С начальником управления образования Нижнего Тагила Игорем Юрловым мы беседовали о подготовке к ЕГЭ, строительстве новых школ и о том, как бороться со школьными поборами (расшифровка прямого эфира «Экорадио» от 04.03.2015).
– Начать хотелось бы вот с какой темы: В нашу редакцию обратились родители учеников школы №56. Их беспокоит состояние здания школы, ему больше 50 лет, часть кабинетов закрыта, часть детей перевели на вторую смену. Знаю, что сегодня там был мэр Сергей Носов. Что решили, какое будущее ждёт школу?
– На сегодняшний день в нашем городе существует 33 здания школ сроком эксплуатации более 50 лет. За прошедшие несколько лет, на моей памяти это за 15 лет, была проведена реконструкция только двух зданий: здание школы №7 и здание школы №49. Всему приходит своё время и физический износ зданий – как школьных зданий, так и детских садов, имеет определённое ограничение. Поэтому мы побывали сегодня с главой города в школе №56 и посмотрели общее состояние, для того, чтобы иметь общее представление об основных проблемах и в каких направлениях действовать. Конечно, нужны деньги на реконструкцию школьного здания. Сегодня это огромные суммы. Мы свои предложения сформировали и передали их в министерство образования Свердловской области. Я лично разговаривал с министром образования Юрием Ивановичем Биктугановым. Это проблема не только Нижнего Тагила, это проблема в целом Свердловской области и, я думаю, России. Так как зданий школ именно в 1950-е годы было построено очень много. Сейчас эти здания требуют серьёзных вложений, требуются большие ремонтные работы, а в отдельных случаях снос этих зданий и постройка новых. Если говорить конкретно по школе №56, то сегодня там образовательный процесс идёт, часть помещений закрыта по заключению «Тагилгражданпроекта». Я надеюсь, что школа будет жить, развиваться и дети будут в ней учиться.
– Год непростой в плане наличия в бюджете денег. Где взять деньги на реконструкцию? Есть ли какие-то конкретные сроки, когда может начаться процесс?
– В этом году завершается программа строительства и ввода в действие новых детских садов. За последние два года мы построили в Нижнем Тагиле семь детских садов, и в этом году начато строительство ещё трёх. В этом году программа завершается. Есть информация, она ещё не получила своего официального подтверждения, что со следующего года начнётся программа строительства зданий школ и реконструкции существующей сети. Потому что количество детей, выходящих из детских садов, увеличится. И нагрузка на школы, соответственно, будет расти. У нас существует проблема двухсменности школ. По современным требованиям к организации образовательного процесса дети должны учиться в одну смену в школе.
– Школе №32 почти 80 лет. Некоторое время назад проходила информация, что, возможно, её снесут, она переедет на Гальянку. Это вызвало большой общественный резонанс. Кто-то выступал за, а кто-то против. Есть какое-то определённое будущие для этой школы?
– Здание школы — одно из самых старых в нашем городе, и рассматривается вариант строительства новой школы на ГГМ и вывод туда школы №32. Это единственный возможный вариант. У нас уже определён участок для строительства в микрорайоне Александровский. Сейчас рассматривается проект, который должен пройти определённую экспертизу на различные показатели. И уже после этого будет сделана заявка в областную программу. Строительство школ, как и строительство детских садов, предполагается, что будет в рамках софинансирования: как за счёт федерального бюджета, областного, так и местного.
– Жители ГГМ спрашивали: «Расширяется район, идёт застройка. Есть ли в планах построить там школы?» Школа №32 туда переедет в перспективе. Это единственная школа, которую планируется ввести на Гальянке?
– Нет, мы проектируем ещё на Муринских прудах. У нас в плане развития города строительство двух школ на ГГМ. Нагрузка на школьные здания на Гальянке большая. Школы работают в две смены и очень наполненные. Чтобы решить эту проблему, строительство школ там необходимо.
– В школе №25 здание начальной школы закрыто по причине негодности. Ученики начальной школы вынуждены сидеть в классах на переменах, это отражается на их здоровье, считают родители. Когда будут строить новое здание, когда снесут старое?
– В школе №25, и не только, у нас составлен план. И всё зависит от финансирования, поэтому проект по строительству начальной школы имеется, но пока мы ничего не можем, потому что нет средств.
– Давайте поговорим о подготовке к ЕГЭ. Она уже наверняка началась.
– Я думаю, что родителям и выпускникам 11-х классов сейчас очень интересна тема ЕГЭ. Основная задача в проведении ЕГЭ выражается в том, чтобы создать равные условия для всех детей. Чтобы процедура была максимально прозрачной, чтобы она была честной, чтобы не было допущено списываний. Для чего? Для того чтобы ребёнок, который действительно учился, занимался, имел возможности для своего дальнейшего пути развития. Нравится нам это или нет, но так правильно. И ЕГЭ в этом году будет проводиться в рамках той технологии, которая была в прошлом году – это запрет пользования сотовой связью с контролем на входе пункта проведения экзамена. В этом году появилось новое требование – установка «глушилок» для сотовой связи. Это вызывает тревогу, особенно у родителей. Дети относятся к этому более спокойно, а родители начинают чувствовать, что к детям какое-то недоверие, беспокоятся, что дети испытывают серьёзнейший стресс. Действительно, любой экзамен для выпускника школы – стресс. А мы с вами заканчивали школу не в форме ЕГЭ, но стресс этот переживали. Поэтому будут созданы комфортные условия для детей, чтобы ЕГЭ проводился как для выпускников 11 классов, так и общегосударственный экзамен для выпускников 9 классов, в соответствии с установленными требованиями. ЕГЭ в этом году начнётся, так же как и в прошлом 25 мая, первый обязательный экзамен пройдёт 28 мая – это математика базового уровня.
– У нас есть такой вопрос: «Я буду сдавать базовый ЕГЭ по математике. Смогу ли я поступить в вуз на техническую специальность? Ещё сдаю физику и обществознание».
– На техническую специальность с базовым уровнем вряд ли получится поступить. Если математика присутствует на вступительных испытаниях в вуз как один из предметов, тогда нужно сдавать повышенный уровень. Если математики нет в перечне, например, на специальность «Юриспруденция», тогда достаточно выбрать базовый уровень. И базовый уровень нужен для того, чтобы получить аттестат. Если выпускник не планирует никуда поступать, тогда достаточно базового уровня. Или на гуманитарную специальность, если там нет этого предмета как вступительного. У министерства образования выложено расписание ЕГЭ, и в этом году разведены даты базового и повышенного уровня.
– Ещё какие-то новшества будут в этом году?
– Серьёзных новшеств, по сравнению с прошлым годом, нет. Единственными будут пробные варианты. Мы проводили в ноябре диагностические работы. И репетиционные будут проходить в марте — апреле, для того чтобы дети имели возможность почувствовать атмосферу экзамена, побывать в этой аудитории, чтобы знать на что пойдут. Поэтому пожелаю нашим выпускникам удачи.
Я думаю, что у нас есть все шансы продемонстрировать хорошее качество образования, как и в прошлые годы. Напомню, средний балл по ЕГЭ всех предметов, за исключением литературы, в Нижнем Тагиле выше областных. По литературе соответствовал областному уровню.
– Недавно школьники вышли с карантина. Будет ли из-за вынужденных каникул как-то изменён график учёбы, что ждёт школьников?
– В этом году у нас произошёл всплеск заболеваемости по ОРВИ. Было принято решение приостановить образовательный процесс в школах, и эта мера оказалась правильной. После выхода детей в школу уровень заболеваемости резко упал. Сегодня мы не наблюдаем роста заболеваемости, и даже идёт снижение. Многие спрашивают, не передвинут ли каникулы. Нет, ничего этого не произойдёт. График учебного процесса утверждается и устанавливается один раз в начале учебного года, и потом остаётся неизменным, а вот дополнительные каникулы либо карантин — это уже ситуация, от которой никто не застрахован. Поэтому можете планировать отдых с детьми в мартовские каникулы, на выходные дни.
– Такой вопрос: «Будет ли в детских садах усилен контроль, чтобы больные дети не посещали детское учреждение, а лечились дома? Из-за наличия постоянной инфекции в детских садах и школе у ребёнка присутствует букет хронических заболеваний».
– Ограничения должны быть. Кто занимается ограничением посещения больного ребёнка в детский сад или школу? В первую очередь – родители. Если родители видят, что ребёнок болеет и при этом они ведут его в детский сад — это нонсенс и парадокс, но такие случаи бывают. Следующий уровень контроля – воспитатели и учителя. Когда ребёнок поступает, то они должны обращать внимание на физическое состояние ребёнка и, естественно, принимать меры. Не допускать ребёнка в группу или класс, отводить его в медицинский блок, для того чтобы дождаться родителей, пригласить врача или вызвать скорую помощь. И третий уровень – медицинский работник. Он должен осматривать детей, которые приходят в садик. Но здесь у нас ситуация не в лучшем виде, потому что не всегда медработник в момент прихода ребёнка в учебное заведение находится на месте. Это связано с графиком работы и, может быть, с отсутствием этого работника в принципе.
Если говорить о хронической заболеваемости ребёнка, вообще здоровый ребёнок не должен болеть, даже с точки зрения физиологии, поэтому нужно родителям обратить внимание на состояние ребёнка, защитить его с точки зрения профилактических мер.
– Давайте поговорим о школьном питании. В начале учебного года очень много эта тема обсуждалась. Когда проходил конкурс на заключение контрактов на питание детей в школах, ряд частных фирм существенно снизил цены, в итоге из бюджета за обед платится 50 рублей, а то и меньше. Ставился вопрос, как на такие деньги детей можно кормить. Сейчас как ситуация обстоит? Остаются проблемы в этой сфере?
– Проблема школьного питания одна из самых главных. Полноценное, здоровое питание ребёнка должно способствовать как физическому, так и интеллектуальному росту и развитию. Поэтому выделяются средства на организацию школьного питания. В 2014 году было выделено 185 миллионов, это для организаций бесплатного питания из средств областного бюджета. Туда входит бесплатное питание детей, обучающихся в начальной школе, и определённая социально защищённая категория детей 5–11 классов.
Как показала практика проведения открытых аукционов летом 2014 года, предпринимателям интересна эта тема. Они не на шутку взялись за проведение конкурса. И это привело к тому, что большая сумма средств образовалась как экономия в результате торгов. Мы с главой города и с депутатами городской думы изучали этот вопрос. И пришли к выводу, что вопрос организации конкурентных процедур по школьному питанию требует изменения подхода. Была создана рабочая группа, куда вошли представители администрации, городской думы, эта группа сейчас завершает свою работу. Сформированы предложения, и мы будем реализовывать эти предложения на практике в этом году.
Что изменится? Во-первых, будет изменена форма проведения конкурса. Будет проведён конкурс с ограниченным участием. Он более сложный по времени и содержанию, но он позволит как раз отсеивать нерадивых поставщиков. Падение цены всё равно будет, но падения такого, какое было 2014 году, не произойдёт. В условия этого конкурса будут закладываться показатели цены контракта, квалификации, кадрового обеспечения. То есть, кто будет работать в школьных столовых.
– То есть строительные конторы, например, не смогут заключить договор на питание школьников?
– Строительные конторы не должны смочь. Там есть требования к деловой репутации. Созданы комиссии, в состав конкурсной комиссии вошли руководители образовательных учреждений – это тоже, кстати, впервые — они будут полноценно участвовать как заказчики. И будут принимать решения на основании поступивших на конкурс заявок, в соответствии с законодательством, регулирующим этот вопрос.
– А в этом году много ли жалоб поступает от родителей?
– Вообще жалобы на питание всегда были. Сказать что их очень много – нет. Хотя я сейчас на вашем сайте почитал вопросы, которые слушатели адресовали – что плохо кормят в отдельных школах, — будем разбираться в индивидуальном порядке. Но родителям должно быть понятно – требовать жареную картошку в школе нельзя. В школьном меню нет такого блюда, есть варёная картошка, на пару. Многим не нравится.
– То есть, школьное питание – оно диетическое.
– Даже более того, мы оснащали школьные столовые специальным оборудованием. Само его название – пароконвектомат, — говорит о том, что это приготовление пищи на пару. Многим родителям и детям не нравится такая еда – она безвкусная. Но с точки зрения сбалансированности, контроля за питанием, такая аппаратура позволяет обеспечить качество. И оно правильное, это питание. К сожалению, сегодня нужно говорить не только о цене вопроса, но и о здоровом питании. Потому что когда детям предоставляется альтернатива в виде газировки, чипсов, шоколадок, это в конечном итоге приведёт к ухудшению состояния здоровья ребёнка. И хотелось бы обратить внимание родителей, что экономить на школьном питании неправильно. Нужно на это обращать внимание и из семейного бюджета, как это ни бывает трудно иногда, давать ребёнку деньги на обед.
– Именно на горячий обед в школе.
– Да, потому что бывают ситуации, когда дети не доносят деньги на обеды. И это тоже нужно контролировать.
– Накануне прошла информация о том, что в школе №75/42 Роспотребнадзор проверял пищеблок. И вот поступил вопрос от родителей: «Что там предполагается дальше делать? Комиссия была, а результата нет».
– Проверка не только в этой школе, но и в других. Составлены предписания Роспотребнадзором, мы по ним работаем. Есть десятидневное меню, согласованное с Роспотребнадзором.
– Только не все школы его соблюдают…
– Но они обязаны соблюдать. Бывают, конечно, нарушения. В школе №75/42 были нарушения при приобретении, в частности, сосисок – они не очень качественные. И качество продуктов, которыми кормят ребёнка – это зона ответственности предпринимателя, осуществляющего питание. И в конечном итоге поставщик услуги будет нести ответственность вплоть до уголовной. Школа№ 75/42 располагается в районе Красного Камня. Там пищеблок — маленькое помещение, которое не позволяет организовать приготовление горячего питания в самой школе. Поэтому мы рассматриваем вариант перехода на полуфабрикаты – это первый вариант. Второй – существует проект возведения пристроя к зданию школы для столовой. Но опять же, вопрос связан с отсутствием средств на это.
– Что же делать родителям? Пишут, например: «Вопрос по питанию в начальной школе №4. Дети кушают один раз, хотя занятия с 8 до 14 часов. Меню – просто ужас! Чай и суп в один день, а на другой – колбаса варёная с каким-нибудь гарниром». Если родители предполагают, что не соблюдается вот это самое утверждённое Роспотребнадзором сбалансированное и полезное меню, то что им делать и куда обращаться?
– Нужно обращаться к нам в управление образования. Я, кстати, не так давно был в школе№4 и наблюдал процесс организации питания, смотрел, что ели дети. Нужны конкретные факты – когда, что, какое расхождение с меню. Родители знают со слов ребёнка эту информацию. А в школе существуют бракеражные комиссии, в состав которых входят представители родительских комитетов. И можно посмотреть по протоколам, которые оформляются ежедневно в каждой школе, чем конкретно кормили ребёнка. По школе №4 проведём проверку, выясним, что там происходит.
– Ещё один вопрос о школьном питании. Пишут, что «субботняя проблема», по субботам детей не кормят. «Я готова платить за субботнее питание. Если мой ребёнок не льготник, так что, ему и есть не нужно?»
– Вообще, суббота не является выходным для питания ребёнка. Если будет возможность, сообщите, какая это школа. По субботам школьные столовые работают, и питание у нас есть. Есть учебный процесс – и питание должно быть организовано. Действительно, этот вопрос интересный. И просьба к родителям обратиться к нам.
