В Молодёжном театре Нижнего Тагила прошел предпремьерный показ спектакля «Маленький принц» режиссёра из Москвы Алексея Тишуры. Корреспондент ИА «Все новости» Александр Зверев побывал на представлении. Это была первая с весны встреча коллектива театра со зрителем.
Предпоказ «Маленького принца» провели за день до премьеры, и именно этот день стал первым выступлением театра после серьезных ограничительных мер. С марта, когда театры были закрыты, Молодёжный совсем не изменился. Только маски на лицах напоминали о том, через что сейчас проходит мир. Их наличие, кстати, прямо у входа в фойе проверял заместитель директора по основной деятельности театра Николай Рузанов. Тем немногим, кто маски позабыл, их давали бесплатно. В зале гостей опять встречали работники театра, включая директора Наталию Мозжакову. Они организовывали рассадку, стараясь соблюсти дистанцию между зрителями.
Под потолком в зале были подвешены разноцветные шары и «млечный путь» – огромное полотно с нарисованными звёздами. При театральном освещении всё это действительно завораживало и сразу погружало в космическую атмосферу «Маленького принца». Ещё одной новой декорацией был подиум, который вёл из центра сцены до середины зрительного зала. Всё это было усыпано чем-то очень напоминающим то ли песок, то ли гречку.
И вот третий звонок. К зрителям выходит Наталья Мозжакова и напоминает, что это первая встреча со зрителем. По её словам, декорации и сам спектакль начали готовить ещё весной, но опять же из-за пандемии всё перенеслось. Когда разрешили репетиции, то Алексей Тишура вернулся из Москвы, и работу возобновили. За полтора месяца спектакль был готов.
История начинается со встречи Маленького принца с лётчиком и «классического» для этого произведения рисования удавов и барашков – так вот для чего всё было усыпано «песком». А после этого главный герой отправляется в невероятное путешествие по планетам в поисках людей. Найти их оказывается не так-то просто: пустая планета с одной её королевой, пьяницы, «головы в телевизорах» и ужасно жуткий счетовод – и
это ещё не все, кого встречает Маленький принц на своём пути. В прошлом году Молодёжный театр выиграл грант губернатора Свердловской области в 500 тысяч рублей, на эти деньги и был реализован «Маленький принц». Благодаря этому художники могли позволить воплотить все идеи и визуальная часть спектакля оказывается просто ошеломляющей. Буквально с самого начала все костюмы и эффекты приковывают взгляд, и даже очень разговорчивые женщины, сидевшие сзади меня, наконец, замолкают спустя 10 минут с начала представления. Над постановкой и сценографией работала художник Надежда Осипова из Санкт-Петербурга, а художник по свету Александр Белик приехал из Воронежа. Каждый персонаж, которого встречает принц на других планетах, очень врезается в память и, на мой взгляд, олицетворяет человеческие пороки. Самым ярким из них показался счетовод – Господин с багровым лицом, который представлял из себя бесформенную чёрную массу, словно дух из мультфильма «Унесённые призраками». Его сцена была невероятно жуткой и завораживающей, и именно тогда я был очень рад, что не сижу близко к сцене – это было действительно страшно. А он ведь просто считал звёзды. Маленький принц в исполнении Сергея Трёкина прекрасно передаёт детскую беспечность и непосредственность и тем страшнее становятся все эти встречи. Чего только стоит диалог на «планете пьяниц»:
– Почему вы пьёте?
– Чтобы забыть. Нам стыдно.
– За что?
– За то, что пьём.
Антракт начался именно тогда, когда смотреть стало в хорошем смысле невозможно – хотелось просто передохнуть. Судя по всему, не мне одному: как минимум половина зала во время перерыва смотрела в пустоту. Было в спектакле и смешное – персонаж, которому очень не хватало внимания, Честолюбец. Он посчитал принца своим обожателем и просил аплодисментов, а когда получал их, исполнял очень смешной танец. Но с каждым танцем ему становилось всё хуже и Маленький принц решил уйти. Тогда Честолюбец посмотрел в зал и заявил, что столько обожателей у него ещё не было, и попросил похлопать нас всех. И зал начал неуверенно аплодировать, а Честолюбец танцевать – это был второй самый страшный
момент. Все смеялись и хлопали, но почему-то хотелось плакать. Исполнитель роли Маленького принца Сергей Трёкин рассказал, что ввести антракт решили за несколько дней до показа, что определённо было решением правильным. Второе действие оказалось менее «сложным» для восприятия – в наши же грехи там почти не окунали, разве что напомнили о том, что мы в ответе за тех, кого приручили. Принц встретился с Лисом, который здесь был девушкой, а после и с лётчиком. Закончилось всё довольно трогательно и мило: хлопали стоя.
После спектакля я вышел сильно ошеломлённым, а ведь предстояло ещё и обсуждение. Не такого я ожидал от «детского спектакля» и одним из главных вопросов обсуждения оказался: «каким должен быть возрастной ценз?». Один зритель предложил «25+», но всё-таки сошлись на том, что спектакль семейный. И дети увидят в нём совершенно другое, благодаря густой атмосфере и разноплановости спектакля. Иными словами, каждый найдёт что-то для себя и я с этим полностью согласен. По словам режиссёра Алексея Тишуры, главный посыл его постановки – не обрубайте своим детям крылья. Они же (крылья) были главным символом спектакля. С ними выходил Маленький принц в начале, а в конце они занимали уже всю заднюю стену сцены. Режиссёр рассказал, что автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери был известен не только, как писатель, но стал одним из ярчайших представителей философии экзистенциализма. Экзюпери очень волновал вопрос: «сколько в нас человеческого?». И в этом спектакле Алексей Тишуры пытался на этот вопрос ответить по своему, и показать, что пока у вас есть крылья – вы люди.