатольская» образовался посёлок, жители которого практически все работали на обслуживании железнодорожных путей и подвижного состава.

???????? ??????????? ???? ??????? ????????? ? ????????-??????? http://gallerix.ru

???????? ??????????? ???? ??????? ????????? ? ????????-??????? http://gallerix.ru

На полустанке. Зимнее утро на Уральской железной дороге (худ. В. Г. Казанцев, 1891 г.)

Депрессия 1904-07 гг. и экономический кризис 1907-09 гг. привели к сокращению грузоперевозок по горнозаводской ветке и, как следствие, сокращению рабочих мест. Население обеих деревень в этот период подалось на близлежащие прииски — Вилюйский, Шиловский, Карасиховский. К 1913 году, когда в экономике России начался подъём, население вернулись на железную дорогу…

…Самые трудные времена для Анатольской и Анатольской-Грань пришлись на период 1917-1924 годы. Революция, гражданская война, военный коммунизм, восстановление после разрухи. В 1924 в деревне Анатольская-Грань и на станции впервые открылись школы. А в 1935 году на железной дороге начались мероприятия по реконструкции и электрификации дорожного хозяйства, которые продолжались вплоть до конца Великой Отечественной войны. Послевоенный период в истории станции Анатольская и одноимённой деревни ничем примечательным не отмечен, если не считать разработку месторождений полезных ископаемых на окрестных просторах.

Ещё в 20-х годах XX века близ Анатольской было открыто месторождение никельсодержащих руд, но его разработку начали только в ноябре 1944 года. Работы велись 13 лет, и в 1957 разработку свернули ввиду истощения месторождения. Оборудование было передано другой организации, а карьеры были затоплены. Сейчас эти места называются «голубыми озёрами» и являются местом паломничества дайверов не только Свердловской области.

Кроме никеля в окрестностях Анатольской разрабатывались и месторождения голубого асбеста. Шёл он в основном для нужд ВПК. В начале 90-х, в связи с «перестроечным» развалом экономики и падением спроса, добыча голубого асбеста была остановлена, а выработки затоплены…

ТИ_111_008
Затопленный асбестовый карьер (фото М. Мишайник, 2012 г.)

…Рассказывать «новейшую историю» деревни Анатольская-Грань и станции Анатольская мы не станем. Отчасти потому, что прошло ещё слишком мало времени для того, чтобы давать оценку событиям и процессам последних 25-30 лет, отчасти потому, что рассказывать (и показывать) по большому счёту нечего. О славной истории тех мест сейчас напоминает разве что водонапорная башня, чудом сохранившаяся на станции Анатольская с конца XIX века.

ТИ_111_009

В деревне же Анатольская-Грань сейчас приезжим показывают достопримечательности иного рода.

ТИ_111_010

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

7 комментариев

  1. Азарич

    Познавательно. Всё думал чем люди в Анатольской ( станции) занимались.

    Ответить
  2. :good:

    Ответить
  3. Спасибо всем кто описал этот красивый очерк! Я на одном дыхании его прочитал. А она наша родная станция! Анатольская! Мы все когда то там отдыхали в пионерских лагерях Золотой луг и Лесной ручеек и всё было красиво и здорово!

    Ответить
  4. А в какой тогда Анатольской был подливной заводик Демидовых?

    Ответить
    • А не в Антоновске?

      Ответить
  5. Спасибо за интересный материал.Теперь прояснилась путаница с названиями.А есть ли информация про речку в Грани. На картах её называют Заводной.И берет она свое начало прямо в речке Шайтанке.

    Ответить
  6. Попрошу озвучить авторов столь примечательной статьи :bravo:

    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: