ПН, 18 декабря 2017 | В Нижнем Тагиле:-5.6°C

Входо-Иерусалимский собор

Когда речь заходит о культовых учреждениях Нижнего Тагила, то обычно Входо-Иерусалимский собор упоминается в первую очередь. И практически всегда с эпитетами «первый», «богатейший», «красивейший» и… «не дошедший до наших дней».

Входо-Иерусалимский Собор (фото начала XX в.)

Входо-Иерусалимский Собор (фото начала XX в.)

Строго говоря, статус Собора Входо-Иерусалимская церковь получила лишь в мае 1912 года, да и первой церковью Нижнетагильского заводского посёлка она не была: долгое время единственным местом, где заводчане могли обратиться к Богу, была небольшая деревянная церковь, построенная на горке напротив завода. Располагалась она на том месте, которое нынче известно горожанам, как площадь перед бывшим зданием заводоуправления. Известно о ней очень немного – церковь не имела фундамента, была тесной и не могла вместить в себя всех желающих. Известно также, что уже в 1760 году она именовалась церковь Входа Господня в Иерусалим, а священником в ней служил Василий Афанасиевич Хомяков.

Впервые намерение выстроить при Тагильском заводе большую каменную церковь выразил ещё в 1758 году Никита Акинфиевич Демидов: «…и брат мой Прокопий настаивал, и сам я мыслю, что волю родителя нашего Акинфия Никитича следует исполнить…»

Никита Акинфиевич Демидов (мрамор, авт. Ф. И. Шубин, 1772 г.)

Никита Акинфиевич Демидов (мрамор, авт. Ф. И. Шубин, 1772 г.)

Впрочем, некоторые исследователи жизни Никиты Демидова склонны относить появление храма к проблемам, связанным с рождением у заводчика наследников: первая жена — Наталья Яковлевна Евреинова – не смогла родить здоровых детей (сын Акинфий и дочь Лиза умерли в младенчестве), а вторая супруга — Мария Сверчкова – и вовсе оказалась бесплодной. Поэтому набожный Никита и решил построить роскошный храм «…во искупление прежних грехов, и обращаясь к Богу послать ему наследника».

Так или иначе, в первых днях июня 1764 года на самом высоком месте заводского посёлка была заложена трёхпрестольная каменная церковь. К моменту закладки уже начал формироваться клир будущего храма – с 1763 года настоятелем храма значился протоиерей Григорий Яковлев Мухин, а священниками — Петр Тиханов и Василий Хомяков. Строительство новой церкви шло без малого 12 лет. Главный престол – во имя Входа Господня в Иерусалим — был освящён в 1776 году, однако, левый и правый приделы его были освящены раньше – в 1771 и 1773 годах соответственно.

Известный путешественник, учёный-энциклопедист и естествоиспытатель Петер Симон Паллас, побывав в 1770 году на Нижнетагильском заводе, записал в своих дневниках:

«…А на бугре, коего каменная верхушка выровнена, […] сооружена нововоздвигнутая каменная церковь с пребогатым куполом и высокою колокольнею, в коей не только надлежащее количество колоколов, но так же и колокольную игру заводят. Покрыта оная железом, а украшена великолепно и снабжена богатою утварью. Между достопамятностями здешнего места замечательны престолы, в обоих алтарях находящиеся, сделанные из ужасных кубических магнитов, один пяти четвертей вышины, три с половиной длины и несколько меньше ширины, а другой семи вышины, пяти толщины во все стороны и густо покрыты ярью. Церковь сия начата еще в 1764 годе, и покудова ея надлежаще не украсили, богослужение отправляется в маленькой деревянной церкви…»

Освящать левый придел нового храма Никита Демидов пригласил Тобольского Преосвященного Варлаама – личность легендарную, хотя и позабытую. К тому времени отделка церкви снаружи и внутри была уже практически завершена.
Современные исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, по чьему же проекту была построена Входо-Иерусалимская церковь. Одни историки утверждают, что её проект был заказан у популярного в те годы архитектора Карла Ивановича Бланка. Другие считают, что проект сделал неизвестный архитектор Дворцовой школы Ухтомского или даже сам Дмитрий Васильевич. Пока единого мнения на этот счёт нет. Доподлинно известно, что подряд на постройку храма был отдан ярославскому крестьянину Якову Ивановичу Колоколову, который «вместе с товарищами» начал возводить «с честью, без архитектора в Нижнетагильском заводе церковь каменную». Известно и то, что по условиям подряда Колоколов должен был использовать местных демидовских мастеров кирпичной кладки. Строили храм из «подпяточного» кирпича, в состав которого, помимо прочего, входили яичные белки и известковая мука. Каждый кирпич испытывали на прочность, сбрасывая с высоты, в одну пятую от высоты самого здания. Использовали при строительстве и другое ноу-хау демидовских строителей – чугунные балки с вплавленным в тело железным стержнем.

