Свердловская железная дорога получила четыре рельсовых автобуса третьего поколения. На Сахалине, который первым запустил новые дизель-поезда, состав получил имя «Орлан». Курсировать такой рельсобус будет по участкам пути, которые ещё не оборудовали электрической тягой. А родным для уральских «Орланов» станет депо станции Нижний Тагил.
Автобус рельсовый – и это не оговорка. Внешне напоминает электричку, но управляется дизельным двигателем. Предшественники «Орлана» — поезда РА-2 производства «Трансмашхолдинга» уже несколько лет передвигаются по дорогам Среднего Урала, связывая отдалённые районы. Их выпуск прекратили в 2015 году. А в 2019 году прошли испытания рельсобуса нового поколения РА-3 на Сахалине. Там его назвали «Орланом», продолжив традицию РЖД давать пригородным поездам «крылатые» имена.
Сегодня на линии железных дорог России уже 50 «Орланов», четыре из них недавно привезли в Нижний Тагил. Один трёхвагонный и три двухвагонных состава (на 220 и 120 мест) сейчас проходят обслуживание и обкатку, чтобы в 2021 году начать эксплуатацию. Первые рельсобусы будут работать на рейсах из Екатеринбурга, говорит замначальника Свердловской железной дороги по территориальному управлению Геннадий Маренков.
«Пока определены три направления: Екатеринбург — Верхний Уфалей (в сторону Челябинска), Екатеринбург – Егоршино (в сторону Алапаевска) и Тюмень — Тобольск, где серьезный пассажиропоток, поэтому будем пробовать этот поезд там. В программе на 2021 год – еще четыре таких поезда. Я думаю, мы на Тагиле тоже их попробуем. Первое направление – это Нижний Тагил – Алапаевск и потом будем распространяться в сторону Ханты-Мансийского автономного округа – это Серов, Ивдель на перспективу», — рассказывает Маренков.
Вообще, такие рельсовые автобусы – абсолютно иной уровень комфорта, особенно, для пассажиров из небольших территорий, где до сих пор курсируют простые тепловозы. Первое, что бросается в глаза, — выдвижная подножка. За неудобные ступени всегда ругали «Ласточку». В «Орлане», кажется, решили эту проблему, поэтому подниматься и спускаться стало намного проще. Внутри – просторный салон с рядами мягких кресел и полками для вещей. Правда, не хватает откидных поручней и столиков. Да и розетка всего одна – рядом с туалетом.
Разработчики «Орлана» гордятся тем, как реализовали идею с перевозкой маломобильных людей. Для них в одном из вагонов есть лифт, который выдерживает до 300 килограммов. В салоне предусмотрены места, где можно закрепить кресло, не мешая остальным пассажирам. Уборные тоже приспособлены под нужды пассажиров с ограниченными способностями.
Кондиционеры с уже предустановленной системой обеззараживания воздуха есть в салоне и кабине машиниста. Климатическая установка поддерживает комфортную температуру и фильтрует воздух, а лампы не позволяют бактериям попасть внутрь.
По сравнению с предыдущей версией рельсобуса в «Орлане» предусмотрена другая система привода колесной пары. Установили более совершенные редукторы, что позволило поднять максимальную скорость до 120 км/час. Но это только на тех участках, где есть «бархатный» путь. Например, до станции Монзино состав разгоняли до максимальных 90 км/час. Зато рельсовый автобус отличается плавностью хода, слышны лишь характерные постукивания при проезде стыков. Ну, и звук дизеля тоже никуда не девается.
«Здесь стоит мягкая подвеска на пневмобаллонах. Регулируется центрация кузова – это очень важно на кривых участках пути. Пассажир не будет их чувствовать по сравнению с обычными поездами. В целом не уступает по ходовым характеристикам «Ласточке» с максимальной скоростью 140 км/час», — отмечает начальник моторвагонного депо Нижнего Тагила Борис Стахнев.
Тагильские железнодорожники уже семь лет обслуживают предшественника «Орлана» — модель РА-2. Поэтому обещают, что проблем с эксплуатацией нового рельсобуса не будет.