На этой неделе театр драмы Нижнего Тагила завершил 69 сезон. Впереди юбилейный, который к тому же пройдёт в обновлённом здании театра. Новые возможности перед режиссёрами откроет новая машинерия сцены, свет и звук. Труппа театра ожидает пополнения из четырёх актёров. Первым сыгранным на отреставрированной сцене спектаклем будет «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Постановка обещает быть очень музыкальной, пластичной и в прямом смысле безумной, обещает художественный руководитель драматического театра Игорь Булыгин. Ставить спектакль будет режиссёр из Екатеринбурга Дмитрий Касимов. О том, как труппа будет готовиться к новому сезону и обживаться в обновлённом театре, читайте в нашем интервью.
На этой неделе театр завершил сезон, который проходил вне родного здания. Как это было?
Это было тяжело, странно, непривычно. Когда мы бросились в эту пучину, мы ещё не понимали, что это будет на самом деле. Мы представляли, что это быстро, легко и просто. Нет, не легко и не просто. 16 площадок мы освоили за это время, сыграли 176 спектаклей, выпустили три премьеры, провели областной фестиваль театральных капустников «Золотая кочерыжка», провели Театралиаду. В общем, жили наполненной жизнью.
Но мы очутились в шкуре Серовского театра драмы, который уже 70 с лишним лет живет без своего здания. Это очень сложно. Сложно строить репертуарную политику, сложно найти зрителя. Я понимаю, что прийти в театр и прийти во дворец культуры, даже очень хороший, на спектакль драматического театра — это две большие разницы. Многие зрители говорили, что не пойдут на нашу премьеру только по одной причине: «Мы дождемся открытия театра». Только что случайно встретил Валентину Павловну Исаеву, мы с ней побеседовали, и она говорит: «Я не посмотрела вашу премьеру не потому что не хотела, а потому что хочу прийти в театр». Я её понимаю прекрасно, это другие ощущения.
Мы очень благодарны всем дворцам культуры, которые раскрыли, распахнули свои двери. Я благодарю всех директоров этих заведений, всех работников, которые, несмотря на свой плотный график, всё-таки нашли место нам. Большая благодарность нашим коллегам из Серова, которые сами живут на птичьих правах, но в свои дни пустили нас и обеспечили нам аншлаги. Замечательные коллеги из Театра кукол, которые предоставили свой камерный, но очень театральный зал. Нам так понравилось работать в Театре кукол. Это как в «Обыкновенном чуде» король говорит: «Так бы взял и отобрал!» Такая замечательная площадка, очень здорово, и зритель хорошо принимает, и работать удобно. Как не поблагодарить Центр культуры и искусства НТМК? Они не должны нам предоставлять место, они не городские, не муниципальные, но пожалуйста, нужно работать – работайте. У них юбилей коллектива, они сдвигают график, и мы работаем на этих площадках.
Самая большая моя благодарность – работникам театра. Вы не представляете, сколько было перенесено в буквальном смысле. Перенесено оборудования. Если раньше, чтобы поставить спектакль — это пять метров от склада декораций до сцены, то теперь это надо из одного места взять, из другого, всё это привезти на третье место, там это смонтировать, тут же размонтировать, привезти в одно место, в другое и в третье. У нас хранились декорации в разных местах. Реквизит в одном месте, костюмы в другом месте, сами мы жили в четвёртом месте.
Очень интересно мы выпускали «Ужин с дураком», премьеру. Мы репетировали на четырёх площадках, так получалось. Кто давал нам время, там и репетировали. Но если нам давали время, то мы репетировали с 8 утра и до… пока сами не упали. Мы заканчивали и в 2, и в 3 часа ночи, так как понимали, что не будет другой возможности, только сейчас и только здесь.
Самое трудное, наверное, готовить премьеры было?
