ВС, 22 декабря 2024

Алексей Казаринов: «В годы самого разгара перестройки мы потеряли какие-то базовые семейные ценности»

24 июня гостем прямого эфира «Экорадио» был депутат городской думы Нижнего Тагила, директор 21-ой «кадетской школы» Алексей Казаринов. Основные темы беседы – проблемы в школьном питании, воспитании школьников, конфликт между гордумой и телекомпанией «Крик-ТВ».

— И сразу вопрос от слушателя. Слушатель подписался «Света». Какой у вас автомобиль? Есть ли у вас водитель? Где вы в этом году отдыхали и куда ещё собираетесь поехать?

— Автомобиль у меня Toyota RAV 4, 2010 года. Водителя у меня, естественно, нет. Как же я доверю родную машину в чужие руки? Отдыхал я в этом году исключительно на огороде у себя. А поеду я, по всей видимости, в госпиталь к господину Тетюхину, там еще полежу, отдохну и потом вернусь на работу.

— Сейчас многие объекты, находившиеся в муниципальной собственности, распродаются, в том числе бывшие школы, детские садики. Накануне стало известно о том, что будет выставлен на продажу морг. Даже уже есть потенциальный покупатель, обещает там всё сделать по последнему слову. Но нахождение тел там будет отныне платное. Как вы к этому относитесь?

— Наверное, это вопрос не того, как мы к этому относимся как личности, а вопрос целесообразности для города. И если объект невозможно содержать в порядке за счёт тех имеющихся средств, которые может аккумулировать муниципалитет, то гораздо лучше, чем устраивать там свалку и крайне неприятные вещи, если мы говорим о морге, все-таки передать его в частные руки. Возможно, будет даже дешевле муниципалитету оплачивать ряд каких-то услуг, которые возложены законодательством на муниципалитет, чем восстановить всё это здание до нужной кондиции и содержать его. Поэтому я хочу сказать, что каждый раз нужно не с эмоциональной точки зрения все это рассматривать, а с точки зрения целесообразности. Например, выставлен на продажу особняк на улице Первомайской, исторический, который, к сожалению, был заброшен долгие годы. Не было ни средств, ни возможностей его восстановить. Что мы будем с вами ждать, когда произойдет какая-то трагедия, либо он разрушится до конца, когда есть возможность его продать? Город будет, пусть не очень большие, но какие-то налоги получать, именно муниципальный бюджет за землю, за владение имуществом, возможно, там будут образовываться новые рабочие места. Я думаю, что это более рациональное и здравое решение.

— Вот на Ломоносова, 50а тоже…

— На Ломоносова.

— Вы именно его имеете ввиду, да? На самом деле он несколько лет назад горел очень сильно, и тоже были такие бурные споры, что с ним делать, был разговор, чтобы его снести. Но потом все-таки такое решение приняли. Не исключено, что новый владелец тоже может его снести и использовать просто землю.

— В данном случае, если мы хотим с вами пообсуждать судьбу здания, оно должно быть в установленном порядке признано памятником архитектуры, и тогда будет невозможно его снести, а будет обременение о его восстановлении и содержании в должном виде. А если этого не было сделано, тогда мы не вправе обсуждать действия будущего владельца.

— Понятно. Очень много на нашем сайте было публикаций о школьном питании, в частности, некоторое время назад мы рассказывали о споре с ИП Розенбах по поводу их разногласий с оценкой того, как школьников кормят, с заведующей производством. Там сейчас идут судебные процессы. Что в школьном питании Нижнего Тагила сегодня происходит? Насколько безопасно детей кормить в школе? С охотой ли дети идут в столовую?

— Вы понимаете, что я могу говорить, в основном, только о своей школе, потому что остальные школы я посещаю эпизодически, в разных ролях: в роли коллеги, в роли депутата. Но насколько я понимаю, болезненно процесс был в достаточной степени отлажен, и необходимая услуга предоставляется. Но в каждой школе, однозначно, роль директора школы и роль родителей определяет качество предоставляемого детям питания. Если об этом постоянно помнить, если об этом постоянно заботиться и постоянно контролировать данные вещи, то питание будет качественным, стоить соответствующих денег, не очень больших, и предоставляться вовремя. Все эти конфликты обусловлены, конечно, желанием заработать побольше, вложив поменьше. Но я думаю, что мы будем не допускать подобных вещей. В этом году конкурсы-аукционы питания проводятся с начала июня.

