ПТ, 22 ноября 2024

Возрождение легенды. Как в Нижнем Тагиле восстанавливают подносный промысел

Сродни птице Фениксу тагильский подносный промысел переживал времена упадка и расцвета. Отсчёт его истории ведётся с 1746 года. Именно к этому времени относятся первые упоминания о металлических изделиях с художественной росписью. Тагильская школа наиболее ярко раскрылась благодаря художникам Худояровым, с которыми многие и связывают историю и развитие подносного промысла на Урале. 18-19 века стали временем стремительного взлёта и расцвета лаковой росписи. Но затем последовал упадок. Революция смела не только российскую монархию, но и заставила забыть приёмы традиционного цветочного письма в Нижнем Тагиле.

В 1957 году на базе нескольких артелей, выпускавших небольшими партиями штамповки и готовые подносы, появился завод «Эмальпосуда». Тот самый, который в лучшие годы выпускал до 1000 подносов в день. Но и он пал под натиском гайдаровских реформ в начале 90-х годов. В условиях экономического краха магазины отказывались принимать продукцию тагильских мастеров, не зная, как расплачиваться за изделия. Нет, выпуск тагильских подносов не прекращался. Эту нишу заняли частные мастера и небольшие кооперативы. Им удалось сохранить традиции лаковой росписи. Но до нового подъёма было ещё очень далеко.

"Тагильское танго" Светланы Парышевой, персональная выставка

“Тагильское танго” Светланы Парышевой, персональная выставка

Камнерез Виктор Васильев в начале 2000-х годов основал мастерскую в помещении на Черноисточинском шоссе, 82б. Продажи камнерезных изделий постепенно падали, и Васильев сосредоточился на выпуске сувенирки, в том числе и подносов. Тогда и возникла идея развивать лаковую роспись. К Васильевым пришли мастера, оставшиеся в лихолетье 90-х без работы.

Так появилось предприятие народных художественных промыслов «Тагильский поднос». Сегодня здесь работают 12 художников, 2 лакировщика и 1 шлифовщик. Некоторые занимаются декоративной лаковой росписью с 80-х годов. Это Эльвира Ершова, которая готовится к открытию персональной экспозиции в выставочном центре НТМК, Раиса Смотрина, Елена Божина, Татьяна Воробьёва и другие. В месяц мастерская способна выпускать до 600 подносов. Цифра внушительная, если вспомнить, с чего всё начиналось: в первый год предприятие производило 150-200 подносов, в прошлом году – уже 450. Работы «Тагильского подноса» выставляются в музеях Екатеринбурга и Нижнего Тагила. Сейчас цех Васильевых охватывает практически 90 процентов рынка. Лаковой росписью ещё занимаются в филиале Строгановки, «Метальной лавке» и частные мастера. Но в промышленных масштабах выпуск изделий они наладить не могут. Не хватает мощностей и ресурсов, считает Виктор Васильев.

dscn3231

dscn3234

Подносный промысел сегодня переживает вторую молодость. Художники используют как классическую цветочную роспись, так и переносят на металл творения голландских и русских живописцев. В столичных магазинах можно увидеть подносы с изображениями комплекса Московского Кремля, дворянских усадеб. В мастерской множество изделий с тагильской тематикой – Лисьей горой или местными пейзажами.

Производство разделено на две части. Во время подготовительной заготовка обезжиривается, грунтуется и покрывается эмалью. Только после этого художник расписывает поверхность.

– После росписи на два раза лаком покрываем. Мало ли, какая песчинка попала, или поверхность не очень ровная. Лак ещё придаёт работе объём и глубину. Только после этого сушим поднос и шлифуем. Цикл изготовления подноса может занимать от 11 до 20 дней в зависимости от сложности лаковой росписи и формы изделия. Роспись может длиться полсмены, а может затянуться на несколько дней, – рассказывает Васильев.

dscn3244

dscn3245

dscn3246

Купить работы тагильских мастеров-прикладников долгое время можно было в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал». Сейчас там осталась только небольшая сувенирная лавка.

– Фактически город остался без сувенирной продукции, – говорят основатели «Тагильского подноса». – Мы поняли, что разговоры о том, что чиновники развивают промыслы, это всего лишь разговоры. А многие из тех, кто сейчас говорит о поддержке традиционных промыслов, приложили руку к их разорению. И тогда мы решили взять в аренду помещение на проспекте Ленина. Так появился наш первый магазин подносов.

Магазинчик по проспекту Ленина, 32 официально откроется 1 октября. Но уже сейчас там можно посмотреть на лучшую тагильскую роспись, изделия из камня и бересты. Большую часть ассортимента составили подносы разных форм и размеров. Сегодня на полках почти 500 металлических подносов.

– За всю историю это первый фирменный магазин подносов. Да, до революции в небольших лавках можно было приобрести работы, но такого выбора не было никогда. Мы берем на себя ответственность соблюдать ту технологию, по которой тагильский поднос изготавливался в советское время на заводе «Эмальпосуда». При этом качество и внешний вид сейчас даже лучше благодаря новым лакам, – считает Виктор Васильев.

Тот самый магазин "Тагильский поднос" на проспекте Ленина

Тот самый магазин “Тагильский поднос” на проспекте Ленина

Каждый поднос в фирменной упаковке с символикой. Внутри – памятка по применению изделия. Поднос можно использовать в сервировке стола или дизайне интерьеров. Но нельзя нагревать выше 80 градусов и ударять острыми предметами. Производитель принимает все претензии по качеству, если покупатель следовал простым правилам ухода за металлическим изделием.

– Тагильский поднос – это достояние России, – отмечают художники. – Без тагильской росписи мы бы не узнали о Жостово. Мастера из Подмосковья создали хорошую школу лаковой росписи, но она отличается от тагильской. Наш поднос доступнее и ближе. Нет заоблачных ценников. А разнообразие сюжетов и качество исполнения говорит о высочайшем уровне мастеров.

dscn3236

dscn3243

dscn3247

Мастера из Жостово, пусть и извечные соперники, всегда восхищались особым способом и манерой лаковой росписи уральской школы. Тайной «за семью печатями» для них оставался худояровский лак, которым так гордились в Тагиле и в Невьянске до начала 20 века. Секрет лака, который получил название «хрустального» так и не разгадан. Его рецепт утерян. А ведь худояровский лак и температуру держал и не поддавался кислотам.

– Я пытался понять, что такое хрустальный лак, – говорит Виктор Васильев. Невьянцы знали этот рецепт, но тоже его потеряли. Мы пытались делать что-то подобное. Но в процессе температурного воздействия свойства терялись. А хрустальный он ведь где-то посередине. При определённых сочетаниях и условиях можно попытаться приблизиться к идеалу. Но получить такой лак пока невозможно. Уж очень берегли уральские художники эту тайну.

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

13 комментариев

  1. Ура!!!! Давно пора! В Русском музее, в Санкт-Петербурге, экспонируются два НАШИХ ТАГИЛЬСКИХ подноса, лично видели!

  2. Какая хорошая новость!!! Летом ездили в гости, не знала где купить наши подносы. Это отличный подарок!!

  3. Вопрос, по-видимому, в финансировании.

  4. “Ремесло – это заговор специалистов против профанов”. )

  5. Дело то хорошее. Но вот очень плохо смотрится вывеска магазина торгующего такой красотой, на таком облезлом фасаде дома…

  6. Моя жена когда то закончила учагу по росписи подносов и потом еще лет 10 дома расписывала.
    Сейчас декупажем занимается, он перспективнее.

  7. Красиво конечно,но куда его? Какая практическая польза от него? И еще..,может не поднос,а разнос? Так как то благозвучнее звучит,

  8. В магазинах “Тагилкнига” продавали. Не знаю, есть ли сейчас…

  9. В Тагилкниге есть подносы, до сих пор продают

  10. А я знаю, что пусть Строгановка и не выпускает промышленный ширпотреб, зато попала в книгу рекордов России и выполняет заказы аппарата правительства РФ. Они делают единичные высокохудожественные подносы. Сама видела.

  11. Ура! Ура! Ура!

Оставить комментарий или два