ПН, 18 декабря 2017 | В Нижнем Тагиле:-5.8°C

Народный храм

История появления церкви во имя святого Александра Невского, что возвышается над Гальянкой более 135 лет, началась в марте 1861 года, вскоре после того, как во Входо-Иерусалимском соборе был отслужен молебен по случаю отмены крепостного права. Жители заводского посёлка в те дни активно обсуждали царский манифест, и многие высказывали мнение, что такое важное событие в жизни государства российского должно быть увековечено и на Нижнетагильском заводе. А вскоре появилась инициативная группа во главе с «вольноотпущенным заводским служащим» Дмитрием Петровичем Шориным, которая обратилась к главному (в ту пору) управляющему демидовскими заводами Владимиру Карловичу Рашету с предложением построить на народные средства церковь «в память освобождения крестьян из крепостного состояния».

Идея управляющему понравилась, и хотя Владимир Карлович к тому времени заканчивал службу у Демидовых, он отнёсся к инициативе со всем вниманием и личным участием. 1 июня 1861 года он собрал в своём кабинете заводских служащих, купцов и ознакомил их с предложением Шорина.

Собравшиеся предложение поддержали и тут же был образован попечительский совет. Хлопоты о сборе пожертвований и решение рабочих вопросов возложили на Дмитрия Петровича Шорина.

Д. П. Шорин с чертежами будущего храма (фото 1860-х гг.)

Выбор Шорина в качестве ответственного за сбор средств на строительство храма был не случаен. Дмитрий Петрович имел на заводах безупречную репутацию. Бывший крепостной Демидовых был не только «исключительной честности работником» (за что и получил от хозяев «вольную»), но и талантливым организатором и, как бы сейчас сказали, общественником. Свою роль сыграло и то, что Шорин более 20 лет прослужил на тагильских заводах главным кассиром, не имея ни единого замечания от управляющих и хозяев.

Владимир Карлович Рашет был одним из первых служащих, кто внёс пожертвования на будущий храм – 400 рублей серебром. Он же привлёк к работе над проектом церкви известного пермского архитектора Томаса Фомича Гирста.

Вскоре была создана строительная комиссия и утверждена смета строительства, а 5 февраля 1862 года Синод благословил постройку новой церкви в Нижнетагильском заводском посёлке.

Эскиз фасада церкви во имя святого Александра Невского (арх. Т. Ф. Гирст)

6 августа 1862 года на Вересовой горе состоялась закладка первого камня в основание будущего храма. Согласно смете, на возведение храма требовалось более 40 000 рублей серебром. Однако собрать такую сумму на заводе было весьма затруднительно. Тут-то в полной мере и проявился организаторский талант Дмитрия Петровича Шорина. На 1 сентября «фонд» строительства храма составлял немногим более 3000 рублей, но стройка началась. Шорин находил способы экономить народные деньги. Он отказался от услуг архитектора (что дало 3,5 тысячи рублей экономии), производил обжиг известняка своими силами (400 рублей экономии), организовал сбор чугунного и железного лома, из которого затем были отлиты облицовочные плиты (ещё 500 рублей экономии). Дмитрий Петрович нашёл производителя кирпича, который «готов ради святого дела» поставить на стройку необходимые полтора миллиона штук кирпича по цене 4 рубля 55 копеек за тысячу, в то время, как средняя цена кирпича по губернии составляла 6 рублей 50 копеек за тысячу штук. А это тоже дало возможность сэкономить около трёх тысяч рублей.

Увидев, что строительство церкви, несмотря на трудности, идёт своим ходом, в дело активнее стало вступать тагильское купечество. Об одном из активных «жертвователей» — Николае Степановиче Волкове – мы уже рассказывали в одном из прошлых выпусков «Тагильских историй». Интересно, что деньги на храм жертвовали и старообрядцы.

