ЧТ, 19 декабря 2024

Детский сад – как подготовить ребёнка к школе, не испортив ему детство? Поговорим в «Трёх китах»

Мы продолжаем обсуждать качество образования в Нижнем Тагиле. На этот раз поговорим о дошкольном. По официальным данным, в Нижнем Тагиле нет очереди в детские сады для малышей старше трёх лет. Действительно ли устроить ребёнка в детский сад – не проблема? Кто занимается там с нашими детьми и как присматривает за ними? И не лучше ли вообще оставить малыша дома, на дедушек и бабушек?

Что главное в детском саду?

Показать результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Майские указы президента по ликвидации очереди в детские сады в России пока не выполнены. В таком мнении сходятся активисты «Общероссийского народного фронта» и Счётная палата РФ. Сокращение очередей часто происходит за счет увеличения числа детей в группах и эксплуатации зданий детсадов, требующих ремонта. Группы в российских детских садах переполнены в 15% случаев. 53% педагогов признались, что просят родителей приобретать материалы для занятий. Половина опрошенных воспитателей отметили, что детский сад, в котором они работают, не обеспечен развивающими игрушками. Более 37% воспитателей сообщили, что садик требует капитального ремонта. Не все детские сады обеспечены необходимыми специалистами: только 8% респондентов указали, что с ними работают музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, дефектолог, социальный педагог, хореограф. Более 8% сообщили, что в детсаде нет других специалистов, кроме воспитателей.

В Нижнем Тагиле 100 процентов детей от трех до семи лет обеспечены местами в детских садах. В городе 143 государственных детских сада, которые посещает 21 139 детей. При этом более 3000 детей от года до трех лет ждут своей очереди в ясли. Частные детсады посещает 596 детей. Однако, сколько в городе таких учреждений, в мэрии сказать затрудняются. С управлением образования взаимодействуют только 19 частных детских садов. Из них лицензию на оказание образовательных услуг имеют 2. Большинство же частных садиков, по мнению чиновников, просто «камеры хранения» для детей – малышей там ничему не учат.

Елена Корнева, заместитель директора детского сада «Жемчужинка»

— Так ли все плохо как нам показывает «Общероссийский народный фронт»?
— Если говорить про Нижний Тагил, то у нас не так всё плохо. Действительно, в городе имеется достаточное количество мест, чтобы принять детей с 3 до 7 лет. Может быть нам эту проблему удались решить за счет сокращения количества детей раннего возраста, которых принимали раньше с 1 до 3 лет.

— То есть в ясли очередь сохраняется за счет того, что часть этих мест отдали детям постарше?
— Да. Но, чтобы успокоить родителей скажу, что если ребенку в этом году будет 3 года, то он обязательно попадет в детский сад.

— Частные детские сады тоже сыграли свою роль в том, что сейчас нет очереди?
— Сыграли, но не очень значительную, потому что охват детей у них не очень большой. Чаще всего в них ходили родители, которых что-то не устраивало в обычном детском саду. Либо они имели место, но ушли в частный детский сад, либо они просто не могли дождаться места на период до 3 лет, и потом надеются попасть в обычный детский сад.

— Да, читатель пишет, что в платных детских садах основная масса только до путевки в обычный детский сад в 3 года.
— Цена вопроса.

— А цена вопроса какая?
— Я статистикой по ценам в частных детских садах не владею, но знаю, что было примерно 12 тысяч рублей в месяц, в наших детских садах — 2 тысячи.

— Разница приличная. Почему вы не пошли работать в частный детский сад? Денег больше бы платили.
. К.: — Не знаю, потому что в разговорах с воспитателями частных детских садов, говорили, что заработная плата у них зависит от количества детей. В данном случае в бюджетных детских садах более защищенная статья заработной платы. Они получают прилично, по дорожной карте сегодня зарплата 30 с лишним тысяч рублей.

— На сайте комментарий: «Хотел бы задать вопрос почему занятия в детских садах сделали платными? Рисование, танцы, пение стали платными дополнительными услугами. Если не оплачиваешь дополнительные услуги, то ребенок сидит один в группе и занимается сам с собой. Раньше все дети были одинаковые и сами занимались целый день». Это так?
— Такая практика началась когда влились в систему бюджетных детских садов бывшие ведомственные детские сады. У них была другая система оказания платных дополнительных услуг. Мы поднимали вопрос, чтобы не было такого, что ребенок сидит один без занятий, не было такого, чтобы те же занятия по рисованию давались только за плату. Есть обязательные занятия, которые включаются в работу любого воспитателя, он проводит их бесплатно в рамках реализации основной программы, и есть дополнительные. Дополнительные придумали очень интересные, яркие программы, результативные, чтобы родитель сразу увидел за что он заплатил. Печально, когда администрация детского сада не оставляет право выбора родителю. Еще существует такое давление.

