Театр драмы Нижнего Тагила 2 октября открывает творческий сезон премьерой исторической драмы «Демидовы. Версия». Спектакль поставлен по пьесе, специально написанной для тагильской сцены, посвящён сразу к трём знаковым для города датам, и стал вторым совместным проектом, созданным с градообразующим предприятием.
Это не первая работа с заводом-гигантом – 4 года назад артисты драмы и «Уралвагонзавод» на 80-летие предприятия подарили тагильчанам спектакль «Мы, нижеподписавшиеся». Его поставил столичный режиссёр, актёр Владимир Скворцов, в спектакле были задействованы не только артисты тагильской драмы, но и звёзды отечественного кино Анна Большова, Анатолий Кот и Андрей Кузичев. В этом году НТМК отмечает 80-летие, драматический театр открыл 75-ый творческий сезон, Нижний Тагил – на пороге 300-летия.
Пьеса драматурга Олега Богаева, известного тагильскому зрителю по произведению «Дикое счастье» о старателях и золотарях. На этот раз сага о железоделателях. «Демидовы. Версия» написана по заказу Нижнетагильского драматического театра, по условиям контракта это пьеса три года не имеет права быть поставлена в каком-либо другом театре.
Начало XVIII века, русские войска терпят поражение в битве со шведами при Нарве. Пётр I категорически не доволен качеством орудий. Волею судьбы он знакомится с тульским кузнецом Демидом Антуфьевым, поражается его мастерству и знанию дела, и направляет Демида на Урал – за качественной горной породой и наладить производство на неосвоенных землях. С этого момента и начинается рассказ о том, как появился на реке Тагил наш город, который скоро отметит 300-летие.
«Мы вообще хотели, чтобы этот спектакль стал визитной карточкой и театра, и города. И был бы историческим подарком городу к 300-летию его основания. Но сразу скажу, это не исторические хроники. Это одна из версий, поэтому – «Демидовы. Версия» мне недавно передали слова одного учителя истории, он своим ученикам сказал: «В театре «Демидовых» ставят, так вот сначала я схожу, посмотрю, что они там поставят, а потом вам разрешу или нет». Мы не претендуем на первенство в истории!» – заявил режиссёр-постановщик Игорь Булыгин.
Эта версия о Демидовых не столько как о промышленниках, сколько о том, какими они были людьми – заботливыми родителями, благодарными детьми, как трепетно любили, как стойко терпели, как прощали предательство, как держались друг за друга.
«Это ещё один повод сыграть про любовь – про любовь к семье, к мужу, к своему делу, к своему городу. Нам этого не хватает в жизни. У нас большая нехватка любви, в этом многие наши проблемы, вот я про это играю!» – делится Елена Макарова, исполнительница роли Авдотьи, жены Демида.
Спектакль «Демидовы. Версия» интересен не только с точки зрения интерпретации исторических фактов, но и художественным исполнением. Действие охватывает всё сценическое пространство и, кажется, все его технические возможности: сама сцена движется, в ней открываются разные люки, в постоянном движении масштабная вращающаяся и качающаяся, и гремящая цепями декорация чугуноплавильной печи. Особую атмосферу постановки поддерживает огромный экран, на котором появляется видео – образы главных героев, очертание церкви, необузданной силы потоки воды и жарко-огненный плавящийся металл.
«Художник спектакля Константин Соловьёв неожиданно предложил этот экран. У меня, если честно, были сомнения, это не первый мой спектакль с экраном. Но не будь у нас такого специалиста, как Юлия Иванова – видеорежиссёра – мы бы не рискнули», – рассказывает режиссёр спектакля Игорь Булыгин.
Видеорежиссёр Юлия Иванова вместе со специалистами технического цеха театра в поисках натуры выезжала на реку Чусовая. На лодке переправлялись до скал, и с их высоты набирали невероятной красоты кадры природы Урала, которые, в том числе, транслируются на экран.
Захватывает и история реквизита. Труппа обращалась за помощью к тагильчанам – нужны были аутентичные тому времени сундуки, платки, ткани, самовары, чтобы всё максимально было приближено к реальности. Спрашивали даже волосы – для постановки необходимо было изготовить десятки бород и мужских париков. Постижёр Валентина Малько, гримируя артиста Данила Зинеева (он исполняет роль Петра Первого), на ходу решала непростые задачи – нужно было создать высокий морщинистый лоб, похожий на лоб первого императора в преклонном возрасте. Ни одна специализированная лысина не подходила, а вот обычная силиконовая перчатка стала добротным материалом. Раскроив и прошив её, получилась уникальная фактура, которая и соединила весь образ.
Масштабные декорации, красивые, разнообразные костюмы, эксклюзивная пьеса, уникальная музыка – воплотить грандиозный проект в жизнь Нижнетагильскому драматическому театру помог ЕВРАЗ. Компания направила порядка 2,5 млн рублей на историческую и по тематике, и по назначению постановку. Чтобы как можно больше земляков узнали, каким трудом было основано предприятие, которое до сих пор производит лучший металл в мире.
А впереди ещё три премьеры – «Утиная охота» уже на следующей неделе, затем «Мёртвые души», а к середине ноября выйдет постановка «Молоко», ставшая победительницей театральной лаборатории 2020 года. Так насыщенно представляет тагильская драма свой юбилейный 75-ый творческий сезон. Всё это можно будет увидеть при благополучной эпидемиологической обстановке.