Сродни птице Фениксу тагильский подносный промысел переживал времена упадка и расцвета. Отсчёт его истории ведётся с 1746 года. Именно к этому времени относятся первые упоминания о металлических изделиях с художественной росписью. Тагильская школа наиболее ярко раскрылась благодаря художникам Худояровым, с которыми многие и связывают историю и развитие подносного промысла на Урале. 18-19 века стали временем стремительного взлёта и расцвета лаковой росписи. Но затем последовал упадок. Революция смела не только российскую монархию, но и заставила забыть приёмы традиционного цветочного письма в Нижнем Тагиле.
В 1957 году на базе нескольких артелей, выпускавших небольшими партиями штамповки и готовые подносы, появился завод «Эмальпосуда». Тот самый, который в лучшие годы выпускал до 1000 подносов в день. Но и он пал под натиском гайдаровских реформ в начале 90-х годов. В условиях экономического краха магазины отказывались принимать продукцию тагильских мастеров, не зная, как расплачиваться за изделия. Нет, выпуск тагильских подносов не прекращался. Эту нишу заняли частные мастера и небольшие кооперативы. Им удалось сохранить традиции лаковой росписи. Но до нового подъёма было ещё очень далеко.
Камнерез Виктор Васильев в начале 2000-х годов основал мастерскую в помещении на Черноисточинском шоссе, 82б. Продажи камнерезных изделий постепенно падали, и Васильев сосредоточился на выпуске сувенирки, в том числе и подносов. Тогда и возникла идея развивать лаковую роспись. К Васильевым пришли мастера, оставшиеся в лихолетье 90-х без работы.
Так появилось предприятие народных художественных промыслов «Тагильский поднос». Сегодня здесь работают 12 художников, 2 лакировщика и 1 шлифовщик. Некоторые занимаются декоративной лаковой росписью с 80-х годов. Это Эльвира Ершова, которая готовится к открытию персональной экспозиции в выставочном центре НТМК, Раиса Смотрина, Елена Божина, Татьяна Воробьёва и другие. В месяц мастерская способна выпускать до 600 подносов. Цифра внушительная, если вспомнить, с чего всё начиналось: в первый год предприятие производило 150-200 подносов, в прошлом году – уже 450. Работы «Тагильского подноса» выставляются в музеях Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Сейчас цех Васильевых охватывает практически 90 процентов рынка. Лаковой росписью ещё занимаются в филиале Строгановки, «Метальной лавке» и частные мастера. Но в промышленных масштабах выпуск изделий они наладить не могут. Не хватает мощностей и ресурсов, считает Виктор Васильев.
Подносный промысел сегодня переживает вторую молодость. Художники используют как классическую цветочную роспись, так и переносят на металл творения голландских и русских живописцев. В столичных магазинах можно увидеть подносы с изображениями комплекса Московского Кремля, дворянских усадеб. В мастерской множество изделий с тагильской тематикой – Лисьей горой или местными пейзажами.
Производство разделено на две части. Во время подготовительной заготовка обезжиривается, грунтуется и покрывается эмалью. Только после этого художник расписывает поверхность.
— После росписи на два раза лаком покрываем. Мало ли, какая песчинка попала, или поверхность не очень ровная. Лак ещё придаёт работе объём и глубину. Только после этого сушим поднос и шлифуем. Цикл изготовления подноса может занимать от 11 до 20 дней в зависимости от сложности лаковой росписи и формы изделия. Роспись может длиться полсмены, а может затянуться на несколько дней, — рассказывает Васильев.
Купить работы тагильских мастеров-прикладников долгое время можно было в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал». Сейчас там осталась только небольшая сувенирная лавка.
— Фактически город остался без сувенирной продукции, — говорят основатели «Тагильского подноса». — Мы поняли, что разговоры о том, что чиновники развивают промыслы, это всего лишь разговоры. А многие из тех, кто сейчас говорит о поддержке традиционных промыслов, приложили руку к их разорению. И тогда мы решили взять в аренду помещение на проспекте Ленина. Так появился наш первый магазин подносов.
Магазинчик по проспекту Ленина, 32 официально откроется 1 октября. Но уже сейчас там можно посмотреть на лучшую тагильскую роспись, изделия из камня и бересты. Большую часть ассортимента составили подносы разных форм и размеров. Сегодня на полках почти 500 металлических подносов.
— За всю историю это первый фирменный магазин подносов. Да, до революции в небольших лавках можно было приобрести работы, но такого выбора не было никогда. Мы берем на себя ответственность соблюдать ту технологию, по которой тагильский поднос изготавливался в советское время на заводе «Эмальпосуда». При этом качество и внешний вид сейчас даже лучше благодаря новым лакам, — считает Виктор Васильев.
Каждый поднос в фирменной упаковке с символикой. Внутри – памятка по применению изделия. Поднос можно использовать в сервировке стола или дизайне интерьеров. Но нельзя нагревать выше 80 градусов и ударять острыми предметами. Производитель принимает все претензии по качеству, если покупатель следовал простым правилам ухода за металлическим изделием.
— Тагильский поднос – это достояние России, — отмечают художники. – Без тагильской росписи мы бы не узнали о Жостово. Мастера из Подмосковья создали хорошую школу лаковой росписи, но она отличается от тагильской. Наш поднос доступнее и ближе. Нет заоблачных ценников. А разнообразие сюжетов и качество исполнения говорит о высочайшем уровне мастеров.
Мастера из Жостово, пусть и извечные соперники, всегда восхищались особым способом и манерой лаковой росписи уральской школы. Тайной «за семью печатями» для них оставался худояровский лак, которым так гордились в Тагиле и в Невьянске до начала 20 века. Секрет лака, который получил название «хрустального» так и не разгадан. Его рецепт утерян. А ведь худояровский лак и температуру держал и не поддавался кислотам.
— Я пытался понять, что такое хрустальный лак, — говорит Виктор Васильев. Невьянцы знали этот рецепт, но тоже его потеряли. Мы пытались делать что-то подобное. Но в процессе температурного воздействия свойства терялись. А хрустальный он ведь где-то посередине. При определённых сочетаниях и условиях можно попытаться приблизиться к идеалу. Но получить такой лак пока невозможно. Уж очень берегли уральские художники эту тайну.
Ура!!!! Давно пора! В Русском музее, в Санкт-Петербурге, экспонируются два НАШИХ ТАГИЛЬСКИХ подноса, лично видели!
https://i.mycdn.me/image?t=52&bid=804690340511&id=804690340511&plc=WEB&tkn=*zgv5rYg5zDLtfry814uaP2-mnZI
https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=804690349983&id=804690346655&plc=WEB&ts=00010001&tkn=*P68l6eLCJK2EVfyDAPLMfNCgFU8
https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=804690346911&id=804690346911&plc=WEB&tkn=*ji8JJ9hTZNddJwc6sa547Gz6Su4
https://i.mycdn.me/image?t=3&bid=804690352031&id=804690342303&plc=WEB&ts=00010001&tkn=*RC-T6llSPuDrgUjhr-9UWI36L8c
Какая хорошая новость!!! Летом ездили в гости, не знала где купить наши подносы. Это отличный подарок!!
Вопрос, по-видимому, в финансировании.
«Ремесло — это заговор специалистов против профанов». )
Дело то хорошее. Но вот очень плохо смотрится вывеска магазина торгующего такой красотой, на таком облезлом фасаде дома…
Фасад дома — лицо города )))))
Моя жена когда то закончила учагу по росписи подносов и потом еще лет 10 дома расписывала.
Сейчас декупажем занимается, он перспективнее.
Красиво конечно,но куда его? Какая практическая польза от него? И еще..,может не поднос,а разнос? Так как то благозвучнее звучит,
В магазинах «Тагилкнига» продавали. Не знаю, есть ли сейчас…
В Тагилкниге есть подносы, до сих пор продают
А я знаю, что пусть Строгановка и не выпускает промышленный ширпотреб, зато попала в книгу рекордов России и выполняет заказы аппарата правительства РФ. Они делают единичные высокохудожественные подносы. Сама видела.
Ура! Ура! Ура!