— Вы сказали о единой программе, которая существует для всех.
— Не совсем единая. Каждый детский сад имеет право разработать свою образовательную программу.

— И защитить ее.
— Защищать ее не перед кем. Детский сад несет ответственность перед государством за реализацию стандарта. И вот эта программа должна позволить реализовать этот стандарт. Стандарт существует всего пятый год. Он определяет основные целевые ориентиры.

— Какие это ориентиры?
— То, что ребенок должен быть самостоятельным, уметь общаться в обществе, входить в общество с открытым сердцем, научиться сопереживать. Это только некоторые части стандарта. Ребенок должен иметь определенные представления об окружающем мире, знать все самое важное, что ему потребуется в начальной школе.

— Мода на какие-то педагогические «фишки» в дошкольном образовании быстро меняется. Например, система Марии Монтессори. Успевает ли государственная программа за этими веяниями?
— Система Марии Монтессори это дореволюционная программа, которая была разработана для детей имеющих нарушения. Почему она считается новой «фишкой»? Потому что там много материала, который нужно ребенку дать в руки. Наши бедные детские сады не могут позволить себе приобрести минимальный набор, который Мария Монтессори рекомендовала для детей за 400 тысяч рублей. И это за один набор на одну группу. Поэтому таких классов немного. Десять лет назад был один класс, потом появилась эта система, сейчас у нас есть одна частная организация, которая пропагандирует систему Монтессори, у них в каждом районе филиалы есть. Она дает свой результат, эта система.

— Ну вот на какие-то современные веяния государственная программа ориентируется? Те программы, которые создают в каждом детском саду согласно стандартам, они учитывают мировой опыт?
— Конечно учитывают, мы не в безвоздушном пространстве живем. Нас включают во все проекты, которые реализуются в России, в Свердловской области.

— Например?
— Например, та же инженерная программа, когда все говорили, что инженер — это звучит гордо.

— Теперь инженерами с садика готовят?
— В чем-то они правы, ведь это особый стиль мышления, который нужно развивать. У нас сейчас мало деток, которые способны к принятию самостоятельных инженерных решений. И хорошо, что будет у ребенка выбор, он сможет этим заняться. Изобразительная деятельность была, есть и будет всегда. Творить наши дети умеют, причем они творить так могут, как не каждый взрослый сможет, потому что они не зашорены какими-то стереотипами.

— Когда я услышал словосочетание «инженерная школа», то у меня какой-то ступор возник. Что значит в детском саду инженерная школа? У вас не было такого ощущения?
— Было. Причем у меня такое ощущение появилось, когда управление образования решило организовать проект ранней профессиональной ориентации, когда об этой теме можно говорить только в среднем звене школы. Поэтому как-то странно казалось. Но необходимо вернуть в систему дошкольного образования элементарные трудовые навыки и операции, у нас совсем недавно еще было трудовое воспитание, расписывались основные навыки, в каком возрасте и что ребенок должен уметь, хотя бы навыки самообслуживания, уход за растениями. Потом это все ушло.

— Что сейчас дети делают в вашем садике?
— У нас 10 детских садов, это объединение «Жемчужинка». Детские сады не очень большие, 6 средних детских садов и 4 старых маленьких четырехгрупповых. Деток у нас 1100 человек. Но что качаестя трудового воспитания, то мы действительно хотели вернуть деткам не то, что трудовые операции как предусмотрено в ранней профориентации, а ценностное отношение к труду, что нужно трудиться для кого-то, что-то сделать для кого-то. Например, сделать маме бутерброд, заварить чай бабушке, подать тапочки папе после работы, помочь с сестренкой погулять. На протяжении четырех лет я работаю в этом объединении, и у нас есть некоторые такие моменты. Мы решили разработать проект, в рамках вот этих рабочих профессий, связанный с медициной. У нас медицина сейчас настолько в «завале», что если мы покажем как нужно заботиться о своем здоровье, сохранить его, то это будет хорошо. Мы это и реализовали.

— Как вы считаете, выпускники вашего детского сада, они готовы к школе?
— В подавляющем большинстве, да. Самые основные представления об окружающем они имеют. Возможно более проблемным будет момент связанный с ученическим трудом, которого мало в детском саду, то есть трудиться, ответственное отношение к тому, что ему нужно прийти в школу, отсидеть все эти уроки. Может быть немного изменилась система организации работы с детьми в детских садах, стало больше демократизма.

— Что вы имеете в виду?
— Раньше было четкое расписание занятий. Приходил старший воспитатель-методист в детском саду проверял во сколько сели дети на занятия в детском саду, во сколько встали, какие задачи ставил педагог и как он их реализовал, достиг он результата или нет. Потом появился процесс творчества, каждый педагог имеет право проводить занятия хоть на прогулке, хоть в утренний отрезок времени, хоть в вечерний.