– Ещё одну любопытную тему подняли в вопросах читатели нашего сайта. Пишут о том, что сейчас активно развивается проект «Сетевой город». И, возможно, дневники в их привычном бумажном виде исчезнут. Но по факту, со слов родителей, получается, что должным образом не заполняется ни электронный, ни бумажный дневник. Оценки не выставляются неделями. Правда, тут авторы вопросов оговариваются, что не все педагоги так делают, некоторые ответственно подходят. Потом в конце четверти волшебным образом выясняется, что ребёнок учился не так, как хотелось бы. А контролировать возможности нет. Так кто же должен следить за выставлением оценок вот в этих электронных дневниках?
– Действительно, у нас в городе реализуется программа предоставления услуги в электронной форме. И среди перечня этих услуг находится база «Сетевой город», в которую входят электронный дневник и электронный журнал. Туда вносятся итоговые оценки по неким контрольным рубежам. Текущая успеваемость туда не заносится. Сам по себе электронный дневник – это такая форма, которая позволяет пользователю, имеющему доступ, проанализировать успеваемость, изучить вопрос. Родители, имея доступ в интернет, могут зайти и посмотреть, какая успеваемость у ребёнка. Контроль за заполнением электронного дневника и журнала возложен на администрацию школы. У нас есть мониторинг – кто активно работает с этой формой, а кто немножко филонит. Не все учителя приветствуют эту форму работы. Но может использоваться как электронный дневник, так и обыкновенный. И тут право родителей и школы — вместе решить. Я думаю, что дневник традиционный, к которому мы привыкли, не изживёт себя полностью. И такая форма общения классного руководителя, учителя с ребёнком сохранится.
– Вы говорите, что в электронный дневник по каким-то рубежам вносится оценка. По четвертям? Или по неделям?
– Изучили тему – провели контрольную работу. Выставили итоговую оценку. Имеются в виду рубежи не с точки зрения четвертей, а с точки зрения оценивания знаний ребёнка.
– А родителям как добиваться, чтобы чаще выставляли учителя в электронный дневник оценки? С бумажным дневником хитрости давно всем знакомы – можно листочек вырвать, можно оценку стереть. Как раньше делали – аккуратно, бритвочкой, потом подправить. А родители хотят видеть, как на самом деле учится ребёнок. От кого требовать?
– В администрацию школы, к директору. Можно к нам в управление. Специалисты управления образования имеют доступ к этой системе. Мы можем изучить, кто работает и как. И даже предлагать руководителям образовательных учреждений рассматривать вопросы стимулирования тех учителей, которые активно этим занимаются. Или тех, кто не занимается – чтобы всё было справедливо и честно.
– Пишут нам: «Продлёнка в некоторых школах стала платной». Так ли это и почему?
– Могут быть два варианта. Первый – группа продлённого дня сохраняется в образовательном учреждении как форма и является бесплатной для родителей. В основном у нас это в начальном образовании присутствует. Вторая форма – когда образовательное учреждение может предложить такую платную услугу. Когда ребёнок сам ещё не может добраться до дома, например. Но это в соответствии с договором, который заключается в родителями, — тогда это так называемая услуга по уходу и присмотру. Соответственно, должна быть выставлена цена. Договор заключён, всё должно быть официально. Группы продлённого дня, в общем-то, не закрывались. Они реализуются в рамках учебного плана. Но если речь идёт о плате за питание ребёнка в группе продлённого дня, то это было всегда. То есть надо индивидуально рассматривать этот вопрос – о какой школе идёт речь, о каких услугах, почему они являются платными.
– Давайте поговорим о зачислении в первый класс.
– Приём заявлений уже идёт вовсю. Если родители ещё не написали заявление, не пришли в школу, то нужно это сделать.
– Я думаю, таких немного.
– Мы планируем, что в этом году придут обучаться в первый класс 3873 ребёнка. А заявлений на сегодняшний день подано 1467. То есть примерно 50%. Мы никого не торопим. Сроки установлены нормативными документами – до 5 сентября родители имеют право обратиться в школу, которая находится в их микрорайоне, и подать заявление. Как правило, уже к 1 августа все родители заявления подают.
– Как узнать, к какой школе твой ребёнок приписан?
– Это закреплено в законе об образовании Российской Федерации – за каждым микрорайоном закреплена определённая школа. На сайте управления образования размещён перечень образовательных учреждений и адреса, за которыми закреплена та или иная школа.
– Вот этот территориальный принцип много критики со стороны родителей вызывает. И много вопросов пришло на наш сайт. Например: «Об увеличении временных и других прописок по адресам, которые относятся к политехнической гимназии для поступления в первый класс. А дети, которые действительно стали жить по этим адресам в связи с переездом, не могут попасть в первый класс, так как звучит ответ: «Нет мест!» Как быть?»
– Законодательство говорит: ребёнок проживающий и зарегистрированный. Понятия «временная регистрация» нет, есть понятие просто «регистрация». И с этим сталкивается не только Политехническая гимназия, но и другие школы: гимназия №18, например. Директоры показывают: один адрес, одна квартира — четыре ребёнка числятся, которые друг с другом даже незнакомы. Я понимаю, что родители каким-то образом прописались в эту квартиру. С другой стороны, у школы нет оснований отказывать в приёме заявления у ребёнка. Вопрос очень непростой. Мы его обсуждали и в Министерстве образования, и с депутатами Законодательного Собрания. Если будут вноситься изменения в законодательство, у нас изменятся условия приёма. Но на сегодняшний день… Абсолютно все дети пойдут в первый класс. Если возникают такие вопросы, обращайтесь к нам в управление образования. Мы находим пути решения таких сложных ситуаций.
– Продолжают спрашивать: «Что делать, если «прописанных» и «зарегистрированных» детей больше, чем вакантных мест? Обязана ли школа открыть дополнительный класс?»
– Да. По микрорайону той же политехнической гимназии в декабре постоянно проживающих первоклассников было 46. Как только открыли двери для приёма, за несколько дней приняли почти 100. Откуда эти дети появились? Понятно, что дополнительно кто-то разрешил прописать в этот микрорайон детей.
– Бизнес там, возможно, даже у кого-то. Торгуют прописками.
– Мы обращались даже в правоохранительные органы с этим вопросом. Проверка проводилась. Оснований законных наказать кого-то нет. Каждый гражданин – вы, я, — может любого человека прописать, если есть на то наше согласие.
– Сразу несколько вопросов поступило, что дети устают учиться по шестидневке. И родители спрашивают, не пора ли сделать субботу выходным днём?
– Часто на встречах с родителями обсуждается этот вопрос, можно ли перейти на пятидневку. Пожалуйста! Перейти можно, это делает школа самостоятельно. Но согласовывает график учебного процесса с Роспотребнадзором. Когда до этого доходит, появляется очень много «но». Первое – отсутствие двух смен. Если есть хоть один класс, который учится во вторую смену, перейти на пятидневку уже не разрешат. Во-вторых, это особый график организации учебного процесса. Для детей начальной школы должны быть созданы игровые комнаты, зоны отдыха. В-третьих, возрастает нагрузка дневная – количество учебных часов-то не меняется, оно распределяется на меньшее число дней. Поэтому идеальных условий для перехода на пятидневку у нас практически нет. Есть одна школа, где несколько начальных классов учатся по пятидневке.
Кстати, проведены исследования научные, я сам их читал – уровень работоспособности, умственной активности ребёнка при шестидневной учебной неделе выше, чем при пятидневной. Соответственно, качество образования лучше. Ребёнок – это определённая физиология. Создаётся определённый ритм. Хотя некоторым семьям и неудобно иметь учебную субботу у ребёнка.
Почему ещё эта ситуация постоянно педалируется? Спрашивают – почему в Москве можно? Почему москвичи перешли на пятидневку? Во-первых, Москва не вся перешла на пятидневку, только 50% образовательных учреждений учатся по пятидневной учебной неделе. Во-вторых, там больше строится новых школьных зданий, школы менее загружены. В материальном плане Москва выделяется по сравнению со всей Россией. И нужно иметь в виду, что для Москвы пятидневная учебная неделя является вынужденной мерой – в таком мегаполисе отпустить ребёнка в школу в субботу действительно очень проблематично.
Поэтому мы здесь должны равняться не на столицу, а исходить из того, есть ли возможность. Обсудите с учителями, с администрацией школы, управление образования никаких препятствий для перехода на пятидневную учебную неделю создавать не будет. Но я могу чётко заявить, что мы просто будем не готовы к этому. И ещё есть один момент – нужно согласие всех родителей. И это, наверное, будет самое сложное.
– Нам пишут: «В школе №64 при поступлении ребёнка в первый класс сказали сдать 1000 рублей на пластиковые окна. Сдали, окна поставили. Теперь каждый месяц сдаём по 100 рублей в фонд школы, дополнительно – в фонд класса. Насколько все эти сборы законны? Никаких квитанций за эти деньги нам не выдают».
– По этому факту мы проведём обязательно проверку. Добровольные пожертвования родителей они и называются добровольными.
– Но по факту они добровольно-принудительные.
– Получается, что оказывается некоторое давление, незаконное. Добровольные пожертвования должны оказываться на основании договора о пожертвовании – это письменный договор с администрацией школы. Второе – сумма никаким образом не регламентируется, и семьи вправе сами определять объём этих пожертвований. В –третьих, должна выдаваться квитанция о том, что платёж осуществлён, и деньги попали на счёт образовательного учреждения. Задача администрации школы – предоставлять публичный отчёт о расходовании этих средств на общешкольном родительском собрании. По школе №64 проведём обязательно проверку и будем разбираться.
– Похожий вопрос по детским садам №191 и №196 Академия детства. Тоже жалуются, что много приходится денег сдавать. В детских садах аналогичная ситуация?
– Да, требования абсолютно идентичны. Но необходимо обратить внимание, что в детских садах единственная ежемесячная сумма, которую родители вносят на счёт ДОУ – 1390 рублей за услугу ухода и присмотра. Это прописано постановлением главы города. Она фиксированная. Ещё могут быть платные образовательные услуги. Но это по желанию родителей. Если я не желаю, чтобы мой ребёнок посещал платные образовательные услуги, которые предлагает детский сад или школа, то ребёнок не будет ходить и платить будет не надо. То же самое про добровольные пожертвования.
Пожертвования перерастают в поборы, когда отсутствует договор, не выдаётся квитанция, нет отчёта образовательного учреждения перед родителями о том, куда пошли деньги, и нет добровольного согласия на пожертвования.
прошу прошения – интересный фон за спиной – 37 год -респект -“автору”-!
Каждый год подобные обещания! А потом болеющие животы детей! Не забудьте там,впереди лето и дети поедут в места отдыха!
Ни одного конкретного ответа!! Когда построят школы и какое решение принято (цитата:” Мы свои предложения сформировали и передали их в министерство образования”) Про сетевой город – это вообще капец!! (цитата: “Туда вносятся итоговые оценки по неким контрольным рубежам. Текущая успеваемость туда не заносится.”) Вопрос: Господин Юрлов видел сетевой город??? Туда выставляются все оценки!! домашняя работа – это тоже контрольный рубеж по выполнению домашнего задания!! На все вопросы просто отъехал и по образованию и по поборам в д/садах и школах.
Да, действительно, после такого интервью вопросов еще больше стало…
зарабатывайте и будут дети в гарварде учитьс
Небесплатное субботнее питание неорганизованно в школе №33. Едят ТОЛЬКО льготники.