ПТ, 27 декабря 2024

Жители Нижнего Тагила отыскали станцию-призрак и открыли там выставку редких фотографий

Жители Нижнего Тагила объединились, чтобы совершить путешествие к месту, откуда начиналась знаменитая Висимская узкоколейная железная дорога. Несколько десятков человек – участники первого сезона проекта «ЭкоДвиж», который придумали ИА «Все новости» и «Экорадио».

Фото у паровоза – и в путь. Из сердца города – здания краеведческого музея – отправились в экоисторический поход участники летнего сезона «ЭкоДвижа». Впереди у них увлекательное путешествие через единственный в России завод-музей и узкие улочки старого Тагила к главной цели – станции-заброшке Кедун-Быково.

«Когда обсуждали концепцию «ЭкоДвижа», то сразу решили, что не будем ограничиваться только субботниками. Это будет большой и разносторонний проект, через который мы не только делаем город чище и зеленее, но и погружаем жителей в историю, учим жить экологично, беречь мир вокруг себя. Делаем всё в динамичной форме, чтобы увлечь каждого участника», — говорит директор «Экорадио» Ирина Пудовкина.

Здание заводоуправления, сквер Рабочей молодежи и Зеленый мост – к Старому Демидовскому заводу тагильчан сопровождает руководитель службы развития музея-заповедника «Горнозаводской Урал» Антонина Бунькова. У ворот участников встречает следующий знаток тагильской истории. Рассказ Маргариты Кузовковой о том, как устроен бывший чугуноплавильный и железоделательный завод, и как ему помогала плотина.

Проходим по заводским аллеям и попадаем в Ключи – так до революции называли населенный преимущественно старообрядцами район, ограниченный улицами Тагильская и Большерудянская (Кирова). Заведующий Нижнетагильским историко-краеведческим музеем Сергей Старков ведет экскурсию по историческим улочкам. Дом купца Волгина, Входо-Иерусалимское приходское училище для женщин, усадьба Треуховых – активисты подходят к главной точке – бывшей железнодорожной станции Кедун-Быково. Но отыскать её организаторам было не так-то просто. Лишь единицы знали, что скрывает улица Кирова.

«Мы заранее отправились в разведку на поиски следов станции. На пустыре неподалеку от часовни Николая Чудотворца у горы Высокая нашли остатки железнодорожной колеи, но никаких построек не обнаружили. Поговорили с местными старожилами, и один из них через отвалы из песка и щебня провел нас и показал коробку от билетной кассы Кедун-Быково. Это единственное, что сейчас напоминает об узкоколейке в этом районе», — рассказывает главный редактор ИА «Все новости» Владимир Вахрутдинов.

Раньше здесь в ожидании «Кукушки» толпились люди, а сейчас лишь стены остались, а вокруг всё заросло бурьяном. Эту площадку и предстояло прибрать участникам «ЭкоДвижа». Триммеры, грабли и даже мачете пошли в ход – тагильчане быстро расправились с зарослями и мусором. Среди участников оказался человек, отдавший Висимской узкоколейке четверть века.

«Я сам работал 25 лет на узкой колее, — рассказывает бывший машинист «Кукушки» Александр Зубов. — Вот из-за этого и пошел на эту акцию. Конечно, скучаю по тем временам, а что делать… Это тут вся история, вся жизнь заключается в этой дороге».

В 2017 году узкоколейка могла встретить 120-летие, но до наших лет она не дожила. Сообщения о полном разборе путей датируются 2007-2008 годами, станции Кедун-Быково не стало еще раньше. Авторы «ЭкоДвижа» решили оживить историю «Кукушки» — собирали её буквально по крупицам из множества источников. И прямо на стенах бывшей кассы выросла выставка архивных фотографий и появилась табличка-напоминание современникам.

«Многие фотографии в сети были не атрибутированы – то есть невозможно было установить источник и автора. Тогда мы обратилась в музей-заповедник и городской исторический архив, они откликнулись и предоставили нам снимки, датированные аж 19 веком! Большую помощь в подготовке выставки оказал Евгений Ставцев, бывший заведующий домом-музеем Черепановых. Он показал нам снимки, сделанные во время его экспедиции по пути Висимской узкоколейки в 2006 году. А автор сайта «История Тагила» Алексей Драчев поделился своими подборками и архивом собирателя истории железных дорог России Сергея Болашенко. Мы бесконечно благодарны всем за интерес к нашему проекту», — продолжает Владимир Вахрутдинов.

Откликнулись и наши коллеги из ГТРК «Урал» телеканала «Россия». В 1996 году по заказу телекомпании был снят атмосферный фильм «Экспресс “Кукушка”». В сети есть его копии, а на «ЭкоДвиже» можно было увидеть оригинальную и очень атмосферную версию.

На протяжении всей экскурсии и во время субботника организаторам помогали тагильские волонтёры. Для них исторический экопоход тоже стал приятным открытием.

«Я даже не знала, где всё это находится, было интересно узнавать новое. Согласна с мнением девочек – это было очень интересно. Ты даже не задумываешься, о том, какую тайну хранит улица. Просто ходишь, передвигаешься, а здесь ты вникаешь в историю, узнаешь что-то новое, открывается какое-то другое мнение. Это очень интересно», — говорят волонтеры Полина, Екатерина и Кристина.

Новый сезон проекта «ЭкоДвиж» — уже этой осенью. А на Кедун-Быково тагильчане еще вернутся, сейчас обсуждается, как это место можно использовать в просветительских целях.

У информагентства «Все новости» есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо в свой телефон. Подпишитесь, чтобы не пропускать важное.

  • 1/24

     

  • 2/24

     

  • 3/24

     

  • 4/24

     

  • 5/24

     

  • 6/24

     

  • 7/24

     

  • 8/24

     

  • 9/24

     

  • 10/24

     

  • 11/24

     

  • 12/24

     

  • 13/24

     

  • 14/24

     

  • 15/24

     

  • 16/24

     

  • 17/24

     

  • 18/24

     

  • 19/24

     

  • 20/24

     

  • 21/24

     

  • 22/24

     

  • 23/24

     

  • 24/24

     

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus