На краю земли, в Японском море лежит остров Русский. В дореволюционное и советское времена здесь была мощная военная крепость, защищавшая восточные границы России. Сейчас от былой мощи почти ничего не осталось. Но воинство на острове всё же есть, и не только в погонах.
Два десятка «людей в чёрном» ведут незримые битвы с невидимыми, но от того ничуть не менее реальными силами и служат Богу. Предводительствует этим братством невысокий худой человек с тихим голосом, но сильным характером. Это отец Климент (Кривоносов). Криви, как его до сих пор называют друзья из прошлой жизни. Рок-музыкант, лидер группы «Овод», в последний год XX века приехавший с морским альбомом «За китами» из Нижнего Тагила во Владивосток. Одноимённая песня с него стала хитом сначала в Нижнем Тагиле, затем в столице Приморского края.
И тут кривая вывела туда, куда никто не ждал, и судьба нырнула в незнакомую до того глубину. В 2001 году Сергей пришёл в монастырь на острове Русский, который только-только начал возрождаться. Через три года был пострижен в монашество. А ещё через какое-то время стал игуменом монастыря – можно сказать, генералом монашеского войска Русского.
Музыка и творчество вчера и завтра
Как изменилось ваше отношение к музыке, с музыкой?
Когда я вошёл в церковную среду, пришлось многие вещи переоценить, в том числе музыкальные. И пришлось открыть Америку. В детстве я учился в музыкальной школе и был знаком с классической музыкой. Но есть классическая музыка, рок-музыка, и есть церковная музыка – отдельный материк со своими критериями, своей системой хорошо-плохо. И пришлось все это открыть. Как, например, есть живопись и есть иконопись. Для человека непосвящённого все иконы в принципе одинаковые. А для того, кто разбирается, – сотни, тысячи школ, течений, техник. Также и в церковной музыке. Есть древнерусское пение, знаменный распев, классическое академическое, греческое, исонное, византийское, болгарское пение.
То есть интерес к музыке не пропал, а трансформировался?
Да. Тем более первые годы в монастыре моим послушанием было пение на клиросе. Я был регентом монастырского хора. Вообще, отношение к музыке прежнее осталось. Мне по-прежнему нравятся вещи, которые нравились раньше, – те же Beatles – но с определёнными оговорками.
А вы слушаете радио?!
Я приехал к маме (в Нижнем Тагиле живут мама и сестра отца Климента), а у неё радио постоянно играет. И я возмущаюсь: что это за ерунда и как это можно слушать? Примитивные глупые тексты, неужели это кому-то может нравиться. Видимо, я отстал от современной поп-культуры.
Отношение к своему творчеству изменилось?
Для всякого художника его произведение: картина, музыка, скульптура – дитя. Ты к нему неравнодушен. Тебя интересует, как у него сложится судьба, как к нему относятся другие люди. За его честь и достоинство ты готов заступаться. Но наступает момент, когда ребёнок вырастает, и эта связь прерывается, творение становится самостоятельным. Живёт сам по себе. Я это испытываю в отношении, например, некоторых своих картин, которые я написал когда-то давно. Я смотрю на них посторонним, независимым взглядом, как будто это написал не я. Также и творчество музыкальное. Я его теперь слушаю бесстрастно – меня ничто не цепляет, не заставляет сжиматься сердце от ностальгии. Ну да, было интересно, был такой результат – такое примерно отношение.
Продолжаете ли сочинять музыку или стихи, может быть, занимаетесь живописью или иконописью?
Стихи никогда не были моей стезёй. Я писал тексты на некоторые вещи, но просто потому, что не находилось ничего созвучного для собственных музыкальных идей. Поэтом я себя никогда не считал.
А вот музыка… Музыка да. Правда, сейчас музыку не пишу. Но когда у нас был монастырский хор, некоторые вещи я писал. Есть песнопения, которые поются на богослужениях. И я просто сделал свой вариант распева. Это было продиктовано особенностями нашего хора, его техническим уровнем. Сложные вещи мы спеть не могли, и я для конкретных людей писал то, что они смогут спеть. Но это не искусство – ремесло.
А вот иконописью занимаюсь.
Всем движет идея
Последнее время, особенно, наверное, последнее десятилетие, идут поиски соприкосновения православия и рок-музыки. Дьякон Андрей Кураев читает проповеди на рок-концертах, кто-то из священников в столице организовал при приходе рок-клуб и т. д. На ваш взгляд, эти точки есть, или, наоборот, правы те, кто считает, что рок-музыка оказывает разрушающее воздействие?
Отвечу официально. У нас есть такой документ «Основы социальной концепции РПЦ». Там отражены отношения церкви и современных видов искусства. Любая форма современного искусства может быть принята для благовестия евангельских, христианских истин. Это и театр, и кино, и музыка, в том числе рок-музыка, рок-опера – это всё приемлемо.
Нет самого по себе ничего нечистого. Все зависит от идеи, которая всем движет. Что такое рок-музыка? Для меня это – звучание электрогитары с перегрузкой, классическая ударная установка. Если это наполнено христианским содержанием, то почему бы и нет?
