Она работает в музее изобразительных искусств Нижнего Тагила уже 40 лет. 25 из них – в должности директора. Благотворительный фонд имени Павла Третьякова наградил её премией «За верность профессии и многолетнее служение русскому искусству». Мы побеседовали с Мариной Агеевой о том, как за 40 лет изменилось отношение к культуре в Нижнем Тагиле.
— Марина Владимировна, при присуждении премии упоминалось, что Вы стали инициатором участия тагильского музея в проекте Третьяковской галереи «Золотая карта России». Что это был за проект?
— Это очень давний проект Третьяковки, он был ещё в 1999 году. Мы выставляли в Третьяковской галерее свои картины. Но эта премия дана за совокупность вклада в развитие русского искусства. Меня выдвинул журнал «Русское искусство», где публиковались мои статьи о коллекции нашего музея. В том числе была статья, посвящённая Михаилу Шемякину, вышли две книги: в Нижнем Тагиле и в Москве. Другая статья – тоже о московском художнике, Игоре Рубене, чьи картины есть у нас в коллекции. И это всё не просто статьи, которые говорят о том, что это был за художник, что он сделал. Они о том, как мы пополнили коллекцию, как картины попали к нам. Например, по Шемякину – 19 работ в живописи и более 100 листов графики мы получили в дар от семьи. Рубен – наша коллекция пополнилась на 40 работ.
Мне как лауреату предоставили право написать о самом значительном проекте музея для «Русского искусства». Я сделала статью, посвящённую проекту «Поднос 21 века» — это самый большой проект 2013 года. В его рамках вышли три книги, посвящённые нашей коллекции, доклады, статьи.
Премия Третьякова даётся за пропаганду русского искусства. Это такая награда, даже не за годы, а в совокупности по результату жизни.
— Как за 40 лет в городе изменилось отношение к искусству?
— Вопрос сложный. Когда я стала директором, у музея было одно здание. Сейчас их три. С другой стороны, есть здание по адресу Ленина, 3а (молельный домик возле дома купца Аксёнова, ветхая постройка частично обрушилась год назад, возможно, этому кто-то помог – прим. автора). Нам его передали с 90-х годов, мы его так и не отремонтировали. И в этом плане мы не расширили своих площадей. Коллекция, которую я когда-то приняла как главный хранитель, насчитывала 2,5 тысячи экспонатов. Теперь их 10 тысяч. В основном, это не закупки, а передача из фондов и дары московских художников, их наследников. У нас в России хорошая репутация. Мы занимаемся тем, что пропагандируем творчество этих художников. Начали с Голубятникова, потом Шемякин… Сын Рубена подарил огромное наследие – мы издали книгу. То есть мы не просто берём работы, которые нам нравятся. Мы стараемся вернуть это имя в искусствоведческий оборот. Так мы пополняем коллекцию – не просто берём себе, а реставрируем, пишем книги.
— А люди стали чаще в музей ходить?
— Количество посещений чуть-чуть прибавилось тысяч на 10. Раньше у нас Нижний Тагил был туристическим центром. К нам приезжали дети со всей области. Сейчас такого нет почти. В основном мы работаем для тагильчан. Но, в принципе, это правильно – для того и создан музей, чтобы удовлетворять эстетические потребности жителей. Но я надеюсь, что все программы по развитию туризма помогут сделать музей ещё более открытым и звучащим.
— А что теперь интересно посетителям?
— Мы сегодня со зрителем работаем на выставках. Наш проект, например, «Исконный свет Салафиила». Это интересно. Вчера слушала по «Культуре» передачу, Архангельский ведёт, и он назвал тенденцию, которая характерна и для нас. Постоянная экспозиция есть всегда и публика считает, что может её в любой момент посмотреть. А на выставки ходят чаще. Люди любят становиться участниками событий. Например, в ночь на 18 мая будет Ночь музеев. Люди сейчас избалованы и хотят шоу. Телевидение нас к этому подвигает. Время требует необычных форматов.
— То есть, нужно подстраиваться под новый формат мышления?
— Да. Как в «Салафииле» — это и живопись, и физические опыты, произведения современных художников, слайдшоу. Новые технологии востребованы. Мы все работаем с компьютером, Интернетом, всё, что хотим, можем увидеть в виртуальном пространстве. Введение новых технологий понятно зрителю. В выставке большеформатных картин «Это наша с тобой страна» у нас стоят экраны, на которых идут фильмы той эпохи. То есть зрительный ряд расширяется – это потребность современного человека.
— А музейщики по-прежнему работают почти на голом энтузиазме? Или зарплаты теперь нормальные?
— Начиная с прошлого года, по дорожным картам, зарплата должна выйти на средний уровень по области. Поэтому, как живёт область, так живёт и состав научных сотрудников в музеях.