Это было кошмарно. Могу привести простой пример, и всё станет понятно. Две премьеры из трёх состоялись в поселке Свободный, за что им огромное спасибо. Но так получилось, что «Сказку о Балде» пришлось играть в Свободном, потому что к премьере никто не смог предоставить площадки. То же самое произошло и с «Повзрослели они до поры». Тоже пришлось играть в Свободном, потому что не было места, а спектакль надо было сыграть со светом, со звуком, всё это соединить. Или наши новогодние представления. Мы не смогли найти себе площадку, но колледж искусств предоставил эту возможность, и мы сработали на их площадке. Спасибо огромное! Что касается артистов, служб, — они проявляли чудеса терпимости. Нужно переодеваться за кулисами – пожалуйста. Надо ехать в 4 утра – едем в 4 утра. В автобусе ветер сильней, чем за стеклом автобуса – едем всё равно, потому что надо играть. Была какая-то жажда выйти на сцену, жажда, чтобы спектакль состоялся. Не только у артистов, а именно у служб. Все понимали — иначе не выживем. И вот спасибо – выжили. Буквально вчера завершили свой творческий сезон на площадке Дворца культуры имени Окунева, за что им огромное спасибо. Состоялись «Сказка с о Балде» и «Ужин с дураком». Полный зал, приятно. Красиво завершили сезон, уставшие, натерпевшиеся, но с уверенностью, что вернёмся на свою площадку.
Зато теперь можно уже выдохнуть.
Нет. Мы выдохнем в тот момент, когда откроем новый творческий сезон. Вот тогда можно выдохнуть. Потому что мы уже точно будем знать, что мы здесь, мы пришли, мы работаем. На сегодняшний день могу сказать одно точно — в июле, после отпуска… Мы со 2 июня уходим в отпуск, 8 июля мы возвращаемся на работу и въезжаем в наше здание. Как въедем, на каких условиях — ещё не понятно, но то, что мы приезжаем туда – да. И то, что уже с 9 числа мы бросаемся на новые проекты, готовимся к открытию сезона – это да. Здесь у нас есть уверенность. Вчера мы заключили договор с режиссёром. Это будет спектакль по пьесе Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Такой хороший, классический, комедийный спектакль появится в репертуаре.
Кто будет ставить?
Дмитрий Касимов — замечательный, молодой, амбициозный, талантливый режиссёр из Екатеринбурга. Художник будет из Москвы, балетмейстер тоже из Екатеринбурга. Мы обязательно познакомим с ними. Вы ещё увидите этих замечательных ребят. Почему я говорю ребят — они действительно молодые, с горящими глазами. Это то, что действительно нам необходимо. Более того, нам нужно адаптировать спектакли под новые условия площадки. Изменилась машинерия, изменяется свет, изменяется звук, всё это надо привести к единому знаменателю.
Мы начинаем не простой сезон, а 70-й юбилейный. Это особенный сезон, когда мы возвращаемся в новый театр. Мы надеемся, что в наш обновлённый театр придёт зритель, что будут аншлаги. Что будет много новых интересных постановок, мы разрабатываем специальные интересные вещи, вплоть до того, что называется современным словом «флешмоб». У нас есть юбилей артистов, у нас есть юбилейные даты, будут пятая Театралиада, пятая «Золотая кочерыжка», будет конкурс молодых артистов «АпАРТе», где примут участие не только артисты Нижнего Тагила, но и других городов Свердловской области. Мы такое попробовали в позапрошлом году, и вроде получилось. Мы готовимся уже сейчас к новогодним представлениям, потому что в этом году была проблема. Мы наслушались много критики от наших зрителей, что некуда идти, хотели сходить в театр, по привычке… Хорошая, кстати, привычка на Новый год ходить в театр, пускай она остаётся. Событий будет много, интересных событий, разных событий. Ждём не дождёмся, с хорошей надеждой идём в отпуск, а вернёмся — и там уже будем уверены, что всё состоится.
О спектакле «Женитьба Фигаро» расскажите подробнее. Классическая будет постановка или современная?
Не совсем классическая, не совсем современная. Это, так скажем, авторское прочтение. Но тут бы дать слово режиссёру, который рассказал бы это точнее и более объёмно. На самом деле, в спектакле будет звучать и классическая музыка, и более современная музыка. Это музыкальный спектакль. Там будет много пластики, будут танцы. Вокала не будет! Но это будет очень подвижный, мобильный спектакль, спектакль в движении. Не зря он называется «Безумный день», день и в правду будет безумным! И безумство будет поддерживаться: и то, что вся декорация находится на круге, и круг будет вращаться, и декорация будет изменяться, и сами персонажи должны из одной ситуации моментально перестраиваться в другую. Это рассчитано на бешеный ритм. Спектакль будет чуть осовременен в костюмах, но костюмы будут не современные, а эпохи 18-19 века, а не 17-го, но это только подчеркнёт классицизм этой пьесы.
С этой постановки новый театральный сезон в новом здании и откроется?
Абсолютно верно. Это первая постановка. Мы сейчас можем о ней говорить, потому что уже подписан договор, мы к ней уже готовимся. Что касается всех остальных планов – это планы, я бы сказал, не подтверждены финансово. Поэтому мы можем говорить много и много названий сказать, но тут бы я подождал до выхода из отпуска, когда уже будет конкретика
С какими чувствами труппа ждёт возвращения в здание театра?
Главное слово – надежда. Почему? Потому что устали работать на других площадках, более того, мы вынуждены были отказаться от ряда названий, потому что ни городские, ни чужие площадки не позволяли нам работать. Ни «Дикое счастье», к примеру, ни «Сон в летнюю ночь». И хотелось бы, что бы эти спектакли вернулись. Не только эти, но и многие другие вернулись.
Как проходит реконструкция здания? Всем очень интересно, что внутри происходит, что меняется.
Если говорить с точки зрения нормального тагильчанина, проходящего мимо здания театра, ощущение, что ничего не происходит, что всё очень медленно. На самом деле это далеко не так. Огромная работа, муравейник внутри здания, и делается очень много. Появилось общая система кондиционирования театра. Это система, которая позволит дышать зданию, которая не даст театру гнить. Она позволит зимой театру быть теплым, летом – прохладным. Для комфорта работников и зрителей. Появятся очень нужные для людей с ограниченными возможностями пандусы, лифтовые сооружения, в зале будет специальный ряд для колясочников. В зале изменилась конфигурация пола, и теперь ушёл пресловутый восьмой ряд, где было ни слышно, ни видно, это сразу за центральным проходом. Изменятся кресла, они другие. Изменится пол, он теперь паркетный. Всё засверкает. Сейчас из реставрации приходят бронзовые вещи, ручки, подсвечники, светильники, наша люстра, которую не узнать после того, как её отшлифовали и отполировали — она просто великолепно смотрится, весь горный хрусталь засветился, засверкал. Очень изменится сцена. Машинерия сцены — теперь это можно назвать машинерия, это раньше у нас были штанкеты с ручным приводом и только четыре механических. Теперь всё на механике, всё это управляется компьютером, кроме механических штанкетов появляются провалы. Актёр может исчезнуть под сцену, может появиться. Таких провалов у нас на сцене 10 точек. Более того, это находится на круге и может вращаться и изменяться.
Новые возможности для режиссуры открываются.
Конечно! Более того, мало что скажет, но у нас есть штанкеты – это то, на чём поднимается декорация, на чём крепятся кулисы, падуги, одежда сцены. Они были всегда параллельные, а теперь появятся и перпендикулярные штанкеты, это позволит делать так называемое каре сценическое, расширять пространство сцены, можем его уменьшать.
Кроме этого появляется потрясающий свет. Пять софитов будет над планшетом сцены, по три световые башни с каждой стороны сцены. То есть где бы ни находились кулисы, эти башни передвигаются, они усиливают световой поток, они могут делать глубинный поток, делать объёмными декорации. Если вы помните, сверху над сценой висела такая большая железная штука, на которой висели фонари. Теперь её нет. Вместо этого из-под козырька будет спускаться тонкий штанкет, на котором будут расположены фонари. Если он нужен, он опускается, если не нужен – поднимается.
Кроме этого появляется новый звук с новыми возможностями сурраунда, с возможностью полёта, например, вертолёта по всему залу, если нам потребуется вертолёт. Или проскачет табун лошадей, если это необходимо для режиссёра. Появляется видеопроекция. Это даст огромные возможности.
У нас появится новый планшет сцены. Это будет не наш планшет сцены, который мы чинили, и чинили, и чинили, и чинили, и он всё равно был неровный. Нет, это будет ровный пол, скажем так, танцевальный пол. То есть он даже не потребует линолеума, на нём уже можно будет работать – а у нас достаточно много танцевальных спектаклей.
Появляются маленькие радости – уже я видел готовым потолок зрительского фойе, все росписи отреставрированы, все фрески, в том числе с изречениями Максима Горького «Театр – это борьба», суровый был человек. Они восстановлены, они смотрятся как новые. Заходишь – и этот объём сразу удивительно смотрится! Везде будет новый паркет, во всех фойе. У нас будет работать два замечательных буфета. На них мы ещё не заключили договоры ни с кем, ещё появятся организации, которые захотят с нами работать. По крайней мере, уже появляются те, кто спрашивает, что же у вас такое будет в буфете, а не попробовать ли нам? Пробуйте! Приходите к нам, будем договариваться, потому что нам нужен хороший театральный буфет. Все, кто был в театре, всегда знают, буфет – дело важное!
Появляется очень интересная вещь, которая называется электронная касса. Наконец-то вы сможете, придя в кассу нижнетагильского драматического театра, оплатить не только наличными, появится терминал, где можно будет провести карточку.
Терминал – это прекрасно. А вот возможность через интернет купить билеты?
Вы сможете теперь и это сделать! Не выходя из дома, заходя на сайт драматического театра. Там есть такая ссылочка «Зрителям», «Кассы», «Билеты». Это мы всё надеемся к началу сезона сделать. Буквально сегодня напротив меня сидели люди, которые мне очень долго рассказывали, что такое кассы, как с ними работать, как забронировать билеты. Было представлено несколько вариантов. Мы знакомимся с опытом других театров. Такую возможность ждали, честно говоря, давно. Ещё пять лет назад спрашивали – ну как так, уже в Екатеринбурге есть, уже в Нижнем Тагиле есть специальные кассы, а у вас нет?! Будет!
Хочется ещё о новых проектах в следующем сезоне поговорить. Ваш актёр Юрий Сысоев получил стипендию Союза театральных деятелей.
Да, получил. Сегодня в 8 часов утра Ольга Павловна Черепова (заведующая литературной частью, — прим. ред.) обнаружила это на сайте, нам сообщила, и мы с 8 часов радуемся. Это приятно. Я не скажу, что это событие мирового масштаба. Даже не городского масштаба. Это скорее наша театральная радость. Потому что наконец-то сработало, наконец-то прошло.
Что за проект?
Насколько я понимаю, это для самостоятельной работы. Пьеса «В ожидании Годо». Я открою секрет – над ним уже идёт работа. Режиссёр проекта Татьяна Захарова, которую зрители знают по «Визиту старой дамы», по «Квартире Коломбины», «Сну в летнюю ночь», «Сальто Морале». Пусть сумма стипендии и не такая огромная, но для самостоятельной работы вполне.
Этот спектакль потом займёт своё место в афише?
Надеюсь, посмотрим. Как можно говорить о проекте – займёт, не займёт? Это всегда очень сложно. Будет всё хорошо – да, конечно, безусловно. Теперь главное, чтоб сделали.
Это же современное произведение, театр абсурда. Будет ли у зрителей спрос?
Начнём с того, что не совсем современное.
Но не классика же!
Классика жанра. Одна из известнейших пьес. В своё время, когда на перестроечной волне появилось очень много театров-студий, они с удовольствием брали эту пьесу. Малое количество людей, поднимаются очень интересные проблемы, есть возможность выражать себя пластикой. Я видел много спектаклей, среди них было очень много хороших, прорывных. Нельзя предсказать зрительский интерес. Я приведу пример. Как раз классический репертуар. Когда мы брали произведение Фёдора Михайловича Достоевского «Идиот», нам говорили, что вряд ли мы получим хороший отклик, вряд ли зрители пойдут в зал. Когда начались аншлаги на этот спектакль, когда его до сих пор спрашивают – значит не всё так хорошо знаем мы о зрителе. Бывали спектакли, которые, наоборот, проходили два-три раза и исчезали из репертуара. Или 10 лет назад, скоро будет 11, появился спектакль по пьесе Куни «Женатый таксист». Казалось, это спектакль на 1-2 дня. Но он жив до сих пор, востребован.
Конечно, его зрители очень любят. Это же такая лёгкая комедия.
Ну да. Но вы знаете, я видел спектакли «Женатый таксист», после которых мне было грустно и не было смешно. Это должно сойтись – пьеса, режиссёр, артисты и зрительский интерес. Есть специальные проекты – провокация зрителей на что-либо, возможно и такое. Когда говорят – у вас из зала уходят люди, не понимая, что происходит на сцене. Ну давайте разворачивать ситуацию – тем, кто остались в зале, интересно! Это всё очень спорные вопросы. Другое дело, что у нас теперь есть такое понятие «муниципальная услуга». И по ней мы должны за год сыграть определённое количество спектаклей, на них должно прийти определённое количество зрителей. Мы не можем сработать меньше, потому что нам урежут ассигнования. Поэтому рисковать в данных экономических условиях нецелесообразно.
Как вообще репертуар будет формироваться в следующем сезоне, исходя из того, что ещё не ясно, как будут старые спектакли смотреться на новой сцене?
Конечно, мы постараемся сохранить все лучшие спектакли. Всё будет строиться в зависимости, во-первых, от финансовых возможностей театра, а во-вторых, всё-таки основой будет классический русский и зарубежный репертуар. Он огромен, великолепен, далеко не всё мы поставили на нашей сцене, есть хорошие предложения режиссёров. Есть предложение даже целой постановочной группы. И одного названия хватит, чтобы вызвать интерес у тагильчан и не только у тагильчан. Но нужны определённые финансовые затраты. Сейчас мы просчитаем, всё продумаем и от этого будем строить.
Произносить это название не будете?
Я думаю, ещё очень рано. Давайте настроимся на то, что вот у нас впереди открытие сезона. Мы выйдем из отпуска, будем просчитывать, будем понимать. Мы планируем участие в фестивалях, конкурсах, посылаем заявки. И на это тоже нужны деньги. Спектакль – это очень недешёвая штука на самом деле. Производство среднего спектакля сейчас в Нижнетагильском драматическом театре от 600-800 тысяч начинается. Мы можем гордиться тем, что мы можем создать спектакль и дешевле. Но на самом деле это не так. Это значит, мы сразу ущемляем в чём-то себя. Бюджет екатеринбургских театров гораздо выше. И когда нам говорят – вот в Санкт-Петербурге, в Москве вон какие спектакли, какие режиссёры. Но и бюджеты разные! Мы муниципальный городской театр, с нами подписан договор, и мы выполняем задачу обслуживания тагильского зрителя. У нас спрашивают – почему вы не едете на гастроли? Потому что это не входит в наше муниципальное задание. И денег муниципалитет не выделяет на организацию гастролей, это не входит в его обязанности. Но гастроли театру необходимы, также как необходимы фестивали и конкурсы. Потому что теперь существует система грантов, которые мы хотим выиграть на постановку новых спектаклей. Но там есть обязательное условие – победы, участие в фестивалях, конкурсах, определённое количество народных и заслуженных артистов в театре. Поэтому мы сейчас подаём документы на присуждение звания «Заслуженный артист» Сергею Аркадьевичу Зырянову, Андрею Олеговичу Рывкину, Нелли Ивановне Саловской. И мы бы хотели, чтобы эти звания скорее появились у наших замечательных артистов. Если говорить о перспективах, о будущем – самое главное в этом сезоне то, что мы сохранили труппу. Мы сохранили специалистов. Сейчас идут переговоры, в новом сезоне появятся новые артисты, новые имена.
Сколько человек, кто?
Четверо. Подтверждение уже есть от одного. Заинтригую – молодой, обаятельный, 22-летний, очень талантливый, перспективный, который наверняка уже будет занят в новой постановке. Подождём июля. После отпуска на сборе труппы 8 июля надеюсь представить новые имена.
Один молодой, перспективный. А трое остальных – кто они?
Ещё должны подъехать двое мужчин, одна женщина. Это уже постарше, потому что мужчины старшего возраста нам очень нужны. Это за 50 даже один из них, другой помоложе, но тоже среднего возраста. Во все возрастные категории должны прийти артисты.
А почему бы труппе театра не открыть сезон бессмертным Гамлетом, которого Игорь Булыгин, кстати, очень хорошо играет?
Булыгина обожаю,актер от бога!
Да, вспоминаю «Пёстрый зонтик» из детства.
очень интересно было почитать, спасибо журналистам за это интервью.
PS: а Гриня постарел 🙁