Госдума в третьем окончательном чтении приняла законопроект о закреплении в законе “Об образовании” понятия “просветительская деятельность”, сообщается на сайте нижней палаты парламента. Под этим определением подразумевается образовательная деятельность, которая проводится вне официальных программ. С 1 июня, когда вступит в силу законопроект, чтобы заниматься просвещением необходимо будет получать лицензию в правительстве.
Поясняется, что законопроект необходим для того, чтобы защитить школьников и студентов от “антироссийской пропаганды, подаваемой под видом просветительской деятельности”.
“Отсутствие соответствующего правового регулирования создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из‑за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя”, — уточняется в пояснительной записке.
Кроме того, запрещается использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также для побуждения к противоречащим Конституции РФ действиям. В частности, законопроект запрещает преподавать “недостоверные сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов”.
Также, согласно документу, для подписания договоров о международном сотрудничестве вузам потребуется получать заключение Минобрнауки или Минпросвещения.
Как сообщает “Би-би-си”, законопроект поддержали только депутаты от «Единой России», но ранее сообщалось, что его инициаторами выступали парламентарии от четырех фракций. В третьем же чтении представители ЛДПР и КПРФ призвали отклонить документ.
“Против законопроекта объединились все основные группы отечественной интеллигенции: президиум Академии наук обратился к президенту с просьбой не подписывать закон, музейщики, библиотекари встревожились, не придется ли им согласовывать каждый шаг с начальством”, – сказал первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин.
Идея законопроекта появилась осенью в комиссии по противодействию иностранному вмешательству Совета Федерации. Её передали в Госдуму и через несколько месяцев одобрили в первом чтении. Несмотря на то, что законопроект уже принят, правительству только предстоит до конца определить порядок и условия ведения просветительской деятельности и формы контроля за ней.
Президиум Российской академии наук накануне третьего чтения призывал Госдуму отозвать законопроект. Против поправок также выступили создатели и руководители 17 независимых российских просветительских проектов и более 1000 деятелей культуры. А петиция на сайте Change.org за отмену законопроекта собрала более 230 тысяч подписей.
Противники нововведения считают, что законопроект об ограничении просветительской деятельности может быть шагом к цензуре в государстве. Эти люди считают, что определение в поправках прописано расплывчато, из-за чего под “просветительскую деятельность” могут попасть не только образовательные программы, а также лекции, публичные дискуссии, издания литературы и контент блогеров. Организаторам таких видов деятельности придётся получать лицензии от властей.