На обочинах дорог Нижнего Тагила горожане заметили людей в салатовых жилетках и с камерами на высоких штативах. Непривычная картинка не столько удивила водителей, сколько заставила побеспокоиться: автомобилисты решили, что объективы фиксируют нарушения ПДД. Первое впечатление оказалось обманчивым – в городе начали исследовать выхлопные газы от машин, а помогают в этом операторы-волонтеры.
«Мы весь город напугали. Вчера мужчина останавливается и говорит, что у него перенервничала жена. Она думала, что нарвалась на штраф», — смеется специалист управления по развитию физкультуры, спорта и молодежной политики мэрии Светлана Мусатова.
Она руководит волонтёрским движением в городе и помогла собрать команду добровольцев для проекта Минприроды по подсчёту выбросов от транспорта. Помогают им студенты РУДН, этот столичный вуз взял контракт по изучения транспортных выхлопов на 20 млн рублей. Для исследования выбрали 199 участков самых оживлённых дорог, где за час проезжает более 300 машин. Это улицы Индустриальная, Циолковского, Серова, Космонавтов, Фрунзе, Красногвардейская, Восточное шоссе, Черноисточинское шоссе и другие магистрали. Автопоток снимают на видео и только с обочины, чтобы не создавать помех водителям. Нужно обязательно соблюдать технологию, иначе ролики просто отбракуют. Так уже произошло на старте замеров: снимать начали, не перестроив камеры с московского времени.
«Ребята работают на улицах разных районов города, каждый день в часы пик, утром с 7 до 11 часов, а потом вечером с 17 до 21. Каждая точка снимается три дня, утром и вечером, чтобы ученые при помощи нейросети сделали свои выводы. Сегодня исследование проводится на перекрестке Уральского проспекта и улицы Дружинина», — рассказывает Светлана Мусатова.
Волонтеры ставят треногу параллельно дороге, ее высота — 4 метра, сверху камера под углом 25 градусов. Рулеткой отмеряется расстояние 5 и 25 метров, на отмеченных точках устанавливаются конусы. Участок между конусами и фиксирует камера. Съемка каждой части дороги проводится 20 минут.
«Мы обучались, не сразу все получилось, учили нас ребята из РУДН. Выходили на дорогу и тренировались, прежде чем приступить к исследованиям. В проекте занято 16 тагильских ребят, плюс от РУДН 12-14. У них по 4 точки, работают по 4 часа», — комментирует руководитель волонтерской команды.
Это исследование – часть большого федерального проекта «Чистый воздух». Нижний Тагил в нем с 2019 года. Ещё три года назад автотранспорт давал 9% всех годовых выбросов в атмосферу – больше 23 тысяч тонн. Задача новых замеров проверить, как изменилась ситуация в динамике.
«В городе реализуются мероприятия по программе «Чистый воздух», некоторые из них уже реализованы. Например, мост через Тагильский пруд необходим для уменьшения выбросов от автомобилей, мы выносим автопоток за пределы города. Сейчас проводим повторные замеры и делаем выводы, чтобы дать рекомендации по транспортным потокам, по тому, как настроить систему движения, работу светофоров для уменьшения выбросов в часы пик, когда идет самый большой загруз транспорта», — комментирует начальник отдела экологии и природопользования мэрии Лариса Носовская.
Собранные данные поможет обработать искусственный интеллект. Посчитают выбросы оксида углерода, оксида азота, диоксида серы, формальдегида, бензапирена, метана и других веществ от разных видов транспорта — легковушек, грузовиков, автобусов и так далее. Специальная программа сделает своеобразную карту выбросов по дорогам Нижнего Тагила, а уже кураторам «Чистого воздуха» предстоит решить, как это загрязнение уменьшить. В нашем городе к 2026 году состояние атмосферного воздуха должно улучшиться как минимум на 20%.
У информагентства «Все новости» есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо в свой телефон. Подпишитесь, чтобы не пропускать важное.