ЧТ, 23 января 2025

Дрессировщик Грант Ибрагимов о любви к профессии

Своих артистов он называет детьми, несмотря на их силу и мощь. А как иначе назвать медвежат, которые за годы жизни с дрессировщиком Грантом Ибрагимовым стали звёздами манежа. Сегодня они показывают то, что в мире дрессуры иначе, как чудесами и не назовёшь. Грант Ибрагимов – легенда цирка, Народный артист России и художественный руководитель программы «Звезды мирового цирка». Гастроли шоу в Нижнем Тагиле проходят до 25 августа, и пройти мимо такой афиши было бы большой ошибкой. Мы записали небольшой разговор с Грантом Ибрагимовым о любви к профессии.

Просматривая вашу биографию, заметили, что вы начинали не с цирка. С детства занимались вольной борьбой, но так получилось, что стали цирковым артистом. Это был случай или что-то другое?

Конечно, это случай. Тот самый случай, который остается на всю жизнь. Как и все молодые ребята тех лет, а это было в конце 60-х, мы занимались спортом. И я, в том числе, ходил в секции разные, пока не остановился на секции вольной борьбы. Имел первый мужской разряд. В общем-то спорт и помог мне стать артистом, я был физически развитым и сильным. Честно скажу, в школе ещё тяготел к искусству, ходил в драматические кружки. Тогда это было модно. Мы ставили спектакли, народные театры были тогда популярны. И я там играл роли – и героев, и дедов морозов. Получив среднее образование, стал думать о будущем. И тут мои друзья, зная мою тягу к искусству, принесли мне газету, в которой было объявление о проведении конкурса для набора в студию циркового искусства. Приглашались девушки и юноши, обладающие хорошей физической формой. Конкурс состоял из трёх туров, я благополучно их прошел и был принят.

Вот и весь случай. Для меня это было в новинку, а я был физический крепкий, сильный. Спрашиваю: «А кем вы меня видите, раз уже взяли?». Сказали, что буду унтерман. Ничего себе, думаю, что это вообще такое? Потом уже позже преподаватель рассказал, что это немецкое слово, которое означает – «нижний» в акробатике. Это парни, которые держат колонны из трёх-четырех человек, иногда и пирамиду из шести человек. Началось познавание этого нового артистического мира. Я выпустился из цирковой студии в качестве артиста-акробата в групповом номере. Набираясь опыта, стал задумываться о своем месте в цирке, о желании создать что-то своё — сольное.

На манеже вы были новичком, вокруг опытные артисты. Чувствовали давление от мастеров цирка?

Нет, мы учились и тренировались на репетиционном манеже при Казанском цирке. Параллельно на основном манеже работали программы, приезжали маститые артисты разных жанров. И все они относились к нам хорошо. Относились к нам хорошо и доброжелательно, всегда подсказывали какие-то тонкости и нюансы в акробатике. Их помощь нам тогда помогала. Понимаете, держать колонны, это тоже искусство. Как поставить руки, как голову, как позвоночник держать, чтоб не травмировать себя. Пока мы учились, опять подвернулся случай, который стал шагом к моей карьере. К нам приехал создавать программу с медведями опытный дрессировщик. Однажды он подошел ко мне и моему товарищу и сказал: «Ребята, я создаю номер с медведями. Один я мало что смогу, мне нужны ассистенты, а вы молодые и крепкие. Только репетировать будем по ночам, так как манеж днем занят». И так начался новый этап в моей жизни – днем занятия в студии акробатикой, а по ночам репетиции с медвежатами. Прошло время, мы выпустились, все разъехались по гастролям.

Спустя четыре года моей акробатической деятельности, я обратился к своему руководству, с просьбой, опираясь на мой годовалый опыт дрессировки, разрешить создать мне номер с медведями для нашего молодёжного коллектива. Мне пошли на встречу, так началась моя одиссея дрессировщика, которая длится по сегодняшний день. В этом же году я женился на Раисе Ибрагимовой, и мы вместе начали создавать медвежью работу.

В 1986 году вы с супругой стали Заслуженными артистами РСФСР, а спустя шесть лет – Народным артистом России. Расскажите об этом периоде.

Сначала мы с Раисой создали номер «Оперетта в цирке». Медведи выступали вместе с нами, были партнёрами. Мы брали фрагменты из оперетт под музыку Кальмана, Легара, Штрауса — и делали сценки. У нас был канкан, вальс, чардаш. Медведи выходили в цилиндрах, во фраках. Была тематика интересная, это было новинкой в дрессуре и очень зрелищно. И такая музыка в тот момент была очень популярна в стране. Так вот, в то же время мы создали с женой уникальный трюк, который раньше никто не делал. Впервые его показали в 1986 году в Екатеринбурге. Так вышло, что в тот момент в городе проходило совещание руководства Союзгосцирка. И работала наша программа. Мы в своей программе показали этот трюк. Там медведь брал мою жену Раису на лапы и поднимал на весь свой рост – 2,40 м и нёс по кругу манежа. Я шел рядом с ним. Она держалась одной рукой за шею медведя, второй — делала комплимент зрителям. Это было красиво, это было впервые. И создание оперетты в цирке и трюка дало возможность для присуждения нам званий заслуженных артистов.

