Когда договариваешься о визите домой к подполковнику полиции, представляешь себе суровую официальную обстановку и неловкость в беседе: видишь человека впервые, да еще и в квартиру напрашиваешься. Но с начальником отдела специсследований экспертно-криминалистического центра ГУ МВД по Свердловской области в Нижнем Тагиле подполковником полиции Татьяной Шумаковой все получилось иначе.
Подъехав вечером к нужному дому на ВМЗ, звоню в домофон. Открыли сразу, даже без вопросов – значит, гостей ждут и не боятся впустить к себе постороннего. Из-за приоткрытой двери доносятся детский смех и собачий лай, в квартире пахнет домашней едой.
— Здравствуйте, проходите, — улыбается хозяйка, окруженная тремя непоседливыми девчушками. Муж Татьяны Михайловны помогает мне повесить пальто и приглашает на кухню, попутно спрашивая — чай или кофе.
— А мы как раз поужинали, — объясняет Татьяна, убирая в мойку целую кучу пустых тарелок и присаживаясь за стол. Хозяин дома тем временем расставляет кружки, кипятит чайник и садится рядом.
— Мы еще не познакомились. Меня Дарья зовут. А вас?
— Татьяна.
— Андрей.
— Андрей и все? — переспрашиваю с недоумением.
— Это тоже журналист, поэтому его обычно по отчеству не зовут, — объясняет Татьяна.
В этот момент на кухню заглядывает любопытная малышка и убегает, как только не нее обращают внимание.
— Скромные такие. А почему трое? — замечаю я.
— Да нет, сейчас привыкнут и потом не отстанут. Это еще те оторвы, — смеется Татьяна. — У нас тут хорошие соседи, поэтому иногда наши дети у них, а сегодня в гости к нам пришла девочка. Она немного старше, так что такая группа поддержки получилась. Не страшно даже одних оставить. Ведь бабушки с ними не сидят – одна в другом городе, вторая – работает до сих пор.
— Пока старшая была, то помогала с этим, — вздыхает Андрей. — Когда в школу ходила, то их из садика забирала. В общем, как обычно бывает в семьях, где больше одного ребенка. Ощутимо, что теперь помощницы нет. Теперь вот звонит и рассказывает, как скучает по девчонкам.
— Вроде мелочи – забрать из садика и отправить в пять часов на музыку или на танцы. Но я минимум до шести работаю и не успеваю. А завтра я вообще дежурю по своему направлению, и меня могут вызвать в любое время дня и ночи. Такие выезды случаются раз 5-6 за месяц. Поднимут на полтора-два часа, а потом на утро не совсем понятно, где я, что я…
— Зато как хорошо было осенью, когда мама была в отпуске… Сказка, — мечтательно вставляет глава семьи.
В этом году Настя — старшая дочь уехала учиться в Санкт-Петербург на психолога, а младшие девочки – Катя и Ксюша — первоклашки. Отпуск Татьяна потратила на то, чтобы собрать детей в школу, научить делать домашнее задание вовремя и просто ввести в учебный ритм. Кстати, девочки даже не погодки, а близняшки. О малышках мечтали много лет, поэтому такая большая разница в возрасте со старшей дочерью, с глазу на глаз поделился со мной Андрей. А потом получилось. Причем одна по внешнему виду — папа, вторая — мама, чтобы никому не было обидно. Сферы интересов у девочек тоже совершенно разные: танцы, музыка и художественный кружок для Кати, а шахматы, волейбол и в будущем технический кружок для Ксюши. У малышек получаются свободными только вторник и пятница, и то условно.
Тем временем одна из девочек перебирается на кухню, самостоятельно делает себе чай и тянет со стола безе.
— Ксюша, тебе же нельзя, — напоминает девочке папа.
— Это же не шоколад и не какао, так что пусть ест, — разрешает мама. — Дети сладкое, конечно, любят, но скорее выберут мяса кусок. Все жалуются, что детей накормить не могут – у нас такой проблемы нет.
