За 1418 дней, которые длилась Великая Отечественная война, вышло 1066 номеров газеты «Тагильский рабочий». На долгое время она стала едва ли не единственным источником информации для тысяч жителей Нижнего Тагила, мощным оружием мобилизации и пропаганды. Нам стало любопытно узнать, как жил тыловой город в 1941-1945 годах, и попытаться рассмотреть за газетными строками жизнь обычного человека. Об этом новый проект ИА «Все новости» – «1418 дней города красного неба». Все публикации читайте здесь. Свежий выпуск – об июне 1942 года: расскажем о высоких наградах за освоение выпуска танков, о проблемах со связью, расширении линейки ширпотреба и многом другом. Этот материал для вас готовила Полина Марченко.
В июне Всесоюзный Центральный Совет профессиональных союзов (ВЦСПС) и наркоматы объявили итоги социалистического соревнования предприятий и цехов за май. Пять предприятий Нижнего Тагила получили высокие награды. Переходящее красное знамя Государственного Комитета обороны вручили заводу, занявшему первое место в соревновании. В то время сохранялась секретность, и корреспонденты не уточнили, что это Уральский танковый завод №183 (ныне УВЗ).
Решением ВЦСПС и наркомата Высокогорскому железному руднику, занявшему первое место в соревновании, присуждено переходящее красное знамя Государственного Комитета Обороны и присвоено звание «Лучший рудник Советского Союза». Вторые премии получили Тагильский коксовый завод и завод, где парторгом был тов. Ольяненко. Третья премия досталась доменному цеху Ново-Тагильского завода.
Также в июне приказом Президиума Верховного совета СССР Уральский танковый завод наградили орденом трудового красного знамени за образцовое выполнение заданий по выпуску танков. В то время УТЗ уже освоил производство легендарных «тридцатьчетверок», но об этом также в городской газете не писали.
В город приезжали почетные гости: герои фронта и тыла. Рудник имени III Интернационала посетил лауреат Сталинской премии Илларион Павлович Янкин — инициатор скоростного метода многозабойного и многоперфораторного обуривания. Он на деле продемонстрировал свои методы — одновременно работал шестью телескопными перфораторами. Когда подсчитали итоги смены, то оказалось, что Сталинский лауреат выполнил задание в особо твердых породах на 2214 процентов.
«Нам пришлось наблюдать, как он в тот день искусно производил подсечку магазина. Вот он поднялся на полог. Быстро окинул опытным взглядом потолочину, прицеливая, как лучше расположить шпуры. Сноп ослепительно ярких искр озарил камеру. Твердая, словно сталь, рудная масса сопротивлялась. Янкин направил перфоратор, и не прошло и нескольких мгновений, как бур в умелых руках стахановца послушно вгрызся в рудное тело. Пустив первую машину, Янкин тотчас же взял второй телескопный перфоратор и ловким движением включил его. Затем пустил третью машину, четвертую, пятую, шестую. Работа на шести телескопных перфораторах требует от бурщика большого напряжения сил и нервов. От невероятного грохота человек глохнет, мельчайшая пыль проникает в глаза, уши, легкие. Трудно дышать, почти невозможно передвигаться в полутьме. Его наметанный глаз безошибочно определял наиболее выгодное направление шпура…», — описывают корреспонденты работу виртуоза.
Приезжали земляки с передовой, многие отличились в боях, были награждены или представлены к правительственным наградам. В их числе был рабочий рудника тов. Дудин.
«Шел сильный бой за населенный пункт Г. Стоял орудийный гул, всюду рвались снаряды, мины. Фашисты все время нарушали телефонную связь с командным пунктом. На восстановление связи был послан связист тов. Дудин. Смелый, мужественный гвардеец, несмотря ни на какую опасность, под сильным обстрелом быстро восстанавливал повреждения, давал возможность командному пункту получать точные донесения, давать своевременно указания. Тем самым помогал успеху боя. Населенный пункт гвардейцы заняли, обратили фашистов в бегство».
На несколько дней в Нижний Тагил приехал Герой Советского Союза, участник отечественной войны П. Д. Залесов. Он рассказал о боевой жизни людей фронта, в том числе о тагильчанах. В боях за пункт Б. подвиг совершил бывший шофер Высокогорского железного рудника, сержант Елесин. Машина, в которой он ехал, попала под обстрел и загорелась. Елесин не растерялся — быстро потушил пожар и доставил транспорт в часть.
Встречи с героями фронта вдохновляли тагильчан на трудовые подвиги. Казалось, что каждый стремился вступить в ряды стахановцев, в том числе, работники предприятий, не имеющих отношения к военной промышленности. Коллектив Н.-Тагильского холодильника, который три года подряд держал переходящее красное знамя наркомата холодильной промышленности, не только превышал план на 366%, но и освоил изготовление новой продукции. В начале июня сотрудники начали выпускать фруктовую воду на фруктовых эссенциях и сахарине — до 5000 литров в день. А чтобы еще больше принести пользы, некоторые работницы осваивали вторые и третьи профессии. Так, заготовщица мороженого тов. Логинова М. П. сначала изучила специальность каменщика, а потом — штукатура.
Н.-Тагильский молочный завод переоборудовал цеха. К концу 1942 года планировалось производить до 40000 тонн продукции в сутки (вместо 10000 тонн). Там же приступили к выпуску новых видов товаров: тминных сырков, киселей и мороженого из сыворотки, творожного теста.
Коллектив тагильского хлебокомбината 26 июня завершил полугодовой план, снизив себестоимость продукции за 5 месяцев на 1,23%. Бригада А. Глазыриной на хлебозаводе №2 выработала на трех печах за смену 24,5 тонны хлеба при мощности печей 15 тонн.
Руководство золотопродснаба взялось за мобилизацию дополнительных продуктов питания за счет местных ресурсов. За один день заготовили грибов в сухом виде 120 килограммов. Артель «Красный пищевик» реализовала через свои киоски 20 тонн березового сока, который перерабатывался на квас и морс. Там же ежедневно готовили 500-600 литров витамина «С» из пихтовой хвои и начали перерабатывать какао-бобы на шоколадные изделия и изготовление кофе.
Местные продукты активно использовали в столовых торгпита. В июне 1942 увеличился выпуск первых блюд, приготовленных из щавеля, дикорастущего лука. Качество их признали хорошим и одобрено потребителями, пишет городская многотиражка. Это увеличило выпуск вторых блюд до 25 тысяч.
С каждым месяцем увеличивалось производство товаров широкого потребления. В мае артель «Коопутиль» освоила выпуск сапожного крема, который раньше не вырабатывался в городе. Для этого мастер Колчин прошел месячные курсы в Свердловске. Артель «Луч», используя имеющиеся отходы — лоскутки ситца, сатина и других материалов — изготовляла одеяла, коврики, домашние туфли, детские сумочки. Из отходов ваты вязали варежки и носки. Артель имени Третьей Пятилетки готовила кадры мастеров-игрушечников. Группа учеников изготавливала грибы, шары, матрешки, тележки.
Мастер артели инвалидов «Объединение» Цыпушкин А.М. соорудил небольшую и удобную в домашнем быту печку-плитку, вполне заменяющую примус. Она работала на древесном угле, а пища готовилась так же быстро, как на примусе. Но для массового изготовлением требовались отходы листового железа.
Образцовая работа поможет скорее расправиться с противником, уверяли авторы заметок, вновь и вновь приводя примеры трудовой доблести. Например, высокой производительностью выделялась старшая телефонистка т. Белоусова 9-ой дистанции связи. Вместо 50 секунд на соединение переговоров она затрачивала в пять раз меньше. «Для скорейшего разгрома ненавистного врага» продавец магазина №9 Вернослова Александра Васильевна организовала свой труд так, что стала обслуживать покупателей в два-три раза быстрее обычного.
«Задолго до открытия магазина Вернослова тщательно приводит в порядок свое рабочее место, смотрит, исправны ли весы, есть ли разменная монета и т. д. Она работает исключительно быстро и четко. При норме продажи только одного хлеба 500-600 килограммов в смену, она продает две и более тонны, причем в это же время продает и другие продукты: масло, сахар, чай и т. д. 15 июня, например, Вернослова сумела продать в смену продуктов 2300 килограммов. Вместе с этим т. Вернослова старается естественную трату довести до минимума. После продажи более двух тонн хлеба у нее остается крошек не более одного килограмма».
И даже уборщица тов. Обыскалова много приложила усилий к тому, чтобы сделать общежитие №32 образцовым. Она по полторы-две смены не уходила с работы: мыла, чистила, наводила порядок. Работница сумела убедить каждого жильца, что в одежде ложиться на кровать нельзя, что бросать окурки надо в пепельницу или урну, что ходить в баню обязательно три раза в месяц.
