На здании в исторической части Нижнего Тагила на днях появилось граффити, распылённое по стенам и окнам. Арендаторы хватаются за голову и считают ущерб, полиция разводит руками – таких «Малевичей» крайне трудно поймать, а художники уверены, что надпись — средство выражения бунтарей. Наказать хулиганов или принять уличное творчество как крик души неспокойной эпохи – об этом «Все новости» спросили у музейщиков и художников.
Объект культурного наследия
Под баллончики с красками попал пристрой к зданию по проспекту Ленина, 4 – это исторический центр Нижнего Тагила. Дом является образцом усадьбы в стиле эклектики, следует из заключения государственной экспертизы. Здание построили во второй половине ХIХ века. По данным начальника отдела по объектам культурного наследия и землепользованию музея-заповедника «Горнозаводской Урал» Елены Штафетовой, дом принадлежал Александру Акинфиевичу Любимову, занимавшему в 1826-1839 годах должность директора заводов Нижнетагильского округа.
«Несколько лет в усадьбе располагалась обсерватория, затем дом был куплен владельцами торгового дома пивоваров братьями Злоказовыми. Кроме пивоваренного магазина здесь размещались частная типография, после революции – ликбез и молодежная рабочая секция, управление и архив Ленинского райпищеторга, ОАО «Аорта», — рассказывает Елена Штафетова.
Здание на Ленина, 4 — объект культурного наследия регионального значения и поэтому охраняется государством. Сегодня его под офисы снимают арендаторы. Постройку не так просто привести в хорошее состояние. Нужно получить разрешение управления госохраны объектов культурного наследия, сделать проект, согласовать его с управлением, провести реставрационные работы. Проект и работы проводятся лицензированной организацией. Только проект стоит не менее 10 миллионов рублей. Реставрационные работы – в разы больше, поскольку используются специфичные материалы, высококвалифицированные сотрудники.
«Эти работы кричат о боли, остроте и драматизме событий»
На днях на стене здания обнаружили надписи в стиле граффити. Краской разрисована часть бокового фасада – стены и окна. Интересно, что граффити в таком же стиле появились на строении на противоположной стороне проспекта Ленина у остановки «Северный Урал». Последнее здание – новодел, который годами пытаются сдать под офисы. При этом большинство легальных уличных художников уверены – такие рисунки – способ заявить о себе. Но какую форму получит это самовыражение — каждый решает самостоятельно.
Художник Роман Емельянов (родом из Нижнего Тагила, переехал в Санкт-Петербург, в творческой среде известен под ником amki) уверен, что граффити нужны современному городу, но к выбору его места нужно подходить осознанно.
«Сама интенция (направленность сознания, мышления на какой-либо предмет – прим ВН) и культура граффити подразумевает расположение кусков (сленговое название граффити) на самых видных и значимых местах города, дабы обозначить свое присутствие в нем при помощи изображения своего имени или названия команды. В свою очередь, культурный бэкграунд райтера, уважение к архитектуре и аутентичному образу исторического центра говорит о том, что дома, представляющие историческую ценность, необходимо беречь, и ни в коем случае не допускать их порчи и отхождения от задуманного архитектором вида. На пересечении этих двух мыслей и появляется решение о размещении своего куска в пределах города. Тут каждый решает для себя, чем лучше пренебречь: сохранностью облика здания или занятием столь лакомого места для своего граффити», — уверен Емельянов.
Художник из Нижнего Тагила Илья Вьюгов, легальные граффити которого уже есть на нескольких зданиях, настаивает, что посягательство на чужую собственность — дело неблагородное. Но таким образом те, кто это сделал, пытаются заявить о себе, пусть и таким некрасивым способом.
«На приведенных граффити отсутствует эстетика. Для общественного пространства, которым является улица, это удар, вред. Но нужно понимать, чем больше сжимаются тиски социальные и финансовые, чем больше нарастает напряжение, тем сильнее будет сила противодействия, и эти работы кричат, в первую очередь, о боли, остроте и зачастую драматизме происходящих событий в городе, стране, мире. Говорю то, что переживал сам. Я прошел долгий колючий путь нелегального рисования с погонями, вандализмом и драйвом», — говорит Илья Вьюгов.
Ксения Кошурникова, которая несколько лет ведёт антологию граффити с городских улиц, тоже уверена, что эта надпись – способ заявить о себе. И именно в центре Нижнего Тагила ей и место – чем запретнее «доска для рисования», тем больше хочется на ней высказаться.
«Граффити не было бы граффити, если бы рисовалось в строго отведенных местах или по разрешению. Почему мы так же не реагируем на пошлые рекламные щиты, уродливые входные группы? <…> Это не считается вандализмом, а значит преступлением или девиацией. Или почему у нас в исторической части города висит огромный экран, по которому транслируют жуткую рекламу и социальные ролики? Граффити — это язык коммуникации, это свобода и развитие воли, иногда это вандализм», — считает Кошурникова.
В музее изобразительных искусств признают, что сегодня многие исторические здания в Нижнем Тагиле приходят в упадок и не реставрируются. Научные сотрудники считают, что полуразрушенный вид строений провоцирует райтеров на то, чтобы на них что-то нанести. Но это, по мнению замдиректора НТМИИ Надежды Гундыревой, не оправдывает авторов рисунков.
«В данном случае я оцениваю это всё-таки как вандализм несмотря на то, что некоторые здания находятся в крайнем упадке. Но это не добавляет ничего положительного в эту среду. <…> Как показывает практика западно-европейского, американского искусства, граффити может органично включаться в городскую среду, могут интересно смотреться. Но это не так как здесь, как на этих зданиях», — говорит Надежда Гундырева.
Преступление и наказание
По логике силовиков нанесение любых граффити, если они не согласованы властями или собственниками здания, наказывается незначительным штрафом в 300-500 рублей. Это санкция статьи 7.17 Кодекса об административных правонарушениях. Но на практике найти художников-нелегалов проблематично: обычно они работают ночью, когда нет свидетелей и камер видеонаблюдения. Есть и уголовная статья о повреждении объектов культурного наследия – с миллионными штрафами и лишением свободы на срок до трёх лет, говорят в музее искусств. Но привлечь к уголовной ответственности по этой статье ещё сложнее – таких прецедентов по всей стране единицы.
Случаем на Ленина, 4 занимается подразделение по делам несовершеннолетних отдела полиции №16 – силовики организовали проверку и устанавливают личности вероятных хулиганов: просматривают съёмки близлежащих видеокамер, используют возможности программы «Безопасный город». В полиции добавили, что проблема несанкционированных граффити в Нижнем Тагиле существует, и просто запретом таких рисунков здесь не обойтись. По мнению начальника отделения ПДН МУ «Нижнетагильское» Татьяны Пинаевой, этот вопрос нужно решать более конструктивно.
«Запретить можно всё что угодно, только это не даст эффекта. Надо придумать альтернативу. В своё время предлагались старые здания, стены, бетонные панели и давали возможность граффитистам своё творчество проявлять. Наверное, администрации Нижнего Тагила следует подумать об определённых площадках, где художники могли бы реализовать своё творчество», — предлагает Татьяна Пинаева.