— А что мама вкуснее всего готовит? — интересуюсь у Ксении.
— Борщ и котлетки! – не думая выпалила девчушка.
Тут на кухню возвращается Андрей со второй дочерью. Катя сидит у отца на плечах.
— Любимая поза, — комментирует он. — А пойдем, покажем картинную галерею – предмет нашей гордости.
Все вместе отправляемся в детскую, где над двухъярусной кроватью висят семейные портреты. Видно, что тут поработали разные юные художники. Настю и Катю рисовала Ксюша, а остальные портреты дело рук Кати.
— Папа лучше всех получился, — с гордостью отмечает Андрей, — и написано рядом «лублу». А еще у нас мама мебель собирает пока папа по командировкам ездит, — кивает на угловой шкаф и детские столы.
— Ну да, это как хобби. Рисовать, изобретать, а потом по своим чертежам воплощать в жизнь, — скромно признается Татьяна. – Началось с того, что нормальную зарплату нам начали платить только с прошлого года, поэтому обновить мебель во всем доме сразу тяжеловато. Так что самостоятельно собирать ее начали с кухонных шкафов и так по кругу.
Столярничает Татьяна в загородном домике на 20-ти сотках. Туда же берут с собой гиперактивных детей.
— Приезжаешь, а там и воздух другой и настроение. Такая релаксация. И детям простор, ходят, ищут себе там приключения всякие. Наше «черноморское побережье» Черноисточинского пруда заменяет все курорты, — смеется. — Вот, хотим сделать детскую площадку, чтобы не наши куда-то убегали, а наоборот, чтобы соседские приходили и играли все вместе.
По словам Татьяны, воспитывать близняшек легче, чем одного ребенка. Они занимают друг друга, общаются, быстрее развиваются и самодостаточны в любой среде. К маме пристают, если им надо поесть, поспать или купить сладкого. Все остальное сами.
Около половины девятого вечера в беседу вмешался телефонный звонок – тревога. На сборы полтора часа. За это время нужно приехать на работу, переодеться, собрать вещь-мешок. Без лишней суеты Татьяна уходит собираться. На несколько минут заходит в зал, садится на диван. На колени мамы сразу же перебирается Катя, а рядом Ксюша играет в шахматы с отцом.
— Мама, я не хочу, чтобы ты на работу уезжала, — жалобно лопочет дочь.
— Катя, а у мамы так часто получается?
— Ну, бывает, — со вздохом отвечает девочка.
На работу подполковника повез муж. А мне в этот вечер выпала возможность побыть няней для близняшек. За полчаса девочки рассказали, что вечером любят смотреть мультики, что этим летом они ездили в лагерь, что у них большая собака «зизиншнауцер» и ее зовут Элегия. Ксюша поделилась со мной тайной, что если научится хорошо играть в шахматы, то папа подарит ей большие и настоящие, с резными фигурками. А еще ей нравится собирать домики из конструктора. Катя бросилась показывать творческие работы, которые она сделала в школе, садике, в подарок маме или просто так для себя. Девочка рассказала, что на прошлый мамин день рождения они с подругой поставили три танца. Диджеем была Ксюша.
На следующий день я прихожу в экспертно-криминалистический центр, чтобы застать Татьяну (теперь уже) Михайловну на рабочем месте. Вопреки ожиданиям, застаю ее не в полицейской форме, а в белом халате и перчатках.
— Здравствуйте! Как вчерашняя тревога? Долго на работе пробыли? — интересуюсь с порога маленького кабинета.
— Да нет, нас быстро отпустили, где-то в двенадцатом часу освободились.
Недоуменно качаю головой и переключаю внимание на шкаф доверху забитый оружием и боеприпасами.
— Наша коллекция, — объясняет эксперт-криминалист. – Что-то принесли, что-то нашли в танках или в саду, кстати, распространенный случай.
Два шага и мы уже в лаборатории, в которой проводятся различные виды экспертиз: трасологическая, автотехническая, работа с наркотическими и взрывчатыми веществами. На столе весы, пластиковые контейнеры и прочий лабораторный инструментарий.
— В 90-е годы много работали со взрывчаткой. Сейчас народ немного угомонился. Зато теперь сплошные наркотики. Много в городе синтетических. Чтобы распознать, что именно за вещество перед нами, используем газовый хроматограф.
— Сколько вещества надо загрузить в такой большой аппарат?
— Очень мало. Буквально меньше капли. Набираем его микрошприцем и отправляем внутрь.
В аппарате вещество должно пройти 49-минутную обработку. А результаты появятся в форме хроматограммы на экране компьютера.
Процедуру необходимо повторить, уточняет Татьяна Михайловна, чтобы наверняка. Но экспертиза экспертизе рознь. Одну можно сделать и за 2 часа, а вот, например, на сравнительный анализ героина может уйти две недели. Много зависит и от количества объектов.
— А это специальное хранилище для взрывчатых веществ, — показывает на большой герметичный бак. — Устроено как термос и по сути одноразовое. Если вдруг бабахнет, то испортится только внутренняя оболочка, – кивает на еще один большой аппарат. – Здесь у нас сушилка. У нее сегодня санитарный день.
Рядом с рабочим столом подполковника лежит опечатанный бумажный сверток и стоит чемоданчик защитного цвета.
— Давно вам это на экспертизу привезли?
— Ммм… в пятницу. Давайте раскроем, кстати, — эксперт садится за стол и начинает разрезать бумагу, являя миру неопознанный объект. – Так, что это у нас? Возможно дымовая шашка. Обычно нам привозят что-то более типичное. Это уточним по каталогу, – крутит в руках и откладывает.
В чемоданчике оказывается множество старых патронов. Начальник отделения специсследований качает головой.
— Это мы отправим в баллистический отдел.
— У вас тут получается как в популярных сериалах. Татьяна Михайловна, вы телевизор, кстати, смотрите?
— Я поняла, о чем вы. Смотрю, но чаще всего просто новости. А сериалы типа «След» и ему подобные уж слишком идеализированы. Не похоже это на настоящую работу. У нас тут все гораздо приземленнее. Наша работа – сухие факты. Ведь зачастую все не так просто, как кажется на первый взгляд. Знаете, сколько может закрутиться вокруг одного окурка, найденного на месте преступления. Так что мы должны расставить все по своим местам. Да, иногда приходится проделать много бесполезной работы. Зато как радуешься, когда найдешь что-то, что помогло найти злодея.
— Татьяна Михайловна, скажите честно, работа не мешает воспитанию детей? Или вы этого не ощущаете? Что получается важнее?
— Я вообще не понимаю, когда спрашивают, что вы выберете, что важнее… Как тут можно выбирать? Конечно, хочется сказать, что семья, дети важнее, но я стараюсь, чтобы такой выбор не вставал. Работу люблю, работаю по специальности, это интересно. Конечно, не всегда все гладко. Что-то не успею, где-то не догляжу дома. Вон, в корзине колготки нестираные лежат. Но когда человек упирается во что-то одно, он становится односторонним. Так что не надо делать выбор.
Спасибо ! Интересная статья
И фотографии интересные в рекламе.
какая реклама? о чем вы???
Татьяна, поздравляю с Днем матери! Ломайте стереотипы!!!!
… а для чего эта статья?..
раз спрашиваешь, то скорее всего статья не для тебя, но прочитай, очень интересно!
Интересно, для чего упаковки лекарства ОМЕЗ на столе у эксперта. Если не ошибаюсь, это лекарство для лечения желудка и т.д.
Не ошибаетесь.) Но на столе у эксперта упаковка выполняет всего лишь функцию тары для пакетиков с белым порошком.