— Вот это право не дает ли педагогам возможность отлынивать от работы?
— Дает. И в какой-то период это дало спад качества дошкольного образования. Проводилось несколько областных исследований, когда они попытались оценить уровень готовности детей к школе. Один год мы проводили сами, нам привозили из Екатеринбурга методики, мы проводили специальные исследования, потом анализировали. У нас хорошие результаты получились. Но мы сами исследовали. Потом через пять лет проводила уже начальная школа. То есть приняв наших детей, они по тем же методикам практически оценили. Результат получился 60/30, то есть 60 проблемных детей и 30 готовых, а у нас было наоборот, когда мы оценивали — 60 готовых и 30 проблемных. Это еще может быть специфика психологических условий, другие люди.

— Много вопросов поступает о материальном состоянии садиков, про то, что окна еще деревянные во многих садиках, жалуются на детские площадки, что они старые и ржавые или из дерева старые, травмоопасные. Это проблема?

— Да, проблему территории у нас подняла прокуратура буквально пять лет назад, когда травмировался ребенок прокурора. Когда прошел рейд по детским садам, все заведующие практически все демонтировали. У нас были слезы, когда дети вышли вечером, а все везде срезали, ничего не было, ни одного домика, ни одной лесенки. Гуляли на теневых навесах, на траву выносили выносной материал, пластиковые игрушки, легкие палатки ставили. Да, был такой у нас «голый» год. Сейчас практически все объединения завершили переоформление и переоборудование территории. Мы в «Жемчужинке» два года вкладывали областные субсидии в оборудование на территории. Сейчас заканчиваем, все готово.

— Какая, на ваш взгляд, главная проблема современного дошкольного образования?
— На мой взгляд, педагоги должны изменить отношение к ребенку. Когда я ушла из управления образования, то погрузилась в науку, чтобы не отстать и прийти в детский сад с пользой, посмотрела современные исследования какие сейчас дети. Дети каждые десять лет меняются. И наши малыши имеют очень слабую моторику, писать не могут, рисовать трудно им, они зашнуровать шнурки не умеют, потому что все на липучках. Это за счет того, что у нас ушли трудовые операции.

Анна Зацепина, заместитель директора педколледжа №2 по развитию и содержанию образования и научной работе.

— Анна Владимировна, предыдущая наша гостья сказала, что дети за прошедшие десять лет очень изменились, в связи с тем, что новые технологии и меняется общество. Это действительно так?
-А. З.: — Я бы не сказала, что изменились дети. Изменились условия, в которых они живут, изменилась среда, в которой они находятся. Если говорить о дошкольном образовании, то изменились условия дошкольных учреждений где находятся дети.

— Как изменились условия дошкольных учреждений?
— Условия изменились в лучшую сторону. Сейчас главный принцип федерального образовательного стандарта дошкольного образования — во главе стоит ребенок, его выбор.

— То есть на способности и склонности ребенка ориентируются, так?
— Раньше тоже все ориентировано было на способности и склонности, но была четкая программа, были результаты, индикаторы, которые ребенок должен был достичь. Сейчас есть целевые ориентиры, и не всегда это значит, что ребенок достигнет этих ориентиров, потому что он индивидуален. Но его интересы, его выбор и поддержка сейчас учитываются. Мы встали рядом с ребенком, а не над ребенком.

— На ваш взгляд, главная задача дошкольного образования какая? Что ребенок должен уметь на выходе?
— Нет четких «знать», «уметь». Это все осталось в прошлом. Сейчас целевые ориентиры — самостоятельный, любознательный, умеет общаться, умеет сотрудничать со сверстником, со взрослым, умеет строить догадки и познавать мир.

— Вы ведь знаток системы Монтессори?
— Да, это интересная система. Итальянка Монтессори была, врачом, ученым, педагогом, которая открыла свой первый детский сад в 1907 году. Сейчас в России около 2000 детских садов, которые работают по системе Монтессори.

— У нас есть?
— У нас нет именно детского сада. Он был в Дзержинском районе, 15 или 20 лет назад, была одна группа. Но элементы педагогики Марии Монтессори есть в каждой группе. Главная ее идея — восприятие мира через сенсорное развитие, то что мы видим, слышим, чувствуем, пробуем, нюхаем и так далее.

— Мнение такое в Интернете, что после детского сада Монтессори у вашего ребенка в обычном детском учреждении могут возникнуть проблемы с поведением. Это так?
— Вопрос интересный. Почему могут возникнуть проблемы? Потому что главный принцип педагогики Монтессори это свобода. Но свобода ограниченная дисциплиной. Дети в группе разновозрастные, от 3 до 12 лет, но чаще всего это период 3 лет, с 3 до 6, с 6 до 9. Понятно, что старшим помогают младшие, младшие учатся у старших. Ребенку не навязывается какая-то деятельность, он выбирает то, что ему интересно здесь и сейчас. Делятся на несколько зон: космическая зона, зона практических действий, зона математики и зона речевого развития. То что ребенку интересно, тем он и занимается.

