СБ, 16 декабря 2017 | В Нижнем Тагиле:-5.4°C

Николо-Павловское

В нашей рубрике мы уже рассказывали о населённых пунктах, которые возникли вблизи Нижнего Тагила в XVIII-XIX вв. вследствие расширения «железной империи» Демидовых.
Сегодня мы продолжим эту тему рассказом об истории села Николо-Павловское.

Село Николо-Павловское, которое многие тагильчане называют Шайтанкой, появилось в Горнозаводском округе Демидовых в начале XIX столетия — в 1806 году.
Существуют две версии об истории возникновения села.
Первая версия, которая почему-то очень нравится уральским краеведам, хотя больше походит на легенду, гласит, что как-то раз Николай Демидов выиграл в карты у графа Кирилла Григорьевича Разумовского крепостных из Черниговской губерний, которых и расселил на пустующем участке тагильской дачи в нескольких верстах от Нижнетагильского завода. Эта легенда содержит ещё некоторые интересные подробности. Якобы расстроенный крупным проигрышем, граф Разумовский решил выместить досаду на крепостных, и отправил их на Урал пешком, «без пожитков и хлеба», а Демидов, узнав об этом, приказал настроить для переселенцев «добрых изб, и завести на каждый двор по корове и прочей живности».

4 T

Карточная игра (худ Н. Петров, 1876г.)

Насколько эта легенда соответствует действительности?
Действительно, все Разумовские по мужской линии, начиная от Алексея и Андрея Кирилловичей, и заканчивая Петром Алексеевичем, были заядлыми картёжниками, и, случалось, оказывались за одним игральным столом с Демидовыми. Вот только каких-либо документальных подтверждений выигрыша Николаем Никитичем крепостных у графа Разумовского не найдено. Кроме анекдотов, которые в конце XIX – начале ХХ вв. перепечатывались во многих бульварных газетах и журналах трёх Пальмир. Кроме того, в указе Екатерины II от 8 апреля 1782 года, регламентирующем основы «Устава благочиния», запрещалось использовать крепостных в качестве ставок в азартных играх под угрозой «штрафов, бесчестия и прочих лишений».
Тем не менее, легенду о выигранных Демидовым черниговских крестьянах и их пешем походе на Урал (только теперь по прихоти Демидова) в 1910 году повторяет на страницах своего «Словаря Верхотурского уезда Пермской губернии» известный пермский географ и краевед Иван Яковлевич Кривощеков, рассказывая о появлении села Воскресенское (Шиловка):

Фрагмент из «Словаря Верхотурского уезда Пермской губернии»

Документы, найденные в Петербургской домовой конторе Демидовых, говорят о том, что в 1824 – 1826 гг. Николай Никитич Демидов действительно переселил из Черниговской губернии на Урал порядка ста семей крепостных, купленных им у князя Голицына и графа Шереметьева…

Вторая версия рассказывает о том, что, вернувшись в 1806 году из свадебного путешествия «по Европам», Николай Никитич повёз молодую жену на Урал, чтобы познакомить с заводами своей «железной империи». Во время объезда тагильской лесной дачи у кареты, в которой ехали супруги, сломалось колесо. Вблизи не оказалось ни деревни, ни заимки углежогов, и Николаю Никитичу с Елизаветой Александровной пришлось несколько вёрст идти пешком. Вернувшись на завод, Демидов якобы вызвал управляющего и «наказал ему в том месте завести село с кузней и ямом…»
Эта версия больше приближена к реальности. Действительно, до 1806 года места, где нынче стоит село Николо-Павловское, были практически необитаемыми. По некоторым данным, здесь в конце XVIII – начале XIX века скрывались от преследования властей несколько раскольников. Николай Никитич Демидов, взявшийся за расширение и модернизацию производства, испытывал нужду в рабочей силе, и активно покупал крепостных крестьян, главным образом в Рязанской, Калужской и Вологодской губерниях. Для размещения переселенцев строились посёлки, как правило, вблизи заводов, рудников, приисков или намеченных на вырубку лесных делянок – то есть тех мест, где предполагалось задействовать новые рабочие руки.

Вот как писал о появлении новой деревни сам Николай Никитич: «…А между Нижнетагильским моим и Невьянским заводами имеется расстояние более 50 верст, на котором по сию пору никоего поселения нет, где так же рассудил я устроить деревню под именем Павлушиной…» Демидов так же приказал переселить в новую деревню несколько семей с тагильского завода «…кои, ни к каким работам не способны, и даже на провиант себе заработать не могут». Но деревня строилась не как выселки. Вокруг села стояли дремучие леса – прекрасная база для производства древесного угля, нехватка которого всё чаще давала о себе знать. В 1806 году Н. Н. Демидов приказал организовать на реке Шайтанке посёлок углежогов, что незамедлительно было сделано. Официальное название новой деревеньки – Павловская (в честь второго сына «господ владельцев» – Павла Николаевича) – предложил приказчик Нижнетагильской заводской конторы Пётр Семёнович Соловьёв, который в те времена отвечал за все дела, связанные с производством угля. Так и появилась поблизости от Нижнетагильского завода деревня Павловская, она же – Шайтанка (по названию местной речки), она же – село Павлушино (это название больше нравилось Николаю Никитичу).

Тот же Пётр Семёнович Соловьёв стал «виновником» бурного роста деревни в 20-х годах XIX в.
В 1816 году Соловьёв в своём докладе Николаю Никитичу Демидову сообщал: «…а ещё знающие людишки бают, что по речкам Вилюй, Шайтанка, Шиловка да Ленёвка найдено металлу того, что особо интересен Вашей милости…» Спустя год Соловьёв уже докладывал Демидову о результатах проб, взятых им «на указанных реках, и других ручьях в оныя впадающих». Речь шла о золоте.
Но сразу организовать масштабные старательские работы мешали два обстоятельства – нехватка рабочих рук, и императорский указ, разрешавший частным лицам разведку и добычу драгоценных металлов только с 1824 года. В 1820 году Н. Н. Демидов вызывает Петра Соловьёва в Петербург, и поручает ему «деликатное дело» — искать по губерниям европейской части Империи крепостных «к заводскому, горному да старательскому делу гожих», и покупать их. Спустя три года Соловьёв возвращается на Урал в новой должности: теперь он — «камисар» (доверенное лицо и инспектор) всех золотых приисков, расположенных на территории Нижнетагильской дачи. Ещё через год, на Урал начинают прибывать новые переселенцы – с Вологодчины, Рязанской, Калужской губерний, а так же с Малороссии. К тому времени деревня Павловская уже разрослась, в основном по левому (по течению) берегу реки Шайтанки. Новоприбывших стали селить по правому берегу реки. Среди крепостных, переселённых из Вологодской губернии, было несколько семей из рода Монзиных.
Позднее двое из этого рода — Терентий и Фрол Монзины — выбились в люди. Оба они закончили Выйское училище, и были посланы учиться в Германию. В дальнейшем работали рудознатцами и маркшейдерами, а Фрол ещё попал в «Механическое заведение» Черепановых, и принимал самое непосредственное участие в работах по созданию паровых машин и первого русского паровоза. В последней четверти XIX века другие Монзины взяли в аренду у Демидовых участок земли, где искали свинцовые руды и мыли золото. Собственно современная железнодорожная станция «Монзино» и есть граница этого участка. А последним из Монзиных, оставивших след в истории Нижнего Тагила, был командир отряда красных партизан Дмитрий Куприянович Монзин. Отряд сражался с белочехами и колчаковцами под Верх-Нейвинском и Нижним Тагилом в 1918-м.

…К 1827 году Павлушино становится одним из самых крупных поселений в округе. Большинство жителей деревни работали на золотых и платиновых приисках Демидова. В 1828-м в 7-и верстах от Павлушино на речке Шиловке строится ещё одно село для «переведенцев» — Воскресенское.

Надо сказать, что обе деревни – и Павлушино, и Воскресенское – довольно долгое время не имели своих церквей. Демидовы, обеспечив всех переселенцев жильём, покосами и пашней, совершенно «забыли» о пище духовной. Первой своя церковь появилась в Воскресенском. В 1839 году в селе была построена деревянная церковь и образован самостоятельный приход. В 1884 году церковь перестроили, и таковой она дошла до наших дней.

Церковь Троицы Живоначальной в Шиловке (бывш. с. Воскресенское) (фото А. Медведев, 2014 г.)

К 1870 году в Павлушино (Павловском) было уже более 750 дворов, где проживало около 5000 человек. В 1871 году здесь началось строительство своей церкви, и в начале декабря 1872 года она была освещена во имя чудотворца Николая. С этого дня Павлушино стало официально называться Николо-Павловским селением.

После отмены крепостного права в Российской Империи начинаются реформы.
В результате одной из них — административно-территориальной – Николо-Павловское становится волостью. К концу XIX века в селе имелось начальное земское училище, 19 торговых лавок, в том числе две винные и две пивных, церковно-приходская школа, железнодорожная станция, каменная церковь, перестроенная в 1886-1893 годах, мельница, мастерские. Проезжающие часто отмечали «опрятный вид села, добрую, мощёную булыжником дорогу, красивый храм…»

Церковь Николая Чудотворца в с. Николо-Павловском (фото 2011-14 гг.)

В 1917-м Россия вступила в очередной период «смутных времён». Две революции, Гражданская война, борьба с голодом и разрухой, восстановление народного хозяйства. Все эти потрясения не обошли и Николо-Павловское. В 20-х годах село пережило национализацию; в 30-х – образование производственных артелей, раскулачивание и коллективизацию.

С первых дней Великой Отечественной войны жители села делали всё для победы над врагом.
На фронт ушли 630 сельчан. Оставшиеся женщины, старики и подростки, как могли, преодолевали трудности военного времени. Хотя, на первый взгляд, жизнь в Николо-Павловском в этот период мало чем отличалась от жизни в предвоенное время. Сельчане решали хозяйственные вопросы, занимались севом и уборкой урожая, заготовкой кормов и дров, благоустраивали село. Решались и вопросы, с которыми в мирное время сталкиваться не приходилось: например, размещение в селе эвакуированных жителей из Москвы, Ленинграда, городов Украины и Белоруссии…
За годы войны 330 жителей Николо-Павловского погибли в боях за освобождение нашей Родины или умерли в госпиталях от ран.

Мемориал в селе Николо-Павловском в память односельчан, павших на фронтах Великой Отечественной войны

Четверо сельчан в годы войны получили звание Героя Советского Союза. Именем одного из них —
лётчика-истребителя Алексея Алексеевича Артамонова – названа улица в Москве…

…О послевоенном периоде в истории Николо-Павловского было бы уместно написать отдельно: в «новейшей» истории села есть немало интересных страниц. И наша рубрика обязательно вернётся к рассказу о селе Николо-Павловском, которое до сих пор некоторые называют Шайтанкой.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

18 комментариев

  1. Очень интересно,спасибо за материал.Жаль, что все,что создавали долгие годы, в том числе, в советское время, после «Прихватизации» развалилось. Поля совхоза выкупили шустрые ребята, распродали под застройку. Тепличный комбинат был огромный, ферма. Можно было весь город мясом-молоком, овощами обеспечивать. Сейчас-печаль.

    Ответить
  2. На тех полях, где сейчас дома строят, мы когда -то картошку, морковку и капусту перед учебным годом собирали. А теперь земли мало. Хочешь построить дом. Находишь пустой кусок земли. Без дорог, без проводов вообще без всего, нет ничего. Пишешь заявление в администрацию города о предоставлении земельного участка и тут же получаешь ответ, что этот участок уже трижды кому то принадлежит. А потом тебе предлагают его купить. Хорошо быть администрацией.

    Ответить
  3. Нет времени сейчас все изучить, просто просмотрела фотографии. Красота какая!

    Ответить
  4. Спасибо за материал! На карте видны ныне Фотеево и Горбуново, интересно будет узнать и их историю ))

    Ответить
  5. Материал хорош! Спасибо!
    Просьбу про Горбуново поддерживаю.

    Ответить
  6. Спасибо автору очень познавательно!!!

    Ответить
  7. :good: :good: :good:

    Ответить
  8. А какова была судьба Д.К. Самойлова-Монзина? Знаю только, что в Николо-Павловском есть его могила и год смерти — 1924. И есть ли сейчас в Тагиле или где потомки Монзиных?

    Ответить
  9. Я слышал другую легенду,что там жили 2 брата Никола и Павел.Потом они вусмерть разругались и разделили свои хозяйства дорогой. Вот по одну сторону Никола а по другую Павел,так и повелось Николо павловск.иИ еще, в этой церкви местный люд постоянно отмаливал души трудоармейцев и спецпереселенцев ,к сожалению сейчас незаслуженно стыдливо забытых. Аминь.

    Ответить
  10. Спасибо, очень интересно и познавательно, буду ждать продолжения

    Ответить
  11. Комментарий под фото Мемориала павшим в годы ВОВ не точен.Это Мемориал с фамилиями жителей села (Принимал участие в его открытии),а братская могила с Мемориалом умершим от ран в госпитале Руш находится на сельском кладбище.

    Ответить
    • Tagilstories

      Спасибо за уточнение!

      Ответить
  12. Четверо сельчан в годы войны получили звание Героя Советского Союза. Именем одного из них —
    лётчика-истребителя Алексея Алексеевича Артамонова – названа улица в Москве…
    В 2016 году в Москве пройдут мероприятия в честь 100-летия лётчика -истребителя Героя СССР Артамонова А.А.и 75-летия его героического подвига. А как в селе Николо-Павловском будут отмечены эти даты. Хотелось бы знать больше о вашем земляке.

    Ответить
    • Tagilstories

      Мы будем держать этот вопрос на контроле.

      Ответить
      • О Герое лётчике — истребителе Артамонове Алексее Алексеевиче: в Москве названа улица в честь героя , установлены мемориальные доски на улице имени Артамонова и памятная доска на фасаде здания МРТЗ ( завод №46) в Кунцево. В Московской области в Павловской Слободе на аллее Славы воздвигнут бюст в честь Героя Артамонова Алексея Алексеевича. А какие памятные знаки есть в селе Николо-Павловское посвящённые земляку Герою Советского Союза лейтенанту лётчику — истребителю Артамонову Алексею Алексеевичу?

        Ответить
  13. Интересный материал.

    Ответить
    • Павловна.Я родилась и жила в Шайтанке.и , думаю ,есть доля правды в том ,что были люди из Чернигова и из Тулы.Улица Карла Маркса-в народе называлась (черновская) и были там фамилии:Фесик,Ременец,Коваленко,Максименко Дубок, Скакун-коренные жители. И ул Советская,1я Советская,2яСоветская-там жили (туляки) Скопинцевы,Красулины Царегородцевы-города около Тулы с такими названиями. Очень жаль,что нет документов. Теперь это работа краеведов. пока живы еще старшее поколение.Где учащиеся исторических факультетов?

      Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: