Банк России предлагает наказывать телефонных мошенников по статье 159.6 УК РФ «Мошенничество в сфере компьютерной информации». Санкции этой статьи предусматривают до 10 лет тюрьмы.
По оценке Сбербанка, каждый десятый телефонный звонок в России – от мошенников, пишет «Российская газета». Необходимость как-то наказывать банковских злоумышленников возникла давно. Во время пандемии в 2020 году Банк России направил на блокировку операторам 26,4 тыс телефонных номеров, что на 86% больше, чем годом ранее. Потери клиентов банков выросли в полтора раза и составили около 9 млрд рублей, и в основном это результат работы преступных колл-центров.
Телефонное мошенничество может квалифицироваться по разным статьям УК, а это затрудняет доведение дела до судебного решения. Поэтому Центробанк предлагает внести изменения в Уголовный кодекс для упрощения квалификации подобных преступлений.
Статья 159.6 УК РФ, которую и планируется дополнить, введена в 2012 году, когда телефонное мошенничество еще не стало национальным бедствием. Она описывает хищение чужого имущества или приобретение права на него “путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование “. Однако самый массовый вариант телефонного мошенничества не предполагает взломов: жертвы либо сами переводят деньги, либо сообщают преступникам коды и другую информацию, с помощью которой с карты списываются деньги.