К 1864 году в стены и свод будущего храма было уложено около 600 тысяч штук кирпича, однако, вскоре были обнаружены недостатки в кладке, и Шорин заставил подрядчика всё переложить. Устранение брака потребовало дополнительных средств и времени. Сбор средств среди рабочего люда, пожертвования служащих не могли быстро наполнить бюджет стройки. Не спасали и деньги присланные Демидовыми (1000 рублей серебром от Павла Павловича Демидова, около 500 рублей от Авроры Карловны). Стройку остановили, и для пополнения кассы по Нижнетагильской волости была организована подписка — «…с каждого годного работника по 15 копеек серебром в год». Так, за шесть лет было собрано 5500 рублей серебром. И хотя этого было недостаточно, стройка ожила. Продолжали поступать взносы от рабочих, служащих, купцов и даже бывших тагильчан. Например, бывший соученик Д. П. Шорина, выпускник Выйского училища Андриан Густомесов
прислал доверенность на продажу своего каменного дома стоимостью 3500 рублей. Вырученные от продажи дома деньги Густомесов просил истратить на отливку большого колокола. Нанятый на «резныя и позолотные работы» художник Ф. Д. Топорков согласился вырезать и вызолотить весь орнамент, карнизы, колонны, рамы и царские врата за половину стоимости. Тагильский художник В. П. Худояров за шесть икон для храма должен был получить более 1000 рублей, но, закончив работу, взял только 490. Ещё восемь икон были написаны известным иконописцем Н. М. Плюсниным, который также взял за свою работу на треть меньше, чем было условлено ранее.

На завершающем этапе строительства в числе жертвователей вновь появляются Демидовы – 500 рублей на сооружение главного купола, 400 рублей на парчу, ещё 250 рублей на текущие расходы.

Долгих 16 лет строился «народный храм». 6 декабря 1877года Александро-Невская церковь была освящена, и в ней стали проходить службы. Изначально предполагалось, что церковь будет вмещать до 500 человек, но, как оказалось, храм мог единовременно принять до 750 прихожан.

Церковь во имя святого Александра Невского на открытке конца XIX в.

Церковь входила в состав III-го благочиннического округа Верхотурского уезда. В ней служили священники Иоанн Двинянинов, Константин Голубев, Петр Словцов…

…После Октябрьской революции храм ещё долгое время продолжал функционировать. Во время Гражданской войны церковь оказалась в зоне боевых действий и немало пострадала от попадания снарядов и осколков. В советский период считалось, что храм обстреливали колчаковцы и чехи. В годы «перестройки и гласности» тагильские краеведы дружно «захрустели французской булкой», и разрушителями церкви были назначены красногвардейцы. Споры на эту тему иногда случаются и сейчас. Ремонтировать и восстанавливать храм начали в 1918 году при «белых», а закончили в 1920-м при «красных».

Церковь перед ремонтом (фото 1918 г.)

В 20 – 30-х годах прошлого века власти передавали церковь различным православным школам: до 1931 года она принадлежала общине «григорьевской» ориентации, после – «обновленцам». А в 1940 году храм и вовсе был закрыт постановлением сначала городского Совета, а затем и облисполкома.

В советский период здание церкви пытались использовать как кинотеатр, библиотеку, клуб. Но акустические свойства помещения не позволяли применить его в качестве кинозала, а большие размеры делали убыточным содержание его в качестве клуба или библиотеки. В конце концов, на территории храма и в его помещении устроили склады.
При этом областные власти неоднократно предлагали Нижнетагильскому горисполкому снести церковь. Одно из таких «предложений» было подписано будущим первым Президентом России.

С годами здание церкви медленно разрушалось. Ремонтировать его никто не собирался. В то же время все попытки общественности обратить внимание властей на храм, признать его памятником истории или архитектуры не находили понимания в партийных и советских органах… В середине 70-х, директор ВРУ С. И. Николаев предложил установить в помещении церкви орган, превратив его в концертный зал. Ремонт здания, акустическую экспертизу и приобретение самого органа Николаев обещал произвести за счёт ВРУ. Исполком поначалу идею поддержал, но вмешался обком КПСС, и проект «отложили на некоторое время»…

Церковь во имя святого Александра Невского (фото 1959 г.)

Храм в июле 1971 г.

…В сентябре 1984 года четверо школьников устроили в полупустующем помещении храма пожар, в результате которого был уничтожен купол церкви.

Кто знает, как бы сложилась судьба народного храма, если бы не перемены, начавшиеся в СССР в 1985-м. Летом 1988 года в городе появилась инициативная группа «Возрождение», которая начала добиваться передачи церкви верующим.
А 12 сентября 1988 года Нижний Тагил облетела неожиданная весть: в здании церкви Александра Невского состоялся… молебен. Известный тагильский фотограф и краевед И. Т. Коверда оказался в тот день на месте события, и запечатлел молебен.

Молебен в храме Александра Невского 12 сентября 1988 г.

Впоследствии Иван Трофимович Коверда стал фотолетописцем восстановления храма, которое было как и строительство церкви народным. Простые люди – жители Гальянки, Выи, Вагонки, Ленинского района, Тагилстроя, пригорода – в свободное время приходили в храм, убирали мусор, занимались очисткой стен, возводили строительные леса, клали кирпич. Одновременно проходил сбор средств на восстановление храма среди тагильчан.

Тагильчане на восстановлении храма (фото из архива И. Т. Коверда)

Не оставались в стороне и предприятия города, перечисляя на восстановление церкви денежные средства, выделяя по мере необходимости материалы, технику, специалистов.

В Вербное воскресение 23 апреля 1989 года, не дожидаясь окончания строительных и отделочных работ, храм был освящён архиепископом Мелхиседеком.

23 апреля 1989 года. Молебен и освящение церкви (фото из архива И. Т. Коверда)

После этих событий работы по восстановлению храма продолжались.

Бригадой железнодорожного цеха НТМК были выполнены работы по восстановлению и установке куполов и крестов церкви.

Расчёты для изготовления куполов производились инженерами ЗМК.

Изготовление и установка куполов и крестов (фото из архива И. Т. Коверда)

Зимой 1991-го храм посетил и спел в нём известный оперный бас, народный артист СССР Борис Тимофеевич Штоколов.

Б. Т. Штоколов в церкви Александра Невского (фото из архива И. Т. Коверда)

Так церковь, построенная в XIX столетии на народные деньги, возродилась в веке XX благодаря неравнодушным тагильчанам, вложившим в восстановление храма свои силы, душу и средства.

——————————————————————
© фоторепродукции из архива И. Т. Коверда;
© 1988-91 фото И. Т. Коверда;
© 2007 фото Д. Кужильный
© 2013 фото А. Шадрин.
© 2014 фото Д. Анисимов

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

42 комментария

  1. Спасибо за очень интересный рассказ, а особенно за уникальный фороархив. Там хранили дуст, а снаряд застрял в куполе.

    Ответить
  2. Я помню время конца 1980-х, помню, как бабушки вёдрами вручную вытаскивали из развалин дуст, падая в обморок на улице, помню молодого, активного и красивого отца Геннадия (Ведерникова). Помню, как многоуважаемый И.Г. Семёнов, директор музея, не хотел отдавать огромное распятие, которое было изъято у этого храма.. В 1990-е годы светло и радостно было в нём. Потом помрачнело.

    Ответить
  3. Азарич

    Отец Геннадий в фаворе сегодня
    Но в девяностые года
    С вопросами я был не годный
    И Бога я ушел искать тогда

    Ответить
  4. Фотоархив действительно уникальный. И.Т. Коверда был замечательным фотографом и неравнодушным человеком.

    Ответить
  5. С подсветкой храм выглядит волшебно

    Ответить
  6. Фото очень интересные.
    Не припомню, что где-то видел их ещё.
    Спасибо!

    Ответить
  7. Среди ночи через пруд виден, так красиво! Девочки у киноМАКСа поневоле раскаиваются, иные даже всхлипывают.

    Ответить
    • раскаиваются? после баночки другой джина?

      Ответить
  8. Азарич

    Мое первое знакомство с храмом Неаскоко было, как говорят в прессе, в середине 70-х годов. Была такая игра Зарница. Отряды из нескольких школ, с противогазами, были сосредоточены в парке Бондина. Была зима . По сигналу мы начали атаку на другой берег пруда. Солдаты стреляли хлостыми, взрывалмсь петарды, пустили дым. Через частный сектор мы добежали до храма, где были полевые кухни. Перловка с мясом и горячий чай ждали нас. Так я увидел развалины храма. Но в те времена развалины зрамов были делом обычным и я не ужаснулся.

    Ответить
    • Кстати помню ту зарницу. Мы тогда с корешами набрали полные карманы гильз с ракетниц.

      Ответить
    • У нас тоже была зарница в 1970 году прямо около храма. Снег глубокий, пушистый, белоснежный весь был исползан оравами кричащих, галдящих краснощеких от мороза ребят. Мы не собирались в парке Бондина, а прямо собирались у храма, как добирались с Выи до Гальянки я уже не помню, солдат и полевых кухонь не было в мое время.

      Ответить
  9. Я когда рожала в перенаталке,все смотрела на храм и молилась,чтобы все закончилось,т.к.боли были адские.

    Ответить
    • так хорошо сказала, что даже не хочется на перинаталку исправлять.
      Перенаталка — недополтавка, такие ассоциации… Мальчик родился, нет?

      Ответить
  10. Незнайка

    Блин , горелый ( что бы не сглазить ) …Спасибо ВН и отдельное спасибо тем , кто предоставил ,индивидуальное фото прошлых лет. Спасибо Девушки !…Читатели у вас есть , пишите вы грамотно и красиво , мне (лично ) приятно читать вас утром , Фото-просто огонь !!! Я думаю познакомимся…( смущенный в краску смайлик ) …..Охрененно-жизненные и красивые фотки..

    

    Ответить
    • Ольга Рыжих

      приходите в гости, будем рады)

      Ответить
  11. Я тоже хочу сказать спасибо авторам статьи. Этот Храм, и правда, был и остается народным. Помню как отец вместе с молодым отцом Геннадием сидели у нас дома в гостинной, а по всей комнате были разложены фотографии, старые планы и фото с документов, все то, что могло бы помочь в воссоздании внутреннего и внешнего облика церкви. И какой был внутренний подъем, когда Храм стал восстанавливаться.

    Ответить
  12. Ой, Азарич, я тоже вспомнила эту зарницу! Надо же, казалось, начисто забыла. А тут прочитала и как накатили воспоминания! Да, здорово было, по пруду ползли, все в лыжных куртках. 18 школа принимала участие и 19 школа, еще какие-то были. Привет всем участникам той Зарницы!

    Ответить
  13. 19-й школе (ныне несуществующей) -ура !!! Зарничникам- привет !!! Тоже довелось принять участие в марш-броске от парка через пруд.Правда, не припомню полевых кухонь и перловки, б.м. это в другой раз было..
    Одним из четырех поджигателей был родственник соседа. Паренька пожурили, поставили на учет в ДКМ (а, может, он и до этого там стоял). Родители, вроде, были оштрафованы.
    Мне одному кажется, что до пожара главный шатер был чуть ниже? А после восстановления стал выше и «острее»? Или это оптическая иллюзия — глаз привык видеть здание без шатра, с лысиной свода, потом стало казаться, что оно всегда приземистым было…?
    За фото, как всегда- респект !!!

    Ответить
    • Азарич

      Я закончил 19 — ю, гвардейскую, ордена победителей, незабываемую школу в 1975 году
      Ура, товарищи.

      Ответить
  14. А я 18-ю заканчивала. В каком году — не скажу. У женщин не спрашивают! Но очень-очень близко год окончания. Надо же, сколько людей помнят ту Зарницу. Всем здоровья на долгие годы и благополучия!

    Ответить
  15. я — 82-м. Ура!
    А еще, в раннем детстве мне довелось ежедневно (!) проходить мимо церкви. И раз даже проникли с папой вовнутрь. Ничего впечатляющего тогда не увидел. Помню стаи голубей и остатки фресок на сводах. Папа пояснил, что хулиганы развлекаются- стреляют из дробовиков в потолок. А ходил я туда в детский сад. Лет до трех. В этом здании д\с что-то казаческое сейчас. Штаб какой-то.

    Ответить
  16. А мы с друзьями, тоже лет 10-12, приходили просто так туда, посмотреть. Развалины были жуткие. Это было конец 60-х. Там альпинисты все тренировались, или скалолазы. Мы смотрели, как они высоко забирались с помощью веревок.

    Ответить
  17. A в Париже такой же? Где-то слышал, что в Париже тоже храм Александра Невского, и очень сильно похож на наш.

    Ответить
    • Местный сторож говорит, что очень похож. По крайней мере, по изначальному замыслу, его строили таким же. Понятно, что оба уже не в первозданном виде, но каждое строение по-своему уникально. Сейчас там внутри стены облицовывают красным и белым мрамором. Если верить информации, то на пожертвования прихожан.

      Ответить
  18. Храм, стоящий на горе,
    Словно рай, недосягаемый,
    Дальним островом взывает
    Уничтожить страх в себе.

    Но закрыты его двери
    В час рассветный и вечерний,
    Ну а днём кто в Бога верит,
    Если нет там песнопений?

    Ответить
    • Азарич

      Виктор, думаю десять минут.

      Ответить
    • Азарич

      Зачем ломиться в двериХрама
      Если Веры нет в Его
      Ксендз, мулла и дАлай Лама
      Не могут обьяснить Всего

      Ответить
      • Сначала я был Виктором, потом Герычем. Времена меняются.

        Ответить
  19. отличный материал! фотки класс! :good:

    Ответить
  20. Романов, ты чего тут забыл?

    Ответить
  21. Фотографии были опубликованы более 20 лет назад в журнале «Тагильский краевед» за 1993 год.

    Ответить
    • Играете Капитана Очевидность? Тогда скажите пару слов и про тираж журнала, и где его можно было купить или хотя бы взять почитать.

      Ответить
      • Все номера журналов выложены на сайте библиотеки им. Белинского в pdf версии. Для неограниченного количества пользователей. Google в помощь.

        Ответить
        • В Белинке большинство выпусков снято с последних листов оригинального тиража. Разборчивость отвратительная.

          Ответить
    • и чо? Много тагильчан их видело?

      Ответить
  22. Журнал «Тагильский краевед» был рукописным и издавался клубом тагильских краеведов, которые собирались в краеведческой библиотеке музея «Горнозаводской Урал». На машинке печаталось людьми 5-10 экземпляров. Приклеивались фотографии. В начале 1990-х один сборник удалось издать. Небольшим тиражом. Так что, Аноним «И чо?», кто хотел, тот видел. И Вы, если поищите, то найдёте.

    Ответить
    • 10 экземпляров там никогда не было и быть не могло. Журнал печатался на машинке, в одну закладку. Одна закладка это — 5 листов бумаги и 4 копирки.

      Ответить
    • Тираж сборника был приличным: 10 тыс.

      Ответить
      • Tagilstories

        Тираж был приличным, но распространялся он почему-то больше через Общество книголюбов, чем через розницу.

        Ответить
  23. В любом случае, экземпляры «Тагильского краеведа» есть в краеведческой библиотеке. Печатный сборник — в центральной городской. Кто хочет ознакомиться — дерзайте!

    Ответить
  24. Подскажите, пожалуйста, как восстанавливали иконостас и сохранилось ли что-то от работ, выполненных в этой церкви Ф. Д. Топорковым, В. П. Худояровым и Н. М. Плюсниным.

    Ответить
  25. Как хорошо, что восстановили. Как жаль, что не вернутся в город ни Входо-Иерусалимский собор, ни выйская церковь, где была усыпальница Демидовых.

    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: