Нижнетагильский драматический театр провёл новую творческую лабораторию. На этот раз решились на эксперимент – отказались от создания эскизов спектаклей и сняли две короткометражки. Артистам труппы пришлось непросто, нужно было «гасить» свою игру. А режиссёрам давалось всего два дня на репетицию сценария, съемки и монтаж киноработ. В итоге за неделю родилось две картины: чёрная комедия и романтический триллер.
Творческая лаборатория — традиция для тагильской драмы. Перед началом нового сезона в театр приглашают трёх режиссёров. У них и местных артистов есть неделя, чтобы поставить эскиз спектакля. Лучшая работа остаётся в репертуаре. Но этот год стал особенным: было решено снимать короткометражное кино. Пригласили двух режиссёров – Дениса Гуляра из Москвы, вместе с ним приехал оператор-постановщик Андрей Сосновских, и Николая Котяша из Санкт-Петербурга. Ему запечатлеть сюжет в кадре помогал режиссёр монтажа, телеоператор телекомпании «Телекон» Анатолий Тютин. Съёмки обеих лент проходили два дня по 12 часов, остальное время ушло на постпродакшн.
В дни лаборатории в соцсетях драматического театра публикуют неожиданный пост «В театре умирает худрук и… у него есть шанс вернуться». Собственно, об этом идёт речь в 15-минутной ленте Дениса Гуляра. Он наш земляк, родом из Екатеринбурга, выпускник Школы кино и медиабизнеса при Свердловской киностудии. В его послужном списке пять полнометражек, а премьера картины «Любовь зла» с Никитой Кологривым в главной роли состоится в середине сентября. Денис в Тагиле снял короткий метр «Клакёры» по сценарию, который режиссёр написал вместе с нашими артистами. Комедийная история с чёрным юмором, собравшая, в буквальном смысле, на одной сцене множество театральных мифов.
«Я от мира театра далёк, и все вот эти внутренние, вкусные, интересные вещи я не мог знать, и многое предложили артисты, я думаю, это всё из жизни. <…> Есть такая тайна – кинематограф держится на актёрах, режиссёр же не находится на экране, и вот эта любовь к театру, которую вы почувствовали, это за счёт артистов, которые эту любовь перенесли в кадр. Я её просто интерпретировал в киноязык», — рассказал Денис Гуляр.
В театре умер худрук. На прощание с ним, по театральной традиции оно проходит на сцене, собираются артисты, новый худрук, вдова. Внезапно почивший вдруг оживает. Сообщает всем, что у него есть две минуты, чтобы найти хотя бы одного человека, которому он нужен. И тогда продолжит жить. Как выяснилось, не нужен он ни женщинам, с которыми крутил романы и обещал главные роли, ни ученику, который быстро освоился на освободившейся должности мастера, ни коллегам, которые выдохнули после кончины худрука в надежде на новые постановки, ни даже близкому другу. Никому, кроме преданной зрительницы. Ради таких, как она, и есть смысл каждый вечер выходить на сцену, в сотый раз примеряя на себя одну и ту же роль.
Вторая киноработа режиссёра Николая Котяша. Выпускник МГУ, окончил Высшие режиссерские курсы в СПбГУКиТ (мастерская И.Ф. Масленникова). Первый короткометражный фильм «Потерянный дом», снятый в качестве курсовой работы, был участником 60 кинофестивалей в 20 странах, получил более 20 наград. Ему выпало снимать короткий метр «Пушкин и Зомби» по сценарию Константина Попова. Тагильчане помнят его как Костика из «Пёстрого зонтика».
«Это был первый опыт работы в таком формате, я говорю про скорость – от начала разработки проекта до результата. <…> Вообще, я сторонник реалистичного кино, психологического, мне очень нравится трагикомедийный жанр, и я очень осторожно отношусь к разным хай-концептам типа зомби-апокалипсис и к петлям времени. Это всё хорошо, но за ними сложно спрятать какие-то неудавшиеся моменты в режиссуре», — поделился режиссёр Николая Котяш.
«История Пушкина и зомби» получилась и витиеватой, и простой одновременно. В Центральной библиотеке небывалый спрос на книги Пушкина. Внезапный ажиотаж заинтересовал сыщика-дилетанта. Помимо разгадки таинственного заговора, детектив находит в недрах книжного хранилища свою любовь. Картина интересна не только интригующей завязкой и неожиданным финалом, но и срединной сценой, снятой в стиле театра теней. Концептуальное решение интересно и юмористичным закадровым текстом, и красивым цветосветовым решением. Если с этим киношники определились сразу, то вот над концовкой нужно было поразмышлять, авторская идея не устраивала.
«Изначально всё сводилось к тому, что у главного героя шизофрения, нет никакого шефа, и он сам себе звонит. И он берёт следующее задание расследовать случаи пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений в каком-то обществе ветеранов», — объяснил оператор Анатолий Тютин.
Обеим картинам не хватило времени на постпродакшн. Несмотря на это критики в целом благосклонно приняли обе короткометражки.
«Фильм, снятый о театре в театре, это сразу попадание в серьёзную театральную мифологию. Потому что в театре есть своя жизнь, свои мифы, которые очень часто являются просто мифами и с реальностью плохо связаны. В данном случае эту внутреннюю жизнь режиссёру удалось показать через крупные планы. И удалось разглядеть артистов, что очень важно. <…> Замечательно снята история про самого Пушкина и зомби. Теневой театр очень игровой, смешной, немножко отдельный, но он сделан мастерски, содержательно, и воспринимается и как теневой театр, и как анимация, это очень хорошая работа», — прокомментировал драматург Олег Лоевский.
Обе короткометражки нуждаются в доработке. Наиболее удачных «Клакёров» эксклюзивно покажут на закрытии кинофестиваля «Ural shorts» (16+) в Нижнем Тагиле. Увидеть картину можно в кинотеатре «Родина» 8 сентября в 19:00.
У информагентства «Все новости» есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо в свой телефон. Подпишитесь, чтобы не пропускать важное.