10 июня в музее изобразительных искусств Нижнего Тагила художественное объединение «ГУЙ» представило самодельные музыкальные инструменты «Хор Шеду» – участники объединения создали их из того, что попалось под руку.
Объединение “ГУЙ” возникло в 2018 году из соединения “Лепкотусы”, которую основала художница Мария Плаксина, и лаборатории практического востоковедения (ЛПВ), основанной историком Егором Ефремовым. Маша Плаксина родилась в Нижнем Тагиле, у нее была персональная выставка в галерее “Яйцо”. Девушка также занимается живописью и керамическими объектами. Выставки её работ и объединения “ГУЙ” проводятся также в Екатеринбурге и в других городах России.
“В “Лепкотусе” ориентир на коллективные действия не имел строгой идеологической базы. Однако неформальные встречи иногда перерастали в серьёзные проекты. ЛПВ, напротив, была построена на детальном изучении восточных традиций и практическом освоении ремёсел. Но эти практики не выходили из учебных рамок, а отношение к современному искусству было отстранённым”, – рассказывают участники объединения “ГУЙ”.
Именно их различия позволили двум объединениям стать одним и заниматься творчеством: “В нас сошёлся восток и запад”, говорит Плаксина. Название “ГУЙ” отсылает к обозначению керамического треножника времен неолита – символу взаимного сообщения.
За свою жизнь другой участник объединения, Егор Ефремов, очень много путешествовал, в том числе по местам, куда не добралась цивилизация. Например, по горам Памира. Историк рассказывает, что именно в таких местах чувствуется максимальная связь с землёй и с самим собой. Там, где местные жители играют на своих традиционных музыкальных инструментах. Всё это они делают вручную с помощью того, что их окружает, и традиционных техник, которыми пользовались ещё их предки. Именно этот принцип лежит в основе инсталляции «Хор Шеду».
“Брачный вой дикого оленя, устрашающий рык льва, небесный раскат неприрученного электричества… Как утешить первобытный ужас? Усмирить мелькающих химер? Взглянув на индустриальный ландшафт глазами шумерийца, заводской дым стал посредником земного и небесного. Устрашающее тяжелое облако обрело имя. А песнь соединила небо и твердь”, – говорится в аннотации к работам.
Все арт-объекты в инсталляции представляют собой действующие музыкальные инструменты. Участники объединения создали их буквально из того, что их окружает: старой мебели, деревянных ящиков из-под овощей, из тагильской глины и других материалов, которые используют при постройке сооружений, ремонте дорог, прокладке теплотрасс. Из всего этого художники смастерили себе такие инструменты, как “Постиндустриальная арфа ЛЭП”, “Хордофон «Вихрь» – по названию старого советского пылесоса, “Цитра Сирруш”, “Бурдонно-смычковая танпура Мухина”, “Даравауш-дуда” и другие. Музыкальный строй этих инструментов далёк от классической музыки, однако интересное и самобытное звучание позволяет им быть приятным слуху, также благодаря ритму.
Один из духовых инструментов создан из ветки сирени, которая росла во дворе у одной из участниц “ГУЙ”, рассказывает Егор Ефремов. Девушка помнила это растение ещё с самого детства, и когда его спилили, оставила себе несколько веток. А позже, создав из неё музыкальный инструмент, услышала, как сирень звучит.
Общение с артистами и сама их инсталляция проходила в рамках выставки «Музыка. Ритмы искусства», куратором которой является научный сотрудник музея искусств Ксения Баданина. Выставка продлится до 13 июня. На ней можно увидеть работы тагильских художников и экспонаты из коллекции музея, которые посвящены теме музыки, образам музыкантов и музыкальных инструментов.
“Работы очень интересно смотрятся на фоне орга́на, на мой взгляд. Несколько раз я общалась с Марией и Егором. Они рассказывали о своем творчестве, проектах, идеях. Просто делились знаниями. И каждый раз передо мной как будто открывался новый мир. Настолько глубокие у них идеи, настолько интересно они рассказывают о своих работах, путешествиях, задумках, выставках. Вообще обо всем. Конечно, мне очень хотелось, чтобы состоялась творческая встреча с объединением “ГУЙ”, ребята рассказали о себе на выставке. А еще хотелось услышать, как инструменты звучат. Во время монтажа выставки Егор Ефремов настраивал инструменты, и мы были поражены красотой и необычностью их звучания. А впечатления от игры ребят на вечере лично для меня просто непередаваемо. Вообще какую-то особую атмосферу они создают вокруг себя, очень интересную, добрую и глубокую”, – рассказала Ксения Баданина.