— То есть они сейчас происходят?

— Да, сейчас уже часть прошла, часть идет. Я думаю, что мы больше не допустим такой ситуации, чтобы конкурсы на питание проводились в сентябре, в октябре. Всё будет своевременно, всё будет прозрачно, понятно, и по итогам конкурсов мы будем оценивать каждое учреждение, и городская дума тоже.

— То есть можно будет в течение учебного года как-то отказаться от услуг той или иной компании, если вдруг директору школы покажется, что качество не на уровне?

— А не покажется, потому что существует определённый порядок работы, то есть существует услуга, существует требуемое качество услуги, существует время её предоставления. Всё это оговорено в конкурсной документации, всё оговаривается в заключаемом контракте, и всё требует контроля. Если это злонамеренно и систематически не исполняется, директор просто обязан выставить претензии в установленном порядке, и при их подтверждении, при проведении всех необходимых действий расторгнуть контракт.

— Некоторое время назад шли разговоры о том, что необходимо тщательнее подойти к проработке конкурсной документации для того, чтобы впредь, допустим, строители не могли выиграть подряд на снабжение школьным питанием.

— Всё это было сделано, и притом это имеет законом обозначенные рамки, то есть мы не можем прописывать те вещи, которые нам кажутся нормальными с точки зрения житейской логики в определённых юридических документах.

— С точки зрения здравого смысла.

— Здравого смысла, житейской логики. Нам законодательство говорит. Да, мы хотели бы написать, что все повара должны иметь стаж, допустим, к примеру, десять лет, но вот закон не подразумевает такого.

— То есть это невозможно прописать?

— В данном случае, нет. Но при этом есть уже нормально прописанные вещи, что должен быть уже, например, сформированный коллектив, коллектив должен пройти все необходимое обучение, коллектив должен пройти все необходимое обследование. Со стороны питающей организации должно быть предоставлено определенное оборудование в определенном количестве. Когда у нас этот процесс происходил в прошлом году в школе, то организация, выигравшая конкурс не смогла соблюсти ни одного этого условия. Мы заняли достаточно принципиальную позицию, и они не приступили к организации питания детей, а приступила следующая организация, участвовавшая в конкурсе. Нас она вполне удовлетворяет, не первый год работаем с ними, и дети, родители не жалуются, довольны. Мы довольны тоже.

— А вас в этом году тоже новый конкурс ждет?

— Конкурс отыгрывается на определённый период времени. То есть это не константа.

— Каждый год, каждая школа?

— Каждый год, каждая школа. Участвуем в этих конкурсах, получаем их итоги, и по итогам уже организовываем питание. То есть за мою бытность, за восемь лет директором школы, у нас было две питающих организации. Но мы как-то безболезненно пережили смену питающей организации, нам, наверное, в какой-то степени повезло, очень приличные, достойные люди пришли и работают.

текст

— Спасибо. Ещё один вопрос с сайта. К сожалению, человек не подписался, остался анонимным. В 55-ой школе на Вагонке много лет работает хороший тренажёрный зал. Но с приходом нового директора его могут закрыть. Новый руководитель требует до конца июня вывезти всё оборудование. Хотя там занимаются и школьники, и взрослые. И они могут лишиться места для занятия спортом. Останется ли зал в школе и что нам делать, спрашивает человек.

— Мне очень сложно отвечать на подобный вопрос, не зная ситуации. Я думаю, что если невозможно найти общий язык с новым директором школы, то у него существует руководство в лице начальника управления образования, замначальника управления образования, к которым можно обратиться. Либо у нас существует представительная власть, существует комиссия по социальным вопросам, председатель — Радаев Владимир Григорьевич, человек весьма принципиальный в вопросах обеспечения занятий и детей, и взрослых, в том числе и спортом. Я думаю, что таким путем, наверное, самое разумное пойти и достигнуть консенсуса.

— То есть просто договориться.

— Не надо никого заставлять. Надо, я полагаю, именно общий язык найти, понять, что требует новый директор. Новому директору, наверное, надо постараться хорошие традиции, родившиеся в школе не только сохранить, но и развивать. Если там люди занимаются спортом, это только приветствовать можно. Вы знаете, что мы это практикуем.

— А в это время, пишет человек, при медицинском освидетельствовании во время призыва в Вооружённые силы 30% молодёжи не допускаются к службе по состоянию здоровья. Из тех, кто призывается, 50% имеют проблемы со здоровьем, а 60% — не способны выполнить контрольные нормативы по физической подготовке. Вы замечали за вашими учениками, что их здоровье ухудшается в последние годы?

— Я не могу сказать, что здоровье ухудшается. Я могу сказать, что ухудшается, наверное, качество воспитания детей. Не наших учеников, а вообще качество воспитания детей в целом. Я вижу, что основная игрушка — это интернет, телефон, компьютер, то есть в любую школу приходишь, в любое детское учреждение, типа дворца культуры, спортивную секцию, свободное время детей, когда они не заняты, занято гаджетами. Но это же роль родителей, в первую очередь. Ни школы, ни общества, это роль каждого конкретного родителя, смог ты или не смог заинтересовать своего ребенка тем или иным полезным для него занятием. Если ты видишь, что твоей ребенок не может подтянуться десять раз положенных, если ты видишь, что твой ребенок ходит с игрушкой, если у него искривление позвоночника — занимайся. Никто не заменит папу, маму, если они есть в природе, и никто и не должен их заменять. Только мы, как родители, можем, обязаны, должны растить своих детей, создавать им все возможные разумные условия для их развития, в том числе и физического. Да, чаще, наверное, стали травмы какие-то у детей появляться. Они более разбалованные, изнеженные. Но в силу чего они болеют? Они дома сидят. Дома на попе, за компьютером, за телевизором. Мы с вами не знали, что это такое, бегали по дворам, по паркам, ходили в лес, в походы, собирали камушки какие-то красивые на речке и карьерах. Сейчас дети всего этого лишены. Но, наверное, это процесс эволюции, процесс развития общества, и его надо компенсировать разумно.

— А у ваших детей есть смартфоны, планшеты? Насколько они зависят от гаджетов?

— У нас постоянные боевые действия с моими детьми. Моими, которые родные, и моими, которые школьники. Конечно, им очень нравится играть в игры. Все это ярко, все это неглупые люди придумали. Но я не заставляю — у меня старший сын занимается спортом. Я не заставляю — наши учащиеся, в большинстве своем занимаются активно спортом. Про своего ребенка я могу сказать, что он мне очень помогает по хозяйству, по дому, в решении каких-то вопросов. Я несколько искусственно создаю такую ситуацию, чтобы он был занят, чтобы чувствовал необходимость домашней работы, ответственность за ту небольшую семью, которая у нас есть. Поэтому опять же всё сводится к какому-то осознанному восприятию. Я стараюсь свое свободное время, когда оно бывает, проводить вместе с ним. Но уже мальчику у меня почти тринадцать лет, и он хочет уже свободное время проводить без папы, поэтому мы тут тоже стараемся достигнуть некоего такого согласия, некоего понимания. Я не скрываю ни от кого, что, бывает, отпускаю его и в интернет-кафе, и покупаю ему компьютерные игры, и покупаю ему игры на приставку. Но достаточно жестко дозирую всё это.

Алексей, вопрос с сайта. Говорят, в отдельных школах Нижнего Тагила берут мзду за зачисление. Знаете ли вы что-то об этом?

— Говорят. Слышал. С меня не брали, я не беру. Поэтому комментировать умозрительно я не считаю возможным.

— Понятно, что здесь человек не написал тоже конкретное учебное заведение, но есть ли у вас совет для тех людей, с которых требуют какие-то деньги? Как в этой ситуации поступать?

— Можно обратиться, я считаю, что вообще нужно обратиться в правоохранительные органы. Это не лозунг, это мой взгляд на жизнь. Можно обратиться к депутатам.

— То есть не в управление образования, а сразу же…

— Это уголовно наказуемое преступление — вымогательство. Получение взятки тоже уголовно наказуемое преступление. Если человек считает, что его права злостно умышленно ущемлены и ему будет причинён серьёзный ущерб, он обращается в правоохранительные органы. Для этого существует полиция, прокуратура, ФСБ в особо серьёзных случаях. Всё у нас в центре города, все знают, где находится.

— Ещё один вопрос от читателя. Хотелось бы узнать о курсах и поступлении в вашу школу. Но мы не подходим по прописке.

— Мы, как правило, берём немало детей каждый год не по прописке, так условно скажем. Курсы мы начинаем с октября месяца по подготовке к школе, курсы бесплатные, проводятся раз в неделю, необременительно. Занимаются с детьми те педагоги, которые будут формировать первые классы. Если не в первый класс, тогда надо прийти на собеседование, сегодня было одно из собеседований о зачислении. Собеседование с завучем и психологом. И, в принципе, по результатам этих собеседований принимается решение о принятии ребенка в нашу школу.

— Маленький человек, который идёт в первый класс, с вашей точки зрения, как педагога много лет проработавшего в школе, на что родители должны настраивать этого ребенка? Может быть, даже не только первоклашку, вообще любого…

— Мне кажется, что родители должны настраиваться на то, что будут учиться они сами. Учится семья, учится не ребенок, то есть где-то ребёнка нужно обязательно поощрять, где-то — принуждать к каким-то вещам, касающимся учебы. «Принуждать» не надо воспринимать как что-то страшное. Потому что принуждение оно ведь имеет разные формы, в семье оно должно обязательно иметь разумные, добрые формы.

— Вы какую форму используете?

— Контрастную.

— Что это? Расшифруйте, пожалуйста.

— Кнута и пряника. Когда я сильно обижен на своего сына, я просто с ним не разговариваю. А так я его стараюсь убеждать, где-то помогаю делать с ним уроки. Я абсолютно без позерства скажу вам, что делание уроков с сыном занимает у меня очень значительную часть моего личного времени.

— Сколько это? Час?

— Два-три часа практически ежедневно, если у меня есть такая возможность. И делание уроков заключается не в том, чтобы подсказывать. Просто, чаще всего, в нахождении рядом и обсуждении имеющегося материала. Математику и ряд предметов он делает абсолютно без моего участия, он всё это делает хорошо, но надо, чтобы он не отвлекался, надо чтобы он занимался этим постоянно. А историю, обществознание, литературу мы с ним очень живо обсуждаем. Я пытаюсь ему донести свой взгляд, он уже в последние пару лет имеет свой взгляд на прочитанное, на увиденное. И мне это очень нравится. У нас возникают некие дискуссии. Я начинаю понимать лучше и наших учеников, и вообще его поколение, потому что нельзя сказать, что они ничем не интересуются, но, как правило, они интересуются вещами достаточно для нас отдалёнными, уже не совсем понятными, в силу возраста, и часто воспринимаемыми беспричинно с отторжением. И вот я учу себя по крайней мере без отторжения, а с точки зрения разницы поколений воспринимать то, что интересно ему. Ну а первоклассникам, я считаю, что надо очень серьёзно относиться к приучению ребенка к процессу вхождения в школу, к внешнему виду, к соблюдению гигиены, к поведению определенному, хотя это очень трудно в первом классе, и деланию домашних заданий. Если вы заложите в первом-втором классе в ребёнке привычку делать домашнее задание, это пройдёт с вами всю школу. И, упаси Бог, надо постараться без принуждения, без насилия именно в первом классе. Постарайтесь выработать у ребёнка искренний, здоровый интерес к учёбе, хотя мы должны с вами понимать, что да, действительно, существует много типов людей, не всем нравится математика, не всем нравится русский, иностранный язык, но не может такого быть, чтобы из всего курса школьных предметов у ребенка что-то не вызывало интерес. И вот, опираясь на это, надо заниматься, заниматься, заниматься. Я считаю, что надо компенсировать в определённой степени отсутствие чистописания, отсутствие каких-то вещей, связанных с мелкой моторикой рук. Это не мною придумано, это и ученые, педагоги и психологи говорят. И заниматься этим нужно дома с детьми. Заниматься в максимальной степени чтением, чтением, может быть, хороших каких-нибудь детских книг. Учить ребёнка читать, воспринимать информацию, учить его её накапливать и анализировать. В основном, наверное, это всё.

— Что сегодня модно в педагогике? Какие, может быть, тренды вы для себя отмечаете? Что-то интересное или, может быть, вредное.

— Я вообще по складу своему консерватор, в нормальном понимании этого слова. И меня, честно говоря, не радует, а даже раздражает постоянная инновационность педагогического процесса. Я считаю, что методы воспитания, именно методы воспитания и обучения, они вещь мало изменяемая с течением времени. Да, другая информация, да, другое количество информации, но если человек должен знать, где северный полюс, а не уметь его найти, то он должен знать, что северный полюс на северном полюсе, а не на южном. Сейчас постоянное стремление к инновациям привело к таким своеобразным вещам как, допустим, участие учеников первых-вторых классов в неких олимпиадах, которые полностью, или в основной части, за них делают родители. Мы же с вами заранее приучаем детей к каким-то неправильным стандартам. В то же время уже на государственном уровне всё это введено в критерии оценки эффективности учебного учреждения, и никто не подумал, какие это будет за собой тянуть последствия. Я считаю, что у нас не стоит, к сожалению, вопрос нормально с профориентацией будущих учеников, с профориентацией родителей, потому что часто сталкиваемся там с такими взглядами, что разговариваем с родителями: «Кем вы хотите видеть своего ребенка?». Они нам называют, абстрактно, профессию юриста. «Что вы знаете о профессии юриста?» «Они много денег зарабатывают». «Ну, а ещё, что вы знаете о профессии юриста?» «Достаточно. Нам этого достаточно». Кто сказал, что я перестану любить своего ребенка, если он будет сапожником, а не юристом? В годы самого разгара перестройки мы, наверное, потеряли какие-то базовые семейные ценности, и многие родители пытаются воплотить в детях свои несбывшиеся мечты, свои, может быть, какие-то неудавшиеся жизненные планы. Я думаю, что это, как минимум, неправильно. Надо ставить перед детьми высокие, но выполнимые задачи. Конечно, по максимуму, но выполнимые. Стараться понять своих детей, стараться сотрудничать с ними. Именно сотрудничать. Сначала вы будете ведущим, со временем, нравится вам это или нет, станете ведомым, когда ваши дети вырастут. И всегда оставаться взаимоуважительными, а не требовать от детей построения той модели жизни, которая вам кажется на сегодняшний день наиболее удачной с точки зрения либо экономики, либо некоего социального положения. Надо давать выбор, надо давать возможность идти своим путём, и всемерно поддерживать детей в их выборе, в их пути.

— Алексей, возвращаясь к работе в городской думе. В последнее время городская дума Нижнего Тагила находится под мегапристальным вниманием некоторых СМИ, в частности из-за спора между городской думой и телекомпанией «Крик ТВ». Прокомментируйте, если у вас есть, что сказать по этой теме?

— Мое личное мнение о данной ситуации — я, во-первых, не мог найти сюжеты. То есть, мы разыгрывали конкурс на предоставление определённой услуги. Какая разница, какая это услуга? Информационная, услуга по освещению деятельности или услуга по изготовлению неких конструкций. Она должна быть качественно и в срок исполнена. С большим трудом нашел сюжет, посмотрел. Мне очень не понравилось содержание сюжета. Там акцентировано внимание, причем ернически весьма, на том, кто там ухо почесал, кто в телефон глянул. Ну, и не знаете же ситуацию у людей, у кого-то мама болеет, у кого-то еще что-то, если там безвыходно, надо читать все смс, которые приходят. Мы такие же люди, как и все остальные, мы будем их читать, и вполне возможна ситуация, что кому-то и уйти понадобится, в силу каких-то непреодолимых обстоятельств. Мы привыкли подавать образ депутата, как некоего заевшегося человека, который пользуется немереными социальными благами, но я могу сказать, что на уровне городской думы никаких, что вам достоверно известно, никаких социальных благ и просоциальных благ не предусмотрено.

— Просто напоминаем нашим слушателям и читателям, что сегодня в нижнетагильской думе зарплату депутаты, как таковую, не получают. Получают только два человека.

— И когда начинает компания, которая должна освещать деятельность городской думы, предоставлять информационную услугу, рассказывать, кто и в чём пришёл на думу, показывать какие-то странные сюжеты о том, кто как сидит и так далее, возникает вопрос. Мне очень захотелось поговорить с авторами этих сюжетов. Просто понять, почему именно так? Почему за деньги нас, как жителей, я такой же житель Нижнего Тагила, нам вместо информационных услуг какие-то мультики показывают? Оказалось, что в общем-то журналистов своих нету, съемочной группы своей нету, все это они арендуют у телекомпании «Реальный Тагил». В моём понимании в аренду сдают трактора и комбайны, здания, квартиры. А крепостное право у нас вроде кончилось. И как-то мне вообще странно слышать, что журналиста можно сдать в аренду. Мне бы вообще хотелось мнения журналистского сообщества по данному вопросу теперь в виде ответа понять, кто из них и за какие деньги в аренду готов сдаться, и что он в этой аренде готов делать там. Лампочки вкручивать, может ещё чего. Может мы тоже пару журналистов в школу возьмем. Поэтому я эти вопросы обязательно задам на нормальном уровне. Мне очень не нравится, что вместо того, чтобы найти общий язык, прийти, допустим, в комиссию по местному самоуправлению, информационной политике, куда мы приглашали господ из этой телекомпании, они пошли жаловаться в прокуратуру на председателя городской думы. Выявят у председателя городской думы нарушения, будет он виноват — пусть отвечает. Но, я так понимаю, что всё направлено на то, чтобы как можно громче заявить о себе и неважно какой ценой.

— Спасибо большое. Алексей Казаринов, депутат городской думы Нижнего Тагила и директор кадетской школы № 21 был сегодня гостем эфира. Спасибо, что пришли к нам в студию.

— Спасибо вам. Всего доброго.

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

22 комментария

  1. Горбачёв с Райкой сделали всё что смогли , а Ельцин помог от простой души.

  2. НЕ к ночи будут помянуты вместе с Чубайсом и прочими!

  3. мальчишь-плохишь, помянем.

    • мальчиш-плохиш! Без мягких знаков! :devil:
      Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных женского рода в им. п. ед. ч.: рожь, тишь, ночь, вещь

      • настоящую воспитанность хорошо определил Чехов: умение не заметить чужие недостатки и свои достоинства, понятно, что вам (тебе) чехов не авторитет……….

        • Тут не недостаток. Тут вопиющая безграмотность. Чехов в гробу ворочается…

        • «Вам», в данном случае — с большой буквы, а цитата Чехова — в кавычках!!! :devil:

          • Учи дедушку кашлять, образ ты человека. «Вам» станем употреблять в официальных письмах Пушкина к Наташам, пересказ чужих мыслей в кавычки лучше не брать, иное дело чужая речь, разница должна пониматься и только приветствоваться. За принудительную консультацию с «вас» 500 рублей.
            Но с «вас» я не возьму…

      • вошь или вша.ответь умниса.

  4. Фото аватара

    Насчет воспитания депутат правильно сказал. Куда ни посмотришь — все в гаджеты смотрят, даже за рулем, и то некоторые умудряются в соцсети писать. :mail:

  5. Мне нравятся интервью с Казариновым, не со всем можно согласиться, где-то, может, суждения вторичны, но для инфосайта он находка, думает и говорит. Школьникам его школы можно позавидовать.

  6. Честно говоря, интервью сие не для радио. Я, наверное, не очень сообразительный, но не понял… Алексей, вы зачем сюда приходили? Бла-бла…. Конкретики почти нет. Попытки пофилософствовать. И всё . Вас, извините, поэтому и в думе плохо воспринимают. Хотя там тоже не все ангелы. Депутат вы хороший, но публичности нужно учиться.

  7. Попи, все мы горазды , а как до дела ,так обси. Нет у нас людей , что бы сказал: Я ЭТО СДЕЛАЛ И ША. Так вошкотьня.

  8. Очень понравилось интервью. Видно, что как педагог болеет за свое дело душой и своих детей воспитывает правильно.

Оставить комментарий или два