Позже, в 1992 году, за создание аттракциона «Косолапые грации», мы с Раисой получили звание Народных артистов России. Это был уже аттракцион, был другой стиль, мы сменили опереточную музыку, сменили все костюмы, на манеже появился балетный класс, где медведи в пачках делают плие и батманы и т.д.

Дрессировщик Грант Ибрагимов со своим воспитанником

У вас есть несколько медведей, которые с вами не один десяток лет. Что они для вас значат?

Это мои друзья: и стар, и млад. Они все для меня дороги. И возрастной Гек, и малыш Гриша. Геку уже 36 лет, если умножить это на четыре, то по человеческим меркам он долгожитель. Он до сих пор выполняет всё то, чему я его когда-то научил. Я его берегу, люблю, он у меня заслуженный пенсионер. Он был со мной во многих странах. Когда-то в Америке на гастролях, он шёл со мной по Бродвею во весь свой рост – 2 метра 40 см! Американцы ведь всегда спешат, бегут. А им говорят: «Стоп-стоп! Дайте дорогу!». Они были в таком шоке! Это была такая реклама нашей программы!

Есть и молодые артисты. Сколько их у вас?

Несколько, вот сейчас у меня подрастает маленький медведь, я с ним упорно занимаюсь, он мальчишка еще. Полгодика Гришке, он из Костромского зоопарка. Вкладываю всю душу, всё, что умею. Хлопотно всё это, пока ты репетируешь новые трюки. Дрессура — это дело трудное.

Бесконечно люблю своих животных. С безразличием, без любви ничего не сделать. Нужно любить и иметь огромное терпение – только это помогает сделать то, что задумал. Если выдержки нет, трепетного отношения нет, это не твое дело, ты не должен заниматься животными. А если ты ещё и злой – вообще близко к животным подходить нельзя.

Медведь с первых месяцев воспринимает меня как родителя, которого положено слушаться. Да, они вырастают в огромных зверей и нередко они проверяют тебя на «вшивость». Могут на тебя броситься, ударить. Если я выдержал эти «нападки» и настоял на повторе всего, что нужно, он поймет, что я главный. Это трудно, характер должен быть твёрдым, и огромное трудолюбие, чтобы днями, месяцами повторять и учить новому. Воспитание медведей, как и детей, начинается с раннего возраста. Взрослого медведя новому учить очень трудно.

У вас огромный опыт в цирке. Есть потребность им делиться?

Да, при необходимости готов быть наставником.

У вас есть и управленческий опыт. Расскажите о нем.

Был такой период в моей жизни, когда я девять лет совмещал работу дрессировщика и директора цирка. В свое время я закончил ГИТИС по специальности «Экономика планирования и организации зрелищных предприятий».

Расскажите, что ждёт зрителя на манеже. В этот раз в Нижнетагильском цирке собрали звёздные номера, какие выделите?

Программа очень сильная, без дураков. Все именитые артисты. Не молодёжь, которая только начинает, а уже опытные артисты разных жанров. Есть братья Суанбековы с мамой Саиракан: у них очень серьёзные опасные номера, они котируются во всем мире. Ребята собираются на очередной фестиваль в Китае, их выступление захватывает. У нас есть молодой, но уже опытный дрессировщик Мурат Хыдыров. Он выступает с лошадьми, и многие знают его эталонный номер с шимпанзе. Это большая редкость! Отличный номер с носухами, собачками, кошками и другими животными. Самобытный, очень интересный подход у артистов – Ульяны и Филиппа Воробьевых. Воздушная гимнастка Евгения Полусалова с богатым набором трюков. Силовой жонглер Филипп Воробьев, работает с чистым огромным весом. Клоуны Юрий Филатов и Сергей Гульченко профессионалы своего дела. Постоянно создают новые клоунские репризы. Это редкая профессия, сейчас рассмешить людей очень сложно по-доброму. Наши клоуны разноплановые, они владеют и дрессурой, у них есть вараны, крокодильчики, свинки. Я пожелал бы тагильчанам не пропустить эту программу. Для настроения, новых знаний о цирке, правда, это шоу заслуживает внимания.

Гастроли программы «Звезды мирового цирка» только до 25 августа в Нижнем Тагиле! Поспешите на заключительные представления — осталось всего 5 представлений. На каждом шоу среди всех купленных билетов разыгрывается гироскутер! Билеты в кассах по адресу Первомайская, 8а, а ещё самые удобные места можно выбрать на официальном сайте цирка circus-ntagil.ru. Стоимость билетов от 400 рублей.

  • 1/2

    Дрессировщик медведей Грант Ибрагимов 

  • 2/2

    Один из героев номера Гранта Ибрагимова 

Информация на правах рекламы

Поделиться в соц. сетях
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter
Система Orphus

6 комментариев

  1. Куклачев отдыхает ?

  2. Кто интервьюер?

  3. Были понравилось , когда помощник толстый мимо мяч кинул, он рассверипел , я прочитал на лице:— Я медведей научил , а ты .

  4. Казаков на этих живодёров не хватает!

  5. Было бы справедливо в ознаменование большой любви к животным, устроить совместное проживание гранту в одной клетке с медведями ну, или в лесу, в одной берлоге. Вот тогда можно будет. поверить во взаимность чувств.

  6. Давно пора запретить цирки с животными, из принципа на представления с животными не пойду и ребенка не поведу.

Оставить комментарий или два