«За месяц выезжали 24 раза, 312 человек получили помощь в виде бесплатных горячих обедов, ещё 26 помогли консультацией». За сухими цифрами – живые люди и вкусная еда раз в день, в любую погоду и с любым настроением. Волонтёры проекта «Тарелка добра» из Нижнего Тагила Леонид и Екатерина Медовиковы знают – даже одна тарелка супа и тёплое слово могут поднять человека со дна. Потому что так бывает, что кому-то нужна помощь.
Ежедневная «Тарелка»
«Тарелка добра» — это Лёня, его супруга Катя и ещё четыре человека. Они — негосударственная организация, поэтому сами находят деньги и партнёров для продолжения своего дела. Уже семь лет эта команда готовит и раздаёт горячую еду тем, кто в ней нуждается. Леонида Екатерина называет «зачинщиком» — именно он в 2013 году вместе с друзьями начал кормить людей. А в 2016 к нему присоединилась Катя. Все эти годы Леонид, несмотря на полученную из-за болезни инвалидность, остаётся координатором «Тарелки добра», её организатором и вдохновителем. Сейчас волонтёры согревают горячей едой на пяти точках в Нижнем Тагиле, почти все — у пунктов приёма металлолома.
«Мы не одни, нам помогают. «Тагилхлеб» даёт по 14 булок три раза в неделю, сытный гороховый суп варит столовая в мэрии. Тесты на ВИЧ — из «СПИД-центра». Магазин «Удача» и «Лидер НТ» каждый месяц помогают с одноразовой посудой, крупы даёт предприниматель Андрей Шведов. Мясо покупаем на своим деньги. Ещё нам помогают с обслуживанием машин, в общем, всех не перечислить», — рассказывает Катя, помешивая в большой кастрюле густой суп для тех, кто сегодня придёт на уличный обед.
«Никто тут меня не осуждает»
Потом этот суп переливают в 12-литровую канистру, Лёня и Катя заезжают за булками в ближайший хлебный. В багажнике их машины, помимо еды, — небольшой столик, пластиковые стаканчики, тарелки и ложки, чай. Возле скупки металла на Быкова, 11 уже ждут несколько человек. Пока Лёня, Катя и Наташа раскладывают стол, наливают густой гороховый суп, к месту обеда продолжают подходить люди. Ни один из них не похож на бездомного, в основном это пенсионеры, мужчины и женщины среднего возраста. В итоге на обед собирается около 15 человек.
«Я живу тут недалеко, иногда хожу сюда. Пенсия у меня маленькая, лекарства купишь, за квартиру заплатишь – и всё, тю-тю денежки. А тут горячая еда, и вкусная причём, не баланда какая-то, хлеб, печенье даже к чаю дают. Никто тут меня не осуждает, что вот я пришла», — говорит пенсионерка Галина.
«Иногда приходим сюда, как попадаем. Да мы вообще-то за водкой шли в магазин, но вот увидели, что тут еду дают», — хохочет местный житель.
Двое мужчин – сын и его отец в годах – берут суп с хлебом и садятся неподалёку. Пожилому мужчине непросто держать горячую миску, наполненную почти до краёв. Ему помогают — кто-то возьмёт тарелку, пока он ест хлеб, кто-то принесёт яйцо, даст салфетку. В организации обеда заняты все — и Лёня, и Катя, и Наталья: нарезают хлеб, наполняют посуду супом, разливают чай. Люди с тарелками стесняются фотографа, почти никто не хочет попадать в кадр, мол, да зачем, я обычный человек, никому не интересно смотреть.
«Знаете, несмотря на то, что часто это бедные люди, они редко признаются в своих трудностях. К нам ходила бабушка, так она всегда, даже в холода, была в каких-то тапочках. Но от нас обувь не брала, гордая. Для них принять такую помощь – это как показать, что что-то не в порядке. А так она ходит – и вроде всё нормально, она справляется», — рассказывает Катя.
Во время обеда, продолжает Екатерина, накормить – не главное. Важно узнать, как дела, посмотреть, чем живут люди, которые приходят за горячей едой. Волонтёры помогают не только обедом, но и другими делами: у «Тарелки добра» есть договор с социальной службой, которая занимается восстановлением документов, с туберкулезным диспансером, куда можно прийти и сделать флюорографию, с реабилитационными центрами Свердловской области.
Волонтёры рассказывают историю местного жителя Андрея. Он работал в таких местах, где давали жильё. На последнем месте работы начальник вместо 1500 рублей за смену стал платить двумя пачками «Доширака» и пачкой сигарет. Мужчина ушёл на улицу и стал приходить на обед на точку, расположенную на Циолковского, 7. Перед тем, как помочь Андрею отправиться в реабилитационный центр, выяснилось, что у него вместо мочеиспускательного канала стоит трубка, по которой жидкость стекает в специальный пакет. В аптеках этой трубки не было, но одна из торговых точек с лекарствами отдала бесплатно 10 комплектов. И мужчину отправился на реабилитацию. Таких историй за семь лет работы у Лёни и Кати – десятки.
Во время пандемии и самоизоляции стало сложнее работать, но прерываться было нельзя. В масках и перчатках волонтёры продолжали кормить обедами тех, кому это было нужно.
«Пожилые приходят в силу того, что сегодня очень дорогая жизнь. Платят за квартиры, не всегда остается на питание, к сожалению. Очень много мужчин, причём совсем не старых, лет 35-50. Спрашиваешь, что случилось? Рассказывает – отсидел, освободился, на работу не берут, потому что это как клеймо «зэк бывший», из квартиры родственники выписали, никому он не нужен. Вот они составляют это сообщество бездомных, бродяг, потом опускаются, начинают пить, кто-то к наркотикам приобщается. Очень много таких историй именно от мужчин. Женщин меньше. Они реально как потерянные, родственникам не нужны, работодателям не нужны. А человек – он есть, и он имеет право, мы все ошибаемся, мы все спотыкаемся, но это не значит, что его надо вообще добивать и за пределы социальной жизни удалять, всё равно какая-то рука помощи должна быть. Мы стараемся, общаемся, поддерживаем», — говорит волонтёр Наталья.
Сколько их?
Сколько в Нижнем Тагиле бездомных, точно не знает никто. До пандемии на Верхней Черепанова работал санпропускник, в котором люди могли помыться и продезинфицировать одежду. Только за 2019 год там побывали больше 550 человек. Бездомных там ждал обед от Нижнетагильской епархии. Однако из-за коронавирусных запретов санпропускник закрыли и кормить людей стало нельзя.
«До вируса кормили два дня на седмице тех, кто приходил мыться. А это около 10-15 человек. Так уже продолжается примерно года три, с тех пор как городские власти запретили кормить во дворах на улице. Еду готовили в торговом техникуме. Сейчас идут переговоры с санитарными врачами и как только ограничения ослабят, возобновим кормление», — рассказал руководитель пресс-службы епархии Дмитрий Пронин.
…Бак с супом и пакет с хлебом опустели меньше, чем за час. Катя, Лёня и Наталья складывают вещи в машину. А завтра они приедут на другую площадку, чтобы снова поддержать кого-то горячей едой и тёплым отношением.
За 2019 год за помощью в «Тарелку добра» обратились почти 5000 человек. Волонтёры раздали 17 720 порций благотворительных обедов, которые люди не только ели на месте, но и забирали с собой. Социальную реабилитацию прошли 15 жителей, двоим помогли оформить паспорт и пенсию. Мы публикуем график обедов «Тарелки добра», возможно, у волонтёров найдутся новые помощники:
— понедельник — в 14 часов в центре, Циолковского, 7, металлоприёмка,
— вторник — в 15 часов на Вагонке, конечная остановка трамвая, около Храма Воскресения Христова,
— среда — в 12 часов на Вые, металлоприёмка по Быкова 11,
— четверг — в 15 часов, Красный камень, Грибоедова, 7,
— пятница — в 14 часов на Тагилстрое, Красных Зорь 18, около металлобазы.
Текст: Юлия Клокова. Фото: Надежда Кренёва