ЧТ, 23 января 2025

Когда цены — не сахар. 3 вопроса экономисту о взрывном подорожании продуктов

Цены на продукты и товары первой необходимости за год буквально «сорвались с цепи». Если раньше они стремились вверх неспешным шагом, то в последнее время темпы продуктовой инфляции пустились в галоп. Так происходит по всей России и Нижний Тагил — не исключение. Например, за год стоимость килограмма картофеля выросла на 78%, сахара — почти на 50%, а десятка куриных яиц — на 20%. Почему цены на всё летят вверх, нужно ли их регулировать и какой будет стоимость продуктов в конце года – «Все новости» изучили статистику Росстата и задали эти вопросы директору центра конъюнктурных исследований НИУ Высшей школы экономики Георгию Остапковичу.

Что дорожало за последний год?
Данные о том, какие товары выросли в цене с марта-2020 по март 2021 года, собирает Росстат. В общем списке – более 660 позиций, мы рассмотрим самые ходовые – овощи, фрукты, мясо, рыбу, а также бензин и некоторые другие вещи.

Лидером по росту стоимости стал картофель: за год килограмм клубней подорожал на 78% — с 20 до 36 рублей в марте 2021 года. В апреле картофель прибавил в цене ещё 3 рубля. Следом идёт сахар-песок – с марта 2020 его цена выросла более чем на 50%: с 31 до 47 рублей. Третье место — у столовой свёклы. Если год назад килограмм можно было купить за 27 рублей, то уже в марте-2021 – в среднем за 38 рублей. В апреле рост цен на этот овощ продолжился — килограмм стоил почти 44 рубля.

Килограмм моркови стал дороже на 11 рублей – с 27 до 38 рублей. А только за апрель стоимость корнеплода подскочила сразу на 10 рублей. Помните, как весной первого пандемийного года все кинулись покупать гречку? Ожидаемо, что она подорожала. В 2020 году крупа стоила чуть больше 90 рублей, а уже через год стоимость выросла почти на треть – до 116 рублей. Куриные яйца подорожали на 20% – с 60 до 75 рублей. На 4 рубля дороже они стали в апреле-2021. Ещё в числе наиболее подорожавших товаров: бананы и курица – на 22%, пшеничная мука – на 18%. При этом в нынешнем апреле курица подешевела на пару рублей, мука осталась примерно на том же уровне, а бананы стали стоить на 5 рублей меньше.

Ненамного, но подорожал и бензин марки АИ-92 – на 4%, дизельное топливо – почти на 2%. В апреле рост цен продолжился, но незначительно — на несколько копеек. Несущественно и значительно отставая от инфляции дорожал хлеб: булка пшеничного стала стоить больше всего на 1%.

Как бы странно это ни звучало, есть и такие товары, цена которых снизилась за год. Так, по данным Росстата, на 15% подешевел рулон туалетной бумаги. Но апрель начал наверстывать упущенное и уже зафиксирован рост на 1 рубль. Килограмм помидоров подешевел со 196 до 169 рублей – практически на 13%. Падение стоимости продолжилось и в апреле — до 154 рублей. Чуть меньше – на 10% — стала стоить белокочанная капуста. Но за апрель она подорожала на 5 рублей. Также в числе продуктов, потерявших в цене, зерновой и растворимый кофе – стоимость снизилась на 1% и 5% соответственно. Сейчас кофе, если верить официальной статистике, продолжает немного дешеветь.

Это официальные средние цены Росстата. В отдельных магазинах они могут отличаться как в большую, так и в меньшую сторону.

Почему всё так дорожает?
Сегодня рост продовольственной инфляции идёт во всем мире, говорит директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Григорий Остапкович.

«Дело в том, что все страны во время «коронакризиса» запустили печатный станок. Государства «сбрасывают» деньги и они становятся дешевыми. Инфляция — это снижение стоимости денег, то есть деньги стали дешевыми. А когда завелись финансы, предприниматели повышают стоимость своей конечной продукции, то есть продовольственная инфляция – стоимость картошки, лука, во всем мире подорожала. Мы встроены во всю эту систему, не бывает так, чтобы условно в Бельгии или Нидерландах шел рост, а у нас все стояло на месте», – говорит Остапкович.

Кроме общемировых тенденций есть и другие, более классические и земные причины роста цен. Неурожайные сезоны влекут за собой дефицит сельхозпродукции. В 2020 году сборы картофеля упали на фоне неблагоприятной погоды, а качество корнеплодов было невысоким. Полки магазинов заполняли более дорогим картофелем из Египта и других стран Средиземноморья. В совокупности всё это вызвало подорожание продукции. Точно также произошло с сахаром. Был неурожай сахарной свёклы, и россияне недополучили того объема продукта, который потребляли обычно. Он стал дефицитом и подорожал. Если не собрали полный урожай гречки, то она тоже вырастет в цене. Например, в 2010 году был неурожай этой крупы, она выросла в цене втрое. Но потом Алтайский край собрал хороший урожай, и стоимость вернулась к исходным значениям.

Помимо этого на стоимость товаров влияет курс рубля. Падение национальной валюты к доллару и евро вызывает удорожание импортных товаров.

«У нас не очень хорошая ситуация по национальной валюте, она все время вялотекуще снижается, рубль падает. Если это происходит, то, естественно, дорожает импорт. Каждое предприятие вынуждено покупать зарубежное оборудование, импорт дорожает резко. Вот у нас, например, тамбовская картошка: на самом деле 50-60% от неё — это импорт. Семенной материал, трактора, уборочные и поливальные машины, упаковочный материал, а значит, и амортизация импортная, и это всё дорожает. Что у нас там отечественного, в этой картошке? Солнце, воздух, вода и руки тех, кто её собирает и сажает.

Курицу надо кормить, зерно подорожало, ей нужны импортные продукты питания, витамины, значит, у нас кормление стало дороже. Яйца для несушек, удобрения — всё это импорт. Он начинает давить на рост цен», — говорит экономист.

А можно ли как-то регулировать цены?
В России есть практика государственного регулирования цен. В марте 2020 года президент Владимир Путин подписал закон, разрешающий правительству замораживать цены на лекарства и медизделия при ЧС, угрозе эпидемии или росте стоимости препаратов сразу в нескольких регионах на 30% и более в течение месяца. Но это – выход именно на короткий срок в сложной ситуации.

«Государственное регулирование — это не рыночный механизм. Как показывает практика экономической истории, это можно сделать на какой-то период: на 2-3 месяца, на полгода, чтобы пройти проблемы, разобраться в ситуации. Но если фиксировать цены надолго, то товаропроизводителю будет невыгодно делать по такой же стоимости этот продукт, поскольку у него дорожают составляющие. И когда та же картошка будет ниже себестоимости, производитель может обанкротиться.

В конце концов товаропроизводители уйдут с рынка, и начнется дефицит продуктов. И мы вернемся к тому, что было в период развала Советского Союза, когда только две бутылки вина или две пачки сахара в руки. Только у нас будут отпускать 2 килограмма картошки одному покупателю. Это приводит к дефициту и уходу с рынка предприятий, если оставить регулирование на длительный срок», — уверен Григорий Остапкович.

Ещё один механизм регулирования цен – конкуренция в торговле. Необходимо создавать конкурентную среду для производителей и продавцов. Условно говоря, если в радиусе трех магазинов стоит всего один продовольственный, то он может ставить любую цену. А вот если таких торговых точек пять в радиусе километра, то стоимость всех товаров снизится за короткое время.

«И нужно убрать монополистов. Может, у вас [в Свердловской области] эту картошку 2-3 агрохолдинга делают. У нас, к сожалению, падают крестьянские, фермерские хозяйства, а растут вот эти холдинги, которые имеют монопольное влияние на все рынки — и на областные, и на муниципальные. Конечно, монополист может ставить любую цену», — добавил Григорий Остапкович.

Что ждать от цен дальше?
Экономист НИУ ВШЭ прогнозирует уровень продовольственной инфляции до 7% по итогам 2021 года. А это значит, что все товары подорожают как минимум на эту величину.

«У нас Центробанк ставит на этот год инфляцию 4,7 – 5,2% , но это индекс потребительских цен (ИПЦ). Этот показатель состоит из продовольствия, непродовольствия и услуг. Так вот продовольственная инфляция всегда выше, чем ИПЦ. Продовольственная инфляция будет минимум 7% в этом году, значит, все продукты, все товары подорожают на 7%. Но обязательно три-четыре продукта станут еще дороже, до 20%, до 30%. Рынок в принципе должен наладить равновесие спроса и предложения», — говорит Остапкович.

Картофель, за год подорожавший на 78%, вряд ли будет расти и дальше, уверен эксперт. Стоимость этого овоща постоянно то идет вверх, то, наоборот, снижается. Если тенденция к резкому росту сохранится, то покупать это продукт низкодоходное население просто не будет. И в конечно счёте цены стабилизируются.

На ситуацию с ростом цен нужно посмотреть и с точки зрения доходов населения. Необходимо оказывать социальную помощь людям с низким доходом в приобретении основных продуктов. Например, вводить какие-то продовольственные карточки или снимать подоходный налог с тех, у кого зарплата ниже прожиточного минимума, считает Григорий Остапкович. Рост стоимости товаров бьёт в основном по низкодоходным людям и по части среднедоходных, значит, им нужно на этот период помочь и минимизировать вред от «ценового бешенства».

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus