ПТ, 15 декабря 2017 | В Нижнем Тагиле:-2.6°C

Майские

1 мая – Праздник Весны и Труда, отмечающийся в Российской Федерации с 1992 года.

Но людям старшего поколения первый день последнего весеннего месяца известен под другим названием — День международной солидарности трудящихся.

Праздник этот изначально праздником не был. История его началась 1 мая 1886 года в Америке, когда в Чикаго начались массовые митинги и шествия американских рабочих, которые требовали установления восьмичасового рабочего дня, повышения заработной платы и улучшений условий труда. В скором времени американских рабочих поддержали и в Европе, а уже через четыре года первомайские манифестации стали традиционными во Франции и Бельгии, Германии и Испании, Дании и Италии, Норвегии, Швеции и Австро-Венгрии. В Российскую Империю праздник пришёл в 1891 году, а застрельщиком мероприятия стал один из основателей первой российской социал-демократической организации Михаил Бруснев. Лозунги и требования российского пролетариата были такими же, как и у заокеанских коллег, но именно в России эта политическая акция начала приобретать форму праздника. Если американские или европейские рабочие после манифестации шли по домам, то россияне после демонстрации стали устраивать массовые гуляния. Отчасти, это повелось от ранней российской формы первомайской демонстрации – маёвки – этакого синтеза политического митинга и пикника. Дело в том, что после первой же первомайской манифестации, полиция запретила проводить такие мероприятия в городах и заводских посёлках под предлогом сохранения порядка. Но российский пролетариат быстро нашёл пути обхода этого запрета. Рабочие семьями, часто с детьми, собирались за городской чертой, в лесу или на берегу реки, где проводили митинги, а затем и гуляния. На митингах составлялись требования к заводовладельцам или властям, обсуждались планы действий, стратегия и тактика борьбы за свои права. Часто, на этих митингах выступали агитаторы от различных партий и объединений. После «официальной» части следовала «неофициальная» — чаепитие, пение песен, игры с детьми, общение и прогулки.

Легализовался Первомай практически сразу после революции 1917 года.

В 1918 году праздник был узаконен и в «Кодексе законов о труде» под официальным названием «День Интернационала», и 1 мая был объявлен нерабочим днём. Через десять лет нерабочим днём было объявлено и 2 мая. Первого числа проходили демонстрации, митинги, шествия и парады, а на следующий день в городах и сёлах устраивались массовые гуляния. Хотя, гулять начинали уже с вечера 1 мая…

В нашем городе Первомай начали отмечать с конца XIX столетия.

Поначалу это были немногочисленные мероприятия, на которые рабочие собирались тайком или под предлогом гуляний. Места для тагильских маёвок выбирались разные – на Краснокаменском шихане, на Елизарьевой горе, на Лисьей горе, в окрестностях Горбуново. Однако по мере развития рабочего движения, манифестации стали принимать массовый характер. После революций 1917 года празднование Первомая стало проходить в Тагиле повсеместно.

Справедливости ради надо сказать, что в те годы проводить масштабные демонстрации в городе было негде. Поэтому концепция первомайских мероприятий часто менялась. Одно время 1-го мая в центре города проходил только парад частей тагильского гарнизона и милиции, а шествия трудящихся были «на местах» — вблизи заводов и по центральным улицам. Затем было решено формировать сводные колонны демонстрантов, в которые включали активистов рабочих комитетов, ударников труда и передовиков производства. Массовое увлечение спортом привело к тому, что в состав праздничных колонн стали включать физкультурников и активистов военно-спортивных секций и клубов. Всероссийская кампания по борьбе с неграмотностью стала поводом для появления сводной колонны учащейся рабочей молодёжи.

 

Колонна тагильских физкультурников на первомайской демонстрации 1929 года

Обратили своё внимание партия и правительство на проблему беспризорности, и на первомайской демонстрации появляется колонна воспитанников детских домов. Началась коллективизация – и в строю демонстрантов появляется сводная колонна колхозников. Достаточно скоро первомайские демонстрации становятся не столько формой выражения солидарности с борьбой пролетариата за свои права, сколько своеобразным зеркалом политического курса государства рабочих и крестьян, а также его экономических достижений. Надо сказать, что и сама форма проведения демонстраций была выбрана весьма удачно. «Демонстрации, очевидно, близки населению ввиду того, что проводятся по образу и подобию Крестных ходов…», — отмечал в одной из своих статей известный уральский краевед, бывший член УОЛЕ, М. О. Клер.

Как уже отмечалось выше, устраивать массовые манифестации в Нижнем Тагиле было особенно негде. Пригодных улиц для движения многотысячных колонн было раз-два и обчёлся. Кроме того, против большого скопления народа в одном месте выступали руководители управления НКВД – в толпах демонстрантов, ожидающих начала прохождения, сновали десятки карманников; рабочие и служащие начинали активно отмечать праздник, употребляя спиртные напитки, ввиду чего, то тут, то там периодически возникали потасовки, которые иногда заканчивались весьма печально. И хотя продажа водки в Нижнем Тагиле с 1 по 5 мая была запрещена, проблема, где достать бутылку или две, не стояла: почти в каждой семье умели готовить горячительные напитки самостоятельно.

Была и ещё одна причина относительной малочисленности демонстрантов – нехватка средств на праздничное оформление колонн. Действующие в 20-30-х годах городские предприятия были не особо богаты, а городская казна испытывала хронический дефицит средств. Поэтому часто при оформлении праздничных колонн упор делался на «зелень» — ветки деревьев и кустарников с едва распустившимися листочками, и украшенные лентами и бумажными цветами.

Первомай дал городу ещё одну традицию – субботники по наведению чистоты на улицах города и в учреждениях. Такие мероприятия начинались обычно за две недели до 1 мая. В этот же период, в городе начинали открываться выставки, проходили концерты самодеятельности, на предприятиях и в клубах читали лекции, спортивные и военно-спортивные клубы устраивали соревнования…

…Если бы мы с вами попали на первомайскую демонстрацию конца 20-х – начала 30-х годов ХХ века, многое из того, что происходило в городе в этот день, показалось бы нам, по крайней мере, непривычно.

Начиналось всё в 9 утра с праздничных митингов на предприятиях. После чего сводные колонны из разных районов города в организованном порядке прибывали на площадь к памятнику Ленину, где в 10:30 или 11:00 начинался общегородской торжественный митинг. По окончании митинга, колонны демонстрантов проходили по улице Карла Маркса (бывшей Шамина) до Первомайской (тогда — Высоковской), где уже формировались колонны военнослужащих, сотрудников милиции, физкультурников и учащихся для парада. Движение этих колонн происходило от Высоковской до памятника Ленину.

С часу дня во всех районах города начинались праздничные гуляния, концерты самодеятельных коллективов, спортивные мероприятия. Жители Гальянки устраивали гуляния на Лисьей горе, у жителей Выи любимым местом для таких мероприятий был Волковский парк, те, кто проживал в Центральном районе, собирались на гуляния в Горпарке, а жители Вагонстроя – в Парке культуры и перед Центральным клубом вагоностроителей.

В этот день в кинотеатрах города шли бесплатные показы художественных фильмов.

Надо сказать, что места проведения митингов, как и порядок и маршруты следования колонн, время от времени менялись. Так, до появления памятника Ленину, митинги проводились перед домом купца Ляпцева, где в 1920 году состоялась первая уездная конференция большевиков, а в 1923 году появился первый в городе пионерский отряд.

Во второй половине 30-х торжественные митинги проводились на площади Рабочей молодежи – на месте нынешнего фонтана в Комсомольском сквере, а колонны демонстрантов проходили по кругу от улицы Первомайской, по Ленина и Карла Маркса снова до Первомайской. Поиски формы проведения праздников иногда приводили к тому, что отмечать Первомай начинали ещё накануне, с вечера 30 апреля. В этот же период партийные органы начинают делать упор на масштабность демонстраций. Так, в 1938 году на первомайскую демонстрацию вышло более 75 тысяч горожан.

С началом строительства в городе заводов-гигантов, на первомайских демонстрациях стали шире использовать автомобили. Накануне праздника тресты Уралвагонстрой и Тагилстрой получали от горкома партии и городского Совета разнарядки на предоставление автомобилей для прохождения в колоннах демонстрантов.

В годы Великой Отечественной войны общегородские митинги и демонстрации не проводились, и практика их проведения возобновилась в городе и по всей стране в 1946 году. Тогда же в местной и центральной прессе начали публиковать тезисы и лозунги к празднованию Первомая.

Учащиеся Горного техникума 1 мая 1950 г.

Свои современные формы проведения первомайских демонстраций и маршрут движения колонн праздничные шествия в Нижнем Тагиле стали обретать уже в 50-х – 60-х годах, когда были почти застроены и благоустроены центральные улицы районов города.

В Ленинском районе маршрут движения колонн был проложен по проспекту Ленина, от улицы Первомайской до Театральной площади. Первоначально трибуна, откуда руководители города поздравляли демонстрантов, располагалась справа по движению колонн, то есть на той стороне, где находится Драматический театр. Трибуна была деревянной. Собирали и украшали её обычно накануне шествия.

Трибуна в 60-х годах

Что касается формирования колонн и порядка их прохождения, то это происходило в соответствии с давно сложившимися правилами и традициями: первыми шли коллективы предприятий, учреждений и учебных заведений, занявшие первые места по итогам соцсоревнования в своём районе, за ними следовали остальные, соответственно занятому месту. А так как в те годы проспект Ленина был не таким широким как сейчас, колонны двигались в один поток. Маршрут прохождения колонн был оцеплен милицией и военнослужащими; на всём протяжении движения работали координаторы и распорядители из аппаратов райкомов партии и исполкомов, следившие за порядком.

Прохождение колонн демонстрантов в Ленинском районе, 60-е гг.

В Дзержинском районе на 1 мая и 7 ноября проходили свои демонстрации. Право на проведение отдельных от города демонстраций отстаивали на протяжении долгих лет директора УВЗ и власти района.

Демонстрации на Вагонке проходили по проспекту Вагоностроителей. Сбор колонн происходил на бульваре Хмельницкого, а трибуна с руководителями района и передовиками производства располагалась у машиностроительного техникума. Колонны шествовали до пересечения проспекта Вагоностроителей с Восточным шоссе.

Демонстрации трудящихся в Дзержинском районе, 60-е гг.

Городские власти пытались давить на руководство Вагонки и УВЗ, «настоятельно советуя» (а по сути, требуя) проводить праздничные демонстрации «вместе со всем городом», но объединение демонстраций состоялось только после смерти «народного директора» УВЗ Ивана Васильевича Окунева.

Коллектив ОГМ НТКРЗ на первомайской демонстрации (фото нач. 70-х гг.)

В 1970 году в КЗОТе СССР за праздником было закреплено новое название — 1 и 2 мая стали Днями международной солидарности трудящихся, и оставались таковыми до 1990 года. А с 1992 года «концепция изменилась», и Первомай стал отмечаться, как «Праздник весны и труда»…

Коллектив городского узла связи на первомайской демонстрации (фото 80-х гг.)

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

14 комментариев

  1. Добротно сработано.)

    Ответить
  2. Сейчас коммунисты проводят митинг у Современника, на который я не попал, п.ч. в отличие от советского времени с Вагонки на митинг не везут на автобусах. (

    Ответить
    • сейчас уже не те коммунисты, какие были раньше. Ранешние говорили и делали, а нынешние тока балаболят из пустого в порожнее, а дела ноль

      Ответить
  3. ВАГОНКА УМИРАЕТ ПО ТИХОМУ

    Ответить
    • Хрен тебе!Вагонка бессмертна!Назло тебе ВЫЖИВЕМ и ПРОЦВЕТАТЬ БУДЕМ! Но, тебе не будет место на нашем празднике!

      Ответить
    • Вагонка — единственный район, который 9 Мая проводит свою районную манифестацию. И в этот день в отличие от города на Вагонке будет праздничный салют. Так что думай, что пишешь!

      Ответить
  4. Ракета на «ушастом» запорожце-отвал башки ! Вагонка рулит!

    Ответить
    • А чуваки на мотоцикле…..что в коляске в таких перчатках… а ворожение лица у того, что за рулем.. :wonder: :wonder:

      Ответить
    • гы школота ))) Это не «ушастый», а «горбатый» запорожец. Учи матчасть! )

      Ответить
  5. Расскажите лучше почему день победы 9 мая до 50года был рабочим днем и никаких демонстраций не было .

    Ответить
    • Вики те в помощь, чувак. )

      Ответить
  6. Спасибо фотографам, которые оставили эти снимки на память нам!)))

    Ответить
  7. Раньше была всенародная идея, а сейчас обязалово, пьянки, мусор. Демонстрации себя изжили, надо менять их на что-то другое. А ещё эти эстафеты в городе, да по асфальту, почему не на стадионе и смотреть удобно и бегать приятнее

    Ответить
    • На что менять? Предлагай.

      Ответить

Оставить комментарий или два

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: