— Это намного безопаснее, чем ехать на автомобиле, — уверяет Борис Шкабара, — Многие считают, что паралёт – это экстремальный аппарат. Но я могу сказать, что в хорошую погоду, если выполняешь все правила, это безопасно… А разбиться можно даже на велосипеде, — добавляет он после небольшой паузы.
Работая над этим проектом, я поняла, что преодоление гравитации – это, пожалуй, главная идея фикс человека. И теперь, когда в масштабе человечества, мы имеем авиацию, достигли неба и забрались даже немного выше, мечта о полёте продолжает владеть отдельными людьми. Борис Шкабара – один из таких людей. Девять лет назад он стал первым в Нижнем Тагиле счастливым обладателем паралёта. Теперь в нашем городе этих аппаратов пять.
— Началось всё с прыжков с парашютом. Я тогда работал на НТМК, а работникам комбината можно было прыгать бесплатно, — вспоминает Борис, — Я даже сначала не поверил. Пришёл в аэроклуб – там говорят, пожалуйста, прыгай. А я с детства об этом мечтал. Сделал три прыжка. Мне говорят – норму отпрыгал. Как так, я же только во вкус вошёл!
Так ему пришлось ещё 1,5 месяца учиться, чтобы была возможность продолжать прыжки. И ещё год Борис прыгал с парашютом. Но потом бесплатные прыжки для работников комбината отменили. А при зарплате в 8 тысяч рублей платить 800 за прыжок было слишком накладно. Но расставаться с небом Борису не хотелось, и он искал другие варианты. И нашёл аэроклуб, который только-только начал собирать паралёты.
Этот аппарат в народе чаще именуют парапланом, что не совсем верно. Параплан — это крыло. А паралёт состоит из купола и моторизованной тележки с тремя колёсами. На тележке установлен двухтактный бензиновый двигатель от снегохода. Стоит паралёт, как автомобиль – около 500 тысяч.
— Аппарат разборный, — объясняет Борис, — Даже у самого неопытного на сборку уйдёт полчаса. А в разобранном виде паралёт помещается в автомобиль Ока. Так что его удобно привезти к месту полётов.
Для взлёта этой штуке необходима площадка в 30-40 метров длиной. Столько же нужно для посадки. Но это обязательно должно быть открытое пространство – рядом не должно быть высоких зданий и проводов. Летом аэродромом для паралётчиков может служить любой покос.
Летает такой аппарат со скоростью в 40 километров в час, 70 – если поставить спортивный купол. Рекорд по высоте – 5 тысяч метров. Но наши паралётчики летают на высоте в 200-300 метров – она разрешена для полётов без дополнительных запросов. Паралёты, как правило, двухместные. Вес, который может поднять в воздух аппарат, зависит от мощности двигателя. Паралёт Бориса поднимает около 80 килограммов. Но с этим аппаратом он решил расстаться и купить новый – помощнее.
На пилота такого аппарата необходимо учиться, налетать 20 часов. Но погода должна быть идеальной – штиль, без осадков. Таких дней в году на Урале очень мало. Вот и получается, что учёба занимает почти год.
Теперь Борис Шкабара летает не только для своего удовольствия. Уже два года спасатели привлекают его для поиска заблудившихся грибников. Вот и на прошлой неделе, когда искали заблудившуюся под Синегоским семью Кокшаровых, Борис пришёл на помощь – для вертолёта погода была нелётная.
— Вообще-то на паралёте в дождь тоже летать не комфортно и не рекомендуется – намокают приводные ремни. Они от этого горят и могут порваться, — рассказывает Борис, — Но даже при отказе двигателя можно сесть в лес. Порвёшь купол, попадёшь на деньги, но жив останешься. Скорость срыва у этого аппарата 21 километр в час. В чём действительно была сложность – так это во взлёте. Я взлетал с дороги в посёлок Дальний. Это действительно экстрим, там можно было и руку-ногу поломать.
Семья Бориса тоже с радостью принимает участие в его полётах. Летают все, но радостнее всех делает это 15-летняя внучка Лиза.
— Там совершенно другая картинка, — говорит Борис, — Всё в цвете, всё видно. Такое 3D.
Текст — Ольга Рыжих
Фото и видео — Ираида Ксенофонтова
[ОЙ!] …,кайфово-то как,аж завидно :blink: Ольга,не вы ли в воздухе снимали?как самочуха после приземления?
Ираида летала, не я. К моему огромному сожалению
остаётся только позавидовать ираиде :biggrin:
Классная штуковина. бесспорно! Сама бы полетала. Но очень мешают такие паралетчики в районе ВМЗ, когда летают над прудом. Хоть и не долго летают, но шумно весьма. Частенько хочется начать биться головой об стены от беспомощности и невозможности это прекратить 🙂
Просто МЕЧТА !!! Браво пионеру ! Продвинуть бы всё это!