Церковь представляла собой каменное одноэтажное здание с трехъярусной колокольней высотой 51 метр. На верхнем ярусе колокольни находились «боевые часы» с пятью колоколами. В среднем ярусе было установлено девять колоколов, в том числе колокол весом в 560 пудов. Алтарь, купола, кресты церкви, и даже некоторые колокола были позолоченными, а пол выложен мраморными и чугунными плитами. Расположение храма было выбрано таким образом, чтобы он был виден из любой точки посёлка.

Вид Входо-Иерусалимской церкви с разных мест заводского посёлка (фото разных лет)

Вид Входо-Иерусалимской церкви с разных мест заводского посёлка (фото разных лет)

На долгие 60 лет Входо-Иерусалимская церковь стала единственным храмом в Нижнетагильском заводе. Практически все, кто бывал в наших краях, отзывались о внутреннем убранстве церкви с восхищением. В алтаре храма находились литургийные сосуды и напрестольный крест, отлитые из чистого золота, общей стоимостью почти 60 тысяч рублей.

И Никита Акинфиевич, и все последующие Демидовы постоянно старались приумножить красоту в величие Входо-Иерусалимской церкви. Изделия из золота и платины, добытых на демидовских приисках, украшенные уральскими самоцветами, серебряные кубки, оклады и прочие «предметы и богослужебные принадлежности» поступали в храм регулярно. Кстати, жертвовали для «первой и главной церкви» не только Демидовы, но также тагильские купцы, приказчики и управляющие. Так Дмитрий Васильевич Белов преподнёс в дар храму «чистаго золота крест весом 1 фунт и 18,5 золотников».

Отдельное восхищение у посетителей церкви вызывали чугунные скульптуры на библейские темы и иконостас Входо-Иерусалимского собора. Всё художественное литьё церкви было изготовлено мастером Осипом Шталмеером и его учеником Тимофеем Ярулиным (Сизовым). Они же (а после отъезда Шталмеера, Ярулин-Сизов самостоятельно) занимались изготовлением иконостаса и плит для пола. А все иконы для иконостаса Входо-Иерусалимского собора были написаны в Петербурге мастерами Федором Зыковым и Федором Дворниковым.

До нашего времени сохранилось очень мало фотографий внутреннего убранства этого храма, но даже по тому, что имеется, можно составить представление о его неповторимой красоте.

Иконостас Входо-Иерусалимской церкви (общий вид)

Иконостас Входо-Иерусалимской церкви (общий вид)

Царские врата Входо-Иерусалимской церкви

Царские врата Входо-Иерусалимской церкви

Иконы «Господь вседержатель» и «Тайная вечеря»

Иконы «Господь вседержатель» и «Тайная вечеря»

Иконы «Рождество Христово» и «Крещение Христа»

Иконы «Рождество Христово» и «Крещение Христа»

Иконы «Апостол Иаков» и «Апостол Андрей»

Иконы «Апостол Иаков» и «Апостол Андрей»

Правый алтарь (общий вид)

Правый алтарь (общий вид)

Правый алтарь (фрагмент)

Правый алтарь (фрагмент)

…Позднее в приходе Входо-Иерусалимской церкви появилась церковь Иоанна Предтечи, которая была построена в 1868 году на Сухоложском кладбище (теперь, на этом месте находятся коксовые батареи №№ 9 и 10). А годом ранее было получено разрешение на постройку каменной часовни в память избавления от гибели императора Александра II. Часовню эту на свои средства выстроил на Александровской (Базарной) площади тагильский торговец мукой Пермяков. «Пермяковская» часовня также была отнесена к приходу Входо-Иерусалимского собора.

«Пермяковская» часовня (фото 1920 г.)

«Пермяковская» часовня (фото 1920 г.)

С 11 мая 1912 года Входо-Иерусалимская церковь получила статус собора.

После известных событий 1917 года храм функционировал ещё несколько лет, но в конце 20-х его закрыли и передали в ведение «Т. О. И. М. К.» (Тагильского Общества Изучения Местного Края). В помещении собора был устроен художественный отдел Нижнетагильского краеведческого музея, а впоследствии планировалось создать центр атеистической пропаганды. Но в 1936 году местные власти приняли решение разрушить храм…
Впрочем, это уже совсем другая история.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

23 комментария

  1. Интересно.

    Ответить
  2. Азарич

    Фотографии просто прелесть. Информации в тексте есть. Но вот Всевышнему этот храм был никчему и он от него избавился.

    Ответить
    • Всевышнему храмы не нужны, — они нужны людям, -нЕлюди, придя к власти, его разрушили.

      Ответить
      • Азарич

        Вы хотите сказать, не люди без ведома Его разрушили храм. Какой жеОн тогда все ведущий?

        Ответить
        • Всевышним его изначально назвали вы, я — вообще атеист.

          Ответить
    • Да Вы, Азарич, ещё и малограмотный оказывается!

      Ответить
      • Азарич

        Знаю я таких , которые , выучив правила русского языка, которых не очень много, этим своим знанием прикрывают полную свою неспособность логично рассуждать и уж тем более не могут вести беседу, даже письменно.

        Ответить
        • Пиши стихи и не умничай!

          Рассуждают не языком, а головой.
          Язык — это не правила, не путай с правописанием.
          Убереги же мир от своих дум о языке.
          Не касайся чувств верующих.
          Твой доброжелатель :mail:

          Ответить
          • Азарич

            1.Если Вы не понимаете моего стихотекста, то это е значит, что это не умно.
            2. Люди языком выражают свои рассуждения, ну или знаками, некоторые нотами или даже рисунками. Головой, конечно тоже можно, но я думаю это больно.
            3. Видимо поэтому по ря у меня трояк был
            4. У не подумал
            5. Какой же он верующий, если логическое построение заводит его в тупик. Это фанатик. Эти фанатики жгли людей, развязывали крестовые походы, а сейчас взрывают на себе пояса.

            Ответить
  3. Азарич

    Господа, товарищи, сограждане и простые посетители сайта объясните мне , пожалуйста, почему я должен считать умным человека, который не понимает смысла следующего предложения:
    От каровы получают молоко.

    Ответить
  4. Демидовы-рабовладельцы держали рабов-рабочих в рабстве, и религия это был один из инструментов подчинения и управления рабами. Но эволюцию невозможно остановить, пришел 1917-й и смёл власть этих буржуев. Так же и щас, попы опять пытаются насадить нам религию, при этом церкви работают как источник прибыли на полную катушку. Но скоро опять будет очередной поворот дамы Эволюции. и наступит свой 1917-й или уже 2017-й. Поживём — увидим, что будет.

    Ответить
  5. Двухходовая логика удел шутов! Спасибо за статью!

    Ответить
    • Азарич

      Храмы разрушали с серьёзнымы лицами и страхом в душе.

      Ответить
  6. :good:

    Ответить
    • Незнайка

      Немножко скажу….Очень интересно !!! Имею дома ОГРОМНУЮ библиотеку..но последние 5 лет иногда прохожу мимо барахольщиков у » Эры » и таки — есть , что посмотреть )))) А еще интересней , когда читаешь такие очерки ( который выше ) и узнаешь еще что-то….Автору респект за такие вещи..А по-русски СПАСИБО !!!

      Ответить
      • Это интересно, потому что эту инфу скрывали от народа все годы сов власти. А сколько ещё скрыто жутко интересного в запасниках музеев. Но, об этом запрещено говорить открыто и тем более показывать публике. Например, что здесь было до Демидовых.

        Ответить
        • А сколько ещё скрыто жутко интересного в запасниках музеев…

          Нет ничего «жутко интересного» в запасниках тагильского музея. Поищите информацию по теме «централизация архивов» и посчитайте, сколько указов было выпущено начиная с 1918 года. Тогда, может, не станете тешить себя иллюзиями.

          Ответить
          • в запасниках не тагильских музеев, а федеральных, а в тагильских, да ничего нет, всё уничтожено, или продано, или отправлено в Москву

            Ответить
        • Не городите бредятину! Тагилстори уже рассказывал, что здесь было до Демидовых. Полистайте все выпуски и прочитайте, и ваши псевдотайны исчезнут.

          Ответить
      • По русски — СПАСИ БОГ !!!

        Ответить
  7. Все путаю этот храм был где торговый техникум сейчас или где Юбилейный?

    Ответить
    • Где торговый техникум

      Ответить
  8. Спасибо автору за интересный материал. Очень жаль, что этот храм разрушили. Как и все другие храмы, впрочем.

    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: