Нижний Тагил, засыпан снегом. Кто виноват и что делать? Куда переправят белые завалы с улиц города? Как начнут ремонтировать и строить мосты? Что будет с маршрутками через два года? На каких трамваях будем ездить? А ещё Нижний Тагил может остаться без проводов, почему?
Ответы на эти и другие вопросы будем искать в ближайший час в прямом эфире «Экорадио» с мэром Сергеем Носовым. Сергей Константинович, уже завтра, говорят синоптики, показатели уличных термометров мигрируют в плюсовую зону. Я, например, очень сильно опасаюсь завтрашнего дня, а вы?
Опасаться, наверное, можно. Но при этом нужно сделать всё, чтобы изменение погодных условий, потепление с проседанием снега не стало проблемой. Проседание и каша, которая может образоваться, – это то, что мы с вами видим обычно в марте или в апреле во дворах нашего города, когда реальное потепление происходит — это одна из самых, на мой взгляд, опасных вещей. Надо очень внимательно следить за состоянием поверхностей, чтобы антигололёдные вещества использовать более активно. Ну, и не только соль, но и, наверное, всё-таки мелкий песок или щебёнку мелкую.
У нас есть и об этом вопрос тоже. Фёдор спрашивает: «когда дорожные службы будут посыпать перекрёстки и пешеходные переходы хотя бы граншлаком, какого на НТМК — горы?»
Граншлак граншлаку рознь. А ещё есть рекомендации, чем должны посыпаться пешеходные переходы. Они должны быть в особо чистом состоянии, с учётом травмоопасности. Но здесь мы с вами видим физическую недоработку наших дорожных служб. Конечно, можно оправдывать ситуацию двухмесячной нормой осадков, которая выпала за неделю. Но при этом мы все понимаем: как бы тяжело ни было, нужно задачу выполнять! В этом плане у меня есть замечания к работе дорожных служб, и они об этом знают.
Поскольку уже в ближайшие дни новые природные катаклизмы ожидаются, когда из минуса в плюс, из плюса в минус начнёт переходить столбик термометра, какие-то особые поручения коммунальным службам Вы дали?
Сегодня было аппаратное совещание со всеми службами города. Я высказал своё замечание и меня совершенно не устраивает позиция глав районов: «Все нормально». Слово «нормально» у нас, суда по всему, не совпадает. Есть серьёзные замечания. Все начинают деньги экономить на так называемых субподрядчиках, растягивая эту работу на неделю или несколько недель. А нам нужно наводить порядок в течение короткого времени, и здесь нужна концентрация сил, которых в общем-то не хватает: из организаций только МУП «Тагилдорстрой» и «УБТ-Сервис». Надо привлекать субподрядчиков. Деньгами никто делиться не хочет, при этом страдают люди. Я думаю, дошло до всех, что эту психологию нужно менять! Будем ждать результат.
За неделю с небольшим выпала почти двухмесячная норма осадков. Ваша оценка: снегопады победили дорожников или всё-таки дорожники справились в целом с этой сложной ситуацией?
Вы знаете, всё познаётся в сравнении, смотря что и с чем сравнивать. Движение по городу было обеспечено, с одной стороны, а с другой — я лично, как и многие тагильчане, хотел бы, чтобы это было лучше и чётче сделано. Если ставить оценку, я бы поставил 3 с большим минусом. И это с учётом аванса за то, что организуется работа. У нас ещё вся зима впереди! А если говорить про погодные условия, то я хотел бы напомнить, что в прошлом году в это время мы катали Индустриальную, метров 150 оставалось ещё пройти. Были плюсовые температуры, они дали закончить эту магистраль. Меньше всего сегодня к ней нареканий. Вот такая погода: два года очень не похожи.
Знаете, если центральные улицы Нижнего Тагила ещё более или менее расчищены, на сегодняшний момент много вопросов к расчистке дворов и не только дворов. Вот, например, у нас на сайте спрашивают: «когда дорожные службы при расчистке дворов и тротуаров перестанут закрывать выезды из дворов, парковки возле магазинов, которые дворники чистят вручную, пешеходные переходы и остановочные пункты?» Надо дать какой-то особый сигнал дорожникам? Или они сами знают, что так убирать плохо, но не могут — у них другие технологии?
Они сами это знают. Я хотел бы вот что отметить. Я думаю, это должны видеть все. То, что мы с вами наблюдали — довольно уникальное явление для октября. Поэтому был вопрос, город «остановится» или нет? То, что главные магистрали и часть второстепенных дорог расчищались грейдерами – это факт. «Самоподборка» при таком количестве не успевала. Более того, снег шёл не переставая. И работа дорожных служб в течение дня или ночи сводилась на нет. Это на себе все чувствуют. Но хочу всех заверить, что как оправдание от дорожников я это не понимаю. Замечания есть, и я предполагаю, что все получили по полной! Ещё раз я хотел бы обратить внимание, я вижу, что сужены дороги, значит, из 2-х полос осталась одна. Значит, дорожники должны предпринять все усилия, чтобы в короткое время навести порядок. Это касается и глав районов!
Ещё 2 вопроса про расчистку снега на Вагонке. Читатель называет адрес: Ильича 76. Жильцы жалуются, что в прошлом году УК чистила снег всего 3 раза за всю зиму. И вот ещё, Иван Викторович Кириллов интересуется судьбой Площади Славы. Он говорит, что центральная аллея площади после снегопадов очищалась 1–2 раза, а детские и скейтплощадки не чистились совсем.
У нас есть контракт по содержанию площади Славы. Понятно, что экстремальные погодные условия… Но интересный контракт получается: деньги выделены на тот объём работ, который просчитан, а если работа получается сверх запланированного, то всегда возникают проблемы, как их выполнять? У нас область, которая городу деньги должна выделять, считает, видимо, что снег сам идёт – сам и таять должен. Вот такое иногда складывается впечатление… Могу сказать, что в планах на 2015 год содержание парков и скверов, в том числе в зимний период, ляжет на дорожные службы. В частности, за это будет отвечать УБТ-сервис, в том числе и за площадь Славы. Я думаю, это положительно может сказаться на качестве выполнения работ, и будет оценено жителями. Что касается управляющих компаний, хотел бы отметить следующее: есть расхожее мнение, что «это наша-не наша территория». Дома без дворовой территории не бывает! Более того, я специально разбирался с этим вопросом. За всеми домами закреплена территория. Другое дело, что она не поставлена на кадастровый учёт, чтобы не платить налоги. Ну, хорошо! Мы готовы даже смириться с тем, что деньги не поступают в городской бюджет. И искать деньги на содержание дорог в той же самой области. Но это не значит, что закреплённые территории должны игнорироваться управляющими компаниями. И за этим должны следить жители, которые наняли эти компании, как собственники жилья. Следить и спрашивать с тех, кого они наняли! Хотел бы ещё отметить, что не жители Нижнего Тагила приданы управляющим компаниям, а жители наняли эти управляющие компании!
А как поступать в ситуации, когда управляющие компании не слышат своих жильцов?
А тогда они как работодатель имеют право уволить такую управляющую компанию! Преступник нарушает законы, ну а мы должны в рамках закона его посадить. Так вот, сегодня те, кто нарушают законы, могут очень легко формировать мнение дома, выдавать желания всего двух-трёх человек как мнение дома. С этим приходится бороться через коллективные выступления и проведение собраний в том режиме и в соответствии с теми регламентами, которые предписаны законом. Но этим надо позаниматься, если хочешь жить по-другому. Администрация города не собственник жилья, потому ничего в этой ситуации не может сделать. Частная собственность – это то, что закреплено законом и когда надо, люди этим пользуются. Когда не очень надо – предпочитают, чтобы это делалось по-другому.
Сергей Константинович, ещё вопрос, связанный со снегопадами и оттепелями – это сосульки. На многих крышах нависли длинные бороды из ледяных глыб. Кто должен за этим следить? Есть какие-то службы, которые мониторят, чтобы это не упало на головы жителям?
Вот, знаете все ведь взрослые люди! Представляете, к каждому взрослому поставить ещё по две или три няньки? Одна будет следить, чтобы он смотрел за сосульками, другая будет следить, чтобы он смотрел за дорожками, третья будет следить, чтобы он, переходя улицу, посмотрел сначала налево, потом направо. Есть должностные лица, есть управляющие компании, есть директора садиков, есть владельцы помещений. Они обязаны это делать! Другой вопрос, как привлекать их к ответственности за невыполнение? Есть административная комиссия в каждом районе и это надо начать делать главам районов. Вот это наша работа. Но сами сосульки убирать или дорожки чистить и посыпать должен тот, кто за это отвечает. И нянек им для этого не нужно. А наша задача спросить с них, подсказать, обратить внимание, напомнить заполнить протокол, который будет долго реализовываться. Дело не в штрафе, дело вообще в отношении друг к другу! Надо, наверное, с этого начинать.
И бороться с правовым нигилизмом со стороны людей — это одна из проблем нашего города.
Знаете, может, не правовой нигилизм, можно по-другому сказать. Не уважаю соседа, игнорирую свои должностные обязанности… Удалось избежать наказания, но небесная канцелярия всё пишет, рано или поздно отвечать придётся!
Сергей Константинович, в этом году ремонты дорог были не такими, масштабными как в прошлом, но этим летом переделывалось то ,что было некачественно сделано год назад. Как вы оцениваете такие ремонты?
Дело в следующем: вы правильно сказали, как таковых ремонтов не было, это содержание дорог. И первое, что я должен отметить — люди оценят, было лучше или хуже, чем в предыдущий период. На мой взгляд, изменения есть, но я не стал бы давать оценку. Ещё раз повторяю, граждане дадут эту оценку. Я ответил бы на первую часть вопроса, это касается переделок. Вы знаете, если кто-то из исполнительных компаний Нижнего Тагила или компаний области и даже федерального уровня думают, что в Тагиле можно безнаказанно халтурить и брак гнать, то эти иллюзии мы постарались развеять в этом году. Я думаю, с одной стороны, халтурщиков теперь будет меньше и они не будут засорять конкурсы и отнимать своё время и наше. С другой стороны, те, кто будут работать, реально работать в Нижнем Тагиле, будут делать это качественно и добросовестно. В этом, я считаю, плюс 2014 года. Хорошо, что погода дала возможность переделать это все в рамках гарантийных сроков. Был срезан так называемый защитный слой асфальта, уложенный по современной запатентованной технологии и не простоявший и года. Мы заставили переделать этого исполнителя! Он сделал другой, дополнительный слой, третий уже получился. Они как бы по второму разу некачественно сделанные дороги асфальтировали.
Правильно ли я понимаю, что во всей этой ситуации самое ценное то, что найдены ходы и найдены рычаги, благодаря которым эти переделки стали реальными?
Вы знаете, они были всегда. Нужно только было быть принципиальным и доводить дело до конца, до суда. Выставлять претензию и доводить дело до суда! Мы ещё с судами не закончили. Мы ещё разберёмся и по бордюрным камням. И не успокоимся. У нас были замечания не только к асфальту, закатанному по новой технологии, которая не прошла проверку временем, но и к качеству бордюров, которые были установлены. На Береговой-Ударной недавно повырывали бордюры. Высококачественные, простоявшие много лет. А новые года не простояли. И это дело ещё в судах не закончено.
А вы знаете, нам такая же жалоба была с Гагарина и вот, сегодня «Рельсобалочник» к нашему с вами эфиру задал вопрос: «Дороги, отремонтированные на Красном Камне, после прошлой зимы пришли в негодность, вылезла арматура, провал асфальта. Кто-то понёс за это наказание? Когда собираются исправлять? И поменяйте межрельсовое пространство на брусчатку».
Мы в прошлом году на Красном Камне не укладывали плиты, арматура там не прошлого года. А что касается того, что мы в прошлом году попробовали брусчатку в трамвайных переездах, то она зарекомендовала себя хорошо. Трамвайные переезды будем делать, межтрамвайные пути дорого пока, денег нет. В этом плане можно думать об асфальте или о другом способе улучшения дорог. Арматуру будем снимать. Но целиком всё забрусчатить — такой возможности нет. Ещё раз повторяю, тут дело не в качестве. Тут суд. Или возвращаем деньги, или нужно переделать. Но многие предпочитают переделывать.
Одно дело то, как дороги ремонтируются, строятся, другое дело – какой поток по ним ездит. И очень много в последнее время вопросов, связанных с большими фурами супермаркетов, федеральных сетей, которые по Нижнему Тагилу передвигаются. Например, анонимный читатель спрашивает: «Через Выю ездит очень много огромных фур. Дороги все разбили. Когда будет объездная дорога? А в такие магазинчики «Магнит», как на перекрёстке Космонавтов-Красноармейская, может не стоит товары на огромных двухвагонных машинах везти?»
Вы знаете, я абсолютно с этим согласен, могу даже добавить: у нас знаки стоят, существует ограничение по движению через реку Тагил по мосту на Фрунзе. Но оно просто игнорируется! Я очень надеюсь, что новый начальник ГИБДД наведёт порядок. Очень надеюсь, что это сбудется! Я думаю, что от этого станет легче не только с точки зрения содержания дорог. А ещё, например, чтобы дороги чистить, нужно, чтобы машины в неположенных местах не стояли. Это тоже очень важно! Я думаю, все согласятся.
Я думаю, что тагильчане к этому не приучены пока, к сожалению.
Я надеюсь, что ГИБДД сейчас этим вопросом займётся. И тогда мы должны будем увидеть эффект, потому что городская администрация и дорожные службы не имеют права даже подумать об удалении транспорта, оставленного в неположенном месте! Это функция ГИБДД. Мы готовы помочь эвакуаторам, но без присутствия ГИБДД это не делается, Поэтому я надеюсь, что горячее желание навести порядок не останется просто желанием, а будет реализовано.
Сергей Константинович, вы уже упомянули многострадальный мост на Фрунзе. Павел спрашивает: «Если нет денег на ремонт моста на Фрунзе, можно ли мечтать о строительстве моста через Тагильский пруд? Или на зимний период организуем дорогу по льду? ГГМ расстраивается, им приехать в город все сложнее». Вот такой, с двойным дном вопрос.
Я бы даже сказал, пусть даже с тройным дном. Финансирование моста на Фрунзе нам пообещали, этим занимаемся не мы. Мы ждём обещанного, ждать осталось немного, месяца два. Хотя бы на следующий год начать ремонт… Можно было начать и в этом году, но обещания, которые давались во время визита в Нижний Тагил губернатора, не нашли своё утверждение, и подрядчик, который даже выиграл конкурс, не рискнул даже приступить к ремонту. Видимо, не веря в обещание гарантий финансирования. Но мы ждём, вынуждены ждать до конца, чтобы пройти этот путь ожиданий. Что касается моста через Тагильский пруд, то мы посмотрим ещё. Планируем в течение двух недель разместить конкурс на его строительство по схеме, не зависящей от желания или обещаний кого-либо. Только взаимодействие города и исполнителя — это вариант концессии. Здесь не только сам мост через пруд, это ещё и тоннель под железнодорожными путями. Но, самое главное, для того, чтобы нормальное было решение, я надеюсь, что параллельно область решит вопрос Восточного обхода. Это со Свердловского шоссе через Дзержинку и с выходом дальше на Салду.
Насколько я понимаю, этот объезд уже строят?
Кусочек был сделан специально к выставке вооружения, все знают. Даже просто обещание, что президент приедет, сама мысль, подталкивает всех к чёткому наведению порядка. И мы начали делать этот восточный обход, сделали только в одном слое асфальт и с заворотом — один выезд со Старателя, с полигона.
Это демоверсия получается?
Его начали, теперь бросать-то нельзя, надо заканчивать. У меня есть надежда, что то, что начато, будет закончено. И получатся тогда мост и тоннель с выходом на Восточный обход. Ещё развязку надо сделать на Свердловском шоссе. И это свяжет Гальянку с Вагонкой и центром и разгрузит его.
Но на это же сумасшедшие ценники?
Объёмы по деньгам примерно 3,8 миллиарда рублей.
Имеется в виду дорога с Гальянки?
Мост и тоннель. Мы думали делать его с трамваем, но с трамваем дороже. Это мост по 2 полосы в одну и другую стороны. Но без трамвая. Потому что когда ещё до трамвая руки дойдут? А этот мост долго ждали.
Да, десятилетиями уже на самом деле про него мечтали!
Трамвай уже будет делать кто-то другой.
Знаете, ещё одна тема, про которую хотелось бы поговорить. Это про вывоз снега. Если на расчистку дорог ещё есть деньги, то вывозить эти огромные горы снежные не на что в этом году?
Есть маленький секрет. Вы же говорили, что зима у нас пришла неожиданно, на месяц, как минимум, раньше. И наша служба городского хозяйства собиралась внести корректировки в бюджет — есть там определённые экономии, для того чтобы ноябрь-декабрь жить спокойно и вывозить снег. Но природа распорядилась по-другому. И здесь ничего страшного нет. Сегодня есть гарантии, что эти деньги будут. Внесены корректировки в бюджет, и они одобрены, так же, как и сама корректировка. Поэтому ничего не мешает сегодня с точки зрения финансирования организовать вывоз снега. Поэтому оправдания в этом плане у дорожных служб быть не может. Конечно, они первым делом отталкивали снег, обеспечивая проезд. Две снегоуборочные машины удалось купить в прошлом году, кстати, высокопроизводительные. Необходимо организовать просто их работу. И там, где они работают, видно, что есть отдача.
А куда вывозят этот снег? Должны быть полигоны для вывоза снега?
Это болезненный вопрос всегда.
Они новые или те же, что и в прошлом году?
Мы разыскали ещё ряд новых мест. Иногда нам нужно засыпать овраги и прочее . Есть новое место на Гальянке — овраг, который ещё надо засыпать, для того, чтобы территория была пригодной. Надо туда снег вывозить. Это, кстати, для Гальянки удобно. А совсем другой вопрос — снег топить и сбрасывать в ливнёвку, как это делает Москва. Но для этого в Нижнем Тагиле сначала надо ливневую канализацию восстановить. А это миллиарды рублей! Поэтому пока будем вывозить снег на полигоны.
Сергей Константинович, тема, про которую горожане в последнее время спрашивают всё больше и больше — это тротуары и вообще содержание пешеходных зон в Нижнем Тагиле. Вот, например, Владимир говорит, что на перекрёстке Серова и Пархоменко строители торгового центра уже несколько лет занимают тротуар, люди ходят по дороге, в том числе и мамы с колясками. Наш читатель опасается, что там может случиться беда.
Вы знаете, я как раз на этот перекрёсток обратил внимание. Как эти строители тротуар заняли, так мы их подвинем. И заставим восстановить тротуар. К сожалению, там стройка не ведётся, а место заняли. Что касается тротуаров: сегодня на очень многих улицах первые этажи заняты частными структурами. И, было бы правильно, как это делается везде, чтобы порядок наводил каждый вокруг себя, чтоб как положено, а не по принуждению, по договору и по правилам благоустройства города Нижнего Тагила. И тогда будет гораздо чище. На сегодня техники, мы, конечно пока недостаточно закупили, которая позволяла бы чистить тротуары. Но, ещё раз говорю, мы будем это делать, так или иначе. Особенно там, где на тротуарах отсутствуют выходы из учреждений и коммерческих структур. Я имею в виду магазины, киоски. Мы будем это делать! А если есть замечания – пишите на городской сайт, там есть рубрика «Рассказать о проблеме». Я хотел бы вас заверить, что раз в неделю вопросы ваши на совещаниях разбираются. И, пусть не с первого раза, но, так или иначе, они решаются.
Есть ли возможность сегодня планировать какие-то масштабные ремонты тротуаров в Нижнем Тагиле?
Теоретически, наверно, возможно. И сегодня мы пытаемся это делать. Есть вопрос по обеспечению финансирования этих планов. Это самое, наверно, главное сегодня.
А где можно или нужно взять на это деньги?
Привлечь инвестиционные ресурсы. Потому что сегодня, насколько я понимаю и это показал 2014 год, с финансированием у нас есть проблемы, по разным причинам, но проблемы есть.
Региональный бюджет в этой ситуации не помощник городу?
Обещания были, но мы не дождались этих денег. Нам остаётся, наверное, в этой ситуации вернуться к тому, что было год назад — опять ждать и слушать обещания. Но ждать мы уже не хотим и не будем! Потому что это бесполезно. И лично мне это стало понятно ещё в феврале. Отсюда и появились программы «Светлый город» и другие наши планы. Сегодня деньги и инвестиции в стране есть. Но они идут туда, где им доверяют. Вот, почему сегодня очень много говорят про Калугу, Калужскую область, которая инвестиционной стала до нас. Потому что там нашли возможность привлечь инвесторов через довольно простые вещи: надо с уважением относиться к инвесторам, потерпеть немного и тогда придёт, то изобилие, о котором мечтают. Не по щучьему веленью, а в результате очень разумной продуманной политики видения наперёд. Нужно для этого иметь стратегию, а не только тактику. Это касается и «Светлого города». Конечно, область была против использования строительства программы «Светлый город». «Зачем вам освещение? Это можно делать по-другому и так далее». Мы просто посмотрели, сделали работу на 200 миллионов и увидели, насколько лучше становится там, куда приходит современное освещение улиц! Я уже не говорю про архитектурную подсветку. Насколько красив может быть город, как красиво оформлен. Это на 200 миллионов, а сегодня мы разыграли конкурс, и за три года мы в освещение города можем вложить 2,5 миллиарда рублей.
Расскажите сам механизм, как это всё будет работать? Когда новую систему освещения в Нижнем Тагиле будут монтировать? Когда она будет готова? Когда мы будем, не опасаясь ничего, гулять по улицам города даже ночами?
По «Светлому городу» было много «кривотолков», его ругали. Но я считаю, что правильно мы сделали. Впервые в России, наверно, сегодня мы как город разыграли контракт жизненного цикла. Это контракт не только на инвестиции в освещение, но и деньги заложены здесь на содержание проекта. Вы знаете, привычка построить, а потом 25 лет жить без капремонта. Это привычка неправильная. Дорогой автомобиль надо хорошо обслуживать. Мы не для того тратим деньги, чтоб без присмотра всё было загублено. Поэтому сейчас у нас есть контракт. Более того, в результате конкурса, когда мы к процедуре привлекли нескольких потенциальных инвесторов, которые начали бороться между собой за право работать в Нижнем Тагиле, мы снизили цену контракта на 25%. И вот теперь я задаю себе вопрос, а если бы мы занялись этой проблемой раньше, то, наверное, ещё бы на 25% удешевили контракт с учётом падения рубля по отношению к доллару. Сколько на эти деньги полезного можно было бы сделать и для города, и для региона, если бы не тратили время впустую на решение вопросов в ФАСе, на ответные жалобы и так далее и тому подобное. Гораздо больше можно было бы сделать. Сегодня в ФАСе как-раз мы рассматривали последнюю, я надеюсь, жалобу уже проигравшего участника конкурса на заключение контракта. Пора приступать к работе, по плану у нас в 2015 году 500 миллионов нужно было потратить на освещение. Это ¼ часть из того, что должно быть потрачено вообще. Можно только представить, как всё может измениться. В целом, на реализацию программы даётся 3 года.
Вы знаете, сегодня, когда мы собирали вопросы к нашему с вами эфиру, люди жаловались, что на некоторых улицах Нижнего Тагила сегодня в 14 часов дня горели фонари.
Это недосмотр и разгильдяйство! У нас есть одна проблема — управление этим процессом. Сегодня пульт управления находится в Тагилэнергосетях. Это взаимодействие нескольких организаций. Но в данном случае — это разгильдяйство.
Правильно я вас понимаю, что через 3 года в Нижнем Тагиле полностью обновится система освещения? Через 3 года все опоры, как говорят энергетики, будут новые, все светильники будут новые, все системы разводки и провода – всё будет новое?
Абсолютно так! Все опоры у нас менять надо. Многие сгнили. Опоры новые, светильники новые. Максимальное углубление, провода в земле должны быть проложены. Это кстати, в том числе нужно обустраивать для пешеходов, пешеходной части улиц, то есть это вообще комплексный вопрос. Совершенно правильно — всё новое. Более того, после установки нового оборудования планируются 2 капитальных ремонта в течение 25 лет. А также необходимы надлежащие эксплуатация и содержание в течение межремонтного периода.
Сергей Константинович, значит ли это, что в ближайшие 3 года нас ждёт масштабная стройка. Будут ли из-за этого проблемы с передвижениями по городу, как это было, когда у нас были масштабные ремонты дорог?
На передвижение не должно повлиять. Все зависит от того, как организуем эту работу и мы сейчас вступаем в серьёзный период, когда работы непочатый край. Возможности менять облик города будут неограниченны. Ну, я думаю, что отдачу мы должны увидеть в скором будущем. А сейчас самое главное – заключить контракт. Я надеюсь, что все эти дрязги и тяжбы завистников и проигравших закончатся.
Вы говорите, что хотите, гипотетически, спрятать провода под землю и сверху уложить новые тротуары. Стоимость этих работ уже входит в контракт?
Ну, не везде пройдут под тротуаром. А стоимость этих работ входит в контракт, в техническом задании это есть. Если я копаю, то почему бы не переделать сразу, может быть совместно с владельцами магазинов, точками питания и так далее, почему бы не переделать и саму пешеходную часть?
Скажите, а не придётся ли потом, если будут какие-то аварии, разбирать эти новенькие пешеходные зоны?
А вы знаете, мы с вами видим по Пархоменко, там, где бехатон укладывают, всё просто: разобрали-собрали. Считаю, это гораздо лучше, чем закопать, потом как попало заровнять, асфальтом закатать. Всё-таки, в этом плане бехатон эффективнее.
Сергей Константинович, к замене Газелей автобусами шли многие годы. В этом году наконец-то есть движение, мы видим автобусы на улицах города. Но, как ни странно, то ли потому что сам график работы этих автобусов не до конца согласован, очень много в последний месяц жалоб от тагильчан. Люди жалуются на то, что автобусы марки ПАЗ, которые закупают перевозчики, не отвечают интересам пассажиров. Потому что слишком маленький автобус, слишком редко ходит, слишком долго приходится ждать на остановке, набивается очень много народу. Особенно это касается автобуса 34 маршрута. К нам поступило очень много жалоб по этому поводу. Люди просят вернуть хотя бы частично Газели на этот маршрут. Но и другие маршруты тоже пострадали, жалуются те люди, у которых длинные перегоны с Гальянки на Тагилстрой, например.
Вы знаете, ещё со времён Советского Союза сидячие места были для инвалидов и детей, ветеранов, стариков. А так, значит, набившись плотно, все ехали стоя. Пользуйтесь трамваями, они не всегда полные. Мы ещё, кстати, покупаем 20 трамваев современных, качественных.
Это вопрос этого завершающегося года или следующего?
Да, конкурс идёт в этом году, и мы их получим, так или иначе, по условиям конкурса. Но надо ещё успеть их выпустить на линию.
Но трамвай ходит не везде.
Согласен, но это даст возможность разгружать колёсный транспорт. Но мы должны понимать, что чем меньше пассажиров везёт автобус или Газель, тем более затратные у неё получаются рейсы, а так как нас возят частники, они ориентируются, конечно, на эти вещи. Хотя ещё раз повторяю, есть график, который нельзя нарушать, согласно нашему онтракту, который они заключили с администрацией.
Вы знаете, у нас есть ещё жалобы кроме 34 автобуса. Есть ещё жалоба к 41 и 43 маршрутам, к 49. В основном при поездках с Гальянки на Тагилстрой с такими проблемами сталкиваются тагильчане.
Давайте уже эти жалобы вы мне передадите, и я дам поручение разобраться по каждому конкретному случаю. Более того, мы понаблюдаем за этими маршрутами специально, не ориентируясь на ГЛОНАСС, который не всегда, к сожалению, работает.
Вот это потрясающе! Не работает ГЛОНАСС. Это, наверное, только в нашей стране не всегда можно отследить движение общественного транспорта?
Это вопрос, кстати, к ГИБДД. Это общественный транспорт, а значит, без работающего передатчика ГЛОНАСС они не имеют права выезжать. Им, конечно, работающий ГЛОНАСС не всегда интересен – по нему ведь можно отследить нарушения графика движения. Поэтому мы здесь постараемся проследить воочию, по старинке, по старым проверенным способам. На эти маршруты обратим внимание.
«Когда уже остановки общественного транспорта оборудуют павильонами с расписанием, с маршрутами. И пожалуйста, если такая работа начнётся, пригласите к оформлению комплексов грамотных художников, дизайнеров. Не надо Нижнему Тагилу безвкусных нелепиц с железными скамейками и расписанием мелким шрифтом на высоте 3-х метров», — просят наши читатели.
Если на формате А4 отпечатано на компьютере, то это, конечно, неправильно. Кстати, надо будет посмотреть, я дам такое поручение. Что касается оформления автобусных остановок, то у нас есть как положительные примеры, но их очень мало, ну а отрицательных гораздо больше. В том числе отсутствие каких-либо остановочных комплексов или киоски с продажей непонятно чего и какого срока давности. Тема большая, по деньгам большая, инвесторов пока нет сейчас. Бюджетных денег, здесь пока придётся черту подвести, не наблюдается. Проблема есть, мы подумаем, как это сделать. Она действительно существует.
А вот ещё один вопрос, мы как-то уже обсуждали его с вами в этой студии. Может быть, хотя бы для трамваев, возможно разработать какое-то приложение для смартфонов, которое бы показывало онлайн, где в эти минуты будет находиться трамвай, чтобы люди приходили к остановкам и понимали, через 5 минут их маршрут подойдёт или через 10.
Мы подсуетились. И мы включены как город в федеральную программу «Безопасный город». Это не камеры видеонаблюдения, не только камеры видеонаблюдения, это, в том числе и автоматизация системы транспорта в городе Нижний Тагил.
О, так, это тоже часть системы «Безопасный город», получается?
Это федеральная целевая программа, просто совпадает название. Она начнёт действовать где-то в конце 2015 года, фактически на 2016 выходит. Но там несколько разделов, в том числе раздел ЖКХ, приборы учёта, передача данных и так далее. Это большая программа и всего лишь 4 города в Российской Федерации попали в неё. Тагил в их числе.
То есть Нижний Тагил через несколько лет будет «умным городом»?
Да, есть шанс решить те вопросы, которые Вы сейчас назвали, я думаю, шанс такой действительно есть. Во всяком случае, мы постараемся его не упустить.
«Уважаемый Сергей Константинович, накипел вопрос. У нас в городе есть остановочные пункты общественного транспорта, которые в городе находятся перед пешеходным переходом. Пассажирам приходится обходить маршрутку спереди, хотя по правилам нужно обходить сзади. Такие остановки представляют опасность, как для водителей, так и для пешеходов». Здесь возможно волевое решение или, быть может, методом кнута и пряника заставлять?
Здесь ещё один момент: если плохо сделали, то это нужно поправить. Это очень важно, обмен мнениями с людьми. Если есть конкретные замечания, мы обязательно их используем в работе по наведению порядка. Я тоже абсолютно согласен.
И ещё один вопрос про общественный транспорт. Сейчас ходят в городе разговоры о том, что стоимость проезда в автобусе, маршрутках, трамваях будет повышена. Говорят, что ждут в РЭК вашего решения.
Там такие цифры сверхъестественные назывались. В общем, звучит абсурдно: «Себестоимость 30, но мы хотя бы за 20 будем ездить». Такого не бывает.
Руки выкручивают?
Говорю: «Такого не бывает, такого быть просто не может!» Затраты действительно сегодня высокие и идёт удорожание горюче-смазочных материалов. И уровня жизни в целом, зарплаты и прочее поднимать должны. Тарифы могут расти, но они должны расти в рамках индексации инфляции и не больше. За этим мы посмотрим. Но никаких там «в разы», в 2 раза там хотели… Конечно, такого повышения не будет!
Сергей Константинович, ну и в завершение немножко про праздник, который, на самом деле, уже не очень далеко. К примеру, у меня уже есть новогоднее настроение, мы уже с друзьями обсуждаем, что пора готовиться.
А, скоро Новый год?
Готовится ли город? Я заметила, что на Театральной площади, там уже такие завалы снежные. Это подготовка уже к строительству новогоднего городка?
Если бы! В начале нашего разговора уже было про снег. Снега в этом году много. Кстати, что интересно, мы делаем не снежные городки, а ледовые. А снежные делать почему-то перестали.
А это уже не модно.
Но это дешевле гораздо.
Были времена, когда и в конце декабря снега не было.
Всё было, да. В этом году ещё и погода. Дай Бог, что у нас снег ещё будет и в январе, и в декабре. Потому что этот снег уже будет грязный, да и его почти не останется. А мы планируем ледовый городок. И ёлка в этом году будет стоять с обратной стороны театральной площади.
Немного непривычно, но…
А вы знаете, мы посмотрим в этом году и, может быть, там её всегда устанавливать будем.
Логичнее?
Логичнее, в том числе с точки зрения организации движения и безопасности.
Потому что каждый год перекрывают улицу Пархоменко, да?
Совершенно верно. И в этом году планируются ёлка с другой стороны и более полное использование театрального сквера для новогодних мероприятий. Такая идея есть. Нам осталось не так много, два месяца осталось, должны уже готовиться к их реализации.
Сергей Константинович, а ёлка-то всё-таки будет искусственная или натуральную ель ещё в этом году установят?
Вы знаете, нам ещё нужно к конкурсу успеть. Разыграть. Есть такой вариант: можно купить искусственную, но дешёвую и через какое-то время выкинуть, а можно из другой страны, дороже и качественнее. С моей точки зрения, натуральные ёлки выглядят лучше.
Наряднее.
Но наша большая ёлка, это не одна ёлка, а около 20, одна большая и вокруг много маленьких. Поэтому посмотрим. Пока точно сказать не смогу. Ещё впереди у нас 2 месяца, но, в любом случае, новогоднее настроение мы обеспечим.
Спасибо, Сергей Константинович. Мэр Нижнего Тагила Сергей Носов был гостем нашего эфира. Мы постарались задать те вопросы, которые волнуют многих горожан. Но даже если ваш вопрос не был озвучен в эфире, мы передадим в муниципалитет помощникам Сергея Константиновича все темы, которые вами были подняты во время подготовки к этому эфиру, для того, чтобы их можно было проанализировать и принять какие-то решения. Сергей Константинович, успехов вам и всем нам праздничного настроения.
Погода всё-таки зимняя, настроение создаётся. Впереди у нас ещё два месяца ожиданий, с одной стороны, ещё снег должны победить, с другой стороны, свежий снег в разумных количествах город украшает. Я надеюсь, что оставшиеся два месяца мы действительно потратим на то, чтобы создать тагильчанам хорошее настроение на 2015 год!
Пульт управления наружным освещением уже несколько лет не у «Тагилэнергосетей», а у Службы заказчика городского хозяйства». Это к вопросу о включенном наружном освещениив дневное время.
«А так, значит, набившись плотно, все ехали стоя. »
г. Носов вообще бывал в новых тарантайках 34 называемых ПАЗиками? В салоне пройти невозможно, особенно если попадется любитель(ница) гамбургеров, а у нас 50% такие.
слышь ты, у меня бабушка через лес 12 км на работу туда и обратно ходила!
И что, — все должны быть как твоя бабушка теперь???
Я тоже крайне разочарована ответом мэра на вопрос о маршруте 34. СКН наверно, стоило бы разок самому проехать в Пазике с Гальянки на Тагилстрой в час пик, предварительно подождав его этак с полчасика.
Да, раньше действительно ездили, набившись в автобусы по самое не хочу. Но вот стоит ли к возвращаться к худшим совковым традициям? И неужели это же самое ждет и остальные маршруты? (((
такие пазики в екате ходят и ни кто не жужут
«Мы выберем самые важные и злободневные вопросы и зададим их мэру в прямом эфире» бла, бла бла…
Вопрос про елку он архинужный и архиважный?
Спросить то больше не о чем было?
Пазик не предусмотрен для перевозки пассажиров в больших объемах.
У него высокий пол, узкий проход по салону, узкие двери, нет места для колясок.
Их покупают просто потому, что дешево.
Почему не взяли КАВЗики.
Автобус больше размером и намного удобнее, чем Пазик мозготряс.
У барыг, которым дали на откуп общественный транспорт нет службы логистики, никто толком не считает загрузку транспорта.
Мэр открыто заявляет, что перевозчики нарушают закон.
По закону, с 2013 г. на всем коммерческом транспорте должны быть установлены ГПС/глонасс трекеры.
глонасс не работает, перевозчики его не используют, мы об этом знаем, да и хрен с ним.
Нормальный такой подход к делу. Очень по русски.
Работают же специалисты, которые круглосуточно втыкают в камеры системы безопасный город.
Поставьте этим бездельникам еще и сервер для гпс/глонасс трекеров.
Пусть заодно следят за расписанием и интервалами движения общественного транспорта и докладывают о нарушении договора.
Хоть какая то польза от них будет.
Кстати на ЧШ и Октябрьском проспекте, что на ГГМ, эти камеры не работают уже с неделю.
Предприниматели, организующие движение общественного транспорта никак не вылезут из детских штанишек.
Как тут уже правильно сказали, у них нет ни логистики, ни экономистов, которые могли бы просчитать бизнес и составить бизнес проект по развитию общественного транспорта на несколько лет вперед, с учетом инфляции, подорожания топлива и др. факторами.
Обращаться к тому, кто может это сделать, заплатив несколько сотен тысяч рублей они не хотят.
О чем можно говорить, если коммерсы даже загрузку транспорта не знают и точно подсчитать ее не в состоянии.
В администрации тоже странный какой то подход к делу.
— Дорогие коммерсанты, вот вам контракт на перевозку на 7 лет, с гарантией от властей, что вы можете предложить в ответ?
— Да ничего не можем, будем работать, как работали. Максимум можем поменять Газели на Пазики скотовозы.
— Ну нормально ребята, ваши условия нам подходят, работайте.
Нет, чтобы выставить коммерсам условия.
Например они покупают в лизинг низкопольные Лазы, в определенном количестве на маршрут.
Коммерсы пусть посчитают, исходя из какой платы за проезд и какого ежегодного ее повышения они согласны работать, чтобы отбить затраты и выйти в прибыль за срок договора.
Скажут коммерсы, что мы готовы работать из условия 50 руб. за проезд, но будут комфортабельные условия. Или 20 руб за проезд, но на Пазике.
И народ пусть решает, на чем они хотят ездить и за сколько.
Или совместить. Не хочешь ехать на Пазике, плати дороже и езжай с комфортом.