До самого позднего вечера музеи Нижнего Тагила принимали вчера гостей – для акции «Ночь музеев» они подготовили интерактивные программы, редкие экспонаты и уникальные выставки. К концу дня у любителей ходить по музеям уже гудели ноги – обойти и увидеть всё самое интересное было непросто. Наши журналисты постарались и собрали для вас репортажи с самых любопытных площадок «Ночи музеев – 2015».
Музей «Горнозаводской Урал», в который входит десять объектов, в этом году увеличил количество площадок, участвующих в акции. Развлечения для посетителей впервые придумали в музее подносного промысла. Там прошла инсценировка «Тагильская свадьба».
Ансамбль Политехнической гимназии № 18 «Деревенька моя» показал инсценировку традиционной тагильской свадьбы, какой она была около сотни лет назад. Структура подготовки к свадьбе и самого торжества была везде примерно одинаковой (просватание, обручение, двухдневная свадьба). Но для свадеб Горнозаводского округа был характерен обычай на второй день продавать «быка» — его роль играл самый весёлый друг жениха. А на счастье обязательно били горшки. Традиция сохранилась, правда, в наши дни молодые разбивают бокалы для шампанского.
Обычай выкупа невесты также дожил до наших дней. А вот некоторые традиции ушли в прошлое. Пожалуй, самым пронзительным во всех смыслах эпизодом инсценировки был плач девушки перед свадьбой. Эти плачи невесты под аккомпанемент пения подруг сопровождали подготовку к свадьбе. Считалось, что девушке нужно было как следует поплакать – тогда после свадьбы придётся проливать меньше слёз. К тому же замужество было непростым испытанием. Замуж выходили юными и навсегда покидали дом родителей. Мать трижды отказывала дочери от хлеба и соли – знак того, что родным теперь для неё становится дом мужа.
И всё же на свадьбе веселье било через край – в какой-то момент стало страшно за деревянные перекрытия музея подносных промыслов. Некоторые гости музея так вдохновились, что готовы были свистом приветствовать происходящее.
После свадьбы гостей пригласили попробовать чай из самоваров. Их несколько раз за день растапливал научный сотрудник музея Антон Васенёв – и учил этому нехитрому делу всех желающих. Самовары – собственность Антона. По его словам, достоинств у них масса – во-первых, вкус у чая лучше, во-вторых, вещь практичная – при правильном уходе хватит на несколько поколений. Кстати, сапогом самовары растапливали только нерадивые хозяйки, которые ленились вовремя его чистить.
В музее искусств вечер был построен по большей части вокруг выставки удивительного художника Леонида Тишкова. Программа была построена так, чтобы поклонники искусства, не слишком отвлекаясь, могли поближе познакомиться с таинственными «протодаблоидами», трогательным «вязанником» и полюбоваться на волшебный свет «Персональной Луны».
Выставка Леонида Тишкова, торжественно открывшаяся под звуки органа, называется «Взгляни на дом свой». Здесь выставлены фотографии его проекта «Персональная Луна» — большой светильник в виде полумесяца побывал уже во многих уголках мира. На фотографиях он вместе с художником в странах Европы, Азии, Америки и в маленьких деревянных домах Среднего Урала. С фотографиями соседствуют «вязанники» и «махорики». Последними называла лоскутные ленточки, из которых вяжутся коврики, мама художника. Её портрет на фоне ковра висит тут же. Большие глаза старушки внимательно наблюдают за происходящим. Леонид Тишков теперь, когда матери не стало, рвёт её одежду на «махорики» и вяжет из них. И круглые коврики становятся символами Солнца, жизни. Таким образом, говорит Тишков, можно победить страх смерти.
— Во-первых, мы уже преодолели смерть, потому что мы живём в вечности. Что преодолевать-то тут? Надо просто принять её как некую часть жизни. И тогда ты станешь мыслить бессмертием. Второе. Есть такой термин «сублимация». Искусство может преобразовать проблемы человеческие – потери, страха смерти, — сублимировать в какие-то образы, которые человек принимает, и ему становится легче. То есть разрывание старой материи и вязание новых ковриков – это, собственно говоря, цикл бесконечный рождения и смерти, смерти и рождения. Этот процесс как раз и есть то, что позволяет нам преодолеть страх смерти и почувствовать, что мы можем каким-то образом решить, что мы бессмертны. Потому что вещи, которые переживают нас, они остаются, несут память. И наши потомки помнят, и мы становимся бессмертны в их памяти. Память человеческая – это и есть овеществлённое бессмертие. А искусство, оно всё построено на памяти.
— Вы страх смерти преодолели?
— Нет, конечно. Я всё время стараюсь. Занятие такими сложными темами заставляет представить многое, что нас ждёт перед уходом или после. И в то же время, когда ты работаешь с образами ушедших, людей, которых уже нет – ты их снова вызываешь, как бы окликаешь из прошлого. И снова даёшь им жизнь хотя бы в изображении. Это говорит о том, что возможно и ты также не исчезнешь. И это даёт надежду.
— Выставка называется «Взгляни на дом свой». Что для вас значит слово «дом?»
— Вселенная наш — дом. Храм или маленький шалашик. Наша куртка – тоже дом (В этот момент супруга художника писатель Марина Москвина с широкой улыбкой нежно поправляет его шарф, чтобы прикрывал горло, и застёгивает на нём куртку). Дом – это всё, что несёт тепло, любовь, где мы чувствуем себя в безопасности. Любое животное строит тоже какой-то дом. Гнездо – это тоже дом. Нора – дом, пещера – дом. Постепенно человек превратил дом в некое культурное явление. Дом стал элементом культуры. Мои дома, которые я снимаю в родном рабочем посёлке Нижние Серги, они являются точным повторением, моделью вселенной. Эти ворота со знаками солярными деревянные, эта ручка, на которой тоже изображение какого-то мифического льва. Дальше ты входишь о двор, закрытый. И он весь усыпан ковриками, уложен дорожками. И получается модель вселенной. Ты видишь как человек, живущий, родившийся в этом доме, проживший там, как он его холит и лелеет. И когда человек уходит, то дом умирает вместе с ним. Жила старушки одинокая в этом доме – вроде дом, всё в порядке. И только она вот ушла, и дом через 1,5 года стал рушиться – он как бы живой, живой организм. Мне бы хотелось сделать выставку, где дом был бы… Понимаете, каждый угол, от подпола, пола, чердака – это всё деление вселенной. Дом – это модель вселенной.
А на первом этаже – выставка не существующих в реальности существ «протодаблоидов». Они, по замыслу Леонида Тишкова, живут в человеческих снах. Перед открытием выставки заместитель директора музея искусств по науке Елена Ильина вручила художнику Орден Сияющего Даблоида в форме одного из таких существ. «За целенаправленную работу по зажиганию Луны», — улыбается мастер.
Потом актёры театра драмы представили публике пластический танец по мотивам одного из рассказов Тишкова. Режиссёром выступила Татьяна Захарова, хореографом Светлана Скосырская.
«Это рассказ о племени женщин, которые создают «вязанника». Он является плодом их воображения. Женщина выдумывает себе мужчину и появляется разрыв между реальностью и выдумкой. Мы репетировали на сцене, а здесь пространство не сценическое, многие моменты не видны, не всё понятно», — объясняет замысел актёр Даниил Зинеев.
Леониду Тишкову танец понравился – актёрам удалось передать настроение, особенно удались костюмы – дорожки, повязанные на бёдра мужчин.
В толпе посетителей музея тут и там виднеиются люди в странных вязаных капюшонах. Это флеш-моб от галереи современного искусства «Кубива». Капюшоны вяжет художница Анна Минеева. А с разгуливающими в них персонажами любой может сделать сэлфи. Фотография тут же попадёт во все социальные сети и высветится на большом проекторе на стене музея.
Параллельно на улице известный тагильский скульптор Александр Иванов устроил акцию «Распиши свободу». На большой статуе свободы можно написать своё определение этого слова. А можно нарисовать. Полная свобода самовыражения. Художник призывает тагильчан в соавторы – расписанная Свобода отправится на фестиваль «Лом» в Екатеринбурге.
«Это манифест добрых провинциальных санкций против тех санкций, которые нам всем набили оскомину», — хитро улыбается художник.
Когда на улице сгущаются сумерки, всех посетителей музея искусств приглашают во внутренний садик. Там Леонид Тишков открывает инсталляцию «Персональная Луна». Полумесяц уже висит на дереве в ожидании подачи тока. «Я волнуюсь, вдруг она перегорела», — улыбается «мистер Луна». И рассказывает, как первый свой месяц зажёг на дереве в 2003 году – хотел повторит картину Рене Магритта. А теперь луна снова на дереве.
«Такое чудо, эти зелёные листочки просвечивают, — восхищается Тишков, — Снимайте скорее, а то сейчас потемнеет. И будет не очень красиво снимать. Когда снимаешь луну, нужно ловить состояние, чтобы небо было ещё тёмно-синим и видны очертания дерева, пейзажа… Потому что пока светло, не возникает волшебства, она ещё не светит по-настоящему. Когда темно, она светит так ярко, что остальное становится тёмным. Сумеречное состояние идеально для Луны. Я считаю, что она везде прекрасна. Как Луна на небе, в наших глазах. Если мы эту красоту видим. А если не видим красоту и не чувствуем, то где угодно Луну зажигай, ты её не поймёшь. Луна для меня – квинтэссенция поэзии, которая спустилась к нам с неба».
Текст: Ольга Думченкова, Ольга Рыжих
Фото: Максим Конанков, Владимир Вахрутдинов
Мы с вами одни и те же площадки выбрали))) видимо действительно там происходило самое-самое)))
Эээх, как бы мне выйти замуж
Моська, опять покакать сюда пришла? всем давно известно что пена уже лет 20 в крепком браке и в данный момент ждёт ребёнка. ты бы лучше занялась своей личной жизнью, чтоб тебя так не штырило от зависти.
Мою надпись присвоила какая то Катя ((((