СБ, 21 октября 2017 | В Нижнем Тагиле:-2.3°C

Тагильское небо. Продолжая славные традиции

В годы Великой Отечественной войны Нижнетагильский аэроклуб продолжал готовить кадры для фронта. В начале 1943 года на аэродром Нижнего Тагила был эвакуирован Калужский аэроклуб. И уже в мае из личного состава Калужского аэроклуба и планерного звена Нижнетагильского аэроклуба создаются два отряда: планерный и парашютный, которые преобразуются в парашютно-планерный клуб. Начальником аэроклуба назначен военный летчик В. И. Поколодный.

Задачи перед клубом ставились серьёзные: ежегодно готовить пятьдесят планеристов на грузовых планерах и не менее 400 парашютистов для воздушно-десантных войск. Подготовка парашютистов производилась на 10-дневных сборах, во время которых курсанты выполняли несколько прыжков с парашютом, проводили занятия по программе подготовки в полевых условиях. Уже в конце того же года приказом Наркома обороны СССР за успешное выполнение государственного плана среди парашютно-планерных клубов страны наш клуб был награжден переходящим Красным Знаменем, а личный состав клуба премирован. К слову, переходящее Красное Знамя клуб удерживал ещё три года подряд.

Парашютисты Нижнетагильского клуба

Парашютисты Нижнетагильского клуба

Во время Великой Отечественной войны выпускники Нижнетагильского аэроклуба сражались в составе самых разных авиасоединений. Так, Вениамин Сергеевич Шихов воевал в полку «небесных тихоходов» — ночных бомбардировщиков По-2. В 698-м ночном лёгкобомбардировочном полку начинал свой боевой путь ещё один выпускник Нижнетагильского клуба — Владимир Филиппович Фуфачёв. В истребительной авиации воевали Василий Алексеевич Кузьминых, Павел Андреевич Пологов, Алексей Алексеевич Артамонов, Николай Григорьевич Алексеев. В штурмовой авиации — Геннадий Семенович Адеев, Анатолий Александрович Талашев, Иван Сергеевич Банифатов и Анатолий Иванович Шмаков. В 118-м разведывательном авиационном полку воевал Родион Михайлович Суворов.

Курсанты и инструкторы Нижнетагильского аэроклуба – участники Великой Отечественной

Курсанты и инструкторы Нижнетагильского аэроклуба – участники Великой Отечественной

После окончания войны, в организациях ОСОАВИАХИМа подводились итоги работы за 1945 год. На внеочередном заседании президиума областного совета ОСОАВИАХИМа была дана высокая оценка деятельности Нижнетагильского парашютно-планерного клуба. В принятом постановлении отмечалось: «Клуб с честью выполнил свои социалистические обязательства, обеспечив досрочное выполнение годовых заданий по подготовке парашютистов на 209, укладчиков парашютов — на 186, пилотов-планеристов и буксировщиков — на 165 процентов. Парашютно-планерный клуб закрепил за собой первое место по Советскому Союзу и переходящее Красное знамя Центрального совета ОСОАВИАХИМ СССР, присужденное ему в 1944 году». Президиум принял решение представить к наградам начальника клуба В. И. Поколодного, а так же инструкторов-летчиков и техников клуба…

В 1946 году парашютно-планерный клуб возвращается Калугу, а в Нижнем Тагиле остаются лишь планерная станция и авиамодельная секция. В это время планерная станция готовила планеристов на спортивных и грузовых планерах. Командиром планерного звена был Владимир Васильевич Федотов, который готовил планеристов для фронта в годы войны. В 1947 году Нижнетагильской станции планеристов был передан аэродром на Вагонке и старый самолёт Уралвагонзавода.

Молодые вагоностроители – члены секции планеристов

Молодые вагоностроители – члены секции планеристов

Вместе с материальной частью в состав городской самолётно-планерной секции влилась и секция планеристов УВЗ, которую возглавлял вернувшийся с фронта первый лётчик «Уралвагонстроя» Владимир Владимирович Челищев.

Вернулся в Нижний Тагил и другой выпускник аэроклуба, Вениамин Сергеевич Шихов – один из первых курсантов Нижнетагильского аэроклуба. Окончив полный курс теоретического и летного обучения, Вениамин Сергеевич остался в клубе инструктором. Готовил лётчиков в начале Великой Отечественной, добился отправки на фронт. Воевал на По-2, свой боевой путь закончил в Германии и после демобилизации пошёл работать в гражданскую авиацию, в Пермский авиаотряд по охране лесов. Вскоре из Перми перевёлся в Нижний Тагил, работал пилотом самолёта Уралвагонзавода, а затем вернулся в аэроклуб и много лет проработал авиационным техником.

Вениамин Сергеевич Шихов

Вениамин Сергеевич Шихов

В 1962 году на базе тагильской планерной станции был воссоздан авиационно-спортивный клуб. Первым начальником его стал военный летчик, майор запаса В. П. Каретников. Благодаря ему за короткое время был сформирован дружный, работоспособный коллектив клуба. В этом же году в Нижнем Тагиле появляются первые мастера спорта СССР по планерному и парашютному спорту.

В клубе появляются новые, более современные планеры и самолёты-буксировщики Як-12. Тогда же клубу было выдано контрольное задание на подготовку планеристов-спортсменов в количестве 20 человек, пятерых судей по авиационным видам спорта, авиамоделистов 3 разряда — 25 человек и 10 судей по авиамодельному спорту…

Аэродром ДОСAAФ на Гальянке (фото 1960-х гг.)

Аэродром ДОСAAФ на Гальянке (фото 1960-х гг.)

В 1971 году в клубе происходит очередная реорганизация, в результате чего было закрыто планерное звено и создано самолетное звено на Як-12.

Реорганизация была с энтузиазмом встречена курсантами, которые в сжатые сроки переучились и начали успешно выступать в соревнованиях, показывая хорошие результаты в личном и командном первенстве. За период с 1962 по 1976 годы в клубе было подготовлено 13 мастеров спорта СССР, 7 кандидатов в мастера спорта, 170 спортсменов 1-го разряда и 4000 — 2-го и 3-го разрядов. Многие курсанты впоследствии поступили в авиационные училища страны. В клубе ежегодно занималось более трёхсот юношей и девушек, совершалось около 5000 прыжков с парашютом, а общее время, проведённое курсантами в небе, за штурвалом самолёта, превышало 800 часов.

Большую роль в становлении и развитии парашютной секции клуба сыграли энтузиасты этого вида спорта — Валентин Карлович Гоман, Виктор Тихонович Дулов (один из авторов мирового рекорда на точность приземления в 1966 году, рекордсмен мира и СССР в групповом прыжке), Владимир Григорьевич Коноплев, Виктор Филиппович Шитов и другие.

Тагильский авиационно-спортивный клуб воспитал и вырастил многих известных спортсменов-парашютистов. Среди них Виталий Францев, участник всесоюзных и мировых чемпионатов по парашютному спорту, рекордсмен и чемпион мира и России, мастер спорта международного класса и участник высокогорных прыжков на Памир и Тянь-Шань. Всего на счету В. А. Францева 10 530 прыжков, ему принадлежат девять мировых рекордов.

Занимался Нижнетагильский АСК и подготовкой призывников к службе в ВДВ. С клубом связаны имена многих тагильских воинов-интернационалистов — Владимира Марьюшкина, Андрея Быкова, Андрея Банникова, Владимира Алексеева, Олега Удалова, Дмитрия Корякова, Виктора Бабенко, Игоря Тонкушина, Евгения Белова, Сергея Швецова и многих других.

Воевали в Афганистане и тагильские курсанты-лётчики, выпускники ЧВВАКУШ (Челябинского Высшего Военного Авиационного Краснознаменного Училища Штурманов) Валерий Николаевич Якушин и Николай Иванович Абрамов.

Выпускники НТ АСК – воины-интернационалисты

Выпускники НТ АСК – воины-интернационалисты

В 1984 году в Нижнетагильском авиационно-спортивном клубе начинает развиваться новый вид спорта – парашютное многоборье, включающее в себя легкоатлетический кросс, парашютные прыжки на точность приземления, пулевую стрельбу и плаванье вольным стилем на 100 метров. В клубе были организованы две команды по семь человек в каждой. Команды клуба по парашютному многоборью во все годы успешно выступали на соревнованиях различного ранга и всегда занимали призовые места.

Команда НТ АСК по парашютному многоборью

Команда НТ АСК по парашютному многоборью

В начале 90-х в АСК наступил период затишья. Сменилось руководство клуба, вышли на пенсию или ушли по личным соображениям многие опытные техники, инструкторы и спортсмены. Самые непростые времена наступили после трагедии на Театральной площади 9 мая 1993 года. Тогда клуб вообще собирались расформировать и закрыть. И лишь в 1997 году спортивная жизнь клуба стала понемногу возрождаться.

В 2000 году начальником АСК становится выпускник клуба, летчик Руслан Рафаилович Исмаилов. Под его руководством в короткие сроки удалось отремонтировать технику, приобрести горюче-смазочные материалы, подобрать коллектив и продолжить спортивную работу. В клубе начинают развиваться новые виды спорта — групповая и купольная акробатика, самолетный спорт. Появляются и первые результаты, и новые рекорды. Большую помощь в работе клуба оказывает администрация Нижнего Тагила, городская дума и городское отделение Союза Ветеранов Афганистана…

Тема о тагильском небе и тагильских лётчиках далеко не исчерпана, и мы обязательно вернёмся к ней в будущих выпусках «Тагильских историй».

ТИ_148_008

———————
по материалам Нижнетагильского авиационно-спортивного клуба ДОСААФ РФ и архивным материалам ОСОАВИАХИМ СССР.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

31 комментарий

  1. Команда НТ АСК по парашютному многоборью — а подробнее можно, кто есть кто?

    Ответить
  2. писавшему эту статью об истории авиационного клуба — материал слишком поверхностный, ну просто на отвяжись! Совершенно несправедливо не упомянуты люди, на плечах которых наш авиаспортклуб, по сути, держался и за счет самоотверженной работы которых он существовал и растил спортсменов-планеристов, летчиков и парашютистов, да и просто парней и девчат с правильным отношением к жизни (патриотическое воспитание называется). В клубе работали когда-то уникальные люди, юношеское увлечение которых переросло в дело всей их жизни без преувеличений. Был такой Чащин Василий Саныч, царство ему небесное (он на фото с планером на фоне ангара третий справа). Пришел в клуб пацаном, начинал с полетов на планере, буквально всю жизнь провел в клубе и до самой кончины проработал в клубе, в том числе и начальником клуба. Когда уже возраст и здоровье не позволяли летать, работал техником связи (все самолетные радиостанции, все средства управления полетами были на нем). Редкой души был человек! Про таких людей недаром говорят, что на них земля держится. Лебедев Владимир Саныч,инженер клуба — аналогичная история. Шитов Виктор Филиппович, который не оставил клуб даже после трагической гибели супруги 09.05.1993 года, которая пришла на театральную площадь посмотреть на выступления спортсменов в честь праздника Победы. Карпушкина Ольга Наумовна, Усенков Саша и многие другие (список можно долго продолжать). Почему автор статьи ничего не пишет о них?! Хотите интересный материал создать? Придите в клуб, поговорите со старожилами. Думаю, что и фотографиями вас обеспечат и информацией с избытком. А то пишете тут про некоторых, кто всего лишь три раза с парашютом прыгнул когда-то, да волею судеб потом в армии послужил 2 года (обычное и нормальное дело для мужчины), а про тех людей, благодаря которым они шагали в небо, ни слова. Несправедливо как-то получается…

    Ответить
    • Не гони на авторов. Не нравится, напиши сам. Тока тогда всех перечисли: все пахали, все болели за дело. И про себя напиши, что ты делал.
      А то прочитал где то несколько фамилий, и давай умничать.

      Ответить
      • не прочитал где-то, а работал с этими людьми бок о бок. Это чтобы тебе понятно было. А о себе писать нескромно, другие пусть пишут, если заслужил.

        Ответить
    • Эти люди ‘волею судеб’ не просто в ‘армии служили’. Они ещё и воевали, и возможно вместо тебя.

      Ответить
    • Tagilstories

      В одной статье невозможно объять необъятное. :-) Особенно, в жёстких рамках выделённого объёма.
      Рассказывать о людях, кто поднимал НТ АСК будем продолжать. Об этом сказано в конце материала.

      …пишете тут про некоторых, кто всего лишь три раза с парашютом прыгнул когда-то…
      О тех, кто по три раза прыгнул, как раз и не написано.
      Люди, о которых Вы так небрежно отозвались, защищали нашу Родину, а некоторые отдали жизнь за неё.

      Ответить
      • у нас по 300 с лишним человек в год проходило одних только курсантов для ВДВ и все потом Родину защищали. И что в этой фразе небрежного?

        Ответить
  3. в верхней салде вчера эвакуцию обьявляли был выброс опасный хлора ночью,детей на автобусах вывозили, а вы тут небо……

    Ответить
  4. сожалеем про В-Салду, но небо то никуда не денешь. Не Салдой единой жив человек … (вы бы еще про события на Украине помянули, мол а мы тут про небо…)

    Ответить
  5. Мой дедушка в конце 70-х трудился сторожем на Гальянском аэродроме. Доводилось составлять ему компанию. А еще сторожу можно было косить траву на территории . Двойная польза. Для самолетов- чистые взлет и посадка. Для бабушкиной скотины- корм на зиму.

    Ответить
    • а мой дедушка был[ОЙ!] и я тоже буду

      Ответить
  6. Спасибо! :good:

    Ответить
  7. У Вас были отличные статьи о тагильчанах-героях. Будет ли продолжение?

    Ответить
  8. Чо там в салде случилось,? Пишите.

    Ответить
  9. А что сейчас с авиа-спортклубом? Говорят,он умирает.

    Ответить
    • там одна коммерция

      Ответить
      • А Путин сказал и Носов повторил, что патриотов надо воспитывать. Но похоже опять Сердюковы вырастут.

        Ответить
        • Плюспятьсот

          Ответить
        • Что сейчас со спорт клубом и
          сохранились ли самолеты,неужели
          молодежь уже не рвется летать?

          Ответить
          • У молодёжи сейчас другие ценности.

            Ответить
            • Да не другие ценности.У них просто денег нет платить за прыжок с парашютом 3000 рублей. А научиться летать на самолёте-это надо зарплату иметь как у нашего мера-патриота.

              Ответить
    • правильно говорят. Аэродром уже лесом зарос наполовину. Хоть бы вырубили этот лес, да на дрова продали,коммерсанты…

      Ответить
      • Да лес то вырубить-желающих много.Только вот потом пни выкорчевать,да площадку выровнять- некому!

        Ответить
        • трактор надо, однако….

          Ответить
  10. :good:

    Ответить
  11. Сегодня день рождения Ю. А. Гагарина. А свой путь в небо он начал в саратовском авиаклубе. Какое счастье,что тогда не было носовых! Они бы закрыли авиаклуб,а на сэкономленные деньги отремонтировали бы кусочек набережной .И нет Гагарина.

    Ответить
  12. Нижнетагильский авиационно- спортивный клуб жив! Смотрите сайт Аэродром Быньги.

    Ответить
    • Жив то он жив, только там не учат управлять самолетом. :negative:

      Ответить
  13. Интересная статья! Из неё я узнала, кем был наш прадед, что Он Герой!

    Ответить
  14. евгений. В пятидесятых годах началиником был Сикорский-венный лётчик, далее Иванов Иван васильевич. Чащина никогда в наше время не звали «Санычем» мы его звали Вася. Из числа курсантов тех лет вышли замечательные люди, которые ушли летать или окнчили Вузы. Даже среди нас был парень который поступил в ГИК и стал киноартистом-Симонов, но рано умер.Так что прежде чем писать эту статью нужно было пообщаться с людми. К стате Банников -отец был инструктором потом, как и Володя Ус. Срединас были студентки пединститута, а Ковалёва Зоя закончила ЦПШ, Нина Густомесова закончила Казанский авиационный институт и работала на УВЗ, Шалаев В.П. стал отличным хирурургом Косметологом

    Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: