В Городском дворце детского и юношеского творчества сегодня прошло выездное заседание консультативного совета по взаимодействию с национальными общественными и религиозными организациями. Его посвятили празднованию Дня народов Среднего Урала. В холле гостей встречали народными песнями, в зале прошёл концерт.
На диалог о профилактике межнациональных конфликтов среди детей собрались руководители школ, гимназий, лицеев, детских садов и учреждений дополнительного образования, чиновники городской администрации.
«У детства нет национальности» — гласит надпись на экране в зале дворца.
Участники заседания обсуждали, как сделать комфортным и безопасным пребывание детей различных национальностей в коллективах, начиная с детсада.
По мнению собравшихся, одна из главных проблем, с которой сталкиваются учителя, — это работа с учениками, совсем не знающими русского языка. Так, школе №71 уже учатся 12 ребят, которых пришлось учить русскому языку с нуля. Для этого педагоги прошли в Москве курсы преподавания русского языка как иностранного. Но далеко не все школы имеют возможность отправить учителей на такое обучение.
Между детьми возникает недопонимание на бытовом и культурном уровнях. Примеры, как бороться с разногласиями, есть у той же школы №71. На уроках физкультуры с учениками там проводят игры народов мира. А в школе №5 пошли дальше, там дети изучают украинский язык и народные танцы «незалежной». Во многих школах практикуют знакомство учащихся с национальной кухней дружественных народов. Члены координационного совета отметили, что нашумевший подростковый конфликт, в котором участвовали ученики школы №6, разрешился, и заверили, что в городе принимаются все возможные меры для предотвращения подобных инцидентов.
Чтобы между детьми не возникало конфликтов, нужно привести их к одному языку, культуре, общечеловеческим ценностям, сделать упор на светское воспитание, уверены педагоги. Но дома семьи разных национальностей говорят на своих родных языках. Это серьёзно тормозит приобщение ребенка к местной культуре, считают участники совещания.Однако в этом есть и положительные моменты: по итогам соцопроса среди детей-иностранцев выяснилось, что 13% из них родными считают 2 языка – национальный и русский. Несомненно, дети, говорящие и думающие на двух языках более сообразительны, но двуязычие осложняет работу обычному учителю, который специальных курсов не проходил, считают педагоги.
«Толерантность должна идти из семьи, а учитель — лишь путеводитель», — говорят представители школ.
Мэр Нижнего Тагила Сергей Носов подвел итог заседанию словами:
«Вопросы толерантности нужно отрабатывать, не делая из этого священнодействие. Нет разницы, какая национальность. Мы – народ России. Прописная истина: Бог создал нас разными, но с одинаковыми возможностями, вот о чем следует помнить»
Анна Степанова