СБ, 17 августа 2019 | В Нижнем Тагиле:+16.2°C

Real Talk: Исповедь молодой учительницы

Real Talk («Рил ток») – сленговая фраза, обозначающая откровенное, правдивое высказывание. И название нового проекта ИА «Все новости», где мы публикуем честные рассказы жителей Нижнего Тагила о своей профессии.

Светлана работает учителем ИЗО в одной из тагильских школ. Она – выпускница худграфа местного педагогического вуза. Работой с детьми не грезила, но что-то держит её в школе. Что именно, какие трудности и радости бывают в жизни современного педагога, как меняются дети и школа – Светлана честно рассказала для нашего проекта Real Talk.

Как я попала в школу
У меня была мысль, что, возможно, я когда-нибудь попробую себя в школе. А однажды я просто вышла за хлебом. И встретила знакомую, которая отработала одну четверть. Она сказала, что не может совмещать свою учёбу с работой и ищет себе замену. Я тогда нигде не работала. И согласилась, потому что мне сказали, что это всего на два дня в неделю. Если два дня – значит, можно попробовать. И вот я всё пробую и пробую и уже совсем не два дня в неделю. И только думаю: надо же, как я сходила тогда за хлебушком.

О нагрузке
Сейчас я уже 4-5 дней в неделю работаю. Иногда у меня по субботам интеллектуальные викторины — я стала заниматься с детьми в школе этим, потому что мне самой это нравится и интересно. Поэтому меня не напрягает то, что нужно в субботу прийти в школу к двум часам взять детей, куда-то с ними пойти? посидеть на игре. Мне это даже в радость.

Я бы не сказала, что у меня большая нагрузка. Но ты целый день в школе, у тебя уроки, кружок, что-то ещё. А потом ты приходишь домой и тебе надо придумать что-то на следующие занятия. И получается, что один день плавно перетекает в другой. И ты и дома занимаешься школьными делами. Кто-то может разграничить, но у меня так не получается. У нас одна учительница, которая давно работает, шутила над молодой: «А, ты же ещё зелёная, ты же ещё к урокам готовишься». Но мне становится скучно делать одно и то же, хочется придумать новенькое. Как-то раз проводила урок черчения в старших классах. У нас была тема «сечения». И я принесла колбасу, нарезала её и показывала, что получается в сечении. Потом достала батон, нарезала: сделал задание – получил бутерброд.

Конечно, у учителей русского языка или математики нагрузка гораздо больше. Бывают учителя, у которых 30 часов в неделю. Куча уроков – 30 в неделю! Плюс дополнительные предметы – например, история и обществознание. Плюс надо контрольные проверить и домашние работы. И ещё классное руководство, за которое доплачивают мало, а нагрузка там очень большая. И бумажная работа большая. И нужно с детьми очень много работы проводить, общаться с их родителями. Есть родители, которые не понимают, что после 9 часов вечера лучше не писать и не звонить учителю, что начинается его личное время.

Конечно, у меня зарплата меньше, 20-23 тысячи. Но с одной стороны, если у тебя больше часов и больше зарплата, ты при этом бегаешь с пеной у рта. Мне кажется, чтобы сейчас в школе получать действительно хорошую зарплату, нужно очень много работать и много сил на это тратить. И учителя, у которых много часов, под конец года у них уже язык на плечо и в мыслях: «Ну когда же, когда же всё? Я не могу, не могу».

О плюсах и минусах
Мне нравятся дети, общение с ними, праздники, которые мы делаем, кружки, дополнительные занятия. А минусы — школьная система, перегруженность бумагами, даже школьные уроки ИЗО… Ты не успеваешь на них ничему детей научить, ты их видишь раз в неделю. Рассказал тему, проверил домашнее задание, и они чуть-чуть порисовали — и вот уже всё закончилось. Так что пока я даже не могу сказать, чего больше: плюсов или минусов. В то же время, я не могу сказать, что это плохая работа. Даже сравнивая с другими, которые есть в нашем городе. И с другими зарплатами, и с тем, чем люди занимаются. Я же не стою на рынке с мыслью «Скорее бы это всё закончилось!». Я даже удовольствие получаю.

О бюрократии
Очень много лишней бумажной нагрузки. Сейчас дневники и журналы переводят в электронный вид. Там, конечно же, огромное количество табличек и граф, которые нужно заполнить. Когда я на это всё смотрю, я думаю: «Господи, ну зачем? Почему?». Нужно каждый навык ребёнка отдельно оценивать – на сколько он развился. И ты ставишь 1, 2 или 3. И заполняешь это на всех детей. И потом строятся диаграммы, по которым будут судить о качестве твоего образования. И я, молодая, не понимаю, что это вообще такое. А люди старшего возраста, которым около 60, они на это всё смотрят, переглядываются и между собой шутят: «Может, на пенсию пойдём?».

С одной стороны, электронные дневники облегчают родителям контроль над учёбой ребёнка. С другой стороны, те, кто хотел принимать в этом участие, делали и с бумажными дневниками. А у отдельных детей дневник не заполняется месяцами. У меня такое ощущение, что некоторые дети вдруг внезапно резко вырастают и становятся главнее своих родителей. И тогда родители даже побаиваются своих детей, которые выросли и стали неуправляемыми. И сами не знают, что с ними делать. Зимой было холодно, отменили уроки. На следующий день, когда стало чуть потеплее, родители привели детей в школу и какая-то мама говорила учительнице: «Заберите его уже, пожалуйста! Я не знаю, что с ним делать! А вы знаете, вас учили».

Об авторитете учителя
Угрожать ученикам, строить из себя авторитарную женщину у меня не получается – это выглядит глупо. Я понимаю, что если я буду стоять, кричать и стучать кулаком по столу, все будут сидеть и крутить пальцем у виска и обсуждать, какая я сумасшедшая. Бывает, что я срываюсь, кричу, психую. Но я понимаю, что это путь в никуда и надо стараться иначе захватывать их внимание, чем-то удивить. Если учитель – суровый на вид мужчина, и он повысит голос, все его начинают бояться. А когда я пришла, все подумали: «Что за новая ученица?». И когда я начинаю кричать, это не страшно.

Сначала мне было жалко ставить двойки. А потом, со временем, ты становишься жёстче, строже. Наверное, действительно нужен метод кнута и пряника. Но кого-то строить из себя бесполезно. Они видят, какой ты человек, и ты не сможешь себя кем-то другим преподнести.

Авторитет – это когда они видят, что ты что-то знаешь, в чём-то разбираешься, можешь дать совет. У меня есть блокнот для рисунков. Иногда я беру его собой. Дети посмотрят и понимают: «О! Она тут не просто ля-ля-тополя, а сама умеет рисовать». И это их как-то вдохновит. Или расскажу им что-то, чего они не знали. Однажды помогла кому-то с английским. Они так удивились, что я, учитель ИЗО, ещё и английский знаю. Конечно, говорю, откуда мне, я же только рисовать могу.

Иногда начинают канючить: «Ну постаааавьте, ну пожаааалуйста, ну будьте человеком». Я иногда делают так – говорю: «Я ничего не знаю, я пошла в столовую». И просто убегаю от них, чтобы они не ныли. Потому что это тяжело, когда ученики начинают выпрашивать.

Вообще, дети постоянно что-то придумывают, каждую неделю какой-то новый прикол. И у меня уже все друзья разделились на два лагеря: те, которые любят мои истории из школы и те, которые их ненавидят.

Новые дети
Мне кажется, современные дети более прагматичные. Они почти ничего не будут делать просто так. Они прошаренные – всё могут найти, разузнать. Всем умеют пользоваться. С самого детства они настроены на то, что всё им должно для чего-либо пригодиться. Может быть, они даже немного раньше взрослеют. Иногда уже классе в 6-8 они на тебя смотрят такими взрослыми глазами, уже такие пожившие. А ты им что-то объясняешь такое детское. А в их взглядах читается: «Ну, чё это вот вы рассказываете? Вы можете свою картину продать за столько-то? Нет пока? Ну и зачем тогда всё это?».

Новые родители
Сейчас родители сразу начинают писать куда-то заявление, жалобу. Они не идут обсуждать, почему у них в дневнике, например, появилась та или иная запись или оценка. Они сразу же решают, что нарушены их права. Не звонят классной или директору, а пишут заявление. Хотя можно было просто прийти спросить, поговорить, и ситуация даже не стоит того. Недавно я виделась с одноклассницей, и она сказала: «Дети сейчас пошли наглые. У них всегда учитель не прав, а они молодцы. Если мы раньше приходили домой с двойкой и говорили, родителям, что это учитель виноват, то нас отчитывали: «Не смей на учителя гнать!» А сейчас чуть что родитель бежит утешать ребёнка и обвинять учителя».
А в итоге это родителям же и выйдет боком – вырастет человек, который не уважает других.

О соцсетях
Бывает, пишу какую-то фразу на своей странице ВКонтакте, а потом думаю: «Как-то это звучит не очень. Нет, не надо». Потому что когда выкладываешь что-то, сразу видишь лица этих детей и представляешь, как они могут на это отреагировать. Иногда что-то специально для них постишь, чтоб они заметили. Всё равно ведь они тебя найдут в соцсетях, что-то напишут, ты не сможешь от этого дистанцироваться и вычеркнуть из жизни. А лучше наоборот это как-то использовать, через соцсети на учеников влиять.

ЕГЭ
К ЕГЭ неоднозначно отношусь. С одной стороны, всех натаскивают сдать непонятный тест. Не очевидна связь причины и следствия – зачем всё это нужно. Но если ты хорошо сдал ЕГЭ, ты посылаешь результаты и можешь поступить куда угодно. Когда я училась, надо было куда-то ехать, брать маму, экзамены в разных городах могли совпадать, денег на дорогу не было. И был риск никуда не поступить.

С другой стороны, все начинают уезжать из маленьких городов – самые талантливые дети, которые могли бы что-то сделать. И ты их понимаешь – хороший вуз, педагоги, окружение. Но с другой стороны – грустно. Опять же, можно приехать в какой-то город, а там есть дети, которые у тебя учились. С ними можно повидаться, погулять. Разузнать, как дела. Они становятся своего рода друзьями.

Каждый год приходит лето, дети уходят из школы, машут тебе рукой, и ты думаешь: «А я-то что тут делаю?». С детьми прощаться иногда очень грустно. Ты думаешь: «Вот как же я приду в сентябре, а там не будет Коли, Маши? Что я без них буду делать?». Сильно расстраиваешься. Кажется, что начнётся опять эта рутина, а тут ещё и их не будет. Но пройдёт месяца два-три и вот уже новые дети. Новые шутки и новые приколы. И тебе уже вроде и хорошо. А летом опять грустно.

Текст: Ольга Рыжих
Иллюстрации: Squirrel Band

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

29 комментариев

  1. Азарич

    Длинно. Но под стопарик пойдет

    Ответить
    • соглашусь.., исповедь затянута.., и несколько приукрашена…

      Ответить
      • Или девочка 3 дня поработала, или чужие разговоры расписывает.
        Да и литературная обкатанность при почти нулевом содержании
        мне лично профессионально бросилась в глаза. Такого не надо.

        Ответить
  2. Зарисовочка про добрую, молодую учительницу, которую пока еще не затрепала система.
    Хотелось бы почитать про жесть. Как она есть, а не брехню пиар-служб.
    Из первых рук услышать про самое дно: вгоковских рабов, за еду рвущих спины на вагоноопрокидах; нтмковских ЗэКа, устроившихся по объявлению в самое днище комбината; грузчиков с Фестивальной, таскающих 50 кг. мешки за 15 рублей; психиатров с профдеформацией, фельдшеров „ скорой”, паталогоанатомов.

    Ответить
    • Ольга Рыжих

      Будет вам всего, потерпите.

      Ответить
  3. Неее, не моё.
    Никак, никак!!!!
    Не люблю чужих детей и переживать за них не хочу.

    Ответить
  4. Годнота ))

    Ответить
  5. Удачи Светлана! Мало добрых слов об учителях и от учителей сейчас можно услышать, а жаль. Чаще как Аноним 15.06.2018, 18:34.

    Ответить
  6. Мне понравилось: «Сходила за хлебушком».
    Очень интересные заметки, да ещё с картинками. Спасибо!

    Ответить
  7. А где фото в купальнике?

    Ответить
  8. Ольга, вы меня конечно простите, но считаю большой ошибкой вашего редактора дать вам вести колонку. Тупые ни о чем тексты, 2 статейки в месяц. Да уж. Сразу видно что вам необходимо изображать видимость работы и при этом вы совершенно не умеете заинтересовать читателя. Что первая ваша статья полный фейк (по русски брехня), высосана из пальца. Что вторая, то есть эта ни о чем. Пообщайтесь с депутатами, опишите реально острую проблему, а не это вот все.
    О чем это я собственно? Наверное о том, что провинциальный журналист, надеюсь у вас есть образование, должен развиваться более динамично, чтобы к пенсионному возрасту ему все же позволили написать заметку о каком нибудь праздничном событии местного характера.

    Ответить
    • Чего накинулись на девчушку? Пишет о простых людях, о жизни. Верить — не верить — ваше дело. А голословные обвинения в брехне желательно подкреплять хотя бы вашими субъективными аргументами, раз уж делаете такие выпады. Иначе сами выглядите брехливой пустолайкой.
      А эти ваши депутаты, чиновники и прочие профессионалы болтать языками на публику, если честно уже утомили. Как будто мало нам их суют.
      Все региональные СМИ давно уже не достают языки из их властных зaднuц.
      Я, как читатель, изголодался по простой «жизе”.

      Ответить
    • Марта, в вашем комментарии свозит какая-то личная неприязнь, а не конструктив. Если вам что-то не нравится, так не читайте, кто ж вас неволит, уважаемая!

      Ответить
  9. А я догадалась кто эта учительница)))) побольше бы таких учителей.

    Ответить
  10. 28 лет проработала в школе, очень похоже на правду.

    Ответить
  11. Идите в бизнес!!!! (((((
    Куда катимся?!!! Учитель это уже звучит как бомж

    Ответить
  12. У нас в республике технички больше учителей получают

    Ответить
  13. спасибо за искренность и желание думать как сделать учение интересным!!

    Ответить
  14. У учителя математики дополнительные предметы — история и обществознание. Это как?)

    Ответить
    • А шо делоть? Педогогов на всех не хватает. У нас в Малых Олапаях физрук английцский преподаёт — фут, бол, пенальти, фол, хавбек. У всех пять по обеим предметам. Жаль руский преподовать не может — крепковыразительный диолект мешает.

      Ответить
      • Даже профессиональному учителю истории, чтобы выпутаться из системы лжи и лицемерия надо читать и начитывать. Ну, если не 24 часа в сутки, то что-то около этого. А иначе он просто будет школьников обвешивать лапшой. Кстати, в каталоге Центра занятости нет вакансий учителей.

        Ответить
        • Есть. Скрытодебильная №38 на Вагонке ждет вас.

          Ответить
        • На работу в школы-садики устраиваются не через Центр занятости, а через Управление образования.

          Ответить
          • Азарич

            Помню, работал учителем
            Вечное, доброе нес
            Но бюрократы-властители
            взялись за меня всерьез

            Ответить
            • Естественно, работал трудовиком? А что выгнпли? Спился?

              Ответить
          • В соответствии с законодательством РФ вся информация о вакансиях подаётся в Центр занятости, а если такая инфо не предоставляется, значит — крутят-вертят.

            Ответить
  15. Олега не любили люди
    только за то что он Олег
    Олег в стихах встречался часто
    и всем изрядно надоел

    Ответить
  16. Какая ЕРУНДА! Супер работа. Классная зарплата. Так может говорить только человек, который в школе ПО-НАСТОЯЩЕМУ НЕ РАБОТАЛ. Читать неприятно.

    Ответить
    • Ольга Рыжих

      Где вы видите, что она говорит, что зарплата хорошая?

      Ответить

Оставить комментарий к Аноним Отменить ответ

:bye: 
:good: 
:negative: 
:scratch: 
:wacko: 
:yahoo: 
B-) 
:heart: 
:rose: 
:-) 
:angel: 
:whistle: 
:yes: 
:cry: 
:mail: 
:-( 
:unsure: 
;-) 
:devil: 
:bomb: 
:bravo: 
:drink: 
:wonder: 
:sick: