К 2022 году на базе комплекса зданий заводоуправления Демидовых, которые занимает музей-заповедник «Горнозаводской Урал», должен появиться современный многофункциональный музейный центр. Сейчас все краеведческие музеи Урала похожи друг на друга как близнецы, жалуются тагильские музейщики. И хотят создать в нашем городе нечто принципиально новое.
Комплекс, по их задумке, должен рассказывать не о Нижнем Тагиле, а о Горнозаводской цивилизации. Здесь появится музей древнейшей истории с археологическими находками, музей гостеприимства, туристический центр, музейное пространство, ориентированное на молодёжь с проведением мастер-классов, лекториев и доступное в вечернее время. Также в планах создание научно-исследовательского центра с доступом к архивам документов и фотографий. О том, какие проблемы нужно решить на пути к появлению музея 21 века в Нижнем Тагиле, журналистам рассказали директор музея-заповедника Эльвира Меркушева и главный архитектор проекта Алексей Москалёв.
1. Здания музея особо охраняются законом
Комплекс зданий, который ждет реставрация, является историческим наследием. А значит, строго охраняется законом в части сохранения внешнего, а местами и внутреннего облика — лепнины, сводов помещений. По сути, остальные проблемы вытекают из этой — пристраивать что-то к зданиям или размещать на их фасадах нельзя. Да и музейщики крайне трепетно относятся к сохранению исторической достоверности. Но при этом хотят создать современное пространство. Сейчас идет поиск компромисса и, как говорит архитектор Алексей Москалёв, поиск настроения, образов. Например, кованую лестницу в главном здании называют жемчужиной музея и подчеркнуть ее особенность, по предварительным эскизам, хотят лишь игрой света и тени, чтобы ничего лишнего не отвлекало от главной героини интерьера. В других залах нужно сохранить лепнину, но создать новые конструктивные элементы для новых выставочных возможностей — с качественной подсветкой и фоном, а где-то и с мультимедиа. А вот в здании, где сейчас находится городской архив, жестких обременений на интерьеры нет, там дизайнеры хотят сделать более эмоциональное оформление. Тем более что разместится там история революции, гражданской войны, НЭПа и первых пятилеток — эпохи очень динамичной.
2. Оборудование
Посетителям музея нужно обеспечить комфорт — тепло зимой, прохладу летом. А экспонатам — сохранность, то есть определенную температуру и влажность. Для этого требуется много специального оборудования. А еще есть требования по пожарной безопасности… При этом выводить кондиционеры на фасад исторического здания нельзя, да и внутри коммуникации должны быть максимально незаметны. Как быть проектантам, если получается, что 2/3 объема приходится заполнить разнообразным оборудованием? Придется уменьшать его количество. И идти на хитрости с прокладкой коммуникаций. Сверхсложная задача, говорят и музейщики и архитекторы.
3. Навигация
Всё те же строгие требования к сохранению исторического облика не позволяют на 100% сделать музей доступным для маломобильных групп посетителей. Но Алексей Москалёв обещает сделать максимум из того, что возможно.
Ещё одна сложная логистическая задача — перемещение экскурсантов по зданиям музея. Они должны пройти маршрут от гардероба, через все залы и вернуться туда, где оставили одежду, при этом на дублируя свой маршрут и не мешая другим группам. У архитектурной группы уже есть решение, как проложить такой хитрый маршрут. Помогли бы подземные ходы между зданиями, легенды о которых ходят уже давно. Но если даже они и существуют, реконструировать их очень долго и дорого. Да и доказательств их наличия пока нет, говорит Эльвира Меркушева.
«Легенды о подземных переходах Нижнего Тагила будоражат сердца и тагильчан. Существуют ли ходы вокруг этого комплекса, на сегодняшний день неизвестно. Комплекс находится на скале. Предположить, что во дворе находятся некие подземные переходы, гипотетически можно. Мы помним, что это административно-усадебный комплекс, здесь был жилой дом, находились конюшни, складские, хозяйственные помещения, которые, скорее всего, имели подземные подвалы, погреба. Но если уходить в грунт, то это другие работы, другие сроки. Но если мы что-то находим, то мы заинтересованы это показать. Подземные переходы между корпусами нам и самим очень хотелось бы, но это очень затратно», — говорит Меркушева.
4. Сжатые сроки
Подробное техническое задание от музейщиков архитекторам со всеми нюансами и пожеланиями любовного отношения к истории занимает 124 листа. Найти решения, устраивающие всех, нужно уже к осени. Чтобы в 2020 году ремонт таки начался. И тогда современный музейный комплекс сможет открыться в 2022 году.
Обновление музея-заповедника проводится в рамках подготовки к 300-летию Нижнего Тагила. Только проектирование обойдётся примерно в 40 млн рублей. Сколько денег потребуется на саму реконструкцию, станет понятно, когда будет готов проект. Если на документацию хватит средств из областного и городского бюджетов, то на ремонтные работы потребуются деньги ещё и из федеральной казны. Музей-заповедник «Горнозаводской Урал» может рассчитывать на финансирование государства, поскольку само празднование 300-летия Нижнего Тагила уже поддержали в Москве: указ о проведении юбилея подписал президент России Владимир Путин в 2017 году.
Походу про мост забыли
мост проложат понтонный .зимой подогрев . и вот вам деньги на музей.
Как сказал классик: отродясь не бывало, и вот опять! Сколько раз приходилось слышать: дайте денег, и всё будет. Однажды очень серьёзный дядя на совещании в Екате сказал московским чиновникам: проблема в том, что у нас нет гражданского общества, дайте нам денег — будет.
Выделят вам деньги на реконструкцию музея. И что, все ломанутся в этот музей? Только ли деньгах проблема? Не знаю, как сейчас, но несколько лет назад в Дом Черепанова было не пробиться, куча народа, экскурсия за экскурсией. Дети визжали от восторга, да и взрослые ходили туда с удовольствием. Слава об этом музее музее шла по городу. Все друг у друга спрашивали: а что это за музей такой, говорят, там очень интересно. Что, миллионы и миллиарды туда вложили? Какие-то там супер-пупер европейские технологии?
Какие мастер-классы будут и кто их будет проводить? Разве только некоторые из руководителей музея на тему: как 30 лет просидеть на одном руководящем кресле и имитировать бурную деятельность.
Дадут денег, а посетителей не прибавится. Тогда Меркушева, Фахретденова и Бунькова скажут: эх, да мы ж забыли, что надо посетителей танцем живота развлекать, отправьте нас троих на год в Эмираты, дайте ещё миллионы. Хоть танцуйте, хоть раздевайтесь, ничего у вас не выйдет.
Разве деньги девать в Тагиле некуда? Стоят дома с облупленными фасадами даже на крупных улицах, не говоря о кварталах. Больницы страшенные стоят. Побелили бы и покрасили хорошо, чтобы через год не отвалилось, чтобы многие годы радовали глаз жителей.
Вчера прочитал где-то: «Всё, что построил СССР, в России даже покрасить не в состоянии».
Совершенно верно, второй Ельцин-центр хотят отгрохать. Для кого?
то есть вы правда думаете, что министерство культуры, если не даст деньги на музей — то отдаст их на покраску фасадов и больниц? нет. Скажут — не надо вам на музей — отдадим вон Ирбиту. Или Алапаевску. Они не откажутся. Пока жают — над брать. Это разные кошельки — ремонты фасадов и ремонты музея. Когда уже до людей дойдет, а?
Если даже деньги пойдут через минкульт, то вы думаете, что это — из бюджета минкульта?
Мне интересно, как в особо охраняемом здании горсовета со стороны плотины появилась пивнушка? И у этой пивнушки свое ново дельное крыльцо и вывеска! Кто её там позволил и сдал помещение в ОСОБО Охраняемом здании?
Сколь тебе годиков? Это «особо охраняемое» здание в 80-е построили, причём не XIX века.
А то, что вписалось отлично — архитекторам спасибо!