Легендарный проект привозят в музей-заповедник «Горнозаводской Урал» в Нижнем Тагиле. «Комиссар исчезает» — это знаменитое разоблачающее расследование бывшего арт-директора лондонского иллюстрированного журнала Sunday Times, фотографа и дизайнера Дэвида Кинга. Работу над этим проектом Кинг начал еще в 70-х годах XX века, когда собирал материалы для книги о Льве Троцком. Фотограф обратил внимание, что одни и те же фотографии, опубликованные в разное время, отличны между собой – люди на снимках исчезают или появляются, меняют свой облик, одежду и регалии. Сопоставление снимков наглядно раскрывает процесс искажения советской истории и действительности в официальном представлении.
В статье «Тяжелые советские утраты» Дэвид Кинг описывает, как фальсифицировались фотографии: «Острым скальпелем вырезались контуры фигур или предметов, соприкасающихся на снимке с подлежащей удалению личностью. Затем фигуры приклеивались на нужное место. Вырезанные контуры тщательно подправлялись краской или чернилами, такая же работа проделывалась с фоном — и вот уже не было видно никаких следов вмешательства. Таким методом из двух или более фотографий создавали еще одну, новую. Или с помощью краскораспылителя (пульверизатора с чернилами) закрашивали лицо и фигуру несчастной жертвы. Если контуры устраняемого предмета или человека смягчить краскораспылителем, следы грубого вмешательства скальпеля или бритвы становятся практически незаметны. Вместо ретуши очень часто прибегали к простой «ампутации». Обрезка лишних частей фотографии, снижающих ее эстетический эффект, прием довольно распространенный, но в Советском Союзе он выполнял функцию политическую. Однако удаление недругов (нередко, впрочем, и друзей) Сталина было лишь частью задачи. Другая часть — добавление, или накладывание на фотографию фигуры генсека, требовала куда более высокой квалификации. <…> Качество отретушированных фотографий, предназначенных для размножения и публикации — как и качество всего того, что производилось до возникновения компьютерных технологий, — зависело от мастерства человека, выполняющего задачу, а также от времени, отведенного на ее выполнение».
Подобным образом среди «исчезнувших» оказались знаменитые политики: Троцкий, Зиновьев, Каменев, а также и малоизвестные партийные функционеры.
Проект Дэвида Кинга демонстрировался в Милане, Вене и Берлине. Впервые в России, при поддержке президента и департамента культуры Москвы, выставка была показана в Государственном музее истории ГУЛАГа.
Всего на выставке представлено более 70 фотографий из личного архива Дэвида Кинга. В Нижнем Тагиле открытие выставки «Комиссар исчезает. Фальсификация фотографий и искусства в сталинскую эпоху» состоится завтра, 15 апреля, в 15 часов в выставочных залах музея-заповедника «Горнозаводской Урал» по адресу проспект Ленина, 1.
Это тогда еще фотошопа не было 🙂
Ежова скинули в канал. )
Ну и что.Обычный для всех корреспондентов фотомонтаж.
Вся наша история тщательно выбеленна от неугодных черных пятен. Сдыливо умалчивались неугодная правда, лишь ..правильная.. историяграфия подавалась угодливыми борзописцами. В СССР был самый правильный народ , где быть не могло преступности и секса в отличие от загнивающего запада,где проклятые эксплуататоры гнобили несчасных рабочих.
Пущай ентот девид у себя на родине фальсификации разоблачает, а то в чужом глазу соринку видит а в своем….
У них Черчиль был маленький и жирный,,а на фотографиях-вроде ничего,дееспособный.
И чего эту Антанту в Тагил несёт?Пусть в свою историю заглянет.Там столько[ОЙ!] .Одна англо-бурская война чего стоит.