Но в каждом выпуске «Тагильского рабочего» находилось место лодырям, бюрократам, спекулянтам. Авторы заметок не скупились на критику, красноречиво изобличая пороки. Например, председатель правления колхоза «Победа» т. Пологов и агроном т. Замахайлов плохо организовали уход за растениями.
«Недостаточно проводится поливка рассады в парниках. Нет бочек, мало лошадей. Работники на парниках пытаются спасти растения — за 200 метров носят из реки загрязнённую воду в ведрах, но потребности в поливке не могут удовлетворить и наполовину. Такое безмятежное «наблюдение» и формальное «руководство» приводит к гибели растений. Земля в некоторых парниках от жары потрескалась и рассада вянет. Так засохла целая рама брюквы».
Но осуждением в печати дело не ограничивалось, бездельников привлекали к судебной ответственности. Так, на заседании правления колхоза «Новый быт» (Лайский сельсовет) выяснилось, что несколько человек часто не выходили на работу, срывали выполнение заданий звеньев по посевной и до 1 июня не выработали даже минимума трудодней. Правление передало дело на прогульщиков в народный суд, который приговорил их к 6 месяцам принудительных работ с вычетом 25% их заработка в пользу колхоза.
Недовольны были и общественным животноводством. В июне колхозы и подсобные хозяйства имели по общему поголовью свиней, овец и лошадей значительное недовыполнение плана. Были случаи «разбазаривания» скота, забоя племенных телят. Генпрокурору было поручено расследовать эти факты и виновных привлечь к ответственности.
Досталось бюрократам из бухгалтерии. B июне в «Тагильском рабочем» была напечатана жалоба — старушка не могла получить выплату алиментов три месяца и три недели. Реакция последовала быстро. Уже через несколько выпусков опубликовали ответ — виновникам-бухгалтерам цеха объявили выговор с предупреждением о том, что при повторении подобных явлений они предстанут перед судом.
Но больше всего жалоб в июне было посвящено проблемам со связью. Работники радиоузла в поселке Ново-Тагильского завода не ремонтировали трансляционную сеть. Население было лишено возможности слушать последние известия с фронтов и другие передачи. Недовольны были читатели работой почтового отделения.
«Гражданин Травин подал заявление в почтовое отделение первой площадки поселка Ново-Тагильского завода о доставке газет и писем по новому адресу. Казалось, ничего особенного не произошло. Но не так рассудила почта. Одиннадцать дней тов. Травина держали без газет. Письмо т. Семкиной до полустанка «Старатель» путешествовало четверо суток. Знать в силе еще на почте традиция: «Улица едет, когда-то будет». Пора работникам связи наладить четкое обслуживание населения города», — возмущался автор жалобы А. Берг.
Еще хуже было с телеграммами. Доставщицы Антонова и Тарачева систематически уничтожали и выбрасывали бланки, адресованные тагильчанам, а в расписках о доставке подписывались сами. К концу апреля Антонова выбросила 43 телеграммы в мусорные ямы по 3-й Свердловской улице. А при обыске в квартире Тарачевой обнаружили 152 недоставленных сообщения. Народный суд признал женщин виновными в злоупотреблении служебными обязанностями и приговорил каждую к трем годам лишения свободы.
И лишь некоторые заметки напоминали, что в Нижнем Тагиле наступило лето. На улицах города посадили более 2,6 тысяч деревьев и свыше 12 тысяч разных кустарников. Парки и скверы украсили цветы. Начала работать отреставрированная водная лодочная станция «Динамо» с купальным бассейном с вышкой. Там же открыли биллиардный зал и буфет с прохладительными напитками.
У детей начались каникулы. Лучшими школами по успеваемости стали №1 и №23. Стартовала летняя оздоровительная кампания. Дзержинский районный отдел народного образования организовал два пионерских лагеря: первый на 380 мест и второй – на 450. Большую заботу о подрастающем поколении проявил завком Уральского танкового завода. Он выделил необходимые средства, а содержание детей красноармейцев, низко оплачиваемых рабочих полностью взял на себя. Еще один завод помог организовать лагерь на 450 человек.
Спустя год после начала войны жители Нижнего Тагила ударно трудились, находили время для культурной программы, участвовали в профсоюзно-комсомольском кроссе и верили, что близится желанный час победы.
В следующем выпуске мы окунемся в историю июля 1942 года. Ждем от вас обратную связь и пожелания. Почта для писем: [email protected].
Благодарим за поддержку при подготовке проекта Центральную городскую библиотеку Нижнего Тагила.