— Космическая зона это что?
— Это окружающий мир.

— Мы начали говорить о педагогах, но не закончили эту тему с нашей предыдущей гостьей. Вы непосредственно занимаетесь подготовкой педагогов для детских садов. Скажите каков уровень педагогов, которые идут воспитывать и образовывать детей от 3 до 7 лет?
— Что касается уровня, то он может подтвердиться только результатами. Уровень подготовки хороший.

— Наши читатели на сайте считают иначе. «Отдали ребенка уже во второй садик и опять не повезло с «воспитками». Открывают новые детские сады, воспитатели идут без опыта работы, многие очень молодые, которые в ближайшие годы уходят в декрет. Неопытные, работают отвратительно, не могут справиться с детьми». Вот такие мнения.
— На самом деле, мнения очень разные. Современные родители тоже очень разные. Что касается подготовки наших студентов и чем интересен наш колледж — мы готовим воспитателей для детей с сохранным развитием и для детей с отклонениями в развитии. Сейчас увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, которые также находятся в обычных детских садах. Иногда это проблема для педагога, когда может быть 23 ребенка с сохранным развитием и один ребенок с задержкой психического развития.

— То есть нужно выстроить отношения между детьми так, чтобы всем было комфортно.
— Конечно. Эти дети сейчас не исключаются из мира, как раз идет социализация. Родители знают об этом и приводят детей в детский сад. Возможно в этой группе из комментария есть такой ребенок, возможно без опыта пришли педагоги, но все учатся.

— Есть мнение, что в колледж идут те, кто не попал в вуз по причине недостаточных знаний. Так это?
— Нет. Сейчас, в соответствии с новым законом «Об образовании», идет конкурс аттестатов, и достаточно высокий балл аттестата у тех абитуриентов, которые приходят к нам. Заведующие детских садов имеют положительные отзывы именно о студентах педагогических колледжей, потому что идет дуальное обучение — непосредственно учебные занятия и тут же производственная практика.

— А включается в программу подготовки педагогов какие-то нетрадиционные, вариативные методы воспитания?
— Да. Тем более мы готовим педагогов для детей с отклонениями в развитии, то у нас рассматриваются различные методики, педагогики, имеется база в колледже, мини-лаборатории, где студенты разрабатывают задания. Даже дошколята приходили в наш колледж где студенты проводили какие-то свои разработки. Это и кинетический песок. Сейчас дети такие агрессивные, есть дети, которые одни в семьях. Вообще все зависит от семьи. Если в семье все благополучно, то и у ребенка все благополучно. И песочная терапия как раз помогает и воображению, и тактильные ощущения развивает.

— То есть, когда они в детский сад приходят, то они уже могут свою образовательную программу подготовить, используя вот эти вариативные методики.
— Да. Они готовят какие-то методические разработки. Когда они готовят свою выпускную работу, то они идут от запросов детского сада. То, что интересно, какие проблемы есть в детском саду, проблемы с детьми с отклонениями в развитии, совместно с методистами детского сада и воспитателями выбирается тема, она изучается теоретически, проводится исследование, диагностика, и результаты приносятся в детский сад. И те студенты, которые проходят практику, они уже имеют место работы. Настолько завораживает работа студента во время практики, что заведующие приглашают на работу.

— Как в относитесь к частным детским садам?
— К частным детским садам отношусь хорошо, потому что любой детский сад без лицензии работать не будет. Там есть своя программа, есть специалисты, медицинские работники.

— На ваш взгляд, уровень образовательных услуг в государственном детском саду и в частном, где лучше?
— Лицензия есть и в государственном детском саду, и в частном. Они предоставляют программу. Как говорил предыдущий гость, из-за финансирования у них есть возможность приобрести какие-то дидактические материалы, а может и нет. Но для тех, кто не может попасть в государственный детский сад, частный детский сад является выходом.

— Как вы считаете, дети, которые в детском саду занимаются по каким-то специальным методикам, они потом в школе имеют преимущество перед остальными детьми?
— Это, наверное, идет рядом. Например, ребенок может заниматься и по традиционной программе и брать элементы Монтессори или полностью заниматься по программе Монтессори, хотя я такого ребенка не видела. Это все очень индивидуально. Это не зря потраченное время, но это все индивидуально. Самое главное — деятельность ребенка.

Татьяна Огородникова, семейный психолог

— Татьяна Геннадьевна, надо ли отдавать ребенка в детский сад?
— Здесь должен быть индивидуальный подход, я не сторонник давать одни и те же рекомендации всем. Все по-разному может быть.

— Действительно ли это так важно для социализации, как все считают?
— Не всегда. Есть дети, которые остаются дома и прекрасно социализируются. Есть замечательные бабушки, которые с ними занимаются, водят на занятия, общаются.

— Ключевой момент, что они не целиком дома сидят, а ходят.
— Конечно, нет, они не сидят, у них активная жизнь, они здоровы, интересуются всем. Поэтому не зависит от того отдавать или не отдавать. Скорее всего здесь роль играют условия, которые либо созданы для ребенка, либо не созданы.

— Нужно ли как-то готовить ребенка к тому, что он пойдет в детский сад?
— Конечно. Все дети разные. Есть дети, которые в силу своей нервной системы легко адаптируются в детском саду, они имеют коммуникативные способности и так далее. А есть дети, которые больше интровертированные, которым нравится быть с самим собой, заниматься индивидуальной деятельностью, им сложно в коллективе. Конечно с детками нужно готовиться, заниматься, рассказывать им про детский сад, проигрывать игру в детский сад, показывать что там происходит, например, с помощью кукол показывать прогулку, общение, какие-то конфликтные ситуации. На своих консультациях я часто готовлю ребят к походу в детский сад.

— Нужны ли для этого какие-то особые знания или любая мама так сможет проиграть ситуации?
— Думаю, что любая мама сможет с этим справиться. Есть замечательные произведения, например, Зерновой Руфь «Как Антон полюбил ходить в детский сад» или про Анфиску и обезьянку, которые ходили в детский сад и там с ними происходили разные интересные события. Нужно брать книгу и проигрывать, потому что у детей развито воображение, они любят игру, это их основной вид деятельности, и через игру можно прожить и проиграть множество ситуаций, если сложно, то можно взять из детских книжек. И ребенок подготовится к детскому саду.

— В каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад?
— Я считаю, что после трех лет, потому что до трех лет формируется базовая потребность ребенка в доверии, в безопасности, в защищенности. Если эта потребность сформировалась, то ребенок уже с этим образом безопасности идет в детский сад. Ему будет там легче пережить какие-то сложные моменты, какие-то трудности, конфликтные ситуации. А до этого возраста у ребенка такой защищенности нет, и он может травматизироваться.

— В одном из интервью я услышал понятие «недетсадовский ребенок». Есть такое?
— Есть. Недавно у меня на консультации был мальчик, ему 4 года. Ребенок недетсадовский, он по уровню развития гораздо выше своих сверстников, ему интересны вещи, которые его сверстники еще не понимают.

— То есть это не отстающий ребенок, а, наоборот, высокоразвитый.
— Да, развивающийся быстрее. Ему интересны занятия английским, он выучил уже какие-то песенки, интересно многое другое. Ему скучно, а ребята его не понимают, они начинают на него сердиться, либо проявлять агрессию.

— Что же делать с такими детьми?
— Ребенок прекрасно общается в кружках, куда он ходит. Там ребята постарше, им уже с ним интересно, он прекрасно с ними общается.

— В таком случае его не нужно вообще водить в садик? Как быть?
— Мы с мамой пришли к такому мнению, что ему комфортнее быть дома и в этих кружках. У мамы есть возможность сидеть с ним.

— А если нет возможности у мамы сидеть с таким ребенком. Что делать?
— Тогда нужно заниматься с таким ребенком и развивать те навыки, которые, возможно, у него не сформированы. Коммуникативные навыки, например. То есть какое-то время ребенок может походить на занятия по развитию коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, пониманию других ребят и разрешению конфликтных ситуаций.

— Вы сейчас привели пример дошкольника, который там что-то знает по-английски. Вообще сейчас модно опережающее обучение. Это действительно хорошо для детей или не очень?
— Это не очень хорошо, потому что все хорошо, когда все происходит в свое время. В дошкольном возрасте должны развиться определенные функции, такие как внимание, память, мышление, речь. То есть то, что подготовит к восприятию информации в школе. Должны развиться все двигательные функции, чтобы ребенок мог и писать, на физкультуре выполнять различные упражнения. Для этого и существует дошкольный возраст, где должны развиваться все процессы, и нет задачи научить только читать или писать. Раньше мы бегали во дворах и развивались все сенсорные системы, ни один кружок не разовьет так как мы развивались в непосредственном взаимодействии.

— К модным направлениям, например, к таким как Монтессори и орф-педагогика, вы как относитесь?
— Я отношусь хорошо, но все хорошо в меру. Ребенок позанимался, и у него должна быть и свободная деятельность, возможность свободно пообщаться со сверстниками, проявить свою самостоятельность и активность вне обучающей среды, где ребенок формируется и развивается как определенная личность, где ребенок выдвигает свои идеи и взаимодействует по своему желанию. Это самое важное в обучении, так как ребенок становится сам субъектом своей активности, и это не разовьется ни в каких кружках.

— Какие ошибки допускают родители во время дошкольного воспитания?
— Сейчас очень много структурируется деятельность дошкольника и ему выдвигается много требований, вот эти же самые кружки, целенаправленные занятия. У ребенка не хватает свободной самостоятельной деятельности, а именно в такой деятельности ребенок овладевает многими умениями, например, он получает какой-то результат и у него возникает удовлетворение, мотивация достижения. А когда на меня давят, то это уже не мое желание, а желание кого-то, и я под принуждением не хочу что-то делать, формируется нежелание что-то делать, ребенок становится пассивным.

— Как из этой пассивности выйти?
— давать возможность ребенку действовать самому, создавать среду, в которой он может активно себя проявить. Дома очень важно иметь различные материалы для рисования, лепки, взаимодействия с водой, песок. Желательно, чтобы ребенок на улице общался со сверстниками сам. Не контролировать каждый его шаг, а давать возможность себя проявлять.

— Помните была мода на японскую систему воспитания, когда до пяти лет ребенку все можно. Это правильно?
— Это тоже неправильно, потому что потом ребенку будет сложно усвоить какие-то границы, ведь волевая сфера тоже постепенно формируется. Ребенок входит в мир, социализируется и тут невозможно обойтись без ограничений. Если родители вводят ограничения, то ребенок считает это нормальным и сам стремится к определенному порядку. Например, совсем маленькие дети стараются положить вещь на место. Недавно мама вышла из подъезда, забыла закрыть дверь, ребенок вернулся и закрыл. Детям это дает ощущение безопасности, надежности, они сами стремятся к порядку. Поэтому этот сензитивный период, когда дети стремятся к порядку важно не пропускать.

— Почему тогда японцы такую систему применяют?
— В свое время, когда я была в Санкт-Петербурге мне там рассказали совсем про другой метод японского воспитания, связанный с ограничениями. Например, дети выходят на участок, а там всего одни качели. Они договариваются по очереди кто когда будет качаться. Необходимость подождать, поставить свои желания на второй план, дождаться своей очереди, все это у них широко практикуется. Не всегда только свобода. Мы просто до конца не знаем эту систему.

— Я читала, что сейчас все чаще родители приходят на прием к психологам с проблемой, что их раздражает их ребенок. Это так?
— Как-то не сталкивалась. Наоборот, приходят родители, которые беспокоятся за детей, например, обращают внимание, что ребенок мало общается, или проявляет агрессию, или не может найти общий язык с ребятами. Наоборот, родители начинают вникать в переживания детей, им это становится небезразлично. К сожалению, чаще мамам. Папы бывают редко.

— Папы традиционно зарабатывают на жизнь.
— Думаю, что не только с этим связано. Как у Барто: «Сынок забота ваша, на то вы и мамаша». Для ребенка папа очень важен, как для девочки, так и для мальчика.

— К вам приходят родители, дети которых не могут социализироваться в детском саду?
— Конечно. Все зависит от ребенка. Проблемы могут быть разные. Например, это может быть проблема в эмоциональной сфере или коммуникативных навыках. Это может быть проявление застенчивости или агрессивности. Все очень индивидуально в зависимости от условий, в которых ребенок живет. Проблема может быть связана не столько с ребенком, сколько с родителями.

— А с детским садом проблема может быть связана? С педагогами?
— Бывает. Бывает приходит ребенок и радуешься ему, такой замечательный, активный, все исследует, всем интересуется. А проблема с педагогом в детском саду. Либо не принимают ребенка, либо какие-то его особенности не нравятся. Я всегда говорю родителям, что важно научиться взаимодействовать, и ребенка важно учить взаимодействовать с разными людьми, потому что в жизни мы с разными людьми общаемся, и можно с каждым находить общий язык.

— Когда заканчивается детский сад и пора идти в школу, ребенка к этому тоже нужно готовить. Как это делать?
— Все происходит постепенно. В детских садах есть определенная программа, где начиная с маленького возраста постепенно вводят элементы обучающих программ. Вначале это занятия по пять минут, потом по десять, по пятнадцать, где постепенно ребенок обучается учебной деятельности.

— Родителям как смягчить этот переход?
— Если изначально родители уделяли этому внимание, например, ребенок ходил на подготовительные курсы, родители читали с ним какие-то книги про школу, рассказывали о своем детском опыте, то ребенок имеет уже готовые модели, представление о том что там в школе будет, у него есть представление что он будет делать на уроке, как общаться с ребятами. В соответствии с реальностью, в эту модель потом может добавляться что-то новое.

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

35 комментариев

  1. «Не испортив детства» — какой-то публицистический вывих, лишенный содержания. Вроде как детство, если захотеть, может остаться с ребенком навсегда. И о чем прикажете говорить?

  2. Добрый день! Я хотел бы задать вопрос, почему сделали детские занятия в детском саду платными? Рисование, танцы, пение стали платными и дополнительными услугами. Если не оплачиваешь дополнительные услуги, то ребёнок сидит один в группе и занимается сам с собой. Насколько я помню раньше все дети были одинаковые и с нами занимались целый день воспитатели и не было никаких платных ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ услуг. А самое, что интересное качество дополнительных услуг очень низкое. На хореографии детям включают музыку и они прыгают и играют между собой. На рисовании дети в три года рисуют палочки и т.д. Воспитатели в группах включают мультики детям, а не читают сказки перед тихим часом, как это было раньше.

    • а что анонимно…толку то не будет.Если боитесь фамилию свою указать…так хоть бы детский сад.

    • В этом мире не бывает ничего бесплатного. Врачи, воспитатели и учителя должны получить зарплату, бесплатно работать никто не будет. У нас в садике была обязательная «федеральная» программа обучения, которая входила в стоимость базовых услуг, и дополнительные заняти по желанию. Занятия по обязательной программе были в первой половине дня, занятия «за деньги» были во второй. Соответвенно, у кого не было денег или желания платить за дополнительные услуги, сидели вечером одни в группе. Почему у государства и муниципалитета в частности закончились деньги на детские сады, задумайтесь, когда пойдете выбирать в очердной раз путина или носова.

  3. Отдали второго в садик. И опять не повезло с воспитками 🙁 . Лотерея блин…

  4. Детский сад № 110. Дети в этом году выпустились отлично подготовленные к школе, читают, считают, танцуют, поют, с кучей всевозможных дипломов и грамот. Все занятия бесплатно и минимум и сверх и проекты и ранняя профориентация и отменные утренники и чего только не было. Выпускной вообще выше всяких похвал. Но в данной работе с детьми, воспитатели работали в тесном взаимоотношении с родителями. Результат такого взаимодействия семьи и образовательного учреждения на лицо. Спасибо огромное воспитателям подготовительной группы детского сада №110 выпуск 2017 г. Боголеповой Людмиле Самоиловне и Тюриной Елене Геннадьевне, а также всему детскому саду. Детство наших детей в садике было веселое, яркое, светлое, познавательное!
    А да, допы были, но все выбирали по возможностям и необходимости. Кто — то пять, кто- то один, а кто то и не одного. Дети отлично себя чувствовали, если не посещали какое-то дополнительное занятие. Потому как кому надо больше математики, кому развития речи, кому фитбол, а кто то сам по себе гений, либо занимается где -то еще.

    • Подпись: заведующая детским садом номер 110.

      • А почему Вы думаете, что дети и родители не могут быть благодарны детскому саду и воспитателям, школе и учителям? Вас что с садике или школе били? Вы не верите в существование нормальных садиков и школ?

        • Я верю, написано шаблонно.

        • Лет эдак 55 назад я ходила в садик, который находился на ул. Черемшанская, сейчас там мед.центр. Хорошо запомнила, что нас воспитатели считали по немецки и дети быстро выучили счет и еще в жаркие дни лета мы купались в фонтане, который находился перед зданием садика на территории, с каким восторгом мы плавали в фонтане, еще на занятиях мы лепили фигуры из голубой глины. Но садик закрыли на ремонт и перед школой я ходила уже в другой садик по ул. Черных, 19а, сейчас там тоже его нет. Но уже в этом садике я получила стресс на долгие годы. Однажды после тихого часа воспитательница объявила, что две девочки лежали с открытыми глазами и их надо наказать, положить спать без трусов и попросила детей из группы, чтобы они с нас сняли трусы, т.к. сами мы не соглашались. На нас налетели дети и стали стаскивать трусы, я стала отбиваться и распорола коленку о штырь раскладушки, остался шрам, конечно, дома я ничего не сказала. Родители, спрашивайте детей, как проходят их дни.

    • Про садик 28 могу сказать тоже самое. Все зависит от персонала и родителей. Нам повезло с воспитателями просто фантастически. Детей начали готовить к школе со старшей группы, хотя по нынешним методиками детский сад не должен готовить к школе, а только осуществлять присмотр. Кстати, платные рисование и т.д. только в бывших нтмковских садиках. В нашем обычном все было бесплатно. И рисование, и физкультура, и музыка и др. Платные были шахматы (300₽), хореография, занятия с психологом и ещё что-то, уже не помню. И все по желанию. Если нет желания — никто ничего не навяжет. Молодые воспитатели нашего садика создали театральную труппу, ярко выступали на всех праздниках, все бесплатно, естественно.

      • Шахматы- платные? Странно. По-моему, бесплатно мало кто ходит. Кто хоть вел занятия?

    • Это «Маячок» что ли? Среди работников образования вообще никак не котируется.

  5. Почему в детских садах запрещают детям какать .и сикать. Сами же воспитатели ,нажрутся от пуза и се?рут по полчаса .

  6. открывают новые детские сады. Воспитатели без опыта работы, многие очень молодые (в близжайшие годы уходят в декрет). Работают неопытные воспитатели отвратительно: не могут справиться с детьми. Ужасное дошкольное образование. В платных дет.садах основная масса только до путевки в садик (2-3 года): в приличный садик детей от 3 до 7 не отдать (опытные воспитатели уже ушли, а новые абсолютно халатно работают). ЧТО ДЕЛАТЬ?????????????????????

    • Скоро будут перевыборы мэра и президента. Задумайтесь, ставит ьли галочку за тех же людей.

  7. Вы говорить еще не устали? Разговорами дела не сделать

  8. А вот попку ,вытереть ребёнку . Это лучше самой в попу дать .

  9. Мои племянники посещали детский сад № 203.Огромное спасибо воспитателям-Елене Геннадьевне -племянник посещал ее группу и Майе Вячеславовне-посещала племянница.Доп.занятий не было.Все проводили воспитатели. Проводились открытые занятия для родителей.Занятия на высокомм уровне.Ребятки с желанием посещали детский сад.Милая пом.воспитателя всегда спокойная- ну просто как мамочка к деткам и на горшочек посадит и умоет….В данном садике обстановка всегда была уютной и домашней.А какие сказочные утренники!Воспитатели понимали детей и родителей и родители видя материнское отношение всегда старались помочь когда воспитатели обращалась за помощью..Спасибо всему коллективу 203 садика.Спасибо Федоровой Тамаре Викторовне.которая создала такой отличный пед коллектив.Спасибо медицинскому сотруднику Людмиле Павловне.которая всегда оказывала врачебную помощь детям.Детки не боялись кабинета медика.зная что там добрая Тетя Люда даст витаминку! Детей подготовили отлично.Дети учились успешно в Политехнической гимназии.ЛУЧШЕГО садика на ГГМ НЕТ.

  10. Интересует вопрос очереди. По поводу трех лет не в курсе, а вот детей в два года в садик невозможно отправить. И все мы знаем, что пособия после полутора лет, мягко сказать, смешные. На весь город всего несколько ясельных садиков. Хотя на мой взгляд, есть достаточно помещений, которые в своё время были отобраны у дошкольников, а сейчас либо пустуют, либо используются в коммерческих целях.

    • А зачем содержать ясельные группы? Пусть тысячи женщин трудоспособного возраста сидят дома, платить-то им 1,5 лет до 3 не надо. Ну и пусть они теряют свою квалификацию, пусть трудоспособное население ничего не делает. Мы лучше пенсионерам пенсионный возраст поднимем, и мигрантов пригласим у нас работать. Это ведь проще, чем создавать ясельные группы.

  11. Почему в наших садиках нет ни пластиковых окон, ремонта в группах и на площадках! Дождь пройдет- площадки как болото! Зимой по 16 градусов в группах!

    • Это заведующая просто скромная! У нас весь садик в пластике, за счёт родителей, конечно..

  12. Нет мест в садике. Приходим в коммерческий. Вопрос: если ребенок расхворается оплату вернут за дни отсутствия? Ответ: нет конечно.

  13. Во многих старых садиках проблемы с детсткими площадками. Они если железные, то ржавые, закрашены прямо по ржавчине. Если из дерева, то уже трухлявые, часто травмоопасные. Проверяют их один раз в год, а потом и не смотрят. Будет ли замена игровых элементов в таких садиках, выделены ли на это деньги?

  14. Скажите, могут ли воспитатели оставлять ребенка одного в группе. Если ребенок по медпоказаниям не посещает бассейн, вся группа уходит туда, а ребенка оставляют в группе одного. Что делать, если такие факты вскрываются?

  15. Болгарин? Не, румын! Да? А какая разница?

  16. Главное, чтобы в садике и школе воспитывали так, чтобы живодерками не стали. Как хабаровские. А то срок дадут, как тем. Кстати, все тагильские новостные сайты об этом написали, не говоря уже о российских. Кроме Всех новостей.

    • Это не от воспитателей зависит, а от родителей, иначе в Хабаровске сейчас было бы больше желающих мучать детей, либо у тех двух девушек был персональный воспитать 🙂

      • В случае с самарскими(кинельскими) живодерками Следственный Комитет проверял, какую воспитательную работу проводили учителя в школе по месту учёбы юных живодерок. Кажется, в комментариях, к прошлой программе Три кита есть об этом.

        • Слушайте 3 х китов , это так дело не куда девать .Было бы дело ,так и это пол дела.

    • Я, кстати, материал о хабаровских живодерках увидел на ВН. Приношу свои извинения.

  17. Меня зовут Янич Альберт, я живу здесь, в США. Я хочу поблагодарить г-на Криса за то, что он помог мне получить мой кредит. Мне нужен был кредит. Сегодня я наткнулся на него, поэтому он сказал мне, что в течение следующих 3 часов я буду получить мой кредит и, к моему большому удивлению, я получил свой кредит, и сейчас я и моя семья счастливы и прекрасно свяжутся с ним по электронной почте: [email protected]

Оставить комментарий или два