ВТ, 12 декабря 2017 | В Нижнем Тагиле:-13.1°C

Нижнетагильский клуб краеведов

(ещё немного об истории тагильского краеведения)

После ликвидации в 1937 году Т. О. И. М. К. (Тагильского Общества Изучения Местного Края) деятельность нижнетагильских краеведов перешла на качественно другой уровень. Уничтожив Т. О. И. М. К., как общественную организацию, власти вовсе не желали прекращения краеведческой работы ни среди профессионалов, ни среди энтузиастов-любителей. Тагильским краеведам было предложено продолжать свои изыскания, но уже в составе профильных секций, которые открыли при городском краеведческом музее. В разное время были созданы и постоянно работали секция садоводов-мичуринцев, художественная секция, кружок краеведов и молодых археологов, и т.п. О создании в какой-либо форме общественной организации краеведов речи не шло.

Положение несколько изменилось после визита в Нижний Тагил известного советского писателя и литературоведа Ираклия Луарсабовича Андроникова, приехавшего в наш город, для того, чтобы познакомиться с историей находки писем семьи Карамзиных.

Андроников встретился с работниками музея и тагильскими краеведами, изучавшими письма на месте, а также с большим интересом осмотрел музейные экспозиции и даже немного поработал с книгами и документами в краеведческой библиотеке.

ТИ_114_001 И. Л. Андроников в библиотеке краеведческого музея Нижнего Тагила

Поездка в Нижний Тагил произвела на Андроникова большое впечатление, и он неоднократно в своих статьях, письмах и выступлениях поднимал вопрос о необходимости создания в стране историко-краеведческой общественной организации, каждый раз приводя в пример тагильских исследователей истории. Когда в 1965 году в стране была учреждена общественная организация ВООПиК (Всесоюзное Общество Охраны Памятников и Культуры) свердловские облисполком и обком КПСС одними из первых получили разнарядку «сверху» на создание отделений общества в городах области.

Надо отметить, что ВООПиК была далеко не формальной организацией. При её непосредственном участии создавались музей-заповедник «Спасское-Лутовиново», музеи деревянного зодчества в селе Хохловка Пермской области, в Архангельске, Новгороде, Суздале. Так же восстанавливались культовые здания Русской Православной Церкви, реставрировались многие памятники истории, благоустраивались воинские захоронения. А с 1980 года ВООПиК учредило и свой печатный орган — альманах «Памятники Отечества». В 80-х годах в рядах общества состояло уже более 10 миллионов членов.

Появилось отделение ВООПиК и в Нижнем Тагиле, и вокруг него стали собираться тагильские краеведы и люди, которые просто интересовались историей родного края…

…В апреле 1985-го в здании горкома ВЛКСМ состоялась лекция, посвящённая охране памятников архитектуры Нижнего Тагила. С докладом на лекции выступала преподаватель кафедры истории НТГПИ, кандидат исторических наук Татьяна Константиновна Гуськова. Речь шла о памятниках архитектуры, истории их появления и нынешнем состоянии. Лекции такого рода всегда собирали много слушателей самых разных возрастов. По окончании лекции обсуждение продолжилось уже в неформальной обстановке. Тогда-то и была озвучена идея создания в городе клуба краеведов.

Осенью того же года инициативная группа тагильских краеведов вышла к городским властям с предложением создать в Нижнем Тагиле клуб краеведов. И уже весной следующего года краеведы собрались в здании краеведческой библиотеки.

ТИ_114_002 Здание краеведческой библиотеки по ул. Уральской д.6

Заведующая библиотекой Эмма Николаевна Овечкина предоставила помещение для собраний, и вскоре состоялось первое собрание тагильского клуба краеведов. Костяк нового краеведческого объединения составили Татьяна Константиновна Гуськова, Борис Андреевич Шилов, Всеволод Алексеевич Симонов, Иван Абрамович Орлов, Степан Яковлевич Черных, Ирина Григорьевна Белавина, Андрей Леонидович Пичугин, Елена Никитична Епанчинцева, Иван Трофимович Коверда и некоторые другие.

ТИ_114_003

ТИ_114_004 Краеведы, стоявшие у истоков «Клуба»

ТИ_114_005 Иван Трофимович Коверда

ТИ_114_006 Елена Никитична Епанчинцева

…24 апреля 1986 года было избрано правление «Клуба краеведов» — Совет клуба. Его главой стала Тамара Моисеевна Сырова. Тогда же был определён план работ клуба на предстоящий год, дата и время его первого официального занятия – 13 мая, в 18:00.

Тагильский клуб краеведов сразу же включился в исследовательскую и просветительскую работу. Так, уже в 1986 году члены клуба приняли самое активное участие в историко-этнографической экспедиции, организованной сотрудниками краеведческого музея. Проводились встречи с поэтами и писателями, экскурсии, как по городу, так и с выездом в другие города Урала, на занятиях клуба заслушивались сообщения-доклады членов клуба.

На занятия клуба могли приходить все желающие, и порой в помещении библиотеки было тесно – число слушателей зачастую превышало 30 человек.

ТИ_114_007 Заседание краеведческого клуба 14 февраля 1989 г.

ТИ_114_008
Члены тагильского Клуба краеведов во время поездки в Верхотурье (фото 1988 г.)

Вскоре члены клуба стали передавать результаты своих исследований в редакции городской и многотиражных газет, на городское радио. Но публиковать полностью эти интереснейшие материалы у газет того времени зачастую не было возможности, а время вещания местного радио было очень ограничено. Тогда-то в клубе и возникла идея создания собственного альманаха. Для увлечённых энтузиастов, любящих историю родного края, не было ничего невозможного. И хотя изначально идея не нашла поддержки у городских властей и партийных функционеров, альманах клуба тагильских краеведов всё-таки увидел свет. Издавать его решили самостоятельно, в некогда запрещённом, но популярном формате «самиздата». Инициатором выпуска рукописного журнала стала Мая Петровна Рыжова, а главным редактором Тамара Моисеевна Сырова. Финансирование журнала тоже организовала Тамара Моисеевна: всякий раз, приходя на очередное заседание клуба, она ставила на стол стеклянную банку, в которую краеведы скидывались, кто сколько мог. Деньги шли на бумагу, скоросшиватели для обложек, печать фотографий.

ТИ_114_009

Первый выпуск альманаха «Тагильский краевед» появился в 1988 году. Печатали его на обычной пишущей машинке. Тираж альманаха – 5 экземпляров — тоже определила пишущая машинка. Дело в том, что за одну заправку машинки тех лет могли попечатать (через копирку) не более 5 листов бумаги. И то, часто текст на последнем экземпляре читался уже с трудом.

ТИ_114_010

ТИ_114_011

Вопрос с иллюстрациями решался просто: фотографии, изготовленные «мокрым способом», просто вклеивались на листы с текстом.

ТИ_114_012

Альманах сразу стал абсолютным раритетом и остаётся таковым до сих пор. Появление печатного органа Нижнетагильского Клуба краеведов отметили и в местной прессе. В газете «Тагильский рабочий» от 25 августа 1988 года была опубликована статья журналиста Е. П. Шишкиной.

В июле 1992 года состоялось издание первого типографского альманаха «Тагильский краевед». На журнал обратили внимание и городские власти (решение Горисполкома от 13.06.1991 года «О подготовке к изданию альманаха «Тагильский краевед» к 270-летию Н. Тагила»), НТМК, ВГОК, УВЗ и трест «Тагиллес» проспонсировали выпуск альманаха. Книжка размером чуть больше in-quatro представляла собой сборник самых интересных материалов опубликованных в «самиздате» за 1988-1992 гг., и большая часть тиража распространялась по библиотекам, учебным заведениям, и через отделения ВОК – «Всесоюзного Общества Книголюбов» («Всесоюзного добровольного общества любителей книги»).

Остатки тиража (а альманах вышел в количестве 10 000 экземпляров) передали на реализацию в розничную сеть, и тагильчане смели его с прилавков буквально за день-два.

ТИ_114_013

ТИ_114_014 Активисты клуба и составители «Тагильского краеведа» (фото 1992 г.)

…Всего за период с 1988 по 2010 годы вышло 20 выпусков «Тагильского краеведа», в которых было опубликовано 366 материалов самой разнообразной тематики: образование, Гражданская война, Великая Отечественная война, культура, экономика, природа, персоналии и др. Интересно, что постоянной рубрикой издания с первого выпуска стала поэтическая страничка.

ТИ_114_015 Представление «Тагильского краеведа» читателям библиотеки (фото 1992 г.)

Некоторые члены Клуба краеведов являются авторами научно-популярных монографий, а так же принимали участие в составлении совместных краеведческих изданий. Например, свои материалы для книги «Тагильские фамилии» представили: С. В. Ганьжа, Е. Н. Епанчинцева, Е. Н. Клевцова, Е. В. Костюченко, М. П. Курочкина, Н. И. Хлопотова. Тагильские краеведы принимали участие и в научных конференциях разного уровня: «Смышляевских чтениях», «Татищевских чтениях» и др.

Активисты Клуба краеведов на протяжении всего времени существования клуба принимали самое активное участие в культурной жизни города. Практически ни одна выставка не проходила без их участия, ни одно мероприятие, связанное с историей Нижнего Тагила, не оставалось без внимания тагильских краеведов. Продолжались выездные собрания и встречи с представителями творческой интеллигенции города.

ТИ_114_016 Фотовыставка, посвящённая 150-летию фотографии (фото 1990 г.)

ТИ_114_017 Организаторы и участники фотовыставки (фото 1990 г.)

ТИ_114_018 Члены клуба краеведов в музее треста «Тагилстрой»

ТИ_114_019 Члены клуба на открытии музея подносного промысла

ТИ_114_020 В гостях у скульптора Виталия Ивановича Стеканова (фото 1991 г.)

ТИ_114_021 В мастерской скульптора Ивана Яковлевича Боголюбова (фото 1991 г.)

ТИ_114_022 Собрание клуба в Нижних провиантских складах (фото 1992 г.)

…К рассказам о Клубе краеведов и его членах мы обязательно будем ещё возвращаться в рамках нашей рубрики. Тем же нашим читателям, кто заинтересовался краеведением вообще и работой Клуба краеведов в частности, мы советуем обратиться непосредственно в Клуб по адресу улица Уральская, дом 6.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

25 комментариев

  1. В стране был кризис, а люди дело делали! 90е годы кошмар и разруха ! Пример нам жалующимся на мелочи и не делающим дело, которое потомки оценят! Спасибо за статью!!!! Многие люди, здесь упомянутые, заслуживают отдельных очерков, это истинные почётные граждане города, а не сиенки !

    Ответить
  2. Клуб краеведов занес в скрижали переход городской ежедневной газеты 400-тысячного города на двухразовый выпуск в уменьшенном формате? И где теперь выйдет знаменитая «Краеведческая шкатулка»? И куда войдет? Так что пишите поменьше.

    Ответить
    • дык крЫзис же. все уменьшается.
      по одёжке протягивай ножки

      Ответить
      • В смысле: по ножкам натягивай одежки?

        Ответить
        • Tagilstories

          В смысле: надо жить по средствам.
          В первоначальном, крестьянском варианте было «по рогожке…». Позднее, поговорка ушла в среду городской интеллигенции, и «рогожку» заменили на «одёжку». :-)

          Ответить
          • Лексикографические изыскания народной этимологии.
            А порох случайно не вы, товарищ, выдумали? Вы. Мы так и знали.

            Ответить
            • Дурачек, читать надо не только вывески на пивных ларьках, но и книжки. хотя бы классиков.
              И буит те щастие.

              Ответить
            • Читай, развивайся, умник.

              Ответить
  3. Напишите про тысячи трудоармейцах которые все сложили свои головы во время войны ипослевоенное время! Их трудовые подвиги и условия жизни стыдливо замалчиваются ,,краеведами»! Как же у нас как на плакатах розощекие трудяги с энтузиазмом рвутся на производство.

    Ответить
    • Тебе ж отвечали уже про Тагиллаг.

      Ответить
    • Tagilstories

      Что конкретно вас интересует?

      Ответить
    • А «Книг Памяти» не хватает разве? В своё время они практически бесплатно продавались в книжных магазинах города.

      Ответить
  4. Скульптор В.И.Стеканов. Это настоящая фамилия, или псевдоним?

    Как известно, «Стека (от итал. stecca — палочка) — основной инструмент скульптора при лепке из глины, пластилина или других подобных по консистенции материалов. Также инструмент используется при создании керамических изделий и для работы в технике металлопластики. Стека представляет собой небольшую палочку из дерева, металла, кости или пластика….» (Википедия)

    У всемирно известного скульптора Иулиана Рукавишникова была собачка — эрдельтерьер Стека. Ещё помню была история, когда Стека прыгнул на самого Лаврентия Берия. ))

    Ответить
  5. Настоящая.

    Ответить
  6. Да домыслы лапотников! Это древнегреческая фамилия, перевезенная на бескиевскую Русь Диомидовыми.
    Сам у местнаго краеведа читалл.

    Ответить
    • ты чё читать умеешь?! да ну нафик, не свисти ))

      Ответить
  7. Дайте ссылку на статьи или книги о трудоармейцах и спецпереселенцах. У меня дед погиб в этом адском котле!

    Ответить
    • тя чё, в гугле забанили?!! или ты решил всех закол[ОЙ!] своими спецпереселенцами?
      Google >> статьи или книги о трудоармейцах и спецпереселенцах >> Search И наслаждайся.

      Ответить
    • Tagilstories

      Если вы хотите узнать о судьбе своего родственника, вам можно обратиться к Валентине Александровне Рейнбольд — руководителю всероссийского проекта «Возвращённые имена» по г. Нижний Тагил (ул. Газетная, д.15)
      Если вас интересует эта тема вообще, поищите через поисковики. Вот, например:
      http://www.visz.nlr.ru/search/ebooks.html
      http://vi.krsk.ru/arhiv.asp
      и т.п.
      Можете поискать книгу «Трудармейцы Тагиллага», выпущенную в 2005 г. Однако, предупреждаю: её тираж всего 200 экз., найти будет непросто.

      Ответить
  8. Вот всё хорошо, только здание краеведческой библиотеки в таком состоянии… страшно просто….

    Ответить
  9. Спасибо за ссылки.Буду искать.Вечная им память!

    Ответить
  10. Расскажите о Стеканове. Замечательный был человек и педагог!
    Вообще чаще рассказывайте о наших современниках — жителях Тагила. У вас были прекрасные публикации о Лотар-Шевченко, Удовенко, Канделях, ветеранах войны.
    Продолжайте, это очень интересно!

    Ответить
  11. Очень хороший материал. Хотелось бы добавить. Фотовыставка тагильских фотографов, посвященная 150-летию изобретения фотографии была в залах (второй этаж) только что отремонтированного историко-краеведческого музея (1990 год). А открытие музея истории подносного промысла — это 1991 год. «Тагильский краевед» — это вообще уникальное явление. И жаль, что альманах «Тагильский краевед» вышел всего один выпуск.

    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: