ПТ, 29 марта 2024 | В Нижнем Тагиле:-2.3°C

Моряки парусников «Крузенштерн» и «Седов»: о лае собаки на корабле, кругосветных путешествиях и курсантах в форме на пляже Канарских островов

О кругосветных и антарктических путешествиях, морской романтике и буднях экипажа тагильчанам рассказали моряки легендарных парусников «Крузенштерн» и «Седов» Константин Попов и Сергей Усанков. В Нижний Тагил они приехали впервые. Несмотря на то, что от промышленного центра Среднего Урала до ближайшего моря – Азовского, более 2,5 тысяч километров, гости встретили единомышленников в лице юных яхтсменов тагильских отрядов и клубов. Подростки, их наставники и родители узнали, из-за чего на паруснике «Крузенштерн» однажды раздавался собачий лай, зачем курсанты ходят в морской форме на пляжи Канарских островов и как экипаж корабля спас девушку из Польши во время масштабной гонки.

  • 1/2

    Парусник "Крузенштерн". Фото: "Морская практика" ВКонтакте  

  • 2/2

    Парусник "Седов". Фото: "Морская практика" ВКонтакте  

Первое название паруснику «Крузенштерн» дала 11-летняя немецкая девочка

Барк [большое парусное судно с прямыми парусами, – прим. ВН] «Крузенштерн» построен в 1926 году в Германии и принадлежал к знаменитой серии парусных судов. Её выпустила гамбургская пароходная компания «Ф. Лайеш». По традиции, названия для всех кораблей придумывали женщины семьи судовладельца, рассказал тагильчанам командор образовательного центра «Морская практика» Константин Попов. Поэтому первое название паруснику – «Падуя» – дала 11-летняя дочь владельца кораблей. После окончания Великой Отечественной войны «Падуя» перешла по репарации в собственность СССР. В Союзе барку дали новое название в честь русского адмирала и мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна. В первые годы послевоенной разрухи парусник стал в буквальном смысле общежитием для 400 курсантов морских училищ, которым было негде жить.

«Седов» построен в 1921 году также в Германии. Изначально носил название «Магдалена Виннен II» в честь дочери основателя судовой компании. В 1945 году его также по репарации передали Советскому союзу и переименовали в честь русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова. В 60-е годы оба корабля впервые вышли в мировой океан, а с начала 70-х являются одними из крупнейших учебных судов в мире. «Крузенштерн» дважды совершал кругосветное плавание, в которых покорил три океана и посетил более 20 стран Европы, Америки, Азии, Африки Австралии и Океании.

Треть курсантов уходит из морского дела после нескольких месяцев плавания

Морская практика на «Крузенштерне» длится 2-3 месяца. В каждой принимают участие 120 курсантов из морских академий и колледжей со всей России. Также морскому делу обучаются студенты из Польши, Франции, Индии, Вьетнама и даже африканских стран. Ещё 105 человек – постоянные члены экипажа.

Подъём – в семь часов утра, через час – поднятие флага. Потом одна группа кадет идёт на обучение, другая выполняет различные парусные работы, а третья несёт судовые вахты. Группы меняются между собой каждый день. Один из важных этапов обучения – подъём на мачту высотой 56 метров (всего их четыре).

«Прежде чем впервые подняться на высоту, курсантов учат, спрашивают, готовы ли? Остаются единицы, которые боятся высоты. Но и этот страх у них проходит. Дело в том, что когда курсант из дома попадает в коллектив, он понимает, что никто кроме него задачу не выполнит. Если чему-то не научится, то потом уже к этому не вернётся. Первый раз страшно подниматься на мачту, второй раз тоже, а третий раз уже за уши не оттянешь», – рассказал тагильским юнгам старший помощник капитана «Крузенштерна» Сергей Усанков.

  • 1/8

    Командор образовательного центра «Морская практика» Константин Попов. Фото: Тагильская школа юнг 

  • 2/8

    Старший помощник капитана «Крузенштерна» Сергей Усанков 

  • 3/8

    На встречу-лекцию с капитанами пришло около 100 человек 

  • 4/8

    Капитан дальнего плавания Виталий Солярский из Нижнего Тагила с тагильскими юнгами 

  • 5/8

     

  • 6/8

     

  • 7/8

     

  • 8/8

     

Моряки говорят, что даже самый худой курсант после прохождения практики «набивает себе щёки». Рецепт прост: свежий морской воздух, физический труд и четырёхразовое питание.

«На пресс-конференции в одном из городов капитана спросили: «Почему у вас подъём в 7 утра, а отбой в 11 вечера?» Он ответил: мы глубоко изучали этот вопрос. При другом распорядке дня четырёхразовое питание не получается», – вспомнил Константин Попов.

После нескольких месяцев на корабле треть молодых людей понимают, что море – это не их стихия и уходят из этой сферы. Чтобы курсанты не тратили на обучение своё время и время экипажа, в море выходят уже после первого курса, а не третьего, как было в прошлые годы. В плавания также берут несколько воспитанников морских отрядов и клубов. Моряки говорят, что отношение и требования к ним лояльнее, чем к курсантам. В то же время, энергии и задора у младших гораздо больше, чем у взрослых.

  • 1/3

    Высота мачты на паруснике - 56 метров. Фото: "Морская практика" ВКонтакте 

  • 2/3

    Первый раз страшно подниматься на мачту, второй раз тоже, а третий раз уже за уши не оттянешь. Фото: "Морская практика" ВКонтакте 

  • 3/3

    Морские закаты. Фото: "Морская практика" ВКонтакте 

Ошибка одного – это ошибка всего экипажа

Парусник «Крузенштерн» – это сложное, но грациозное архитектурное сооружение. По примерным подсчётам моряков, длина такелажа [всех снастей судна, – прим. ВН] достигает 28 км. И каждую снасть курсант должен знать, плюс огромное количество морских терминов и названий частей корабля. Экипаж судна – это единый организм, где ошибка даже одного человека влечёт за собой неправильные действия остальных.

Зависимость от других и надежда на плечо товарища особенно проявляется во время парусного аврала – корабельной тревоги. Где бы ни находился каждый, чем бы ни занимался, включая сон, услышав характерный сигнал, нужно бросать всё и бежать к своей мачте. На палубу поднимается вся команда корабля: экипаж, курсанты, практиканты.

Бывают ситуации, когда парусник нужно развернуть в обратную сторону. На такой манёвр команда тратит полчаса, а в бурю – около 40 минут. Главное – разворачивать судно плавно.

  • 1/2

    С мачты "Крузенштерна" получаются крутые селфи. Фото: "Морская практика" ВКонтакте 

  • 2/2

    Покорение антарктических вод на 21-метровой яхте "Wind Dancer". Фото: "Морская практика" ВКонтакте 

«Крузенштерн» дважды покорял мыс Горн в проливе Дрейка – самый опасный участок в мировом океане, подчеркнул Сергей Усанков. Пролив разделяет Южную Америку и Антрактиду: шквалистый ветер тут может превышать 20 метров, а сильное течение несёт с собой айсберги. По примете, пираты ставили в ухо серьгу в том направлении, в котором успешно прошли мыс Горн. На «Крузенштерне», кажется, тоже появилась своя традиция.

«Во время первого кругосветного путешествия у меня осталась одна бутылка шампанского. На всех разливать её нет смысла, а отдавать кому-то – неправильно. Поэтому она у меня лежала 10 лет. В 2005 году после прохождения мыса, я взболтал бутылку и окропил брызгами шампанского всю команду. Очень эффектно выглядело», – вспоминает Сергей Усанков.

 

Мыс Горн. Видео: капитан яхты “Mon coeur” Николай Литау

Лай собаки в море

Некоторые курсанты во время практики отмечают свои дни рождения. Перед выходом в море родители тайно передают экипажу подарки своим детям. Сергей Усанков добавляет, что моменты вручения презентов вдали от дома часто сопровождаются слезами будущих моряков.

Несколько десятилетий назад одна девушка попросила старшего помощника капитана подарить своему молодому человеку аудиокассету с поздравлением. Усанков не знал, что именно на ней записано и предложил имениннику во время общего праздничного обеда включить кассету.

«Включаю запись по судовой трансляции: поздравляют мама, папа, девушка. Потом она говорит: «А теперь поздравление от нашего любимого пёсика». И этот пёсик начинает лаять на всё судно. Меня вызывает капитан: «Что за собаки на судне?». Ну, я объяснил», – рассказал моряк.

Гости объяснили, что в море курсантам важно подарить домашнюю атмосферу, поскольку тоска по близким – обязательное явление. Поэтому на паруснике отмечают главные праздники, например, Новый год с искусственной ёлкой, для верующих есть судовой храм. Периодически проходят соревнования по рыбной ловле. Как-то наловили столько скумбрии, что ухи и жареной рыбы хватило на всю команду. А в районе Гавайев на большой крючок с мясом, который барк несколько месяцев тянул на тросе, попалась акула. Сейчас она замороженная хранится в Музее мирового океана в Калининграде.

Около 10 лет назад «Крузенштерн» впервые зашёл в один из небольших портовых городов во Франции. Во время общего обеда с местными жителями гостям из России вынесли большие подносы с мидиями.

«Курсанты встали и не знают, как поступить. Рядом стоят французы, косятся и с сарказмом улыбаются. Курсанты и так их повернут, и зубами начинают грызть. Было забавно за этим наблюдать. Но потом им объяснили, что раскрывать нужно специальной вилочкой. Съели все мидии – остались одни створки», – вспомнил старший помощник капитана парусника.

Зачем идти на пляж в морской форме?

Во время стоянок в портовых городах команда «Крузенштерна» проводит для местных жителей экскурсии по паруснику. В одном из городов выстроилась очередь из более чем шести тысяч желающих попасть на барк. Был случай, когда ливень разогнал большую очередь, но спустя всего две минуты после его окончания, она появилась вновь. В тот день Константин Попов должен был присоединиться к экипажу. Подойдя к кораблю с чемоданами, он заметил, что экскурсию ждут ветераны. В знак уважения моряк простоял с ними три часа в очереди на своё судно.

  • 1/2

    "Крузенштерн". Салют в Эсбьерге. Фото: Валерий Василевский 

  • 2/2

    "Крузенштерн"в порту Новороссийска. Фото: "Морская практика" ВКонтакте 

На Зимних Олимпийских играх в Сочи легендарный парусник пришвартовался в порту курортного города, став на время одним из мест притяжения туристов.

«В морских городах, когда курсант идёт в форме, это уже не бросается в глаза – все привыкли. Но за рубежом русскому моряку очень трудно пройти мимо людей: это и вопросы, и просьбы сфотографироваться. Особенно девушки пристают к ребятам. Однажды мы зашли на Канары и стояли в порту 14 дней. Было очень жарко, и находиться в форме было некомфортно. Я разрешил курсантам гулять в брюках, футболке и бейсболочке. Можно на пляж поехать. Подходят несколько ребят: «А можно мы пойдем в форме». Я не понял: «Наоборот же, вам же блажь пойти – вальяжно себя чувствовать!» – «А нас тогда никто замечать не будет». Здорово, что появляется гордость за свою форму, за своё учебное заведение, за самого себя», – считает Сергей Усанков.

Спасти девушку из Польши или победить в гонке?

Два десятилетия назад экипаж «Крузенштерна» спас девушку из Польши, которая во время международной гонки упала с 30-метровой мачты шхуны соперников. На тот момент российский парусник был на втором месте в промежуточном зачёте. Последний этап – возвращение из Канады через Атлантику в Амстердам. Тогда капитан барка Геннадий Коломенский принял сигнал SOS. Оказалось, что на иностранном судне не было медика.

На шлюпке пострадавшую доставили на «Крузенштерн», где девушке оказали первую медицинскую помощь. Этого было недостаточно – многочисленные переломы и повреждения органов требовали стационарного лечения. Тогда российский барк снялся с гонки и повернул обратно в Канаду. Там пострадавшую полячку в условиях сильного ветра и волн эвакуировал вертолёт. Спасательная операция длилась 44 часа. «Крузенштерн» вернулся в гонку, но ожидаемо был на последнем месте. Экипаж решил пойти севернее основной группы судов, где попал в зону попутного ветра. Поэтому за оставшиеся 20 дней соревнований парусник наверстал отставание и выиграл гонку.

На встречу с моряками легендарных парусников пришли около 100 человек: родители и воспитанники «Тагильской школы юнг», яхт-клубов «Спартак», «Парус», крапивинского отряда «Кречет», отряда «Алые паруса» из деревни Бродово и яхтсмены из города Лесной.

  • 1/8

    Моряки Сергей Усанков и Виталий Солярский 

  • 2/8

     

  • 3/8

    Во время морских путешествий помощник капитана плетёт игрушки 

  • 4/8

     

  • 5/8

     

  • 6/8

     

  • 7/8

    Фото: "Тагильская школа юнг" 

  • 8/8

    Фото: "Тагильская школа юнг" 

«Удивлён, что на сухопутном Урале такой неподдельный интерес к парусному делу, к морской стихии. Приятно видеть тут коллег-соратников. Молодцы, тагильчане! Давайте дружить. Если окажетесь в порту, где стоит наше судно, просто скажите, что вы из Нижнего Тагила, и вам будут рады», – обратился к горожанам Сергей Усанков.

В 2020 году «Седов», «Крузенштерн» отправятся в большую антарктическую экспедицию в честь 200-летия открытия Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым. К ним присоединится ещё один российский парусник «Паллада». А в августе этого года во многих городах России пройдет детская парусная регата «Оптимисты Крузенштерна» – тагильские яхтсмены поддержали инициативу моряков и тоже будут соревноваться в акватории городского пруда, сообщили организаторы встречи – «Тагильская школа юнг». А маленькие любители моря хотят заявиться на следующее кругосветное путешествие «Крузенштерна».

Текст: Тим Данилов

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

11 комментариев

  1. Интересные дела у нас тут происходят…

  2. А я тоже хочу в кругосветную экспедицию! Возьмите меня тоже!

  3. по тагилу была ситуация сложная,а стала безнадежная

  4. Фигня всякая. Лучше отписывайтесь платили нет оброк рифею? Что думаете делать?

  5. Чистоту надо в городе наводить. Вешать бесполезно

    • Привлекать необзодимт молодежь с морской романтике. Пруд же есть. Насилия и пьянь искорениться

  6. Вопрос на засыпку.
    Почему моряки говорят, что корабли ходят, но не плавают, но в то же время должность называется капитан дальнего плавания, а не капитан дальнего хождения?

  7. Мачта 56 метров это высота 18 этажного дома или чуть выше даже.
    Забраться не вопрос, ванты широкие.
    Но как на такой высоте с парусами возиться, без страховки, без спецодежды.
    Охрана труда негодует.

    Интересно, мачта ветром от вертикальной оси на сколько отклоняется?

  8. Походу в этой стране все что на ходу не построено а когда-то где то подрезано у соседей

Оставить комментарий или два