Ровно полгода назад МУП «Тагильский трамвай» принял на баланс 57 автобусов и открыл отделение пассажирских автобусных перевозок. Судя по отзывам в соцсетях, горожане оценили работу муниципального перевозчика. Звучат даже предложения передать под транспортный МУП весь автобусный парк Нижнего Тагила и, соответственно, все маршруты. Эту и другие темы журналист ИА «Все новости» обсудил с заместителем директора «Тагильского трамвая» по организации автобусных пассажирских перевозок Сергеем Шнайдером.
Новые автобусы
По словам первого заместителя мэра Вячеслава Горячкина, власти города намерены развивать именно муниципальный транспорт, для чего планируют приобрести в этом году еще три новых автобуса. На какие маршруты они будут направлены, пока неизвестно. Этот вопрос, считает Сергей Шнайдер, надо задавать муниципалитету.
«Маршруты, которые мы обслуживаем, мы не выбираем. Это происходит на конкурсной основе. Какой из перевозчиков предложит лучшие условия, тот и получает лот на обслуживание конкретного маршрута. То же самое касается и предложений забрать под себя весь тагильский транспорт. Спасибо, конечно, нашим пассажирам за положительные отзывы, доверие и поддержку, но такие вопросы – не в нашей компетенции. Так же, как и вопрос о введении льготного проезда в автобусах, его необходимо адресовать в Нижнетагильскую городскую думу», – прокомментировал Сергей Шнайдер.
Терминалы самостоятельной безналичной оплаты
Зато муниципального перевозчика волнует вопрос, как сделать сбор оплаты более удобным для пассажиров и снять нагрузку с водителей. Именно с этой целью в качестве эксперимента с начала сентября на автобусах трех городских маршрутов установили валидаторы.
«Мы выбрали маршруты №13, №58 и №61 не случайно. Именно на этих маршрутах нам удалось приучить пассажиров оплачивать проезд при входе в салон. Дополнительный считыватель, который связан с терминалом, установлен на поручне возле первой двери. Он позволяет самостоятельно оплачивать проезд безналом, не прибегая к помощи водителя. Плюсов у этого нововведения несколько. Во-первых, водитель избавлен от необходимости крутиться с терминалом. Во-вторых, пассажирам нет нужды выпускать из рук свои банковские карты, что, я считаю, очень важно. И в-третьих, мы таким образом направляем пассажиропоток. А при условии узкого прохода в наших автобусах это очень важно. Сейчас люди толпятся у первой двери: одни готовятся заранее к выходу, другие – только вошли, и все мешают друг другу. В идеале же пассажиры должны входить в первую дверь, сразу оплачивать проезд, потому что по всем нормативам для поездки в любом виде транспорта необходим билет, а выходить через заднюю дверь. Приучить людей к новому режиму оплаты возможно лишь при одном условии – если его введут сразу все перевозчики. А пока в муниципальных и частных автобусах сохраняется разнобой, люди будут путаться: где платить при входе, а где – при выходе. Тем не менее, такая система оплаты – вполне жизнеспособна, поэтому будем ее внедрять и дальше. На всех 15 автобусных маршрутах мы планируем устанавливать валидаторы, как только договоримся с компанией-производителем о поставке оборудования и его монтаже. Вероятно, что случится это уже в ближайшее время».
Расписание и безопасность
Движение по расписанию и безопасность пассажиров – еще одна забота «Тагильского трамвая». И здесь ключевым условием, по мнению Сергея Шнайдера, является зарплата водителей. Во-первых, она должна быть достаточно высокой (на данный момент начинается от 70 000 рублей), а во-вторых, не зависеть от собранной за день выручки.
«Если зарплата напрямую зависит от выручки, это приводит к светофорным гонкам и битве за пассажиров. О соблюдении графика движения можно сразу забыть. И, кроме того, это отрицательно влияет на безопасность перевозок. На данный момент все ставки водителей автобусов у нас закрыты».
Система пересадок
Чего не скажешь о трамвайных перевозках. Здесь по-прежнему сохраняется дефицит кадров, не хватает как водителей трамваев, так и кондукторов. А значит, ожидать появления на линиях дополнительных вагонов или введения новых прямых маршрутов пока не стоит. Особенно остро, судя по комментариям в соцсетях, стоит вопрос о связи Вагонки с другими районами города.
«У нас остается неиспользованным ресурс пересадочной системы. Возможность бесплатной пересадки мы ввели два года назад, но до сих пор пассажиры пользуются ей недостаточно активно, а некоторые горожане даже не знают об этом нововведении. Люди готовы ехать в час-пик в битком набитом 12 маршруте, вместо того чтобы пересесть в полупустые вагоны 17 или 8 маршрута, идущие следом. И Вагонке грех жаловаться. Нигде не сконцентрировано столько трамвайных маршрутов, как в этом районе города. Надо лишь смелее пользоваться пересадочной системой, потому что мы намерены развивать ее и в дальнейшем. Напомню, что при оплате картой для пассажира действует возможность бесплатной пересадки на другой трамвай в течение 50 минут. А если эта система приживется, можно будет и вторую пересадку ввести за 50 процентов стоимости проезда. У нас сегодня нет другого варианта, чтобы обеспечить доступность транспорта, кроме как внедрять и расширять систему пересадок».