Если бы у вас была возможность обратиться к публике, которая пришла на рок-концерт, вы бы ею воспользовались?
Думаю, что нет. Проповедь на рок-концерте, мне кажется, неуместна. Люди приходят расслабиться, а тут выходит человек в рясе и начинает что-то, извиняюсь, втирать. Кого-то это может спровоцировать на агрессию и богохульство.
Таинственные глубины сердца
Во Владивостоке группа «Овод» приобрела известность, появилось много знакомых в музыкальной среде. Сейчас часто ли из Владивостока к вам приезжают музыканты, с которыми тогда познакомились? Или не сказать, что музыканты кораблями к вам плывут?
Не сказать. Есть старые друзья и знакомые, которые приезжают. У одного я сына крестил, другие просто приезжают решить свои проблемы. Несколько дней, бывают, просто живут в монастыре. Иногда просто чтобы успокоиться. Пусть у человека веры глубокой и осознанной нет, но он помнит, что есть такой вот, который сейчас отец Климент, а раньше был нашим другом, нашим однокашником.
Но из многих-многих моих друзей-музыкантов по пальцам можно пересчитать людей, которые пришли к вере и стали воцерковлёнными людьми. Это буквально несколько случаев. И это те люди, от которых ты подобного не ждал.
Может, это специфика рок-тусовки или вообще творческой среды?
Среда здесь ни при чём. Это просто тайна спасения души, глубины сердца. Кто-то откликается на призыв Евангелия, а кто-то нет.
Как произошла ваша встреча с Богом, которая в конечном итоге привела вас в монастырь? У вас семья была неверующая?
Абсолютно. Я ничего не знал. Никто меня не учил ни в детстве, ни в юности.
Интерес к вере был в детстве или юности?
Да нет. Конечно, все мы смотрели некоторые мистические фильмы, опыт соприкосновения с духовностью был на уровне примитивного мышления. В старших классах для нас культовыми фильмами были «Стена» Пинк Флойд, The Doors, ещё какие-то вещи. Мы экспериментировали, хотелось всё попробовать самим.
Потом начались 90-е годы, появилось много разных предложений духовности – от Православной церкви до Белого братства. Я имел некоторый опыт общения с Обществом сознания Кришны, потому что им был близок один мой знакомый. Он до сих пор в нём пребывает и тоже там преуспел.
Через эти непростые пробы Господь привёл к православию.
Говорят, что человеку сложно прийти к Богу самому. Обычно это происходит через другого человека.
У меня был такой человек – друг, который притащил меня в храм, дал мне первую книжку. Он сейчас священник, служит в Твери, у него семья – восемь детей.
Новое Отечество
Вы Нижний Тагил оставили в 1999 году – 15 лет назад. Изменилось ли восприятие города и как город изменился?
Владивосток и Москву не могу сказать, что люблю, но мне в них комфортно. Не люблю это слово, но в этих городах действительно органично существуешь, работаешь, несёшь служение. С Тагилом связаны переживания детства, юности. Всё так замешано, много страстей, целый клубок, в котором тогда трудно было разобраться и до сих пор особо не хочется разбираться.
Быть здесь мне тяжеловато. Я не могу равнодушно пройти мимо 32 школы или худграфа, мимо детского сада, куда я ходил. У меня какая-то, видимо, чувствительность особая. Может, со временем она притупится.
Это негативные переживания?
Нет. Просто их не должно быть. Нужно нормально, равнодушно относится: ну да, все меняется. А ты вот как-то не можешь к этому нормально относиться. Кстати, Иоанн Лествичник говорит, что если захочешь вступить в обитель, то не оставайся в том городе, где ты жил, грешил, с теми людьми, с которыми тебя связывал грех, а выбирай для монашеского жительства отдалённую местность, где будешь странником и где тебя никто не будет знать. И где ничто не будет напоминать о прошлой жизни.
Ваша сегодняшняя Родина – монастырь на острове Русский. Расскажите про него.
В монастыре живёт около 30 человек. Из них половина – монахи и послушники, другая половина – трудники, или другими словами волонтеры – те, кто временно трудится в монастыре. Кто-то из них остаётся и становится послушником, кто-то уходит.
Ещё до революции остров Русский был крепостью, которая обороняла морские подходы к Владивостоку. Там много фортификационных сооружений: батарей, портов. Часть из этого законсервирована, часть стала музеями, часть – прибежищем для диггеров и площадкой для перформансов художников. Есть и три действующие воинские части, но по сравнению с советским временем это ничто. Тогда там были учебки на весь Тихоокеанский флот – все матросы проходили через остров Русский. Сейчас остров опустел. Много брошенных казарм, объектов и из царских, и из советских.
Наш храм – единственный сохранившийся, до революции на острове их было шесть полковых воинских храмов, шесть домовых церквей и две часовни. Все было разрушено, уцелел лишь наш храм. В советское время он был клубом, в 90-е там открылся видеосалон.
Приличный хотя бы?
Да вот не факт. Но попущением Божиим, а может, милостью Божией там произошёл пожар, и здание бросили. Без окон, без крыши постояло лет восемь, а в конце 90-х начался процесс восстановления как храма. С 2001 года там существует монастырь.
Устав, как и во всех монастырях, традиционный: общая трапеза, общие службы утром и вечером. Между службами – труды по силам и способностям. Мы встаём достаточно рано – в будни в 3.30 у нас подъём, в 4 начинается богослужение.
Есть и прихожане – островитяне и жители Владивостока.
Колокольня по вашему проекту строится…
Пока не строится, но действительно есть проект. 40-метровая колокольня будет входом в монастырь.
У вас тоже мусульмане трудятся на монастырском строительстве?
Да, мы привлекаем узбеков. Но мы с ними давно сотрудничаем: сблизились, подружились. С этой бригадой я хорошо знаком. Я бы с удовольствием русских нанимал, но… К сожалению, наши русские люди не отличаются порядочностью – по крайней мере, нам не везло. А узбеки дорожат своей репутацией, и дисциплина у них безукоризненная.
Чудесная природа обыденного
Считается, что монахи — возлюбленные дети Божии, Бог особо им близок. Я думаю, что в вашей жизни, в жизни обители было много случаев чудесной помощи или просто моменты, которые проявляли Божие присутствие в нашей жизни.
Этих случаев действительно масса. Если внимательно следить за тем, что происходит, то их можно найти каждый день. И для духовно чуткого человека так и есть. Но, к сожалению, мы по нашей твердолобости и толстокожести этого не замечаем. Даже явные чудеса забываются, и ты начинаешь их воспринимать как нечто само собой разумеющееся.
Например, каждый человек и история его прихода в обитель – это всегда чудо. Разве не чудо, что бывший наркоман приходит в монастырь. Я видел десятки, если не сотни людей, которые приходят в монастырь – и уходят. А он с таким багажом остался в монастыре, стал послушником.
Другой монах, ему 85 лет. Он пришёл в монастырь, когда ему был 71 год. Представляете, 71 год человек прожил, был начальником железнодорожной станции, с офицерами немецкой армии выпивал, был свидетелем того, как чеченцев по приказу Сталина за несколько часов перевезли в Казахстан – жизнь у него была богатая. И вот он в 71 год принимает монашеский постриг. Он был крещён, но жил как обычный советский человек, вырастил детей, а в конце жизни бросил все, поехал на край земли и поступил в монастырь.
А когда стройка идёт – тут вообще поток милости Божией. Например, стройматериалы откуда ни возьмись появляются или какая-нибудь арматура или балки, которые долго не можешь достать.
Бывает такое, причём я слышал от многих отцов, которые строят храмы, что расплачиваешься с рабочими и сумма достаточно крупная, а казна пустая. И в этот же день приходит какой-то человек именно с этой суммой.
Для верующего человека это если не обыденно, то естественно. Самое главное чудо совершается регулярно на службе, когда хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы. Это самое большое чудо на земле. Или, например, крещение – это же новый человек рождается!
Беседовала Ольга Думченкова
Фото из архива игумена Климента (Кривоносова)
Хороший материал какой. И лицо у батюшки чистое, боговдохновленное. До места лететь 6 часов от ЕКБ и потом катером.
в тридцатку можно уложиться. Поехать трудником, что ли, отдохнуть на дальневосточной южной природе?
Отличный материал!
С огромным удовольствием прочитала! Жаль, что мало) И хотелось бы поподробнее узнать, как сам отец Климент к Богу пришел, и нам, простым смертным, что для этого делать…
есть фильм на ютубе , название “Уйти в монастырь” в нём его история так же описана
Ольга Думченкова, у меня изменилось к вам отношение после этого интервью. Я думала, вы просто наблюдатель, а вы такой прекрасный интервьер! Спасибо вам от всего сердца! Пути господни неисповедимы. И только знать, что такие люди, как отец Климент, есть на свете – уже счастье. Это так здорово! Надо будет еще раз все перечесть и осмыслить. Очень это интервью располагает к размышлению.
Помнится, в комментах у Шалфея однажды спрашивали об этом священнике, а он вроде тогда не в курсе был.
А вообще была, была в своё время Надежда на РПЦ, но к сожалению, не оправдалась. Валентин Распутин, как-то высказался в том духе, что церковь в настоящее время на стороне власти, но не на стороне народа.
Только время рассудит, кто был прав. Но, наверное, мы не доживем. Большое видится на расстоянии.
Есть такой диагноз “православие головного мозга” ( ПГМ ).
Хорошо написано на лурке.
Точную ссылку ищите через гугл.
Такого диагноза не существует, а вот диагноз “Идиотия” в психиатрии есть. И это, вероятно, про тебя. Ну или delirium tremons тоже очень вероятен
Вот кому интересно про о.Климента
Смотрите “Уйти в монастырь (ТНТ, 2008)” на YouTube – https://youtu.be/U70WTWtww7k
Проект отца Климента и братии http://nachinanie.ru/Project/Index/75005 . Можно поддержать и помочь распространить)
Криви (отец Климент) напиши мне номер счета для колокола!