Сжигание масленицы – это не апогей праздника, а лишь завершение цикла мясоеда. Блин вовсе не символ солнца, а чучело сжигают на костре практически только на Урале. О традициях русского народного праздника ИА «Все новости» рассказала руководитель фольклорных коллективов в Нижнем Тагиле Наталья Расторгуева.
Наталья Ансаровна, несмотря на классическое консерваторское образование, большую часть жизни посвятила народной музыке и исконно русским традициям. Сегодня во Дворце культуры железнодорожников она ведёт несколько фольклорных коллективов – для мальчиков «Соколики» и для девочек «Счастье». На занятиях ребята не только поют, но и изучают историю русских традиций.
Не все сжигают чучело
Проведение масленичных ритуалов зависят от местных традиций. К примеру, Комоедица – праздник пробуждения медведя, его отмечают так же ярко, как у нас масленицу, театрализовано, но празднуют его только в одном селе Белоруссии. На Урале собраны ключевые моменты празднования масленицы. На самом деле не везде есть обычай сжигать чучело.
«Я бы даже сказала, что она больше не сжигается. Есть много способов закончить этот период масленичный – разрывают масленицу, топят в реке, есть традиции, где вообще нет чучела масленичного, кстати, на Урале это распространено. Сажают в сани самого-самого уважаемого мужика, наряжают его как бабу и возят по округе его, он со всеми здоровается, желает всем всего самого наилучшего», – рассказывает Наталья Расторгуева.
Блин – не символ солнца?
Сейчас стали приписывать блину символику солнца с лёгкой руки этнографов, которые писали об этом в середине ХХ века. Вообще, блин – одно из самых архаичных блюд и считается поминальным. Якобы рядом с нашей живой жизнью есть метафизическая, и предки нас поддерживают, и о них обязательно надо помнить. Блины пошли в ту пору, когда люди ещё не умели работать с бактериями и ставить тесто на закваске. Блин – это обрядовое блюдо. Оно подавались в определённые, ключевые моменты жизни крестьян, которые отмечались с праздниками.
«Мы же обставляем свадьбу обрядами, чтобы усилить её значение? Мы обставляем обрядами, какими-то символическими действиями, допустим, календарные праздники. То же самое с масленицей – когда наступает время знаковое, то люди обставляют его обрядами, и атрибуты обрядов тоже разные – пища, песни, одежда», – рассуждает Наталья.
Масленицу отмечали по окончании осенне-зимнего свадебного периода, или, как сказали бы сегодня, – сезона. Затем начинался Великий пост, после него следовала посевная, а потом и сбор урожая. Свадьбы играли осенью, когда было сыто, и зимой в свободное от полевых работ время. Раньше свадьбы отмечали не два дня, как принято сейчас, а целый месяц – начиная со сватовства.
Масленичная неделя
Масленичная неделя, или как её раньше называли «сырная седьмица», начинается со встречи. Раньше разъезжали на санях по гостям, растрясали наряды, латали (чинили) санки, с которых с гор можно кататься, сбирались с духом и здоровьем к неделе разгулья. Вообще, масленичная неделя наших предков очень напоминает современные новогодние праздники.
Второй день – заигрыш – день первых вечёрок, ну или вечеринок на современный лад. К слову сказать, рождественские вечёрки – это были сборы внутри дома. А на масленице принято было собираться за пределами жилища на уличных развлечениях. Их ещё называли мокроподолыми – подолы одежды после таких гулянок от снега становились мокрыми.
Молодёжь гуляла, искала себе пару. Молодожён чествовали особым образом, замужние женщины хвастались своими коронными блюдами, угощали и угощались. Для мужчин было занятие истинно брутальное – кулачные бои или стенка на стенку.
Кулачные бои на Урале не были популярны. В наших краях жило много старообрядцев, которым неприемлемо было появляться в церкви на службе с подбитым глазом: лицо человека – лик божий. А вот «Стенка на стенку» пользовалась популярностью.
«Стенки» – 15 против 15. Игра народная, правила строгие: со спины не атаковать, товарищей беречь, бить можно только руками, но не в лицо, кадык или пах. Победа «стенки» присуждается, если одна из «стенок» прогнала со своей территории противника, до определенной линии. Количество соступов (атак): до трех побед с одной стороны.
Бои были тоже ритуалом – считалось, что мужчины последнюю дурь из себя выбивали. В силовой схватке они сбрасывали с себя негативную энергетику. Было поверье, что если мужик не побьётся в масленицу, то его точно где-то побьют, уже без правил, а может, и без вины.
Среда – лакомка. В каждом доме стряпались самые вкусные яства, доставались из погребов самые изысканные соления-варенья.
«На самом деле, если почитать источники, там сказано, что масленичная неделя – это время обжорства и пьянства. Были даже смертельные случаи – прямо упоротые ребята, которые не могли остановиться никак перед постом», – объясняет Наталья.
В четверг – разгул. Особое внимание в этот день отводилось катанию с горок – эта забава имела несколько сакральное значение. Горки заливали во всю длину улиц. Для девчонок и парней катание с гор было символическим переходом из детства в подростковый период. Именно на горках парнишки выбирали себе юную невесту, брали за руку и катали на санках – это означало выражение глубокой симпатии.
Масленицу раньше ещё называли поползухой – её сроки движутся в зависимости от лунного календаря. Катание на санях, хождение по гостям, по льду, разжигание костров – всё связано с переходом от зимы к весне. Горячие блины, масло, чай – всё, чтобы нагонять тепло природы.
В пятницу – к тёще на блины. Но тут схема, опять-таки, хитрая. Блины печёт не тёща, а зять и с ними идёт в гости к матери жены. Правда, перед этим тёща передаёт все продукты на приготовление яства. Ещё в этот день девушка, которая только вышла замуж (её называли молодухой) приходила к своей матери в гости, чтобы забрать оставшиеся свои вещи, приданое – это называлось отвязьем.
В субботу – золовкины посиделки. В этот день было принято встречаться с сестрой мужа для душевных разговоров, сбора сплетень и перемывания косточек. Такой деликатный разговор был обязателен. Даже если эти не переносят друг друга – они должны были встретиться, улыбаться друг другу и, таким образом, выстраивать между собой добрые отношения. Вообще, каждый день масленицы направлен на поддержание семейных традиций, общение между членами семьи и их сближение.
Праздники масленичные были обязательными для каждого. Если кто-то на праздник не ходил, считалось, что с этим человеком что-то не то – либо болен, либо что-то с головой. Его старались обходить стороной, потому что масленица была всеобщим радостным действием, направленным на переключение с быта на легкое, праздничное, возвышенное настроение.
«У нас сейчас относятся к традициям опосредованно. Вот даже к свадьбе. Говорят: «Мы не будем свадьбу делать!» Вот были-были, дружили, теперь раз – муж и жена. А вот когда на тебя весь род посмотрел, ты всем пообещал, при всех поклялся, что будешь любить до гробовой доски, то тут ведь совсем другие отношения у людей», – считает Наталья.
Прощёное воскресенье – завершение масленичной недели. Этот день – прощание с прошлым, с невзгодами, неприятностями, холодом. На чучело ругаются, закидывают снежками, велят поскорее уходить и забрать с собой всё плохое. Все дела необходимо сделать в первой половине дня, максимум часов до четырёх вечера. Все яства убираются обратно в погреба, чтобы не искушать себя следующие сорок дней – для православных верующих уже вечером в воскресенье со службы в храме начинается Великий пост – очень тихое, сосредоточенное время, которое длится до самой Пасхи. В этом году она будет отмечаться 2 мая.
Ещё в этот день принято просить прощения у всех и каждого. Говорить следует: «Прости меня Христа ради!» А отвечать: «Бог простит – и я прощу». В этот день есть возможность помириться всем, кто в ссоре и кому нужен особый повод для того, чтобы достичь согласия. И принято прощать и мириться – так надо, философия предков.