Мансийские мифы, ожившие благодаря тагильским скульпторам, несколько дней назад украсили площадку перед галереей современного искусства “Стерх” в Сургуте. Мастера сакральные семь дней трудились над созданием произведений. Вместе с ними свои работы выставили творцы из Москвы, Сургута и Миасса. Скульпторам – участникам Симпозиума паблик-арта в рамках Международного фестиваля современного искусства «СтерхФест. Югорский пояс» для осмысления была предложена тема – мифы Югры.
Сургут приветствовал наших по-летнему одетых земляков суровой погодой. Пришлось даже взаймы брать фуфайки. Но это не помешало чудотворцам день за днем ваять свои задумки из ничего. Как говорят сами авторы – из бросового материала. Так, например, тагильский скульптор Андрей Барахвостов создал своего “Поющего Стерха” из старой ржавой трубы. Чем удивил аборигенов.
Северные регионы России, в том числе и Югра – родина стерхов. Стерх, или по-другому белый журавль – редкая птица. По преданиям народов ханты и манси она – священный тотем и персонаж многих мифологических произведений. Считалось, что белый журавль поет редко и только под конец жизни. Отсюда и название скульптуры – “Поющий стерх”.
Встретить стерха – к добру, считалось в народе.
Александр Иванов известен жителям Нижнего Тагила как “металлический” скульптор. Создавая обаятельные и притягательные шедевры из металлолома, он дает вторую жизнь труду тагильских металлургов. В этот раз он выбрал другой любимый материал.
Его скульптура “Югорский ковчег” деревянная. «Мне давно хотелось из дерева сделать эту работу. Давно вынашивал эту идею, готовил эскиз. А раз уже задумка была, решил её на фестивале воплотить. Теперь организаторам хочется её из металла поставить перед галереей, но это пока только на уровне желания», – говорит автор. Материал для ковчега – самый обычный. Его можно найти у любого дачника на участке – доски, бревно и несколько палок. «Заехали на базу – лежит бревно. Спросили, можно взять вот это корявое? Забрали, даже бесплатно. Я порубил его на три части». Это основная идея паблик-арта – совершенно из бросового материала создавать городскую скульптуру, которая будет обживать пространство в общественном месте», – поясняет Александр.
Жители Сургута с первых дней скульптуру Иванова “Югорский ковчег” прозвали «Трое в лодке». У Александра же есть авторское название «Ковчег сновидений». В отличие от библейского ковчега, в югорском спасаются не животные, а легенды, предания и верования первобытных охотников.
В этом ковчеге семья племени людей, плывущая в лодке, стремящаяся куда-то во времени. Ковчег будто парит в воздухе, опираясь на шесты. Племенной народ вымер и остался в пространстве легенд, сновидений и былин.
Фото: официальная страница соцсети Галереи современного искусства “Стерх”