За 1418 дней, которые длилась Великая Отечественная война, вышло 1066 номеров газеты «Тагильский рабочий». На долгое время она стала едва ли не единственным источником информации для тысяч жителей Нижнего Тагила, мощным оружием мобилизации и пропаганды. Нам стало любопытно узнать, как жил тыловой город в 1941-1945 годах, и попытаться рассмотреть за газетными строками жизнь обычного человека. Об этом новый проект ИА «Все новости» – «1418 дней города красного неба». Все публикации читайте здесь. Этот выпуск – о декабре 1942 года: как тагильчане собирали новогодние подарки фронту и подводили итоги года. Материал для вас подготовила Ольга Думченкова.
Главной темой декабря стало подведение итогов, а именно – подготовка к подписанию годового отчета товарищу Сталину. Заводы и коллективы год назад давали клятву вождю помогать фронту кто чем может: производства – многократно увеличить выпуск продукции и добычу ископаемых, больницы и столовые – добросовестно лечить и кормить рабочий класс, школьники – успешно учиться. Декабрь объявлен месяцем фронтовой работы. Тагильские стахановцы, больше 2 тысяч человек, вызвали на соревнование коллег из Свердловска: кто сделает больше.
Высокогорские горняки еще 29 ноября завершили годовую программу, выдав десятки тысяч тонн руды сверх задания, пишет газета. Досрочно выполнил годовой план коксовый завод, Уралмашстрой, ново-тагильские доменщики, тагильский холодильник. В числе отстающих – ново-тагильские и куйбышевские сталеплавильщики, руководители огнеупорного завода (№305).
Год гигантской стройки и начала Всесоюзного социалистического соревнования производств, вызвавшее подъём производства – так газета называет прошедший год в выпуске 31 декабря.
«Подписывая годовой отчет вождю, рабочие, работницы, советская интеллигенция Тагила берёт на себя обязательства в новом, 1943 году, работать за двоих, троих, самоотверженным трудом помогать фронту», – пишет газета.
Надо сказать, что работать за нескольких человек стало если не новой нормой, то очень распространённой практикой. Рудник III Интернационала, завоевавший сталинское знамя и получивший статус лучшего в стране, утратил первенство из-за невыполнения плана. К декабрю ситуация не улучшилась, и одной из проблем, как пишет газета, была нехватка кадров. Забойщикам приходилось трудиться за двоих-троих.
Тагильчане работали на пределе возможностей, не только на производстве. Подготовилась к смене, не вставала с рабочего места и сделала 10 норм за день. Так швея тов. Павлова описала корреспонденту «ТР» условия своего рекорда (№290).
Из новогоднего в декабрьских выпусках – хроника сборов подарков для армии. Для фронта собирали посылки и деньги. Участвовали все. Посылки заводов исчислялись сотнями и даже тысячами. Коллектив Рудника имени III интернационала собрал 500 подарков. Завод имени Куйбышева приготовил 700 подарков, завод под руководством тов. Журавлёва – более тысячи, Ново-тагильский (НТМК) – 2000.
В посылки клали алкоголь, папиросы, продукты: колбасы, рыбу, мучные и кондитерские изделия. Колхозы передавали овощи, зерно, грибы. Например, «Заветы Ильича» выделил на подарки по тонне пшеницы и капусты, тысячу яиц и двух баранов (№297). Женщины шили кисеты и вышивали носовые платочки. В школах и садиках собирали варежки, носки, сухарики.
Газета печатает анонс главной новогодней ёлки в клубе Горького. «Играют духовой оркестр, баян и радиола» – под такой аккомпанемент прошла новогодняя ночь на главной сценической площадке. Большой концерт начался в 11 вечера, а после – танцы до 6 утра.
Морозы крепчают, и Гороно запрещает посещение школы при температуре от минус тридцати. В такие дни заводские гудки звучат в 7.30 в течение минуты. Это сигнал, что дети с 1 по 7 классы могут остаться дома. Суровая погода не мешает учёному совету Нижне-Тагильского института отметить 300-летие Ньютона. На юбилейном заседании в вузе прочитали доклады об исторической эпохе, мировоззрении и вкладе учёного в развитие математики и физики.
У билетных касс в цирк – длинный хвост очереди, подростки толпятся у входа. Начались гастроли цирковой труппы Юрия Дурова! В представлении участвуют слон, медведь, мартышки и другие животные. Кроме того, в программе номера гимнастов и акробатов, жонглёров, снайперов и клоунов. Несмотря на описанный ажиотаж среди зрителей, автор рецензии И. Березарк довольно прохладно оценил выступления. Он сетует на типичность номеров, которым, по его мнению, не хватает фантазии и красок. Также он отмечает нехватку актуальной повестки в цирковых номерах: в них «мало отражается героическая борьба, которую ведёт советский народ». Например, с дрессированными животными можно было бы разыграть политическую сатирическую сценку, «ведь звериная злоба наших врагов даёт для этого достаточно материала» («Цирковой сезон начался», №285).
Пациенты госпиталя, раненые бойцы, освоили облицовку бумаги и картона. Художник-ретушер З. Чепурняк, который организовал кружок, намеревался взять ещё две группы. Одну – из тяжело больных, с лежачими учениками мастер готов был заниматься у постели. З. Чепурняк так рассказывает о своём решении прийти в госпиталь:
«Долго думая над тем, какую бы я, ретушёр-художник, более ощутительную помощь мог оказать родине в разгроме врага. Решил пойти в госпиталь учить раненых бойцов какому-нибудь посильному для них труду» (заметка «Я помогаю», №285).
Во время лечения в госпитале инвалиды войны могли получить специальность бухгалтера на краткосрочных счетно-бухгалтерских курсах и пройти практику в магазинах, столовых и складах Тагилторпита (№305).
Двум подросткам выдали ружья в конторе Заготживсырья, и за месяц те застрелили 700 белок. Когда 12-летний Герман Храмков и 14-летний Вася Зорихин пришли в контору и заявили, что умеют обращаться с огнестрельным оружием и охотиться, им сначала не поверили. Но видимо подростки были убедительными, так что взрослые «решили на свой страх и риск удовлетворить желание ребят». Шкурки грызунов пошли на семь авиационных пиджаков для лётчиков. Герман и Вася получили премии, а за ними в пушном промысле себя попробовали ещё 15 подростков. (№285, «Юные охотники»)
Страна экономила электроэнергию, на заводах проходили ночные рейды по проверке расхода электричества. Быт тоже был суровым. Например, недопустимым считалось есть крупную картошку целиком, верхушки надо было срезать и сдавать государству как семенной материал. Такие верхушки собирали индивидуально и сообща, на предприятиях и в школах (№283).
В следующем выпуске мы окунёмся в историю января 1943 года. Ждём от вас обратную связь и пожелания. Почта для писем: [email protected].
Благодарим за поддержку при подготовке проекта Центральную городскую библиотеку Нижнего Тагила.
*В тексте использованы фото из книги Марины Гонцовой «Повседневная жизнь населения Нижнего Тагила в годы Великой Отечественной войны»