«Я унаследовал от матери одно страшное хроническое заболевание – трудоголизм», – начал с улыбкой своё повествование об Агриппине Васильевне Афанасьевой её сын Александр Андреевич.
Кстати, в молодости он под чутким руководством матери занимался росписью подносов. Правда, ремесло это давно забросил. Но в доме даже сохранилась одна из его работ.
Напомним, в 2013 году в Нижнем Тагиле выставкой отметили 100 лет со дня рождения известной мастерицы, которая сохранила и возродила традиции тагильского подносного промысла. А уже завтра, 18 февраля, работники нижнетагильского музея искусств совместно с учениками Агриппины Афанасьевой презентуют альбом-каталог «В гармонии с душой». Он станет первым иллюстрированным и полноцветным изданием о творчестве тагильчанки, которая много сделала для развития росписи по металлу и воспитала 200 учеников. В альбоме представлена 71 работа. Хранятся подносы в собраниях четырёх музеев Свердловской области и в частных коллекциях.
Фото: газета “Тагильский рабочий”
Коренная тагильчанка родилась и полжизни провела в собственном доме на Береговой-Краснокаменской, 29. В 13 лет ее отдали учиться к Устинье Растемяшевой-Барболиной, у которой она обучалась традиционной тагильской росписи. Затем Грушу оформили в артель «Красная заря». Позднее, в 1930 году ее объединили с артелью «Пролетарий» в более крупную – «Металлист». «Она никогда не сидела на месте. У нас было земли около 30 соток и большое хозяйство. Кур штук 50, свиньи, козы. И везде успевала», – вспоминает сын. Было дело, что даже своими руками печь в доме переложила. В свободное время Агриппина Васильевна любила вязать и вышивать. А по выходным обязательно баловала домашних настоящими уральскими пирогами, например с ягодами черемухи.
Во время войны Агриппина Васильевна шила варежки для отправки на фронт, работала швеей-надомницей. Война забрала у нее первого мужа. После Великой Отечественной женщина вернулась к любимому делу. Устроилась на завод «Эмальпосуда» и вела уроки росписи в ПТУ №49.
«Была не преподавателем, а скорее наставницей», – рассказала нам ученица тагильской мастерицы Лидия Хайдукова. – «Всегда добрая и отзывчивая. Подойдет и покажет, как правильно кисть подготовить, как два цвета на нее взять, как смешать краску до густоты сметаны». Когда учеников переводили в цех, Агриппина Васильевна ребят не оставляла и наблюдала за подопечными. Несмотря на тяжелую и небогатую жизнь, она оставалась открытым и добрым человеком, за что близкие называли ее «тетя Груша». «Могла и частушку спеть, и в сад к себе позвать», – делится Лидия Хайдукова. Больше всего подносных дел мастеру нравилось рисовать цветы. Прекрасные тагильские розаны стали своеобразной «визитной карточкой» талантливой художницы. Её работы легко можно узнать по удивительным «вертушкам» и маленьким листикам крапивы. Агриппина Васильевна показывала ученикам, как писать плоды в тагильской манере. Учила писать маховой живописью тонко и ярко.
Ещё один талант этой удивительной женщины был в том, что она знала, как обращаться с землей. «Соседки рассказывали, что в войну она посадила ведро картошки, а сняла почти шестьдесят. Говорила, если на почве подорожник растет, значит, она кислая и сюда надо много золы, чтобы вырастить урожай», – разводит руками сын. «Ну и всегда дома была либо собака, либо кошка. Любила животных и нам, детям, это привила», – отмечает Александр Андреевич. Когда Агриппине Васильевне было 50 лет, то частный дом продали и переехали в квартиру на Карла-Либкнехта, 36. А взамен городских плантаций взяли сад в Горбуново.
Мастерица отдала профессии 50 лет своей жизни. При этом, в цехах на рабочих столах лежала, по выражению сына, «практически вся таблица Мендлеева». Вредность красок и лаков давала о себе знать, и многие художники на производстве страдали профессиональными заболеваниями носоглотки. Также и Агриппине Васильевне приходилось дружить с каплями. «Хотя я не помню, чтобы мама болела чем-то, температурила или давлением мучалась. Уральское здоровье», – делится Александр Афанасьев. В 85 лет у Агриппины Васильевны было воспаление желчного пузыря. Родственники вызвали скорую. «Врачи приехали, стали мерить давление и глазам не поверили – 120 на 80! Как у космонавта», – смеется Александр Андреевич. – «Мне вот пока 58, но давление такое же». Но вот один недуг преследовал мастера всю жизнь. В 19 лет из-за перенесённой в детстве оспы Агриппине удалили глаз и поставили стеклянный. Из-за работы, которая требует постоянного зрительного напряжения, к концу жизни тагильская мастерица совсем потеряла зрение.
Собирая прекрасные подносы для выставки, музейщики удивились – в доме тети Груши собственных работ-то и не было. Раздали и раздарили, объясняют родственники. Не была Агриппина Васильевна жадной ни до своих подносов, ни до таланта, который передала ученикам.
Поднос круглый. 1980-1983 г.г., металл, масло, роспись
Работа Агриппины Афанасьевой
Про таких людей должен знать не только Н.Тагил! Про таких людей и на областном, и на государственном уровне и масштабе надо сообщать!! А не так местечково!.. Ведь Н.Тагил вся страна считает, что у нас тут одна быдлота живёт!!! 🙁
Спасибо за интересную статью!
P.S Шалфею, что значит “местечково” вот журналисты написали в интернете, теперь считай, весь мир может прочитать 🙂 сделаю уже что-нибудь и ты, хватит ныть!
Я имел в виду, что про таких людей надо говорить с экрана телевизора – в новостях, на всю страну, а не только писать на местных новостных сайтах, которые мало, кто читает из иногородних людей. Хотелось бы более широкой огласки. Тоже могу сказать о статьях Георгича “Тагильские истории”. Это не стенгазета! Подносный промысел – это местный бренд, никак не меньше. Необходимо, чтобы и наших людей знали во всём мире!
Да многие тагильчане знают об этой художнице! Хорошо, что вспомнили!
Спасибо, кстати, что завод “ЭмальПосуду” сфоткали на Смычинских пикулях (3 – 4 фотки)! Надеюсь, собаки там не загрызли вашего корреспондента!.. Я рад, что вы и все читатели увидели, что это за страшные, гиблые места; что я имею в виду, когда говорю про Тыгу “гадости”! 😉 Теперь вы и все, кто посмотриттут эти фотки, увидит, что я был прав! 🙁